јлес€ Ћонска€

 

ќ чем молчат попул€рные ведущие семинаров по поиску «призвани€»? ¬ыпускники таких семинаров, как правило, не получают квалификацию и не обучаютс€ оказывать реальную помощь люд€м. ј под «призванием» понимаетс€ зан€тие тем, что «давно хотел», то есть психотерапевтическое творчество, уход от реальности.

“ренеры по поиску призвани€ не учат получать фундаментальные знани€, а дают набор попул€рных методик, с которыми человек может существовать лишь в заданной системе конкретного гуру, но не может встроитьс€ в реальную специальность. √уру играют на ваших слабых сторонах: лени (повышают «мотивацию», а не учат дисциплине), гордыне (убеждают, что вы «все можете», вместо анализа ваших реальных навыков). ∆енщина, «подсевша€» на тренинги по нахождению призвани€, получает зависимость от гуру, эйфорию, отдых в при€тной компании. Ќо найдет ли она там себ€?

ќднажды € была на тренинге дл€ мам по созданию «своего дела». ќт участниц требовали создать личный сайт и написать свое «уникальное торговое предложение». Ќо тренер не учла, что у тех, кто только вошел в свою область де€тельности, не может быть «уникального торгового предложени€». » некоторые женщины буквально «выгорели» за врем€ тренинга, пыта€сь прыгнуть выше головы. „то-то получилось лишь у тех, кто был на стадии эксперта в своей области де€тельности, потому что им действительно было, что предложить. Ќельз€ создать уникальное торговое предложение за два мес€ца тренинга, это дело долгих лет, как и наработка репутации.

¬едуща€ тренинга — мо€ хороша€ знакома€, которую € очень уважаю, да и тренинг был пробный, бесплатный. ¬едуща€ пробовала свои силы. » мы тоже. Ќо попул€рные статьи о поиске призвани€, почтовые рассылки и даже целые бестселлеры стрем€тс€ продать нам красивую идею о том, что можно заниматьс€ любимым делом и получать за это деньги. Ќа самом же деле люди за наше «любимое дело» платить не готовы. ƒавайте попробуем разобратьс€, почему.

Ћовушка 1. ѕопытка перепрыгнуть стадию «профессионала»: убеждение, что из «новичка» можно стать сразу «экспертом» или даже «звездой», обладающей уникальными знани€ми

ќт своего первого учител€ журналистики €, еще будучи студенткой, узнала о трех о базовых стади€х профессионального роста, попытка перепрыгнуть которые ведет к печальным последстви€м. » эта классификаци€ применима к любой области, не только к журналистике. “ри эти стадии после «новичка»: профессионал, эксперт и звезда.

ѕрофессионал. ≈го характеризует стабильное качество, которое он может гарантировать начальнику, клиенту, заказчику даже в стрессовой ситуации. ќн имеет стабильный заработок. ѕуть от новичка до профессионала может длитьс€ от 5 до 10 лет в зависимости от специальности. ¬ажное качество профессионала — наличие базовых знаний по специальности, безукоризненное знание системы, в которой ты функционируешь. Ѕез знани€ системы ты либо будешь «изобретать велосипед» (выдавать за оригинальные давно существующие методы), либо не сможешь решать нестандартные проблемы.

Ќапример, маму «натаскали» на какую-нибудь звездную методику преподавани€. » она стала тьютором по этой методике, прослушав несколько семинаров. явл€етс€ ли эта мама педагогом? ќна может жонглировать пон€ти€ми, значение которых она сама понимает с трудом. Ќапример, рассказывать, что детей по ∆охову учат считать с помощью правого полушари€ мозга. —может ли она объ€снить, как именно функционирует в это врем€ мозг? ¬р€д ли. —читать она научит, но с нестандартной ситуацией вр€д ли справитс€. » без системных знаний по общей педагогике и физиологии она далеко в преподавании не пойдет. ќна «перепрыгнула» стадию профессионала, претенду€ на экспертные знани€. Ќо без своего «гуру» (основател€ методики) она существовать как педагог вр€д ли сможет.

Ћюба€ методика, будь то грудное вскармливание, диетическое питание или психологические приемы, должна ложитьс€ на системные знани€ в той области, дл€ которой она создана. »наче шаг вправо, шаг влево — и ты причинишь вред, совершишь ошибку. “ак, не облада€ медицинскими знани€ми, консультанты по √¬ часто выход€т за рамки своей компетенции. “о, что не вписываетс€ в их методику, объ€вл€етс€ ересью. Ќапример €, как мама детей с пищевой непереносимостью, однажды последовала совету консультанта прекратить сидеть на гипоаллергенной диете дл€ корм€щей мамы, ибо ¬ќ« объ€вила, что маме можно все. “акой совет нанес нам вред, ибо в нашей ситуации (неспособность ребенка с диагностированной ферментной недостаточностью усвоить белок коровьего молока, €йца, рыбы и т.д.) этого делать было нельз€. Ќе облада€ системными знани€ми в области физиологии пищеварени€, консультант по √¬ не смогла справитьс€ с нестандартной ситуацией и восприн€ла ее как «ересь», оспарива€ науку.

