скрипичные легенды и мифы |
Очень интересная информация:
Стихи и романы, в которых в качестве героев появляются скрипка и скрипачи; мифы и легенды, связанные со скрипкой.
/ а как в реальности? См. истории жизни скрипачей и страничку оскрипке хардингфеле /
Для начала:
См. также:
Пожалуй, лучшая скрипичная книжка всех времен и народов. В этом романе описана жизнь гениального скрипача Никколо Паганини и развеяны дурацкие легенды о том, что он якобы продал душу дьяволу и оттого так хорошо играл… Удивительно, но факт: именно из этого литературного произведения, а не из каких-нибудь учебников или консерваторских курсов, музыканты могут узнать о тех произведениях Паганини, которых нет ни в одной библиотеке. Например, о таинственной Музыке исчезающих струн….
… Но вернемся к легендам. Многие писатели и поэты, в отличие от Виноградова, прельщались этим сюжетом: скрипач, продавший душу дьяволу. Байки это сомнительные (такие мрачные истории вовсе не присущи скрипке), но зато какой простор для фантазии! Среди этих вещей:
Вдохновившись фантазиями Гофмана и других романтиков, теософ Е. Блаватская написала на эту же мрачно-скрипичную тему собственный рассказ (в серии «кошмарные истории»). Называется он «Ожившая скрипка», ссылку на него не даю потому, что он что-то уж очень несимпатичен.
(Кстати, у этой «ветви» скрипичных мифов есть продолжение на экране: см. Скрипка в кино).
Безусловно, дальше всех в деле создания скрипичных легенд на бумаге зашел основатель «нелинейной литературы» Милорад Павич. У которого, кстати, со скрипкой какая-то особая связь: он даже как-то нарисовал себя человеком со скрипкой вместо головы (посмотрите картинку).
Скрипка и скрипачи появляются в самых разных его рассказах и романах. Например, в романе «Внутренняя сторона ветра» описано, из чего делается скрипка. Описано очень смело! Павич не стесняет свое воображение какими-либо условностями и на полном серьезе сообщает, в числе прочего, что волос смычка делался из хвоста единорога (причем это еще — самая невинная подробность:)
Фрагменты из произведений Павича, в которых говорится про скрипку, можно прочитать вот здесь.
А тут можно прочитать еще одно произведение на тему печали, переплетенной со звуками скрипки — знаменитый рассказ А.П.Чехова«Скрипка Ротшильда». Это совсем не тот Ротшильд и совсем не та скрипка, но история, как и следовало ожидать, грустная.
Кстати, у этой истории есть и кинопродолжение. Фильм «Скрипка Ротшильда» с Сергеем Маковецким в роли Шостаковича, оканчивающего за своего ученика Флейшмана оперу по мотивам чеховского рассказа, был снят в 1996 году.
… Выше уже заходила речь о поэзии, а вот еще несколько стихотворений про скрипку:
(UPD И еще:
А.К. Толстой
Бальмонт
Блок
Мих. Синельников
В. Гюго
Окуджава
Юнна Мориц
М. Цветаева
П. Антокольский
Вертинский
Мандельштам. И прадеда скрипкой гордился твой род…
… К слову о «скрипке и немножко нервно». Есть еще одна прискорбная традиция — выставлять скрипачей какими-то неврастениками, смешными и беспомощными людьми. Лучше всего, правда, это выражено не в литературе, а в кино («Репетиция оркестра» Феллини). А в литературе это ярче всего проявилось в произведении, посвященном, казалось бы, другому инструменту — контрабасу. Пролистаем «Контрабас» Патрика Зюскинда и убедимся: в каком-то смысле ведь и этот инструмент — непомерно раздутая по размерам скрипка, а контрабасист, который ведет повествование — это такой увеличенный до гигантских размеров, доведенный до абсурда типаж скрипача-неврастеника.
А знаете, почему Зюскинд так жестко разделался с музыкантом в своем произведении? Все очень просто. Его отец был страстным меломаном, проводил музыкальные вечера, и заставил сына получить музыкальное образование. Говорят, что музыку Зюскинд не любил и бунтовал против отца, что и отразилось в его писательских трудах. «Контрабас» же был первым произведением писателя.
А о том, что типаж скрипача-неврастеника ничего общего никогда не имел с реальностью, см. на страничке Скрипка в кино.
… Продолжение следует
-
См. тж.: Истории про скрипачей из книги Йирасека «Старинные чешские сказания»
Рубрики: | любимая музыка |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |