-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lida_T

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2013
Записей: 228
Комментариев: 101
Написано: 394





1. Автор - Татьяна Вавилова. "Ташкентские старожилы. Семья Нехорошевых".

Четверг, 28 Мая 2015 г. 19:45 + в цитатник

Ташкентские старожилы. Семья Нехорошевых.

Возникшая нечаянно, коллекция биографий ташкентских старожилов постепенно пополняется новыми фамилиями и интересными историями жизни.
Биография Н.И. Нехорошева попалась мне на глаза совершенно случайно, когда искала сведения о топографе и астрономе Петре Карловиче Залесском. Так уж случилось, что оба они ушли из жизни в 1916 году и статьи, посвященные их памяти, оказались в одном выпуске «Известий Туркестанского отдела Императорского географического общества». Фамилия запомнилась и когда в перечне личных фондов ЦГА РУз я ее увидела вновь, решила, что сама судьба подсказывает мне тему следующего рассказа. В фонде хранится семейный архив дочери Николая Ивановича Нехорошева, Нины Николаевны. Вместе с документами отца, Нина Николаевна сохранила множество интересных фотографий.
Итак, Николай Иванович Нехорошев родился 17 ноября 1874 года в семье болховского мещанина Ивана Николаевича и Александры Яковлевны Нехорошевых. Провинциальный городок Болхов располагался в Орловской губернии. Сначала Николай Иванович закончил трех годичный курс Вышневолоцкого училища кондукторов путей сообщения и только потом поступил в военно-топографическое училище, после окончания которого был прикомандирован к лейб-гвардии Егерскому полку. Началась офицерская карьера военного топографа. В Туркестанский край Николай Иванович прибыл в 1903 году с двухлетним опытом съемочных работ и служил в Ташкенте производителем топографических работ вплоть до своей гибели в Первую мировую войну.

Служба военного топографа была полна опасностей и лишений. Капитан Нехорошев занимался рекогносцировкой и съемкой местности в Бухарском эмирате, в Закаспийской и Сырдарьинской областях. Экспедиции занимали несколько месяцев в году. Пешком и на лошадях приходилось преодолевать и знойные пустыни, и горные перевалы. Но Николай Иванович отличался добросовестностью и высокой компетенцией, все работы выполнял отлично.
Было у Нехорошева и увлечение. Он с первых же лет службы в Туркестане полюбил наш край и увлекся его археологией и историей. Вступил в Археологический кружок и стал членом Туркестанского отдела Географического общества, занялся коллекционированием монет. В одной из экспедиций обследовал и произвел съемку развалин древнего Термеза.
Женился Николай Иванович на потомственной дворянке из Пензы, Елизавете Федоровне Георгиевич. И хотя сам он как офицер имел личное дворянство, его дочь в советских анкетах «оправдываясь» за дворянство матери всегда писала, что отец ее мещанин. Из нашего далёка такая примета времени кажется забавной. Дочь Нина родилась в Ташкенте в 1903 году, сын Николай, судя по фотографиям, был постарше. Елизавета Федоровна великолепно играла на фортепиано, и музыка стала ее профессией. Особенно пригодилось это в трудные годы Первой мировой войны и после революции.
В самые первые дни войны 1914 года Николая Ивановича прикомандировали к 1-му Туркестанскому армейскому корпусу, и уже 28 июля он выехал в театр военных действий.
В боях проявлял примерную доблесть, был награжден орденами и Георгиевским оружием за храбрость. Заслужил краткий отпуск, приехал в Ташкент, хотя семья на время войны выехала к родственникам в Пензу, успел даже присутствовать на очередном заседании любимого географического общества и снова вернулся на Юго-Западный фронт.

16 июля 1916 года в бою на реке Стоход подполковник Николай Иванович Нехорошев погиб смертью героя.
Тяжело пришлось Елизавете Федоровне растить одной двоих детей. Пенсию за погибшего мужа и отца назначили не очень большую, да и вряд ли долго выплачивали. Через год после гибели Нехорошева грянула революция, за ней гражданская война, голод, эпидемии тифа. Но и в те катастрофические годы люди смотрели кино. А кино было немое. И в каждом кинотеатре фильм сопровождался игрой на фортепиано. Музыканта, играющего в кинотеатре, называли тапёром. Рядом с экраном стояло пианино, и тапёр импровизировал, стараясь, чтобы музыка соответствовала происходящему на экране. Елизавета Федоровна устроилась тапёром в пензенский кинотеатр «Олимп». Кроме того, давала уроки музыки. И всё же Нехорошевых тянуло в Ташкент, к солнцу, фруктам, в родной хлебный город. Вернулись в 1920-м.
Елизавета Федоровна устроилась музыкальным работником и воспитателем в детский дом, затем стала преподавать музыку в школе. По вечерам, пока кино не стало звуковым, подрабатывала тапёром в ташкентских кинотеатрах. Нину определили в школу имени Шумилова. Там кипела общественная жизнь. На месте разрушенного старого мира страна строила новый. Недостатки в строительстве высмеивала Агитбригада «Синяя блуза». Нина включилась в работу живого театрализованного сатирического журнала и, думаю, вместе со всеми пела популярный тогда гимн синеблузников:

«Мы синеблузники, мы профсоюзники —
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём.
Мы синеблузники, мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи —
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи…»

В 1929 году Нина Николаевна Нехорошева окончила 10 классов. В том же году погиб брат. Так и остались мать и дочь вдвоем на долгие – долгие годы.
В анкете Нина Николаевна записала: «Пионеркой была, в комсомол не приняли». Не того героя дочерью была Нина! Но она не горевала. Нину Нехорошеву Бог наградил талантом, она хорошо рисовала. В те годы при музее искусств открылась художественная студия АХРР (Ассоциация художников революционной России) с учебной мастерской. Туда Нина и ходила 2 года после школьных уроков учиться рисовать.



