-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Lida_T

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 02.05.2013
Записей: 231
Комментариев: 101
Написано: 399





Туркестанский календарь на 1904 г. Ссылки.

Вторник, 03 Декабря 2019 г. 16:37 + в цитатник

https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_004485711/viewer/ Туркестанский календарь на 1904 г. : с приложениями: 1. карта Туркестанского края : 2. план г. Ташкента / под редакцией В.В Стратонова. - Тип. Штаба Туркестанского военного округа, 1904. Приложения нет.

https://dlib.rsl.ru/viewer/01004485711#?page=1  Туркестанский календарь на 1904 г.


Эскиз для фотопечати. Дон КИХОТ и два Санчо Пансы.

Среда, 06 Ноября 2019 г. 06:18 + в цитатник

Картинка для торта.  Для фотопечати.

 

      

1.
тройкасанчокартинка1 (700x498, 148Kb)


Казаки - старообрядцы. Переселение -2.

Воскресенье, 03 Ноября 2019 г. 13:19 + в цитатник

   (продолжение)    https://www.academia.edu/4532803/%D0%A1%D0%9E    

казакистарообрядцыстраница66 (611x700, 422Kb)


казакистарообрядцыстраница77 (587x700, 412Kb)

       


казакистарообрядцыстраница88 (700x553, 278Kb)


Казаки - старообрядцы. Переселение - 1.

Суббота, 02 Ноября 2019 г. 23:38 + в цитатник

https://www.academia.edu/4532803/%D0%A1%D0%9E    

 

 5289008_kazakistaroobryadcistranica1 (700x554, 166Kb)

 

    5289008_kazakistaroobryadcistranica222Screenshot_20191103_SOCIALNAYa_JIZN_NARODOV_CENTRALNOI_AZII_V_PERVOI_ChETVERTI_XX_VEKA_TRADICII_I_INNOVACII_Materiali_me___1 (568x700, 306Kb)

     5289008_kazakistaroobryadcistranica33 (597x700, 301Kb)

 

    5289008_kazakistaroobryadcistranica44 (601x700, 311Kb)

               5289008_kazakistaroobryadcistranica55 (574x700, 304Kb)

 

     


Марьям Якубова. Поездка на Первую Декаду Узбекского Искусства. 1937г. (рассказывает Тамара Якубова).

Воскресенье, 20 Октября 2019 г. 15:06 + в цитатник

https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=...6437420&id=100002675163090

Публикация Тамары Якубовой.

Сегодня, 19 октября, юбилей моей мамы, который, надеюсь, будет отмечаться чуть позже. В связи с этим хочу опубликовать отрывок из ее мемуаров, рассказывающий о подготовке к первой Декаде узбекской литературы и искусства в Москве в 1937 году и об атмосфере, царившей в стране в то страшное время.

..."Через какое-то время мы приступили к репетиции двух новых музыкальных драм Хуршида – «Фархад и Ширин» и «Лайли и Меджнун». Роль Ширин должна была исполнять Халима Насырова, Фархада – Сагдулла Нарханов, Хосрова – Мухитдин Кари-Якубов, а царицу Махин-бану репетировала я. Пьеса «Фархад и Ширин» была написана в стихах, спектакль получился очень поэтичным, красивым еще и благодаря сказочным декорациям.
Вскоре стало известно, что в Москве должна пройти Декада узбекской литературы и искусства. Мы были очень горды тем, что наш музыкальный театр удостоился чести быть включенным в число ее участников. Для показа в Москве отобрали три спектакля – «Гульсару», «Фархада и Ширин» и театрализованное представление «Саиль». Весь коллектив готовился к этому радостному событию. Репетировали день и ночь, я была занята во всех трех спектаклях. Но вдруг однажды меня вызывает к себе начальник Главного управления искусства, он же директор театра Басыт Кариев, и заявляет: «Твои роли будут репетировать и исполнять на Декаде актрисы постарше. Ты еще молодая, а они должны получить награды». Для меня это было полной неожиданностью. «Кто?» – спросила я упавшим голосом. «Мария Кузнецова будет играть роль Рузвон, Максума Кариева – Махин-бану, – ответил он. – И не подумай, что это потому, что Максума моя жена, а потому, что они– артистки театра Хамзы, (театр Хамза в декаде не участвовал – ред.) и другой такой возможности им не представится». Конечно, перечить ему не было смысла – ведь власть в его руках, и, тем не менее, я как бы в шутку спросила: «А что будет, если я не соглашусь?» – «Будешь сидеть в подвале НКВД», – зло и вполне серьезно ответил он. Мне сразу все стало ясно – время было такое, что ничего не стоило убрать с дороги неугодного человека. До Декады оставалось полтора месяца. К репетициям подключились Мария Кузнецова и Максума Кариева, а я участвовала в массовках. Тут возмутились авторы пьес Камиль Яшен и Хуршид, и даже обиделись на меня за то, что я дала согласие заменить себя. Пришлось им объяснять, чем мне грозило несогласие с решением руководства. Тогда Хуршид мне сказал: «Ничего, ты не волнуйся, вот приедет московская комиссия принимать спектакль, и мы как авторы скажем свое слово. А я лучше сожгу свою пьесу, но не дам ее ставить…» Да, Хуршид был человеком простым, мягким, но очень принципиальным.
Прибыла московская комиссия, просмотрела подготовленные к Декаде спектакли. Вдруг подбегает ко мне помощник режиссера и говорит: «Срочно одевайтесь, гримируйтесь. Сейчас будете играть перед комиссией по одному акту из «Фархада и Ширин» и «Гульсары». После просмотра ко мне подошли Яшен и Хуршид, поздравили меня шепотом, пожали руку, но я особенно не радовалась: куда мне тягаться с Баситом Кариевым. На роль Фархада комиссия утвердила Сагдуллу Нарханова, отметив его прекрасный голос и актерские данные. Вторую партию – Шафура – должны были в очередь исполнять Карим Закиров и Бабарахим Мирзаев. Вскоре после этого Нарханов таинственно исчез и никто не знал, где он и что с ним. Его жена, тоже актриса нашего театра Башорат Ходжаева, все плакала, не могла найти себе места. И только через некоторое время мы узнали, что он осужден на двадцать пять лет за якобы оскорбительные высказывания в адрес Сталина. Он просидел 17 лет и был освобожден лишь после смерти Сталина. Его кто-то оговорил, и все только ради того, чтобы он не пел Фархада. Я боялась, что такая участь ожидает и меня. Я потеряла покой и сон, вместо радости это решение комиссии родило во мне лишь чувсто страха за свое будущее. Ведь ничего не стоило убрать с дороги неугодного человека – на дворе стоял 1937 год, разгар «ежовщины». Так, например, бесконечно вызывали на допросы одного из основоположников узбекского музыкального театра Мухитдина Кари-Якубова за то, что он будто бы пел басмачам, а композитора Тохтасына Джалилова в дни Декады вернули буквально от ворот Кремля. «Сомнительных» безжалостно отсеивали. Что и говорить, мы все жили в страхе.
25 апреля вызывает меня Басыт Кариев и говорит: «Я официально тебе как председателю месткома заявляю: никаких парадов Первого мая. Я выделяю средства на маевку, будем праздновать на даче у Акбарова. Список отобранных людей я дам тебе сам». Через некоторое время он дал мне этот список, куда входило 25 человек. Наступил праздник Первого мая. Мы собрались на даче, пили, ели, веселились, и тут меня стали просить рассказать какой-нибудь анекдот. Все прекрасно знали, что я, Тамара Ханум, наша пианистка Софья Каракаш и скрипачка Туманянц – заядлые анекдотистки. Может быть, интуиция мне подсказала, но на этот раз я отказалась что-либо рассказывать. Вдруг сидевший напротив меня дирижер нашего театра Толибджон Садыков обращается ко мне, как будто тоже просит, а сам, смеясь, говорит мне на таджикском: «Будьте осторожны, никаких анекдотов. Эта маевка устроена ради вас, это ловушка». Я сразу все поняла и громко всем сказала: «Друзья, и вы, Толибджон, не просите меня зря, ничего рассказывать я не буду. Здесь, рядом со мной сидит и плачет моя подруга Башоратхон. Уже три дня как исчез ее муж Сагдулла Нарханов, и никто не знает, где он. Это и для нас горе, что с нами нет этого замечательного актера». После этих моих слов Башорат разрыдалась. Все сразу умолкли и вскоре стали расходиться.
На следующий день, как только я появилась на работе, меня попросили зайти в канцелярию, где управделами вручила мне повестку в НКВД. Мне стало не по себе, я сразу поняла, в чем дело: конечно, Кариев решил меня убрать во что бы то ни стало. Пожелания авторов он мог не принимать в расчет, но не считаться с решением московской комиссии было не в его власти. Ему оставалось одно – посадить меня. .."

,

1.Сцена из спектакля "Фархад и Ширин". Царица Махинбону - Марьям Якубова.
Screenshot_2019-10-20 (51) Тамара Якубова(1) (700x472, 231Kb)



2. https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=817498 Шах Хосров - Мухитдин Кари-Якубов. "Фархад и Ширин".1937. Ташкент, Узбекский музыкальный театр.
кариякубов2Screenshot_2019-10-19 Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации(2) (429x700, 190Kb)

 


3. Сцена из спектакля "Фархад и Ширин". Царица Махинбону - Марьям Якубова, придворная танцовщица - Тамара Ханум.

Screenshot_2019-10-20 (51) Тамара Якубова (511x700, 239Kb)

4.https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=833494  Махин-Бану - М. Якубова. "Фархад и Ширин". Узбекистан, Узбекский Музыкальный Театр. 1937г. Из фондов "Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина"
Screenshot_2019-10-20 Лидия Козлова (490x700, 257Kb)



5.
марьямколизейтекст (700x615, 578Kb)

6. В роли Фархада – Сагдулла Нарханов Из брошюры, выпущенной Узбекским Научно-исследовательским Институтом Искусствознания в 1936. Прислала Светлана Шевельчинская.

фархадширин3Screenshot_2019-10-20 (2) Лидия Козлова (503x700, 305Kb)



7.. Страница буклета, выпущенного в связи с Декадой Узбекского Искусства в Москве. 1937. Прислала Светлана Шевельчинская.
фархадшириндекадаScreenshot_2019-10-20 (2) Лидия Козлова(1) (535x700, 365Kb)

 

 

 

 

 

 

 


День рождения олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Галины Шамрай 5 октября 2016.

Воскресенье, 29 Сентября 2019 г. 08:40 + в цитатник

https://www.minsport.gov.ru/press-centre/photo/295...al_version=N   

Сегодня, 5 октября, отмечает День рождения олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике, заслуженный мастер спорта СССР Галина Яковлевна Шамрай (Рудько).

Г. Шамрай входила в состав легендарной сборной команды, которая выступила на Играх X Олимпиады 1952 года в Хельсинки (Финляндия). Для Советского Союза это был дебют на Олимпийских играх, и наши спортсмены, многие из которых были фронтовиками, блокадниками, узниками фашистских концлагерей, сразу установили высокую планку для всех своих последующих преемников, завоевав второе место в общекомандном зачёте в яростном соперничестве с сохранившей в тот раз лидерство сборной США.

Свой весомый вклад в общее достижение внесла и Г. Шамрай, которая в составе женской сборной команды СССР (в неё также вошли: Медея Джугели, Екатерина Калинчук, Мария Гороховская, Нина Бочарова, Галина Минаичева, Галина Урбанович и Пелагея Данилова – прим. ред.) завоевала первую золотую награду для Советского Союза в командных соревнованиях, а также серебряную медаль – в групповых упражнениях с предметом. Успех этого блестящего состава во многом предопределил дальнейшее развитие отечественной гимнастической школы, которая и поныне входит в число мировых лидеров.

Г. Шамрай также четырёхкратная чемпионка мира 1954 года (в абсолютном первенстве, в командных соревнованиях, в групповых упражнениях и в упражнениях на брусьях). Помимо этого, она стала чемпионкой СССР в 1955 году.

По завершении спортивной карьеры длительное время работала детским тренером по спортивной гимнастике.

На протяжении долгих лет её судьба была связана с олимпийским чемпионом по футболу Анатолием Ильиным, который ушёл из жизни в этом году, о чём официальный сайт Минспорта России сообщил 11 февраля.

Спортивные заслуги Г. Шамрай отмечены орденом «Знак Почёта».

Министерство спорта Российской Федерации поздравляет Галину Яковлевну с Днём рождения и желает благополучия, долголетия, крепкого здоровья и счастья!

 

Фото: МИА «Россия сегодня, МСФО «Спартак», Федерация спортивной гимнастики России и сайт www.vremya.tv

Пресс-служба Минспорта России


Николай Безсонов. Енисейская епархия. 2.

Воскресенье, 15 Сентября 2019 г. 07:36 + в цитатник

Николай Безсонов. Енисейская епархия.  Примечания.  https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/tserko...%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD

459

Видимо, правильно фамилию Никона писать Безсосов, а не Бессонов. По крайней мере именно так он писал ее сам.

460

Подробнее о деятельности Никона. См.: Рогозный П. Г. «Вотчина» епископа Никона (Енисейская епархия в 1913–1917 гг.) // История повседневности. Источник. Историк. История. СПб., 2003. Вып. 3.

461

Енисейская мысль. Красноярск. 1913. 27 августа.

462

РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 264. Л. 2.

463

Енисейская мысль. Красноярск. 1913. 9 октября.

464

РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 264. Л. 11.

465

Сохранился черновик письма Саблера Никону, в котором обер-прокурор писал, что «...уничижительная характеристика русской действительности при выражении симпатии еврейству неуместна и несообразна с саном и положением епархиального архиерея...». Там же. Л. 13.

466

Там же. Л. 17. Никон также писал, что он «доселе действительный председатель Почаевско-Волынского Союза русскою народа... и никаких симпатий к евреям как к обидчикам и поработителям русскою парода не имел». Там же. Л. 16 об.

467

Там же. Л. 16. В деле так же сохранилось письмо от председателя Одесскою отдела дубровинского «Союза русского парода», в котором автор выражал обер-прокурору Синода «искреннее сожаление, что в среде православной иерархии существуют личности подобные Никону». Там же. Л. 13.

468

РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 264. Л. 93 об., 94.

469

Там же. Л. 121 об. Данные мероприятия именовались «литературно-музыкально-вокальные вечера». Енисейские епархиальные ведомости. 1913.15 августа.

470

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 95. Л. 122.

471

По свидетельству митрополита Евлогия, хорошо знавшего Никона («мой сотоварищ по Духовной академии»), Никон был переведен с Волыни в Красноярск в результате «скандальной истории в женском духовном училище... Он перевез с Волыни ученицу духовного училища и беззастенчиво поселил ее в архиерейском доме. Население возмущалось и всячески проявляло свое негодование». Евлогий (Георгиевский), митрополит. Путь моей жизни. М., 1994. С. 266.

472

Рогозный П. Г. Вотчина епископа Никона... С. 107.

473

На документе под грифом «доверительно» рукой Белецкого написано «лично». Интересно отметить, что письмо обер-прокурора епископу зашифровывалось.

474

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 145.

475

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5.Д. 94. Л. 145 об., 146, 146 об.

476

Там же. Д. 95. Л. 147, 147 об.

477

Николаев А. В. Никон (Безсонов)// Государственная Дума Российской империи. 1906–1917. Энциклопедия в 2 т. М., 2006. Т. 1. С. 431.

478

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Сг. 5. Д. 94. Л. 8, 8 об., 9. Среди прочего Никон обвинял Гололобова в том, что он «активно противился приобретению им третьей лошади», а также отсутствии губернатора на службе в Царские дни. «По его словам выходит, что я не только атеист... но и Государя Императора не почитаю! Куда же идти дальше в доносах», – писал губернатор. Там же.

479

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л.10.

480

Енисейская церковная нива. 1917. 31 марта.

481

См.: Фруменкова Т. Г. Письма на имя обер-прокурора Синода (по материалам РГИА) // Исследования источников по истории революции 1917 года. СПб., 1996. С. 50–57.

482

Енисейская церковная нива. 1917. 31 марта.

483

Вестник Красноярского городского общественного управления, 1917. 31 марта.

484

Енисейская церковная нива. 1917. 31 марта.

485

Там же.

486

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 95. Л. 11.

487

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. <цифра неразборчива>. Л. 79.

488

На полях журнала рукою Пальмина приписка: «Из моего заявления при объявлении Свободы Слова... в журнале записано не все, что я говорил...». Пальмину было вынесено не только «порицание», но и рекомендовано исключить его из местного Комитета общественной безопасности. Там же. Л. 82.

489

Там же. Л. 80.

490

Там же. Л. 78.

491

Пасху в 1917 году праздновали 2 апреля.

492

«На Пасхе по распоряжению местного Исполнительного комитета Совета солдатских и рабочих депутатов в городе произведен ряд обысков у торговых фирм и в покоях епископа Никона... Население встревожено». Свободная Сибирь. Красноярск. 1917. 9 апреля.

493

Там же. 12 апреля.

494

В местной прессе печатался подробный отчет о съезде, в целом совпадающий с изложенным в «записке», однако речи ораторов, обвинявших епископа, в газетном изложении носили гораздо более резкий и политический характер. Священник Муратов: «Никон надел маску либерализма, в сущности же, это ставленник черной сотни... Самодурство этого реформатора доходило до предела невозможности... И действительно, перед его тиранией трепетали все... Он, еще будучи в Петрограде, знал, что духовенство Енисейской епархии почти поголовно состоит из так называемых «красных,» и поставил себе задачу разгромить и перекрасить». (Наш голос. Красноярск. 1917. 20 апреля.) Мирянин Крылов: «Предлагаю немедленно избрать нового епископа, не дожидаясь распоряжения Синода, в лице которого он видит опричнину, поддерживающую сторону Никона». (Там же. 21 апреля).

495

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 2. Д. 94. Л. 158, 158 об.

496

Свободная Сибирь. Красноярск. 1917. 4, 7, 11, 13, 16 мая. Интересно отметить, что в своем выступлении Никон коснулся и увольнения Пальмина. Подтверждая правильность своих действий, привел уже известный нам документ о вынесении собранием духовенства г. Енисейска «порицания о. Пальмину». Там же.

497

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 160.

498

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 159.

499

Там же. Л. 159 об.

500

Там же. Л. 167 об.

501

Там же. Л. 180.

502

Там же. Л. 181.

503

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 182. Описание «потасовки», сходное с представленным со стороны нейтрального очевидца. См.: РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 5. Ст. 5. Д. 136. Л. 2.

504

Там же. Д. 94. Л. 140.

505

Из <цифра неразборчива> подписей под одним из писем в защиту Никона стоит 8 подписей священ ников и одна подпись архимандрита. Там же. Л. 167.

506

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 178.

507

О членах совета Гавриил писал как о представителях «рясоносного и сюртучного нигилизма». Там же. Л. 48 об.

508

Интересно отметить, что в прессе появилась информация, что от Никона пришло письмо, где он сообщал своим «приверженцам»: «В недалеком будущем вернусь снова в Красноярск». Наш голос. Красноярск. 1917. 19 мая.

509

Официальные известия по Енисейской епархии. 1917. № 4. С. 2.

510

Там же. № 3. С. 2.

511

Енисейская церковная нива. 1917. 19 июня. Ср.: «У епископа Никона нашлись друзья и покровители из крупных чиновников в Синоде, которые всячески стараются затянуть и отложить увольнение Никона па покой». Свободная Сибирь. Красноярск. 1917. 18 июля.

512

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 2. Д. 94. Л. 48.

513

Там же. Л. 29. Еще раньше Гавриил, как писали в Синод, по «подаче Никона» запретил в служение священника Муратова и отлучил от церкви мирянина Крылова, наиболее активно выступавших на съезде против Никона. Там же. Л. 27.

514

Там же. Л. 30.

515

«Виновным себя признать не могу. Болото и гнилое болото Сибиряки», – писал Никон обер-прокурору Синода. РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 5. Ст. 2. Д. 136. Л. 2 об., 3.

516

РГИА. Ф. 796. Оп. 204 От. 1. Ст. 5.Д. 94. Л. 203.

517

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 5. Ст. 2. Д. 136. Л. 8. Синод также обвинил Никона, что он снял сан не по правилам, т. к. «лица, желающие снять сан, подают церковной власти соответствующее прошение. Преосвященный же Никон... заявил о том, что сам снял с себя сан и монашество, тем самым допустил самовольное деяние, вносящее соблазн в церковную жизнь». РГИА. Ф. 796. Оп. 205. Д. 270. Л. 1 об. Церковные ведомости. 1917. 26 августа.

518

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 204 На место Никона в Красноярск был назначен епископ Зосима (Сидоровский). (Определения Синода. Там же. Л. 17 а). Интересно отметить, что Зосима, в 1923 году снял сан и женился. См.: Биографические сведения о членах Поместного Собора// Священный Собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. Обзор деяний. Первая сессия. М., 2002. С. 292.

519

РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 222.

520

Митр. Евлогий вспоминал: «Брак его кончился трагично. Жена его была найдена в постели мертвой с револьверной раной. Безсонов нахально похоронил ее в Покровском женском монастыре. Покойнице на грудь он положил свою панагию, в ноги – клобук; на ленте была отпечатана наглая кощунственная надпись». Евлогий, митрополит. Указ. соч. С. 266.

521

Там же. С. 267. В рассказе Евлогия о Никоне есть ряд хронологических неувязок. Так, он снял сан не «когда вспыхнула революция», а 1 августа. Летом 1917 года Никон не мог быть министром в Раде. Очевидно, Евлогий путает должность Никона. Сведения о последующей судьбе Никона (Безсонова) отсутствуют. Митрополит Мануил (Лемешевский) в справочнике об архиереях пишет, что «из рукописных источников известно, что он скончался в 1919 году». См.: Die Russischen Orthodoxen Bischofe. Von 1893 bis 1965. Вио-Bibloigraphic von Metropolit Manuil (Lemesevscij). Теиl. 5. Erlangen. 1987. S. 237–238. Мануил дает такую характеристику Никону. «Как человек, он был умный, способный, выражавший мысль о воссоединении всех народов, живущих в России». Там же.

522

Так, даже И. Пальмин писал, что, уезжая в отпуск, Никон был вынужден занимать деньга в долг. РГИА. Ф. 796. Оп. 204. От. 1. Ст. 5. Д. 94. Л. 115 об.

523

О такого рода конфликтах см.: Смолин И. К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. 4. 1. С. 298–299.

524

Так, например, историк С. В. Римский в своей монографии изобразил впечатляющую картину насилия светской власти по отношению к епархиальным архиереям. По его мнению, «если в Петербурге явственно ощущалось превосходство высшей светской бюрократии над Синодом, то в провинции столь же очевидно было неравное положение епархиального владыки по сравнению с любым губернатором. См.: Римский С. В. Указ. соч. С.71.

525

Титлинов Б. В. Указ. соч. С. 89.

526

Поспеловский Д. М. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. С. 217.

527

Фруменкова Т. Г. Высшее духовенство... С. 91.

528

Фирсов С. Д. Русская Церковь... С. 500.

529

Владикавказские епархиальные ведомости. 1917. 1 февраля.

530

Там же. 15 февраля.

531

Ф. А. Гайда ошибается, когда пишет, что В. П. Льнов «единолично назначил в состав Синода» Владимира (Путяту). См.: Гайда А. Ф. Русская Церковь и политическая ситуации... С. 65.