≈сли вы очарованы какой-либо чудесной методикой преподавани€, общени€, питани€, стил€ жизни — ваше очарование может быть вызвано обещани€ми авторов достичь такого результата, который невозможен.  ритически оценить методику и проверить ее может только человек, обладающий системными знани€ми в данной области.

ќчарованы? ¬перед — садимс€ за базовые учебники. » если автор с ними расходитс€ — это повод задуматьс€: приведет ли восхищающа€ вас методика к росту вашего профессионализма, к действительному освоению новой специальности, или это попытка затащить вас, обладател€ некритического мышлени€, в сектоподобное сообщество.

¬тора€ ступенька — эксперт. »м невозможно стать, мину€ стадию профессионала. Ёксперта характеризует наличие собственных наработок, оригинальных идей и, главное, наличие фундамента в виде ресурсов и профессиональных св€зей, чтобы была возможность эти наработки реализовать. “акже эксперта характеризует способность решить нестандартную ситуацию.

”спехи эксперта замечает профессиональное сообщество. “олько на стадии эксперта можно качественно проводить семинары и обучать других. —игналом можно считать момент, когда к вам начнут обращатьс€ за помощью и советом другие участники рынка вашей специализации — не раньше. Ќо на волне попул€рности вебинаров многие мамы начинают пробовать свои силы в обучении других слишком рано. ќни превращаютс€ в «кладези полезных советов» и транслируют свой опыт грудного вскармливани€, тайм-менеджмента, отношений с мужь€ми и детьми. ќднако, не име€ системных знаний, они не могут решить проблемы других и заработать на этом какие-либо деньги, потому что все, что они имеют, — лишь свой, пусть и богатый, опыт. ќчень лестно дл€ самолюби€, что ты даешь советы не на детской площадке, а через канал на Youtube, но, к сожалению, кроме дивидендов самолюбию, така€ де€тельность ничего не даст, если мама не будет вкладыватьс€ в изучении научной базы, подкрепл€ющей ее собственный опыт.

» еще очень важна€ характеристика эксперта: он знает меру своей компетенции. Ёксперт по педагогике никогда не напишет вам в рассылке, что знает чудесный способ, как сделать, чтобы ваши дети никогда не впадали в истерику. ј если вы подписаны на рассылку «супермамы», котора€ учит и тайм-менеджменту, и психологии, и педагогике, и слингоношению, и обещает, что ваши дети никогда не будут болеть и ссоритьс€, — скорее всего, вы столкнулись с профессионалом в самопиаре, который умеет себ€ подать. Ќо вр€д ли будет профессионалом во всех вышеназванных област€х.

„асто можно столкнутьс€ с псевдоэкспертом, который транслирует миф о некой системе знаний, котора€ решит ваши проблемы во всех област€х жизни: и наладит отношени€ с близкими, и поможет вам найти себ€. ќбычно авторы таких систем объедин€ют коучинг с эзотерикой и хорошо играют на эмоци€х. ќни сделают вас носител€ми «тайных знаний», но на деле вы получите зависимость от гуру. ¬ы будете испытывать эйфорию от прослушивани€ его лекций, чтени€ его книг, посещени€ его семинаров. ¬ы будете реализовывать свою потребность в движении за лидером, и вам перепадет немножко его репутации — но ничего не прибавитс€ в плане профессионализма и собственного авторитета. ¬ы будете целиком зависеть от своего «донора», и как только его дело лопнет — лопнет и ваше.

», наконец, треть€ стади€ — звезда. «везда делает, что хочет, и получает за это деньги. ѕереход на эту стадию возможен не раньше, чем через 15-20 лет от начала профессионального пути по данной специальности.   примеру, € могу писать статьи на любимые темы сколько угодно. Ќо € не €вл€юсь «звездой», любой текст которой прочтут ради имени. ¬ отличие, скажем, от Ћюдмилы ѕетрановской. ѕоэтому далеко не каждую статью мне удастс€ продать. » гарантировать стабильный заработок написанием «отсеб€тины» (того, что хочетс€ мне) € не могу. » дл€ заработка мне приходитс€ писать и на нелюбимые темы, если они нужны заказчику.

Ќа какой ступени € нахожусь? ћогу ли € выполнить услови€ заказчика точно в срок? “огда € — профессионал. ћогу € предложить нестандартное решение заказчику, выполнить нестандартный заказ, который не смогли одолеть другие? ћогу ли € научить других писать тексты и играть их элементами? ѕолучаю ли € такие предложени€? ƒа, тогда € эксперт. Ќо пока € не могу позволить себе делать то, что € хочу. Ќо € знаю, что это нормально. » что если € хочу это изменить — надо вкладыватьс€ в свои навыки. ј вовсе не в пиар. » тем более не бросать профессию с надеждой, что где-то сразу можно делать то, что хочешь.

ј теперь представьте себе, скажем, журналиста, которому приходитс€ писать на темы, которые ему не нрав€тс€. Ёто — нормальна€ стади€ профессионального роста. Ќо человек изо всех щелей интернета слышит, что делать то, что тебе не нравитс€, — это неправильно. » он уходит в другую профессию. Ќе зна€, что там тоже сначала придетс€ делать то, что тебе не нравитс€. Ћечить не кого хочешь, а кого дадут. ”чить не кого хочешь, а кого дадут. » даже в€зать кофточку не цвета фукси€, а серенькую, потому что заказали серенькую. ‘укси€ может быть твоим любимым цветом, но если ты не звезда «ярмарки мастеров», ты ее не продашь.

≈сли вы застр€ли на первой ступени в своей специальности — у вас нет шанса прыгнуть на третью в другой. Ѕолее того, в любой другой вы даже на первую не взобрались. Ќе ловитесь на рекламу, будто тренером, инструктором, коучем или консультантом можно стать за 2 мес€ца. –еальной профессии вы не получите. ¬ы попадете в пузырь, летающий на пиаре основател€ за деньги таких, как вы. ќн заработает, а вы — лишь пока пузырь получает приток новых «тренеров».

Ћовушка 2. ќшибочно негативна€ оценка своей существующей специальности

≈ще одно условие профессионального роста: он неравномерный. ѕереход€ на каждую следующую ступень, мы неизбежно откатываемс€ на некоторое врем€ назад. Ёто происходит, когда требовани€ специальности повышаютс€, а навыков еще не хватает. Ёто очень обидна€ стади€, именно на ней люди чаще всего выгорают и уход€т из профессии. ¬ том числе в декрет, «устав» от работы. ѕотом, вспомина€ свои неуспехи, они ошибочно думают, что то, чем они занимались, было «не их». Ќа самом деле, они просто не смогли или не успели преодолеть эту стадию «капусты» (когда рассаду капусты высаживают на новую почву, она поникша€). ј есть еще стади€ «плато» — когда вы не растете, а застреваете на одном месте. » вам кажетс€, что ваши усили€ напрасны. ќказываетс€, это тоже бывает на любой работе и в любой специальности.

ѕервые п€ть лет в журналистике € была уверена, что журналистика — это не мое. » уж точно была уверена в этом, войд€ в декретный отпуск. я мечтала о психологии или педагогике. Ќо вы€снилось, что вход в другую специальность потребует от мен€ огромных временных и денежных ресурсов, которых у мен€ нет. —ейчас € продолжаю заниматьс€ журналистикой, котора€ косвенно св€зана с педагогикой и психологией. ѕолучилось, что € нашла себ€ внутри своей же специальности, продолжа€ одновременно немножко продвигатьс€ в изучении других. я не знала свою специальность, ее возможности, а чтобы найти в ней себ€, требовалось… еще больше учитьс€ и изучать систему, в которой € функционирую.

Ќа стадии новичка вообще живетс€ плохо. „тобы пон€ть, ваше это или нет — перейдите в стадию профи, а лучше — эксперта. “олько после этого можно безопасно мен€ть специальность, потому что приобретенные знани€ будут уже настолько широки, что станут легким фундаментом дл€ движени€ вбок.

ѕредставьте, что вы гусеница и сидите на надломанной лысой ветке, где нет еды и перспектив. Ёта ветка, пон€тное дело, вас не устраивает: небезопасна. √усеница принимает кажущеес€ ей вполне рациональным решение: переползти на другое дерево. Ќо переползание на другое дерево будет отнимать у нее огромное количество времени и ресурсов. “ак, «переползание» в другую профессию занимает годы. ѕеред гусеницей встает ошибочна€ и очень грустна€ альтернатива: либо переползаешь на другое дерево с потерей времени и ресурсов, либо остаешьс€ на скудной пище без удовольстви€, но стабильно. ѕочему эта альтернатива ошибочна€? ѕотому что есть третий вариант: переползти на другую ветку того же дерева, котора€ будет устраивать. Ќо так как гусеница в силу недостатка знани€ не видит всего дерева (систему), она не способна прин€ть правильное решение и тер€ет врем€.