1.Капитан Корпуса военных топографов Николай Иванович Нехорошев. 1915 год.
нехорошев1 (640x700, 327Kb)

2.
Елизавета Федоровна Нехорошева с детьми Колей и Ниной.
нехорошев2 (448x700, 240Kb)

3.На память сыну. Николай Иванович Нехорошев во время Первой мировой войны.
нехорошев3 (392x700, 178Kb)

4.
В мастерской художественной студии АХРР .
Н.Н. Нехорошева во время работы в художественной и реставрационной мастерской Среднеазиатского музея истории и истории революции.
Художники: Карлов Ю., Нехорошева Н., Художник - реставратор  Л.С.
Пржилуцкая.(в платке)
Н. Нехорошева первая слева.
Снято 15 февраля 1932 года. Ташкент. (б. Военный собор).

нехорошев4 (700x532, 244Kb)

5.Военный топограф Николай Иванович Нехорошев
нехорошев5 (428x700, 141Kb)


Про Лёшу Христофорова.

Суббота, 02 Мая 2015 г. 13:09 + в цитатник

 

5289008_mamasofaskazka44 (588x700, 292Kb)

Нет, я очень мало знала об актёре Алексее Васильевиче Христофорове! В Театре им. Горького служил он столько, сколько мы жили в Ташкенте, а потом и ещё долго - долго... Помню грузного человека с тяжёлой походкой. Что-то у него было с ногами. Роли играл небольшие. На фотографии он в сказке, в роли Дмитрия - Царевича ( в центре, на заднем плане). Характерный актёр на эпизодические роли. А вот о второй его жизни, жизни коллекционера, посвящённого во все тайны старых Туркестанских изданий, я не знала ничего. И так бы и осталась в неведении, если бы не Борис Голендер! Ах, Борис Анатольевич! Судьба отметила Вас особым ДАРОМ (такой печатью Музы Клио на челе). Живая улично - махаллинская история Ташкента ВАМ многим обязана. Но и за кулисами театра вы нашли исторический след - Дядю Лёшу Христофорова, который отыскал акварели Юдина!

5289008_hristoforov11 (496x700, 263Kb)

5289008_hristoforov22 (700x414, 68Kb)

Из книги Борис Голендера "Мои Господа Ташкентцы"


3. Самсон в Туркестане.

Суббота, 02 Мая 2015 г. 06:31 + в цитатник

5289008_knigasamsoncirk (700x483, 97Kb)5289008_knigamalish_3_ (700x299, 43Kb)

5289008_kniga752 (485x700, 264Kb)

5289008_kniga761_3_ (510x700, 289Kb)

5289008_kniga771_1_ (500x700, 307Kb)

5289008_kniga781_1_ (516x700, 301Kb)

 

5289008_kniga7911 (497x700, 288Kb)

5289008_kniga802 (521x700, 279Kb)

5289008_kniga8111 (700x418, 71Kb)


2. Самсон в Туркестане.

Суббота, 02 Мая 2015 г. 04:55 + в цитатник

5289008_knigatityl1 (560x700, 230Kb)5289008_knigastatyya2 (488x700, 69Kb)

5289008_knigaafisha22 (469x700, 204Kb)

5289008_kniga671 (489x700, 265Kb)5289008_kniga681 (502x700, 282Kb)

5289008_kniga691 (491x700, 290Kb)

5289008_kniga701 (532x700, 296Kb)

5289008_kniga711_1_ (521x700, 299Kb)

5289008_kniga721 (518x700, 295Kb)

     

5289008_kniga731 (498x700, 284Kb)

5289008_kniga74malishok (681x652, 114Kb)

 


1. Самсон в Туркестане.

Среда, 08 Апреля 2015 г. 12:50 + в цитатник


5289008_kniga000samson (532x700, 289Kb)/5289008_knigaportretsamson22 (255x700, 27Kb)  Александр Засс приблизительно в те годы, когда он выступал в Цирках Юпатова и Хойцева.

5289008_knigatityl1_1_ (560x700, 230Kb)5289008_knigainglish1 (486x700, 23Kb)

5289008_kniga000samson (532x700, 289Kb)5289008_knigahhsamson (511x700, 304Kb)

5289008_kniga11samson (504x700, 268Kb)

 

5289008_kniga22samson (534x700, 310Kb)

 

 

 

5289008_kniga333samson (489x700, 266Kb)

5289008_kniga44samson (501x700, 298Kb)

5289008_kniga55samson (483x700, 277Kb)

5289008_kniga66samson (574x700, 318Kb)


Театр на международной арене -2.

Суббота, 04 Апреля 2015 г. 23:01 + в цитатник




Если помните,  в первый раз Зарубеж сам постучался в двери Театра им. Горького. Второй шаг навстречу иному миру был сделан самим театром. И опять нашим Другом стал Китай. Дело было так. В портфеле самого академического изо всех академических театров страны, Московского Художественного, имелась китайская пьеса «ГРОЗА».  Написал её драматург и директор Китайской Оперы Цао- юй. МХАТ думал, думал да и отказался от этой идеи!