532

Пензенские епархиальные ведомости. 1917. 1 сентября.

533

Любимов Н., протопресвитер. Дневник... С. 101. Любимов называет его «ненормальным субъектом».

534

Акты Патриарха Тихона... С. 717–721.

535

РГИА Ф. 797. Оп. 86. От. 3. Ст. 5. Д. 12. Л. 104–104 об.

536

Акты патриарха Тихона... С. 71.

537

Причем данный термин мог «переводиться» по-разному, и совсем не обязательно означал Распутина и «камарилью». См.: Колоницкий В. И. Указ. соч. С. 337.

538

Ср.: Так, например, руководитель духовной миссии в Китае епископ Иннокентий (Фигуровский), поздравляя архиепископа Арсения (Стадницкого) с праздником «Воскресения Христова и обновления государственной жизни России», писал: «Церковь Христова в свободной державе Российской ныне освободилась от векового рабства и для нее занялась заря... жизни в свободной стране. С свержением монархии Церковь избавилась от позора, от участи в навязываемом ей грехе цезарепапизма». ГАРФ Ф. 550 Оп. 1. Д. 95. Л. 1.

539

Количество епархий к 1917 году указано по: Состав Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода и Российской церковной иерархии. Пг., 1917. С. 384–385. См. также: Смолин И. К. История русской Церкви. М., 1996. Ч. 1. С. 266.

540

См.: Суд над епископами // Свободная церковь. Пг., 1917. 28 июля.

541

Русские ведомости. 1917. 15 июня.



Источник: Официальные рецензенты: Доктор исторических наук Борис Соломонович Каганович Доктор исторических наук Сергей Львович Фирсов. Научный редактор: Доктор исторических наук Борис Иванович Колоницкий Книга подготовлена и издана в рамках проекта "Революции, государство, общество" программы "Власть и общество в истории" Отделения историко-филологических наук РАН Утверждено к печати Ученым советом Санкт-Петербургского института истории РАН Рогозный П. Г. Церковная революция 1917 года (Высшее духовенство Российской Церкви в борьбе за власть в епархиях после Февральской революции). - СПб-Лики России 2008 - 224 с.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
(61 голос4.4 из 5)

Юренев о Юреневых. Страницы из воспоминаний Ростислава Юренева.

Воскресенье, 15 Сентября 2019 г. 06:41 + в цитатник


Уже после смерти Ростислава Николаевича Юренева вышла его книжка " В оправдание этой жизни". Тираж всего-то 1000 экземпляров. Я раздобыла одну книженцию. Прочла с удовольствием, а отсканировала только страницы, касающиеся старших Юреневых. Всё, что проливает свет на жизнь Сергея Николаевича Юренева и его братьев, их общее прошлое. К сожалению, рассказывая о предках Ростислав Николаевич не поместил портреты бабушки Елены Карловны и её сыновей в детстве. Увы и ах!!! Но всё равно очень интересно!.



5289008_ureneviteksttityl (412x700, 275Kb)



 



5289008_urenevirostportreti (309x700, 397Kb)



 



5289008_urenevitekst16virezka (630x693, 727Kb)



 



Биографов удивляет место рождения Сергея Николаевича -Селюты под Витебском. Так вот в чём дело - это дачное место, где Юреневы снимали дом!



,5289008_urenevitekst1717_1_ (570x435, 145Kb)



 



5289008_ureneviteksttri (479x700, 253Kb)



5289008_urenevitekst38 (458x700, 503Kb)



5289008_urenevitekst39 (442x700, 528Kb)



5289008_urenevitekst40 (461x700, 480Kb)







 







   ,



 



И ещё об отце Николае Николаевиче Юреневе.



,






Николай Безсонов. Енисейская епархия.

Воскресенье, 15 Сентября 2019 г. 02:17 + в цитатник

    

Енисейская епархия (отрывок).

                          

П. Г. Рогозный
Церковная революция 1917 года
.  https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/tserkovnaja-revolyutsija-1917-goda/4?=%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF+%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD

Предреволюционная деятельность Енисейского и Красноярского епископа Никона (Безсонова)459 заметно выделяла его среди всех архиереев. По всей видимости, владыке принадлежит одна из немногих на протяжении всего синодальною периода попыток поставить духовную власть выше светской.

С 1913 по 1917 годы преосвященный успешно боролся с гражданскими властями в губернии. Безуспешно окончились все их многочисленные попытки избавиться от строптивого епископа. По всем политическим и экономическим проблемам в государстве Никон имел свое мнение, которое и высказывал открыто в прессе, несмотря на постоянные предупреждения со стороны церковных властей460.

В прессе Никон позволял себе довольно резкие выпады против местной и столичной власти. «Земельный и хлебный вопросы нашей русской действительности как-то не доходят до рук и сердец ни начальства, ни Думы, – писал епископ. – У нас боятся больших дел и реформ. Бедная Россия! Думы-то у твоих орлов-министров... часто бывают не орлиные, а кротиные. Не по плечу им размах богатырский... Говорю я не «революцию» (ныне скоро в нее попадешь – запишут тебя туда кроты и лакеи!!), а правду, исходящую от любящего Царя и Народ сердца»461.

По поводу этого выступления Никона Енисейский губернатор И. И. Крафт направил письмо обер-прокурору Синода В. К. Саблеру, в котором обвинил владыку в «возбуждении классовой вражды». По его словам, Никон «скорее политик, чем архипастырь, а потому чем раньше он будет избавлен от управления епархией, тем для народа будет полезней... Разве можно так настроенному епископу доверить воспитание масс? Такие «прокламации» он писал не раз и продолжает писать»462. Никаких последствий, судя по отсутствию документов, данный эпизод не имел.

Оправдываться перед Синодом владыке пришлось после другой статьи, посвященной делу Бейлиса и опубликованной в газете «Енисейская мысль». Никон довольно резко выступил в прессе против судебного процесса: «Слишком уж громадные обвинения желают некоторые возложить на совесть этого некогда Богоизбранного народа. Ведь и на христиан когда-то это гадкое обвинение возлагали. А вспомните иезуитскую испанскую и другие инквизиции... Не похоже ли все это на кошмарное Киевское дело»463. Статья епископа «заинтересовала» министра внутренних дел Н. А. Маклакова, который направил ее обер-прокурору Синода464. От Никона потребовали объяснений465.

Владыка оборонялся тонко, защищая по сути неуязвимую позицию. «Раз Св. Синод находит мою заметку неуместной и несообразной с саном и должностью епархиального архиерея... почтеннейше прошу разъяснить мне мои невольные ошибки и заблуждения»466. Естественно, никаких разъяснений не последовало, на письмо епископа была наложена резолюция: «Прекратить производство»467. Никон снова спокойно мог заниматься епархиальными делами.

Обладая деспотичный характером, преосвященный в буквальном смысле терроризировал местное духовенство. В 1913 г. местный протоиерей Иоанн Пальмин прислал в Синод своеобразный донос на архиерея, который составил 108 машинописных страниц.

По словам протоиерея, в епархии царит «"бироновщина». «Слово и дело» в полной ходу, и дикий произвол не встречает организованного отпора. Местное духовенство низведено Никоном до положения быдла». Основной причиной такого положения, по мнению Пальмина, является социальная чуждость архиерея – выходца из дворянского сословия и на посту епископа, остающегося «помещиком Безсоновым».

Пальмин создает выразительный портрет архиерея: «...упитанное лицо, грозно сверкающие гневом глаза...». Во время богослужения Никон стоит «с мертвой неподвижностью выправки былых времен николаевского солдата». А продолжительность службы «только вызывает удивление его неутомимостью»468. Однако, по мнению Пальмина, образ поведения владыки далек от благочестивого. Никон поощряет танцевальные вечера даже во время постов, «сам за полночь просиживает на эстраде, наблюдая, как юнцы и юницы духовной школы выделывают разнообразные па и грациозные, соблазнительные по пластичности, а часто и грубости новейших модных танцев, движения»469.

Любовь к светским развлечениям архиерея объяснялась еще одним фактором, который, как представляется, играл немаловажную роль в его жизни. Об этом весьма осторожно пишет и Пальмин. Со времени приезда Никона в Красноярск рядом с ним появилась «...девица лет 20... счастливой наружности... именуемая „архиерейской племянницей”». Эта молодая особа – Женя Соббатович – сопровождала владыку «везде и всюду» и даже «присутствовала при приеме епископом официальных лиц». Впрочем, сама Женя отвечала, что «...она, собственно, не родня владыки, а знакомая... дочь товарища». «Племянница» поселилась вначале в покоях епископа, но, как иронично замечает Пальмин, «по крайней некультурности сибиряков возникли на этой почве толки», и она вынуждена была переехать на квартиру к протоиерею Смиренскому, где, впрочем, владыка «посещал ее во всякое время дня и ночи». Женя очень любила танцевать, и, как пишет Пальмин, Никон «организовал у себя в архиерейском доме хор балалаечников, устраивая танцевальные вечера прямо у себя в покоях, где «балалаечники играли малороссийские песни, а Женя исполняла танцы, одетая в малороссийский костюм»470. Слухи об «архиерейской племяннице» не затихали, однако Никон, по-видимому, придавал им мало значения471.

Правда вместе с тем протоиерей отмечал невероятную работоспособность и предпринимательский талант владыки: «... он много делает, у него, по-видимому, неисчерпаемый запас энергии».

«Здесь, продолжал Пальмин, даже в делах церковного управления – делах духовного строительства – все те же деньги. Словом, по-американски – за деньги все можно купить и все можно продать. У кого есть деньги – пожалуйте вам честь и место»472.

Такая деятельность владыки требовала вхождения в контакт с местными капиталовладельцами, однако Никон шел дальше, налаживая связи и с преступными элементами. Сомнительные коммерческие проекты епископа заинтересовали в первую очередь не церковные власти, а Министерство внутренних дел. В начале 1916 г. на имя обер-прокурора Св. Синода А. Н. Волжина пришло «доверительное»473 письмо от товарища министра С. П. Белецкого474. В нем сообщалось, что, «по имеющимся в МВД данным, проживающий в г. Красноярске председатель местной монархической организации рижский мещанин А. С. Блиц, выкрест из евреев, человек умный и ловкий, но с очень темной нравственной репутацией, к сожалению, вошел в доверие к преосвященному Никону... не только попавшему под его влияние, но даже назначившего его руководителем некоторых хозяйственных дел епархии». Далее Белецкий изложил внушительный «послужной список» деяний Блица, согласно информации министерства.

Биография последнего имела одну закономерную особенность: где бы он ни работал или ни служил, везде его деятельность заканчивалась заведением уголовною дела, а иногда и временной «остановкой» в тюрьме. Блица обвиняли в мошенничестве, присвоении особо крупных денежных сумм, подделке документов, воровстве, ложных доносах.

Какое-то время Блиц жил в Риге и в Санкт-Петербурге, затем пере ехал в Сибирь, где «продолжил свою преступную деятельность». Так, будучи начальником транспортной конторы Сибирской железной дороги, он был обвинен в должностном злоупотреблении и снова попал в тюрьму. После освобождения он переехал в Красноярск, вступил в «Союз русского народа» и, став корреспондентом газеты «Сусанин», начал вымогать у местного населения деньги «за неоглашение компрометирующих их фактов». В начале 1915 г. Блиц в «компании с некоторыми лицами основал горнопромышленную контору „Разведчик”, под фирмой коей в Красноярске обустраиваются разные темные дела. Войдя в доверие к преосвященному, Блиц решил использовать связи епископа с целью получения концессии на эксплуатацию вод целебного источника в Енисейской губернии „Шира”»475.

В связи с этим обер-прокурор Синода Волжин направил в Красноярск Никону письмо, в котором была изложена биография Блица. Преосвященный отвечал: «...Все подробности жизни Блица мне, конечно, и доселе не известны; слышал, что он сидел в тюрьме... я одно знаю (и это несомненно): г. Блиц – редкий, отличный юрист и очень дельный человек». О конторе «Разведчик» владыка сообщил, что она «делает серьезные и важные, а не дела „темные”... а от нас кроме благодарности Блиц ничего не заслуживает»476. На этом инцидент был исчерпан, никакой реакции Синода не последовало, единственное, что удалось центральным властям, так это сделать владыку «невыездным». Синод запрещал появляться епископу на заседаниях Государственной Думы, членом которой он был. Никон же продолжал воевать с местными властями477.

Красноярский губернатор Я. Г. Гололобов в своем письме иркутскому генерал-губернатору писал, что «таких изветов не ожидал даже от епископа Никона... то и дело приходится слышать, что Никон что-нибудь затевает, кого-нибудь обличает, злословит, с кем-нибудь у него вышел конфликт. При этом постоянно приходится ожидать, что и на тебя поступит какой-нибудь клеветнический донос...». Отмечал Гололобов также, что владыка «постоянно вмешивается в гражданские дела... при этом всячески старается обличать и порицать администрацию»478. Губернатор просил привлечь Никона к судебной ответственности за клевету.

Иркутский генерал-губернатор А. В. Пильц в связи с этим направил письмо министру внутренних дел А. Д. Протопопову, в котором сообщал, что «отношения между губернатором и епископом Никоном, причем неправой стороной является последний, исключают всякую возможность пребывания их одновременно в Красноярске. Ежедневно можно ожидать крупного скандала между ними»479.

Отправленное 25 февраля 1917 г. письмо уже в момент написания было неактуальным и впоследствии было направлено в Синод из МВД «по принадлежности» – скорее уже как исторический документ.

Февральский переворот, как уже отмечалось, Никон воспринял с громадным энтузиазмом. Революционные события только прибавили энергии Енисейскому архиерею. 4 марта владыка собрал совещание городских священно-церковнослужителей для «обсуждения текущих событий и отношения к ним духовенства». Он стал забрасывать новое правительство телеграммами и письмами. Так, А. Ф. Керенского он просил освободить «великого ученого украинца Ерушевского – защитника прав славной нации» и рассмотреть дело митрополита Шептицкого, «ревностного служителя Отечества». Министра народного просвещения он просил «пожалеть украинскую и другие национальные школы»480.

Главным объектом эпистолярной атаки Никона стал обер-прокурор Синода Львов – ему владыка направлял телеграммы и письма, в которых он развивал свои мысли относительно участия духовенства в политической борьбе, рассказывал о ситуации в Красноярске481. «Здесь все идет прекрасно, блестяще, – телеграфировал владыка Львову. – Свободные здания учебных заведений, занятия закопчены – передал Комитету безопасности и Комитету солдат с рабочими». О себе Никон сообщал, что он «весь в работе для успокоения страстей482.

Активное участие вместе с городским духовенством принял владыка и в праздновании 10 марта – Всероссийского праздника русской революции. «В дни „переворота” в государственной жизни родины, – вещал Никон в кафедральном соборе, – я молчать не хочу, не могу и не буду... Россия наша дорогая воскресла, смертью старого строя попраны смерть, угнетения, болезни... отчаяние народа: тем, кто был во гробе – забыт, замучен, закован, унижен, обижен, – жизнь дарована». Хотя такие аналогии были и сомнительны с богословской точки зрения, в те дни это мало кого волновало. После молебна в 12 часов в Красноярске началось празднование «Праздника свободы», «Гражданской Пасхи» или «Весны России» – как именовался сей праздник.

В торжественном шествии участвовали войска гарнизона, представители государственных и общественных организаций, учебных заведений, масса простых горожан. По ходу движения манифестантов была сооружена триумфальная арка, украшенная флагами и щитами с надписями: «Да здравствует Учредительное собрание!», «Да здравствует Англия!», «Да здравствует Франция!», «Слава борцам, павшим за свободу народа!»483. Сам епископ находился среди членов Комитета общественной безопасности, «верный своему долгу народного избранника и гражданина России», как гордо писали в церковной прессе484.

12 марта Никон вступил в партию «Народной свободы» и произнес на собрании местных кадетов зажигательную речь. «В то время, – говорил владыка, – когда наши герои проливали свою драгоценную кровь за Отечество, в то время, когда мы все работали на благо нашей Родины, Ирод упивался вином, а Иродиада бесновалась со своими Распутиным, Протопоповым и другими пресмыкателями и блудниками»485. Речь

Никона была слишком радикальной для партии кадетов. Следует учитывать и то обстоятельство, что говорил это епископ и что все его крайне политизированные и пристрастные речи печатались в церковной прессе. Сам владыка, очевидно, считал Енисейскую епархию явно тесной и слишком провинциальной для такой личности, как он, поэтому и стремился попасть в Петроград на заседание Государственной Думы. Однако Львов, по-видимому, не испытывая особого желания видеть владыку в столице. Тогда Никон стал проситься в отпуск. «Я весь-весь горю и болен... а умирать еще не хочу, – писал епископ в Синод, попутно продолжая развивать свои мысли об участии духовенства в политической жизни. – Немыслимо быть не политиком... мы не дичь и не бревна...» Свое же финансовое благополучие он оценивал пессимистично: «Я ничего не имею, все роздал и теперь нищий»486. Требуемый отпуск епископ получил, но прежде чем уехать, решил созвать съезд духовенства.

Выборы на съезд происходили на собраниях духовенства по благочинным округам. «Журнал» одного из таких собраний был впоследствии прислан в Синод, благодаря чему исследователь получил счастливую возможность познакомиться с настроениями в низах провинциального духовенства.

В самом начале собрания духовенство округа выразило «радость» по поводу «удаления старой власти, упорно задерживающей ход естественного развития страны». На голосование был поставлен вопрос о «желательной форме» управления страной, причем 9 человек высказались за республику, 9 за конституционную монархию. Ввиду этого собрание «постановило предоставить каждому действовать сообразно своим убеждениям». Далее был поднят вопрос о созыве Собора, об упразднении института благочинных, высказано пожелание, вдовым священникам разрешить беспрепятственно вступать во второй брак. Заслушан был также доклад «Демократия и деньги и отношение к ним духовенства», но прения решено было не открывать, т. к. доклад не «вносит каких-либо новых конкретных предложений».

Были произведены выборы на епархиальный съезд. Тут-то и поступило предложение протоиерея Пальмина высказать перед Никоном пожелание об оставлении им кафедры, «ввиду явного беззакония и произвола, выразившегося в обирании церквей и монастырей, увольнении без прошения многих лиц, а также за привлечение на важные должности в епархии развратников (протоиереи Смирнов, Крестин) и шпионов, и др. проступках»487. Большинством голосов 10 против 4 при 1 воздержавшимся предложение Пальмина было отвергнуто, как «грязный пасквиль» и признано «не заслуживающим внимания»488.

Посылая «Журнал» данного собрания Никону, благочинный протоиерей Цветков в конце документа сделал приписку, касающуюся строптивого протоиерея. «Вообще о прот. Пальмине я должен заметить, что с момента прибытия своего в Енисейск он начал злословить вас, владыко... в последнее время при каждом удобном моменте (а он почти всегда сводил разговор на эту тему) он не упускал случая, чтобы не выкинуть какую-нибудь оскорбительную колкость»489. Никон, поставил в «журнале» резолюцию: «о. Иоанна Пальмина уволить за штат (за явное поношение и ложь на епископа490.

Между тем первые неприятности начались и у Никона, в день Пасхи491 в его доме был произведен обыск492. Епископ узнал об этом из газет. Вскоре в прессе появилась заметка об этом самого владыки под заглавием: «Это было бы смешно, если бы не было так грустно». «Обыск в архиерейском доме, – писал Никон, – где неведомо чего искали... подобен безумному заподозреванию бездельников, что в кафедральном соборе хранятся пулеметы и махорка. (Подобные заподозревания имели место в нашем культурном и «свободном» городе»)493.

День открытия съезда Никон назначил на 15 апреля, но в последний момент отложил дату на 2 дня. Однако уже к 15 числу в Красноярск съехались представители 20 благочинии из 28. Попытка договориться с епископом об открытии съезда ранее назначенного срока успеха не принесла. На частном совещании духовенство решило не откладывать срок, и таким образом, съезд начал свою работу 16 апреля, на день раньше назначенной Никоном даты.

Как следует из докладной записки в Синод председателя Исполнительного комитета съезда В. Смирнова члены последнего разделились на две неравные части: большинство – противники епископа и меньшинство – его сторонники. Собственно, съезд только и занимался тем, что обсуждал деятельность архиерея. Обвиняли Никона в деспотизме, в неуважении человеческого достоинства, увольнении неугодных лиц, проведении на лучшие места в епархии своих земляков с Украины. Ставили в вину владыке и то, что он «развил широкую промышленную деятельность» и уделял мало внимания своим пастырским обязанностям – «говорит речи в Военно-промышленном комитете и других общественных организациях, на митингах, пишет статьи в газетах». Недобрым словом, естественно, помянули и антиалкогольную кампанию архиерея. «Произвол, насилие, ложь – система Никона», – подытожил сказанное один из ораторов494. Сторонники владыки пытались его защитить, но, по-видимому, не совсем успешно. Так, указывалось, что «священники с Волыни не хуже прочих», а сам епископ невиновен – «он просто архиерей старого отжившего времени»495.

Никон выступил на съезде с речью, которую он произносил с небольшими перерывами в течение 8 1/2, часов. В записке, представленной в Синод, содержится только краткий пересказ речи. Епископ «не отрицал обвинения, но признал свои действия правильными... не отрицал он и бранных слов в алтаре, не отрицал близкого общения с Блицем, чело веком, по его признанию, «гнусным изменником, достойным смертной казни, но очень умным и хорошим юристом». Более подробное изложение речи владыки было опубликовано в местной кадетской газете. Так, говоря о перемене своих политических убеждений, Никон рекомендовал вспомнить Л. Толстого, считавшего «подобное явление вполне естественным. Я не был черносотенцем... Я был правым, но правым беспартийным... Мне от старого строя незачем отрекаться, т. к. поклонником я его не был... Мне приписывает Королев расхваливание еврейской веры... и Замысловский и Пуришкевич меня тоже в этом обвиняли... я не расхваливал еврейскую веру, но говорил, что всей национальности таких обвинений предъявлять нельзя». Касаясь его близости к салону графини Игнатьевой и Распутину, Никон, по словам газеты, «так возмущался, что не удержался даже от резкого слова». Говоря об увольнении местного духовенства и замене его на выходцев с Украины, епископ заметил, что удалял он пьяниц, а многих представителей Волынского духовенства он не знает даже лично и переводились они Синодом. Отвечая на обвинения в деспотизме, владыка заявил: «С природными свойствами характера, правда, резкого, но и правдивого, бороться мне трудно». После этого Никон сам перешел в наступление, обвиняя выступавших в сведении с ним личных счетов. «Теперь, когда я увидел озлобленные лица и понял ваш страх раба, а не свободного человека, я вижу приговор мой написан... И я говорю здесь для людей, которые совесть не потеряли, и говорю не для этого собрания. Вы меня так тяжко наказали, и ваше наказание свершилось. Но съездом епархиальным я это собрание не считаю. Дайте мне тысячу обвинений, и я на них отвечу»496.

Однако, как и предполагал владыка, его выступление не помогло, и когда съезд приступил к баллотировке, 101 депутат отказали Никону в доверии, 7 высказались за при 19 воздержавшихся497.

Епископ и его сторонники не сдавались, организовали параллельно с работой съезда митинг в зале Общественного собрания. По словам автора докладной записки, в президиум съезда обратился «некто Крутухо, агент Никона по кормлению амнистированных уголовников», требуя допустить на съезд с правоv высказаться «по вопросу о Никоне». Он заявил, что за ним «стоит весь народ, и намекал на возможность при отказе «поговорить по-другому""498. Положение, по словам председателя съезда, стало «настолько угрожающим», что они вынуждены были обратиться к местному комиссару – «прося охраны». В итоге для предупреждения «партизанских вылазок» съезд два дня занимался под охраной вооруженных солдат и милиции499.

Многочисленные сторонники Никона, также писавшие в Синод, иначе излагали ситуацию вокруг съезда. По их словам, на съезде присутствовали посторонние лица, многие вели себя «крайне постыдно, все время шумно аплодировали, грубили шуткам докладчика, громко хохотали, когда докладчик издевался над епископом»500.

Приверженцы владыки писали, что инициатива собраться параллельно работе съезда в зале Общественного собрания исходила от «Бюро скорой помощи амнистированным уголовным арестантам», когда им стало известно, что на съезде в течение нескольких дней «обсуждался вопрос, как бы отрешить Преосвященного от занимаемой должности и даже как бы его арестовать».

По их словам, «произведенное немедленно расследование» установило, что съезд далеко не представляет собой все духовенство и на нем сводятся личные счеты с епископом, под влиянием некоторых священников с явно уголовным прошлым»501. На собрании «никониан» председательствовал «военный следователь» полковник Н. И. Рудьков в «присутствии приглашенного от Совета рабочих, солдат и казаков депутата гражданина – солдата Ревича». Собрание выслушало речь председателя местной еврейской общины Гефтера, «явившегося для того, чтобы засвидетельствовать благодарность от всего еврейского общества епископу Никону за многое добро, им сотворенное»502. Другие ораторы отмечали «выдающиеся заслуги Никона, являющегося одним из наиболее достойных иерархов Православной Церкви». Наконец, было решено послать делегатов на съезд с предложением «объединиться». Однако президиум съезда, «приняв делегацию в коридоре», попросил подождать ответа и, удалившись на заседание, распустил съезд, так ничего и не ответив сторонникам владыки.

Далее, по словам авторов записки, в девятом часу вечера, когда сторонники Никона продолжали заседать, в зал Общественного собрания «буквально ворвалась кучка людей во главе с членом съезда, огромного роста дьяконом Сергеевым, который вскочил на стол и стал произносить речь явно угрожающего характера. В это время кто-то из ворвавшихся схватил за грудь одного из выступавших и стал его трясти. Все собравшиеся граждане и гражданки, испугавшись погрома, бросились к дверям и в панике, плача и крича, бежали. Таким образом, митинг протеста против «съезда духовенства» был насильственно разогнан провокаторами [и] агентами последнего».

Сообщая эти сведения в Синод, сторонники владыки в конце записки приложили «справку», в которой сообщалось, что во главе съезда духовенства стоят – «бывший руководитель красноярского «Союза русскою народа», на днях изгнанный воспитанниками женской гимназии, инспектор Всеволод Афанасьевич Смирнов, священник Муратов, спаивающий и обирающий инородцев, дьякон Сергеев, пьяница (ушел в дьяконы, чтобы избавиться от воинской службы). А за ними в тени идейный вдохновитель, выпущенный на днях из тюрьмы, обвиняемый в государственной измене, знаменитый провокатор Алексей Степанович Блиц (Арон Иоськов)». Данное послание заканчивалось словами: «Дай Бог таких [как Никон] светлых и больших людей побольше на Руси»503. Направлено оно было не только в Синод, но и председателю Государственной Думы М. В. Родзянко. Реакции на записки и сторонников, и противников Никона из Синода не последовало.

Сам епископ отправил в Синод только одну телеграмму – «озлобленные пастыри мною же созванного съезда превратили съезд в митинг, суд над епископом, полная мерзость»504.

Таким образом, ситуация в епархии стала патовой. Съезд духовенства, завершив работу, выбрал из своего состава Епархиально-наблюдательный совет, который, по их мнению, должен был управлять епархией. Сам Никон, понимая, что прямая конфронтация может привести к непредвиденным последствиям, решил действовать закулисно. Можно думать, что, собирая съезд, владыка не представлял, с какой оппозицией он столкнется. Управляя епархией в течение 5 лет и постепенно превращал ее в свою «вотчину», Никон мог считать, что в корне уничтожил среди духовенства возможность даже самого слабого протеста. Однако он не учел изменившиеся политические обстоятельства, того, что, как выразился протоиерей Пальмин, «была объявлена свобода».

Совершил архиерей и тактическую ошибку. Обладая полнотой всей духовной власти и претендуя на власть светскую, Никон мог воздействовать на выборы участников съезда в соответствии со своими пожеланиями, но по каким-то причинам проявил тут не свойственную ему пассивность. Возможно, сыграла свою роль и его самоуверенность. Как бы то ни было, ранее забитое и запуганное енисейское духовенство дружно выступило против своего начальства. Следует отметить и то, что Никон пользовался большой поддержкой именно среди мирян. Широкая просветительская, благотворительная деятельность владыки снискала ему популярность среди местной буржуазны, интеллигенции и крестьян. Другими словами, Никона поддерживали те, на кого не распространялась непосредственная власть епископа. Тем более все «проекты» владыки тяжким бременем ложились именно на плечи или, скорее, на карман духовенства. Да и такие его кампании, например, как антиалкогольная, явно не прибавляли ему популярности в духовной среде. Это косвенно подтверждает и тот факт, что среди многочисленных подписей под петициями, направленными в Синод сторонниками владыки, очень мало подписей духовных лиц505.

Сам Никон, уезжая в отпуск, оставил своему преемнику, епископу Барнаульскому Гавриилу (Воеводину), назначенному Синодом, по его совету, временно управлять епархией, записку: «Никаких распоряжений, которые может быть будут исходить от свободного собрания духовенства и мирян... не исполнять... Экстренный епархиальный съезд считать несостоявшимся». Духовной консистории было приказано «все дела незамедлительно представлять для решения и подписи мне»506.

Прибыв в Красноярск, епископ Гавриил сразу вступил в резкий конфликт с Епархиально-наблюдательным советом, который, по его словам, избран съездом незаконно «явочным порядком» и отказался сотрудничать с ним. Посылая в Синод «журналы» Совета со своими комментариями, Гавриил писал, что они «подделаны... и было бы очень интересно для истории Енисейской Поместной Церкви (так. – П.Р.) сохранить эту «книгу», боюсь, что члены совета, способные на разные подлоги и обман, уничтожат ее»507.

В свою очередь, члены Епархиально-наблюдательного совета жаловались в Синод на Гавриила, что он не имеет «самостоятельности», действуя по указке проживающею в Черноморской области Никона508, и посылает ему на утверждение все дела. Таким образом, в епархии фактически установилось «двоевластие», или, как писали в прессе, «гибельное многовластие»509. Епархиально-наблюдательный совет действовал параллельно с Консисторией и епископом Гавриилом. «Официальные известия по Енисейской епархии» отмечали, что всем, как и раньше, «руководит Никон, с той лишь разницей, что раньше он жил в Красноярске, а теперь в Черноморской области»510. Однако, по всей видимости, борьба за власть внутри епархии носила локальный характер и ей явно недоставало масштабов никоновской эпохи. «Епархиальная жизнь со времени отъезда Никона как бы замерла», – писали в церковной прессе. «Высшая церковная власть по не известным нам причинам безмолвствует»511.

Епископ Гавриил, по его словам, связанный, с одной стороны, «наказом Никона», с другой стороны, «членами самодержцами наблюдательного совета с функциями выше епископских», чувствовал себя крайне неуютно и не желал оставаться в Красноярске. «Боюсь, как бы сей совет не провозгласил „самостоятельности” Енисейской епархии»512, – писал он в Синод. Уезжая из Красноярска в Барнаул, Гавриил напоследок оригинально расправился с конкурирующей организацией: одних членов совета он отлучил от церкви, других запретил в служении513.

Епархия, по сути, осталась без епископа. Духовенство и миряне активно писали в Синод, прося разрешить проблемы церковной власти в епархии. Так, например, члены Красноярского железнодорожного приходскою совета просили Синод назначить в епархию

строгого и сильного епископа, «опирающегося на православный пролетариат»514.

Никон между тем продолжал отдыхать в Туапсе и изредка напоминал о себе письмами в Синод515. Когда срок отпуска истек, владыка попросил его продлить для «завершения лечения».

Можно представить себе удивление членов Синода, когда они получили от Никона сразу несколько писем. «Я глубоко разочаровался в русском православии, а также в верхах и низах русского духовенства, посему считаю, дальнейшее пребывание в сане епископа для себя недопустимым лицемерием... прошу меня не считать членом церкви, именующей себя «православной». Покорнейше прошу никаким увещеваниям меня не подвергать, это излишняя трата времени: мое решение окончательное, продуманное и выстраданное»516. Правда, сняв сан, Никон писал, что он остается христианином и просил пенсии: «Все отдал службе», а также высказал свои пожелания об устройстве церкви в будущем. «Необходимо полное и немедленное отделение церкви от государства... многому хорошему надо поучиться у католиков, достойных не одного лишь неразумною поношения... Церковь Украинская должна быть особо – автономна».

Определением Св. Синода от 1 августа Никон был низвергнут из епископского сана и монашества517. Однако довести лично до бывшего епископа это решение секретарю Синода не удалось. Никон, как выяснилось, еще в конце июля прибыл в Петроград и остановился в Александро-Невской Лавре, откуда, по-видимому, и писал свои послания, а через несколько дней выехал в Могилев518.

В начале сентября бывший владыка прислал в Синод еще одно письмо, в котором просил выслать ему документы об образовании и формулярный список, т. к. он «должен занять какое-либо место и служить (за неимением средств)». В письме содержалось также напоминание о «заслуженной» пенсии. «Не думаю, что в цели и задачи даже и Синода «православной» русской церкви было заставлять меня голодать и мучиться». Под письмом стояла выразительная подпись: «Гражданин Николай Николаевич Безсонов (б. епископ Енисейский и Красноярский Никон519.

После снятия сана бывший владыка женился на своей «бывшей» племяннице520. По свидетельству митрополита Евлогия, Безсонов вначале сотрудничал в газетах в качестве театрального рецензента.

Позднее Николай Безсонов стал исполняющим обязанности начальника Департамента исповеданий в Министерстве внутренних дел Украинской Народной Республики.

Евлогий вспоминал, что ему пришлось вести деловую переписку с «новоявленным министром». По его словам, он даже ездил в Киев «переговорить» с председателем Рады Голубовичем на предмет удалить «ренегата, осквернившего духовный сан. Мой протест ни к чему не привел. Безсонов оставался министром», – заканчивал свой рассказ Евлогий521.

Ясно представить себе мотивы Никона, решившегося снять сан, трудно. Возможно он понимал, что возвращение в Красноярск не принесет ему ничего кроме неприятностей. Конфликт с местным духовенством мог вспыхнуть с новой силой. Да и как прагматичный политик, Никон не мог не понимать, что в условиях «углубления революции» сан епископа не сулит его владельцу ничего хорошего. Сетования на нехватку средств и бедность вряд ли можно рассматривать как банальную просьбу, наличных денег у Никона, видимо, не было. Все было вложено в многочисленные проекты, концессии, недвижимость в Енисейской епархии. Даже противники не обвиняли владыку в растрате средств на личные нужды522.

В череде маргинальных типов архиереев предреволюционной России, таких как Антонин (Грановский), Варнава (Накропин), Владимир (Путята), Никон выглядит фигурой исключительной и необычайно яркой. Конечно, никакой церковности в действиях владыки не было. Даже его проповеди носят экономический или политический характер. На посту губернатора или министра Никон чувствовал бы себя гораздо лучше. Постоянное вмешательство владыки в гражданские дела и конфликты с губернской властью можно тоже рассматривать как исключение. Хотя ссоры епископа с губернатором были явлением относительно частым523. Однако наступающей стороной в таких конфликтах была светская власть, в пользу которой часто они и разрешались524.

Возникает также вопрос, насколько типична ситуация, сложившаяся в Красноярске в 1917 году, в сравнении с другими епархиями Российской Церкви.

Тремя основными силами, влиявшими на исход внутрицерковной борьбы, были: Синод и обер-прокурор, белое духовенство, прихожане и епархиальный епископат. Постепенно набирал силу еще один фактор, ставший впоследствии решающим, – революционная власть. (Комитеты общественной безопасности, Советы). В нашем случае высшая церковная власть в лице обер-прокурора и Синода молчала. «Война» шла лицом к лицу: Никон и его сторонники против местного духовенства.

Насколько же вообще вся никоновская история была исключением? Енисейский владыка был единственный архиерей, снявший сан в 1917 году. Явно не типичным является полное невмешательство в конфликт высшей церковной власти, которая, несмотря на стремительно надвигающийся хаос, оставалась все равно последней решающей инстанцией. В то же время можно отметить и некоторые типичные черты, характерные для эпохи в целом, острота противостояния; архиерей – белое духовенство и, как следствие, стремление последнего узурпировать всю епархиальную власть.

Енисейская «история» дает возможность взглянуть по-иному на ряд вопросов, казалось бы, достаточно освещенных в историографии: взаимоотношения светской и духовной власти, границы власти епархиального архиерея, а также жизнь российской провинции, разительно отличающейся от жизни столиц. Вряд ли деятельность Никона могла бы происходить в Петрограде или Москве. Наиболее непонятным остается вопрос о позиции Синода и обер-прокурора, которые в течение пяти лет закрывали глаза на деятельность Никона. Скорее всего, у Никона были широкие связи в церковных верхах, а также возможно и в светских. Все это и позволило Никону создать в епархии свою «вотчину» и управлять ею, руководствуясь лишь собственным нравом.

 


АД в РАЮ.

Суббота, 07 Сентября 2019 г. 21:33 + в цитатник

  https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb...e82-46eb-b7f8-b8cb44a5cf6a.pdf

https://ruskline.ru/analitika/2010/06/30/istoriya_kirgizskogo_myatezha_1916_goda_v_opisanii_semirechenskogo_duhovenstva/ 

История киргизского мятежа 1916 года в описании семиреченского духовенства

Часть II  

https://ruskline.ru/analitika/2010/06/29/istoriya_kirgizskogo_myatezha_1916_goda_v_opisanii_semirechenskogo_duhovenstva/

История киргизского мятежа 1916 года в описании семиреченского духовенства

Часть I



1.
резня0Screenshot_2019-09-08 1916_23 pdf - 28fd4a70-9e82-46eb-b7f8-b8cb44a5cf6a pdf (440x308, 106Kb)

2.
резня316аScreenshot_2019-09-07 1916_23 pdf - 28fd4a70-9e82-46eb-b7f8-b8cb44a5cf6a pdf (631x527, 184Kb)

3.
резня317Screenshot_2019-09-07 1916_23 pdf - 28fd4a70-9e82-46eb-b7f8-b8cb44a5cf6a pdf(1) (586x700, 249Kb)

4.
резня318Screenshot_2019-09-07 1916_23 pdf - 28fd4a70-9e82-46eb-b7f8-b8cb44a5cf6a pdf(2) (605x700, 262Kb)

5.
резня319Screenshot_2019-09-07 1916_23 pdf - 28fd4a70-9e82-46eb-b7f8-b8cb44a5cf6a pdf(3) (576x700, 110Kb)

И ещё https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/11153/… Туркестанский церковный вестник. Ташкент, 1918. № 1–5 Он выходил в Ташкенте, пока окончательно его не прихлопнули.

https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/7891/ А ещё раньше выходили в Верном
Туркестанские епархиальные ведомости. Верный, 1906–1918



Поиск сообщений в Lida_T
Страницы: 23 ... 18 17 [16] 15 14 ..
.. 1 Календарь