„то в данном случае значит «друга€ ветка»? ƒруга€ область вашей же специальности! ¬ам не может не подходить «журналистика» в целом, «юриспруденци€» в целом, «бухгалтери€» в целом. ≈сли у вас что-то в этой специальности получалось — попытайтесь найти в этой специальности себ€, просто на другой «веточке». ƒл€ этого нужно провести анализ системы, в которой вы функционируете. »зучить ее ответвлени€, св€зать ее с той областью, куда вам хотелось бы пойти. ј также провести анализ навыков, которые вы имеете. ≈сли они недостаточны дл€ того, чтобы качественно выполн€ть даже базовые требовани€ специальности — о переходе на другую ветку вообще рано говорить. «ато вы теперь знаете, куда двигатьс€!

Ћовушка 3. ѕризвание — это то, «к чему лежит душа»

«ƒуша», как правило, «лежит» к тому, что легче даетс€ и приносит удовольствие, где вложени€ невелики. ѕотому что слова «душа» или «сердце» народное сознание часто путает со словом «хотелки». ћногие пишут рассказы и стихи, раньше говорили «в стол», теперь говор€т «в блог», смутно наде€сь, что когда-то общество признает их гениальность. Ќа самом деле, большинство из таких зан€тий — лишь «психотерапевтическое творчество» — творчество, от которого у вас лично снимаетс€ напр€жение. “акое творчество, как правило, не способно решить проблемы людей, стать голосом поколени€, да и не претендует на это. ѕсихотерапевтическое творчество никогда не будет признано широким кругом почитателей, если не обучатьс€ этому профессионально. ƒа и не всем это нужно. “о, что пишетс€ «в стол», как правило, туда и должно писатьс€. Ёто писание «в стол» дает вам силы быть хорошим специалистом в другой области.

ј что такое «друга€ область»? Ёто там, где трудно. Ёто там, где нужно много работать над собой и учитьс€. Ќапример, быть преподавателем — это очень сложно. » как только возникают проблемы (скажем, с тем, чтобы удержать внимание публики) — человек просто решает, что это «не его», перестает вкладыватьс€ в квалификацию и уходит вот в это «психотерапевтическое творчество», потому что это даетс€ ему легко, возникает ложна€ иллюзи€, что здесь не нужно учитьс€ и достаточно одного таланта. „еловек в итоге тратит избыточное количество времени на творчество, которое никогда не будет признано, чтобы сн€ть «напр€жение» от основной работы, и остаетс€ посредственным преподавателем. ’от€ мог бы достичь больших успехов, реши проблемы с удержанием внимани€ публики, овладев ораторским мастерством. Ѕыть преподавателем — его насто€щее призвание, но человек этого может никогда и не пон€ть.

“ак что раздел€йте «психотерапевтическое творчество» и насто€щее призвание, где вы приносите пользу люд€м. Ќе всегда следует идти за тем, «куда душа лежит». »ногда стоит вкладыватьс€ в то, что даетс€ сложно. ¬ы дадите 100 очков вперед тем, кто вкладыватьс€ не стал. “ак что стремление получить удовольствие от де€тельности — не всегда правильное стремление. Ќа поиск призвани€ должна побуждать боль за человечество, тогда вы действительно сможете стать если не великим человеком, то профессионалом в своей области. » это поистине христианское призвание.

“ак как же найти призвание?

я ненавижу писать репортажи и брать интервью. Ёто очень сложно. » больно. » недоброжелателей много. я каждый раз хочу уйти вал€ть бусики из шерсти. Ќо так случаетс€, что, сталкива€сь с проблемой, € не могу не написать про нее. ≈сли с кого-то дерут деньги за сомнительную услугу — €  пытаюсь делать расследование. Ёто сложно и больно. Ќо каждый раз мен€ за это благодар€т.

“олько спуст€ семь лет в профессии € пон€ла: призвание — это не то, где «хочетс€» и где «легко». ѕризвание — это там, где можешь решить чьи-то проблемы. Ќайти решение хот€ бы своих и поделитьс€ им. Ќапример, сейчас оба моих ребенка страдают от пищевой непереносимости. »зуча€ тему, € пон€ла, что пока наука не предлагает адекватного способа лечени€ этой бол€чки, а семь€ с таким ребенком оказываетс€ фактически отрезанной от социальной жизни (невозможно отдать ребенка в садик, невозможно пойти на детский праздник…). я не удержалась и стала готовить интервью на эту тему. ’от€ думала, что ушла из журналистики в домохоз€йство. Ќо… не отпускает! ћне хотелось бы найти ответы на интересующие мен€ вопросы, и € думаю, что этим помогу не только себе.

ћне кажетс€, что призвание — это то, где точка вашей боли и боли других людей встречаетс€ и разрешаетс€ вами.

ѕризвание — это не где хочетс€, а где болит! »ногда идти к нему надо, пробива€сь через годы трудов и преп€тствий. ¬ам сложно? ¬ы устали? ¬ы на правильном пути!

 

**************************************************************************