5289008_taifynbyklet4 (462x564, 36Kb)


  Ах, какая охота шла за хорошей драматургией! Ещё чернила не просохли, а под дверями уже дежурили эмиссары из провинции. Не под каждой дверью, конечно.   Как-то пронюхивали заинтересованные лица, по какому адресу рождается приличная пьеса. Конечно, что-то могли и «прохлопать»… Но авторы (или переводчики) таких перспективных произведений сначала несли их к столичным мэтрам в известные театры. Как только «Гроза» выпала из репертуарных планов москвичей, её прямо на лету перехватил театр из Ташкента.

Пьесу переименовали. Название «Гроза» в русском театре принадлежало драме Александра Островского. Так появился «Тайфун». Роли были распределены идеально. Кроме того, посыпались «творческие заявки». Эти заявки – святое дело. Актёр, мечтающей сыграть какую-то роль, присутствует на репетициях, но роль готовит практически самостоятельно. Потом даётся несколько репетиций с партнёрами и следует показ худсовету… После чего совет, как правило, «не рекомендует» и мечта остаётся мечтой! Театр очень жесток!!!

Александр Гинзбург в то время не отказывал в возможности «помечтать», даже иногда изначально назначались два исполнителя, но играл только один состав. 

( В «Истории Пустой души», например, Тамара Аванесянц репетировала Алину в очередь с Клавдией Ефремовой, Александр Ильиных – Клима Самгина. Я видела их на сцене незадолго до премьеры уже в костюмах и гриме… Но зритель так не увидел. После отъезда Нины Мягковой в Театр Советской Армии в Польше Тамара Аванесянц стала играть Лидию Варавку. А вот Ильиных, хороший актёр, тихо ушёл в другой театр... Такие вот невидимые миру слёзы).

27 июля 1957года впервые в СССР  был сыгран "Тайфун" по пьесе Цао-Юя! Спектакль был принят всякими «тащитьинепущательными»  комиссиями и понравился ташкентцам. Как тогда говорили, «имел хорошую прессу».  Отозвались центральная и ташкентские газеты. Рецензию А.Рыбника опубликовали в «Советской Культуре» от 3-его октября 1957г.

.5289008_PAPATAIFYNREC771 (397x212, 16Kb)



5289008_PAPATAIFYNREC888 (421x481, 63Kb)



5289008_PAPATAIFYNREC991 (434x527, 75Kb)


Главного злодея – капиталиста играл мой отец. Это был его звёздный час. Чжоу Пу-Юань – китайский вариант характера от Достоевского. За ширмой благополучия, несокрушимой силы характера этого человека с Востока - полный душевный разлад и бездны, бездны, бездны… Отец, как актёр, очень чувствовал этот перелом натуры человеческой, когда абсолютная сила оборачивалась абсолютной слабостью, а слабость оказывалась непреодолимой силой. Может быть, потому-что сам балансировал на таком изломе. Острый внешний рисунок и  внутренняя правда – это был батюшкин конёк. Я тогда своеобразно воспринимала спектакли. Какого бы гада не играл мой отец, он оставался моим героем, я всегда ему сочувствовала!

 

5289008_taifyn (672x467, 26Kb)Сцена из спектакля. Ши-Пин  - Вера Александрова, Чжоу Пу-Юань  - Василий Козлов

Клавдия Ефремова так хороша была в роли полусумасшедшей Фань–И!  Актриса давно мечтала о главной роли в драме Бальзака «Мачеха», но включить её в репертуар не удалось. Тут были проблемы внутренние, тщательно скрываемые. Иногда ведь идёт  борьба не только ЗА себя, чтобы самому отличиться, но и ПРОТИВ товарища своего "в искусстве дивном», как бы он чего хорошего не сыграл. А Фань-И и Гертруда в «Мачехе» существа родственные.

  «Тайфун» вышел спектаклем ансамблевым . Один дополнял другого, никто «одеяло на себя не тянул». Мнения в рецензиях высказывались всякие, но я не могу выделить никого из актёров. Это были живые люди и подлинная жизнь.Через полувековую толщу лет я всё ещё вижу Льва Колесникова в сцене с мачехой, Володю Русинова безумно влюблённого в молоденькую служанку Нину Мягкову , сцену самоубийства, когда Лу –СЫ -ФЫН повисала на искрящхся проводах , Петра Дроздова, передвигающегося как кошка, всегда готовая к нападению.   
Доставалось от рецензентов Николаю Хлибко. Но зря. Актёр сделал всё, что мог. Играл он брата героини, положительного пролетария. Этот дежурный персонаж, почти маска, драматургам никогда не удавался.

5289008_taifynbyklet44 (642x700, 299Kb)

И.Вальденберг и Д.Ушаков! Как о них не вспомнить! Наступило их десятилетнее  царствование на сцене Русского Театра. Союз творцов казался нерасторжимым. Даже фамилии привычно произносили в одно слово «вальденбергушаков». На слух воспринималось как «вальденбер – гушаков». Люди со стороны думали, что это один человек, но с двойной фамилией (как Римский – Корсаков). Союз был удивительно гармоничным. Батюшка мой не мог вспомнить случая, когда бы они конфликтовали, ссорились. Даже если один предполагал что-то одно, а другой нечаянно это переделывал на свой манер. Я помню, как они появлялись в фойе возле служебного входа. Оба в беретах, с красивыми тростями в руках. Ушаков - брутальный, как теперь говорят, а Вальденберг всегда приветливо улыбался… Сценографический дуэт был  чуток к требованиям современного театра и творчески претворял  в жизнь замыслы режиссёра. Благодаря им театр покинул "кукольные домики" в натуральную величину и обратился к пластической метафоре. В «Тайфуне» человеку отводилась нижняя треть зеркала сцены. А две трети принадлежали небу.  Приближалась буря, по небу мчались тяжёлые тучи. Человеческий мир стелился по земле, казался слабым и беззащитным. А сколько изящных подлинных вещиц появилось в театре в связи с этим спектаклем! Бросили клич в городе: « Театр покупает…» Конечно, в Ташкенте нашлись антикварные вещи из китайского быта! Какое –то необыкновенный халат добыли для Ефремовой.
 А вот китайского оркестра в Ташкенте не сыскали! Поэтому композитор Александр Берлин сам конструировал инструменты из подручных средств, звучащие по-китайски. Сам и играл. Режиссёры сопредельных театров в антракте бегали под сцену, в оркестровую яму, смотреть, что это там звучит?

Планы относительно спектакля строились самые радужные.  В Китай полетело письмецо от театра:
 


   5289008_taifynpismo5 (465x614, 52Kb)

А в Поднебесной появилась  заметка, на китайском, естественно, о ташкентской премьере.  В преддекадном марафоне, «Тайфун» лидировал по всем показателям. Уже мечтали о поездке в Пекин!  Поползли закулисные слухи, что Ефремову и Козлова в Москву забирают… Батюшка мой только руками махал и отнекивался, а вот матушка поверила всей душой! Каждый вечер она добивалась от папы «правдивого ответа», считала, что от неё что-то утаивают…

5289008_kitaigazeta111 (448x285, 29Kb)

5289008_kitaigazeta34 (615x700, 181Kb)

Как я уже писала, буквально накануне Декады искусства и литературы Узбекистана в Москве «Тайфун» вычеркнули из гастрольного репертуара без объяснений причин. Новый буклет сделать не успели. Так и остался там спектакль, который столица не увидела.  Почему? Неизвестно! Подставил кто-то. В театральном мире всё не так, как кажется.   Так закончилась вторая попытка  прорваться на мировую арену!
 

5289008_taifynbyklet2 (544x700, 34Kb)
Афиша спектакля "Тайфун" с декадным логотипом в левом нижнем углу.  https://www.facebook.com/media/set/?set=ms.c.eJw9kdmNRTEMQjsaeV~%3B6b~_xpzCWfR0CwnXGNthBvqZb5m~_MZ8Xa3~%3BtjqePbj1RbfXaFul7eiHv9cGdQDOjngF~%3BrLW0JE2b~_FvDGvyL959vxPd8V8fN~%3Bz~%3BOrkAtMfe~%3B5ifxqY~%3Brx87WPcI9mf6De~_VwrmPQr5Yb4arGTk3zx9~_1X32~%3B~%3BuO0ndrz~_eP8Ffn8v9XwXv1326P8a~_zn1Hrl84z~%3Bjli32D~%3Bs0fuXZt3g~-~-.bps.a.831469633706985.1073741946.476149892572296&type=1

театртайфунафиша2 (468x700, 353Kb)
 

 

 

Афиша сп. "Тайфун" с портретами актёров. https://www.facebook.com/media/set/?set=ms.c.eJw9kdmNRTEMQjsaeV~%3B6b~_xpzCWfR0CwnXGNthBvqZb5m~_MZ8Xa3~%3BtjqePbj1RbfXaFul7eiHv9cGdQDOjngF~%3BrLW0JE2b~_FvDGvyL959vxPd8V8fN~%3Bz~%3BOrkAtMfe~%3B5ifxqY~%3Brx87WPcI9mf6De~_VwrmPQr5Yb4arGTk3zx9~_1X32~%3B~%3BuO0ndrz~_eP8Ffn8v9XwXv1326P8a~_zn1Hrl84z~%3Bjli32D~%3Bs0fuXZt3g~-~-.bps.a.831469633706985.1073741946.476149892572296&type=1

Слева (сверху вниз) Чжоу  Пу - юань  - заслуженный артист УзССР В.К.Козлов. Сы - фын - Н.Мягкова. Лу -гуй - П.С.Дроздов. Чжоу чун - В.А.Русинов. Сцена из спектакля. Ши-Пин - В.Д.Александрова. Лу да -хай - Н.С.Хлибко. Чжоу пин - Л.С.Колесников. Чжоу Фань -И - заслуженная артистка УзССР К.Г.Ефремова


театртайфунафишпа3 (700x506, 335Kb)
 




 




Процитировано 1 раз

Когда деревья были большими, а театр маленьким.

Пятница, 27 Марта 2015 г. 22:57 + в цитатник

С Днём Театра , господа театролетяне! Я приглашаю вас на прогулку в зрительскую часть Нашего Театра, Русского Театра имени Горького. Немного фантазии и мы увидим его таким, каким он был в первой половине 50-х годов.

Сначала было… Нет, долго ничего не было. Совсем не было. Вот смотрите, справа -Пассаж Ариф-Хаджи , а слева на месте театра кусочек - белого забора. 5289008_karlamarksayniver161 (534x338, 84Kb)

 

В 20-е годы  отгрохали Партийную Школу (видимо, с её балкона и фотографировал Гурович), но вместо театра всё ещё какие-то сарайчики... 5289008_karlamarksamesto2 (593x406, 136Kb)о

Наконец, под боком у этого здания, первенца пятилеток,  появился самый настоящий строительный забор. Вот он справа в углу! Снимите шляпу, Господа Ташкентцы, за этим забором строится ВАШ ТЕАТР. Значит на дворе уже 1934 год!

5289008_karlamarksamestoteatr2 (500x369, 55Kb)

Уже никто не помнит каким он был до войны, во время войны… Но знаете, к началу 50-х он мало изменился. Вдоль по улице Маркса тянулся светлый плоский фасад. Окна ? Окна были довольно крупные, но куда меньше, чем витрины старых магазинов на той же улице.  В окнах  выставлялись планшеты, на которые крепились фотографии сцен из спектаклей (размером с крупную фотографию из домашнего альбома). И строго обязательно оба состава исполнителей: слева - один, справа –другой! Вход находился посередине, как раз там, где потом сделали буфет.  Открывалась днём одна, тёмная, двухстворчатая . В верхней части – множество застеклённых  квадратиков.  Вот недавно Владимир Голома - аксакал Театра, его домовой - театровой, опубликовал уникальную фотографию. Видимо, это 1954 -55? Дверь сменили к Юбилею Театра. Остальное в неприкосновенности.

5289008_teatrvopros11 (700x465, 83Kb) 

 

5289008_ubilei34razvorot22 (700x447, 20Kb)

 

Предлагаю вниманию терпеливой и снисходительной публики почеркушку, накарябанную моими собственными руками. 5289008_teatrzalrisynok22222 (700x420, 34Kb)Если кто-то не понял, то это план театра. Дальше  прямо с Маркса  входим в весибюль (он же кассовый зал). Опять же тёмный, в мавзолейных тонах. Вообще, в театре ничего светлого не было. Видимо, архитектор был пессимистом. Украшали вестибюль макеты декораций старых спектаклей. Центральное фойе шло параллельно улице, справа торчал четырёхгранный столб с четырьмя зеркалами по сторонам.  Слева  это фойе завершалось крутым пандусом. С него замечательно скатывался трёхколёсный велосипед (вместе со мной, конечно). В этой низинке на ширину зрительного зала помещался гардероб. Рядами стояли монументальные антикварные вешалки с отделениями для калош и шляп.  В правое фойе выходили двери большого репетиционного зала, который обычно занимали художники со своими живописными задниками. Затем через небольшой коридорчик с вешалкой можно было попасть в кабинеты директора и главного режиссёра и находился ещё один зал. Его большие окна  выходили прямо в соседний двор. Жильцы расхаживали туда и сюда по своим делам. Актёры репетировали. Всё это казалось частью какой-то одной жизни.  Театральной? Дворовой?.   Впрочем, так оно и было на самом деле. Где-то здесь заканчивалось здание 1934г. и начиналось обычное ташкентское жильё, присоединённое  и приспособленное для нужд театра. Куда подевались жильцы?

Левое фойе тянулось вдоль зрительного зала. Раньше там висели актёрские фотографии и сидел тот самый Максим Горький...  Дальний торец фойе отделяла ширма. За ней находились …ФУ!!!!  Мужской и женский туалеты. При этом попасть в закулисье можно было только через курилку мужской половины.

Святая святых – Зрительный Зал!  Разумеется тоже тёмный.  Ряды партера занимали жёсткие кресла с подлокотниками, а в амфитеатре стояли стулья особой прочности… И те , и другие чёрного цвета. Стены покрывали толстые тиснённые обои. Каждый год их подкрашивали коричневой краской. Такие же точно видела я в Свердловском Драматическом Театре. Они там даже дольше сохранялись, чем в Ташкенте. Потолок был разделён на квадраты - ячейки. В центре каждого квадрата висел круглый лампион на ножке. Самое удивительное, что слева и справа вдоль зрительного зала, под самым потолком , шла лента окон! Конечно, стёкла замалевали коричневой краской, но ташкентское солнце проникало то тут, то там. Правые двери выходили в фойе, а левые… прямо во двор. Естественно, по залу летали птички, под ступенями амфитеатра жили кошки!  С этой стороны до реконструкции1955 года никакого фойе не существовало, части фасада с портиком тоже в помине не было  Так  заканчивалась зрительская часть театра.

 В хозяйственном дворе, между залом и партшколой, находились цеха и склад, стояли автомобили. Сначала только открытая полуторка, потом и автобус с носиком, а к середине 50-х появился даже «Москвич»! Обитала там и своя "Антилопа -Гну" (трофейный автомобиль шофёра Окулича, раскрашенный в во все цвета радуги).

  А в глубине, в прилепленном, примазанном  уголке театра, ютились в немыслимой тесноте все актёры, гримёры, костюмеры, реквизиторы… Но об этом в другой раз. От гримёрок той поры остался у меня только вот этот снимок. Стены в побелке, видите, прикрыты картоном! Остальное в объектив не попало. Маленькие зеркала, стол в виде единой доски с выдвижными ящиками. Актрисы тогда прямо на стену, над зеркалом, прикрепляли репродукции из «Огонька». Их покупали на Алайском Базаре, возле Молочного павильона. Самая интересная деталь на этой фотографии – ШЛЯПА. Подлинный головной убор, реквизированный у какой – нибудь «буржуинки». Он долго жил в театральной костюмерной. Последний раз видела его на голове Клавдии Григорьевны Ефремовой в «Истории пустой души». 5289008_dvorik333 (445x700, 63Kb)

 

 

 Как же здесь душно! На воздух! В самую светлую,  очень любимую зрителями и актёрами часть Нашего Театра , во внутренний дворик… начала 50-х годов. 

Сюда можно попасть через З или 4 (?) двери левого фойе, так как выходили зрители во время антракта.

5289008_dvorik111 (448x700, 227Kb)

Вот они двери во всей красе! А кто же перед ними? Слева - очень хорошая актриса, "героиня" того театра, Лидия Михайловна Петрова. Почему-то её редко вспоминают... Супруга её, Наума Никомарова, как-то помнят, а её обходят молчанием. А зря!  Это невероятно, но я помню, как она умирала в "Коварстве и любви"... В серединке Валя Довгаль, помощник режиссёра. А справа в белом платье с красным пояском моя маменька. В этой фотографии есть второй план, подтекст, довольно грустный. Я - один младенец на троих. А ведь маме моей около 40-а. В театре старом  жил чудовищный предрассудок: актрисы не должны иметь детей! Иначе какая же ты артистка? Правда, уже следующее поколение наплевало на эти глупости! А актрисы национального театра, Слава Богу, всякую белиберду никогда в голову не брали!

Во дворик можно выйти и из дверей правого фойе. Как раз слева от двери находились окна старой бухгалтерии.

5289008_dvorik444 (517x700, 73Kb)

В центре  дворика, мощёного кирпичами, был самый настоящий ташкентский мини -фонтан. Рыбок там не было, конечно, но вода была,  можно было пластмассовых запустить. А вот вечером, для уважаемой публики  фонтан "фонтанировал"!

За моей спиной - крылечко склада, где хранились костюмы. В том числе, и с немецкими штампами на изнанке.  Высоко под потолком, на длинных горизонтальных палках, висели такие сокровища! Когда мне удавалось туда просочиться, я никому не надоедала.  Ныряла под подол какого-нибудь длинного платья и замирала...5289008_dvorik777 (448x700, 180Kb)

А вот здесь виден и сам фонтан. Стена сзади - это центральное фойе. Угол деревянного сарайчика принадлежит складу реквизиторов. Самое интересное, что через него была переброшена немыслимая лестница на крышу. Потом на кровле ещё лежали деревянные мостки, вроде трапа. Весь этот маршрут максимальной сложности приводил в пошивочный цех, который за недостатком месте помещался в бывшем световом фонаре! И всё... Фотографии кончились. Не густо, но лучше чем ничего! 

5289008_dvorik555 (511x700, 199Kb)

На прощание послушайте голос старого ГОНГА! Звонки звонками, а начинался спектакль именно с него: "БОМММММММ!"  Слышали? Волшебный звук!

 


Как отобрали театр....Цена 3 копейки...

Четверг, 19 Марта 2015 г. 20:10 + в цитатник

Володя Голома прислал вырезки из "Ташкентской Правды" за 1990г. Наверное, тот кто вырезал специально оставил строчку с "тремя копейками".

"5289008_teatrnavryz11 (471x700, 288Kb)

5289008_teatrnavryz22 (286x700, 175Kb)  В закрытом сообщении добавил информации:

  • Начало переписки: вторник
  • Владимир Голома
    Владимир Голома

    Доброго время суток Вам Лидия!.Коллектив был вынужден написать это письмо ,так как националы заскакивали в театр с криками что день открытия нового театра будет днём Ваших похорон.Почему русским такое здание в центре города? и мног. др.И всё в таком духе.Мы так надеялись что нам после отказа отремонтируют Наше Старое Родное здание.

     
  • Лидия Козлова
    Лидия Козлова

    Ах! Володя, я всё это прочла между строк!!! Только не всё можно вынести в открытый комментарий. Пишите свою правдивую историю театра. С реконструкцией театра очень старая история. Когда-то отец мой заявление написал, потому что надули в очередной раз. Это в 1963г. А с годами Москва всё теряла и теряла авторитет в республиках. Значит и театры русские с первых позиций оттеснили на задворки. Хотя на словах, наверное, всё обстояло пристойно. Просто можно радоваться, что власть не захватили какие-нибудь фанатики и театры вообще существуют.

 

Андрей Соболев подбросил информацию из делового справочника http://www.поиск.uz/view/+%D0%B4%D0%B2%D0%BE%D1%80...xFARUlQVAasq12EO2P7-AWlpT1M%2C

Общая информация
Дворец "Туркистон" был построен по инициативе Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в 1992-94 г.г.
Это было смелым шагом в возрождении национального достоинства, культуры, древних ценностей, языка и веры, самоутверждения узбекского народа.
Дворец "Туркистон" стал местом проведения традиционных мероприятий, праздников искусств. За прошедший период во Дворце "Туркистон" прошел учредительный курултай "Ассамблея культуры народов центральной Азии", дни культуры Таджикистана, Казахстана в Узбекистане, мероприятия, связанные с фестивалями "Театр Восток-Запад" и много других международных симпозиумов.
В настоящее время стало традицией вручение премии «Нихол» молодым талантам, Международного фестиваля симфонического музыкального искусства, Дня Конституции Республики Узбекистан, Международного дня 8 марта, Дней строителей, милиции, защитников Отечества, праздника Навруз и Дня Независимости. А также Дворец "Туркистон" стал центром культурных симпозиумов, конференций

 




Процитировано 1 раз

Дом на углу.

Вторник, 10 Февраля 2015 г. 13:31 + в цитатник

 В контакте появилась фотография  http://cs619124.vk.me/v619124940/5fe8/eVI6meodWYg.jpg. Утверждалось, что на ней - угол Воронцовского и Романовской в 1890г.  Причём левая часть улицы в формат не попала. Я такую картинку  ещё не видела и опубликовала её во ФРОМУЗе и на своей страничке когда-то. В ФБ и во ФРОМУЗе промолчали. На том дело и кончилось. Но вот недавно на 5289008_perekryostok (604x453, 70Kb) №1.

 

сайте «Shosh.uz» появилось изображение №2  в полном формате, когда стала видна левая часть улицы. «ЯНГИ ШАҲАРНИНГ КЎЧАЛАРИДАН БИРИ»   ( http://shosh.uz/wp-content/uploads/2015/02/Bezimeni-27.jpg    XIX аср охири. П.Н.Григорьев фотосурати). Нельзя было не обратить внимание на сходство белого строения с калиткой  на такое же здание с очень известных изображений улицы Романовского №3 ( между Джизакской и Ура-Тюбинской), которые когда-то обсуждались в «угадайке» Олега Николаевича   http://mytashkent.uz/2012/01/18/proverka-iq-voprosyi-s-troynyim-dnom-tretiy-vopros/ . Поэтому я предположила, что  фотография Григорьева – их родная сестра  – то же самое место, что и в обсуждении Олега Николаевича. Меня поддержала Ольга Левинская. Ольга, кстати, обратила внимание на карагач справа, который присутствует на всех трёх изображениях.  И на канавку арыка слева, где один берег выше другого. Не сошлись мы с Ольгой только в списке магазинов, расположенных по правому ряду. Ольга пользовалась картой 1910г. , а снимки сделаны в разное время. Как сейчас, так и тогда, небольшие магазины возникали и исчезали!!! А прочесть вывески на фотографии Григорьева  не удалось. Наш вывод таков: на чёрно – белой фотографии П.Н.Григорьева, очень возможно, запечатлён тот же квартал улицы Романовской между Джизакской и Ура-Тюбинской,  что и на коллаже Олега Николаевича №3  в «Письмах…». Тот самый, где в 1914г.  будет постороен Цирк  Юпатова  вместо белого домика с калиткой. А на месте угловой лавочки готового платья справа встанет новое здание представительства «ЗИНГЕР», известное староташкентцам, как Издательство «Правды Востока». Об этом см. комментарии Юрия (http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&st=10635 ) на 710с.

Конечно, место съёмки - только наше предположение, но надеюсь, оно не лишено почвы!

О старшинстве фотографий. Кроме карагача справа высажены деревца. На чёрно - белой фотографии Григорьева (№№1 и 2) – это ещё тоненькие саженцы. Значит она самая ранняя. Вот мнение Ольги Левинской: " Все три фотографии одного места на ул Романовского.Ваша (найденная) по времени самая первая малообустроенная (с только что высаженными тополями перед магазином Зингер..) На ней фаэтон (похоже на стоянку такси -их там три фаэтона) Вторая (по времени)с всадниками ....перемены (деревья подросли ,поменяли эл столбы -по ним и точное время можно узнать)...третья (цветная ) самая обустроеннная ..Много вывесок и рекламы..элстолбы усилены эл линиями..."

В комментариях нашла замечание о количестве проводов на столбах (комментарий Константина Ташкентского из "Писем...":  "Еще одна фишка (бирюлька). Число проводов на столбе. Между этими фотографиями прошло довольно лет"). На чёрно-белом снимке с двумя всадниками  №4  - проводов мало. Возможно, он средний по давности.
http://mytashkent.uz/2012/01/17/proverka-iq-voprosyi-s-troynyim-dnom/ Фотография использована в качестве иллюстрации в статье Олега Николаевич

 

Тогда самая «младшенькая» - расцвеченная открытка (за 600 рублей). №5  
http://humus.livejournal.com/2762743.html

№6.      http://mytashkent.uz/2012/01/18/proverka-iq-voprosyi-s-troynyim-dnom-tretiy-vopros/ Фрагмент карты Ташкента 1910г. из статьи Олега Николаевича

 

5289008_perekryostok22 (632x419, 151Kb) №2.

5289008_zinger (556x700, 367Kb) №3.

5289008_leninaygol2_1_ (560x340, 72Kb) №4.

5289008_leninaygol111 (614x388, 81Kb) №5

5289008_zinger2_1_ (640x539, 164Kb) №6

 


Лица учителей.

Понедельник, 26 Января 2015 г. 18:25 + в цитатник


Учителя Ташкента, Слава Богу, не сгинули в водовороте революционных событий. В довоенных советских школах учили детей всё те же преподаватели гимназий, которых мы видим на старых фотографиях. Так что можно говорить об определённой преемственности, педагогических традициях в школах Советского Ташкента. Методы, конечно, изобретались новые, но люди оставались на своём месте.

Моя первая учительница Клавдия Владимировна Орлова была из девочек -гимназисток. И не она одна. Перелом произошёл в конце 50-х., когда  бывших гимназистов и гимназисток стали выпроваживать на пенсию. Пришло новое, советское, поколение. И это была уже совсем другая жизнь.

Но в 20-30-4о гг. мы встречаем всё те же фамилии и лица: Вонсовские, Саковичи, Углицкие ...

Что за странная затея, искать сходство или "несходство" лиц на старых фотографиях? Но возможно, это единственный способ определить имя, дату, учебное заведение? Пусть эта страница станет справочником похожих изображений. Может пригодится когда -нибудь. 

А) Известный всем снимок, опубликованный во ФРОМУЗе КАПКАЗУ из личного архива. http://www.fromuz.com/forum/index.php?showtopic=735&amp%3Bst=4470 Публикация КАПКАЗУ

http://mytashkent.uz/2014/02/11/zhenskaya-gimnaziya-tashkent-1917-god/#comment-161177 Ташкент. 2-ая женская гимназия. 1918год. Позже фотография была воспроизведена в комментариях Рабиновичем.

Ташкент. 2-ая женская гимназия. 1918год.

 5289008_gimportret22 (576x403, 33Kb)

ПРЕПОДАВАТЕЛИ
1. Лавров Михаил Вуколович — директор
2. Рот Анна Васильевна – начальница
3. Капоненко Марина Степановна – классная надзирательница
4. Венедиктов Николай Трофимович – преподаватель литературы
5. Сайфи Вера Александровна – преподаватель танцев и гимнастики
6. Сакович Владимир Федорович – преподаватель пения
7. Углицких Владимир Петрович – преподаватель рисования
8. Чернова Евгения Владимировна – преподаватель математики
9. Короткова Люция Юльевна – преподаватель французского языка
10. Штейн Екатерина Александровна – преподаватель гигиены
11. Бармина Екатерина Николаевна – преподаватель рукоделия
12. Платонов — преподаватель латинского языка
13. Ярцев Александр Николаевич – преподаватель физики и космографии
14. Фингер Берта Эдуардовна – преподаватель немецкого языка
15. Алексеева Ольга Владимировна – преподаватель русского языка и литературы
16. Насибов Виктор Милконович – преподаватель литературы в 6 классе.УЧЕНИЦЫ

Сидят на полу слева направо:
1) Спасская Люда 2) Студентская Нона        3) Кастанье Муся  4) Мурашкина Лена  5) Мацкевич Анеля  6) Бурмистрова Нюша  7) Сабо Лида 8) Будынина Нюша 9) Яковлева Валя 10) Горина Маруся  11) Иванова Дина  12) Робинзон Маруся  13) Тараненко Паша 14) Дорош Зоя  15) Меньшикова Фима 16) Сакулина Фелицата  17) Леонтьева 18) Агафонова Катя 19) Здзеницкая Янина  20) Макарова Настя  21) Петухова Маруся 22) Володина  23) Кармаева Надя 24) Морозова Вера 25) Зотова Даша

Верхний ряд стоят слева направо:
26) Кастальская Валя  27) Шахвердова Маруся  28) Давыдова Тамара  29) Осипова Фрося  30) Зинченко Варя 31) Фракман Эся 32) Цолнер Эля 33) Златковская Ада 34) Шнейдер Галина 35) Гастева Нюся 36) Джижихия Ната 37) Рот Надя.

Б) http://mytashkent.uz/2014/02/11/zhenskaya-gimnaziya-tashkent-1917-god/#comment-161106Ташкент. Женская Гимназия. Выпускной класс 1917г. Возможно, в ряду педагогов, второй слева, сидит Василий Вонсовский (в недалёком будущем директор шк. №4 им. Песталоцци). Фотография из личного архива В. Соколова. http://www.rusalbom.ru/photo/default/9716 Опубликовано Евгением Скляревским.

5289008_gimnvons (540x370, 44Kb)

http://mytashkent.uz/…/23/tashkentskaya-zhenskaya-gimnaziya/ Прислал Павел К.  Новая фотография, новая загадка! В "Письмах..." появилась новая фотография гимназического класса. Елена Данилина считает, что  на снимке учителя и ученицы Второй Женской Гимнази

В) 5289008_gimnaziyatash111 (600x412, 87Kb)


 

                        СХОДСТВА.

        
5289008_lica61 (482x662, 34Kb)

Молодой учитель(№1) в белом мундире, в задних рядах  на  фотографии "В" в 1917г. "перекочевал" в первый ряд педагогов Первой Женской Гимназии (№2). Сидит рядом с Василием Вонсовским. ("Б").

А вот учитель (№ 3 и №4) так и остался во Второй Женской Гимназии. ("А" и "В")

И некто в чёрных очках стоит почти на одном и том же месте на фото "А" в 1918г. и на фото  "В". ( №6 и №5).

Я считаю, что самая старшая фотография  это снимок "В". Наши герои выглядят на нём моложе. Значит он сделан до 1917г.

 На фрагменте № 8 фотографии "А" -Михаил Вуколович Лавров (директор Второй Женской Гимназии) и Анна Васильевна Рот (начальница) Мне кажется, на фрагменте №7 фотографии "В" изображены они же. Только у Михаила Вуколовича с фрагмента №7 борода более аккуратная. Или он несколько моложе?5289008_lica5 (438x514, 22Kb)

А вот две фотографии 30-х годов.

5289008_sravnenie_vsyo1 (576x429, 47Kb)

Г )      http://mytashkent.uz/2011/07/02/nitochka-istorii-fakty-i-faktiki-a-takzhe-eshhe-odin-vopros/#comment-161222 Ташкент. Конец 20-х. Фотоателье Вишневского. Преподаватели и ученики, возможно, школы им.Коминтерна. Фотография из личного архива mozznoyatozze .


5289008_licakomintern_1_ (490x356, 32Kb)

Д)  https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1479391885669747&set=pcb.1479393832336219&type=1&theater Фотография их фонда Турсунали Каримовича. Обратная сторона виньетки школы № 44 им. Коминтерна. Возможно, педагогический состав этой школы.


 Обратите внимание на лысого педагога на снимках  "А", "Г", "Д". Я считаю, что это один и тот же человек.(фрагменты 9, 10, 11)

9..5289008_licokomintern (149x217, 5Kb)    10.  5289008_licokomintern3 (218x242, 5Kb)     11. 5289008_licokomintern2 (200x269, 8Kb)

 

 

 

 

 

 

 



Поиск сообщений в Lida_T
Страницы: 23 ... 9 8 [7] 6 5 ..
.. 1 Календарь