Всякое в жизни бывает и очень часто...
Дневник Владимира ЛАРИОНОВА
Петербургская фантастическая ассамблея-2012 (6) |
Уточки
Они решили, что я им пожрать принёс, ко мне кинулись, а я просто вышел к морю воздухом подышать...
Найди утку:
Метки: ПФА-2012 |
Борис Стругацкий о власти, оппозиции и Человеке Воспитанном |
«Ветры перемен возникнут, когда правящая элита даст трещину»
«СП»: - Борис Натанович, как вы оцениваете сегодняшнюю политическую ситуацию в России? Каковы, по-вашему, итоги «путинской эпохи»?
- Россия на распутье. С одной стороны, каждому ясно, что выбранный курс на мнимую стабилизацию и огосударствление всего и вся, с неизбежностью ведет к потере конкурентоспособности, торможению и застою. С другой же кажется не менее очевидным, что курс на демократизацию, на расширение политических свобод, свободной экономики и свободных СМИ означает прекращение политической монополии на власть правящей элиты в том виде, в котором она сейчас сформировалась. Элита, разумеется, понимает, что европейский путь развития это ее конец. Конец бесконтрольной власти, конец обогащению, конец эпохи задержавшегося у нас феодализма. Но в то же время ей должно быть ясно, что без коренных политико-экономических изменений впереди у нас лишь вечное состояние второразрядной страны, не слезающей с нефтяной «иглы» и не умеющей производить что-либо, кроме углеводородов. Выбор должен быть сделан. И это все, что можно с определенностью сказать о ближайшем будущем.
Полностью здесь:
http://svpressa.ru/society/article/58047/
Метки: БНС интервью |
Петербургская фантастическая ассамблея-2012 (5) |
Кори Доктороу
Взял, конечно, автограф у него на "Младшем брате"...
Метки: ПФА-2012 Доктороу Кори |
Петербургская фантастическая ассамблея-2012 (4) |
Короткий отчёт Тима Скоренко здесь.
Он, правда, не всех организаторов упомянул, например, Аллу. Но им всем зачтётся. :)
Отчёт angels_chinese:
http://angels-chinese.livejournal.com/1938525.html
Фото от Владислава Гончарова:
http://uldorthecursed.livejournal.com/138526.html
http://uldorthecursed.livejournal.com/138873.html
http://uldorthecursed.livejournal.com/139239.html
Один день на Ассамблее стороннего человека (беспристрастно, так сказать):
http://odin-moy-den.livejournal.com/859474.html
или
http://realgodcatcher.livejournal.com/148238.html
Мои фото здесь:
http://foto.rambler.ru/users/lares/albums/55033702/
Фото от lawerta здесь. И в её блоге.
В частности, мы с Димой Скирюком :))
Метки: ПФА-2012 |
Петербургская фантастическая ассамблея-2012 (3) |
Залив:
На заливе с Машей Галиной и Аркадием Штыпелем:
Метки: ПФА-2012 |
Петербургская фантастическая ассамблея-2012 (2) |
А вот здесь поедались шашлыки и танцевались песни:
Метки: ПФА-2012 |
Петербургская фантастическая ассамблея-2012 (1) |
Снимал, в основном, когда ещё не приехали участники, и потом, когда все уехали...
Бассейнчик перед входом в "Морской прибой":
Птичий домик:
Буквально перед нашим приездом Ярмольник, Гришковец, Лиза Боярская и Дуня Смирнова посадили вдоль дорожки от пансионата к морю голубые елки.
У подножья каждой ёлки была вкопана табличка с фото и именем садившего. Но уже к вечеру таблички исчезли. "Фантасты растащили на сувениры? - спросил я у женщины-администратора. "Нет, мы сами их убрали от греха", - улыбнулась она.
Метки: ПФА-2012 |
Ушёл Гарри Гаррисон... |
Светлая память...
Моя беседа с Гаррисоном для ж-ла "Реальность фантастики" (2006 г.)
ГАРРИ ГАРРИСОН: «ЧИТАЙТЕ ПОБОЛЬШЕ ФАНТАСТИКИ!»
Звезда мировой фантастики Гарри Гаррисон – почётный гость «Еврокона–2006». Накануне его визита в Киев с писателем беседует Владимир Ларионов.
Первой опубликованной в США книгой Гарри Гаррисона был роман Deathworld, вышедший в США в 1960 г. Именно Deathworld стал первым крупным произведением известного фантаста, переведённым на русский язык. Роман вышел в 1972-м году в «БСФ» под названием «Неукротимая планета» и мгновенно приобрёл у советских любителей фантастики культовый статус. «Неукротимую планету» с заложенным в ней известным принципом «всякое действие рождает противодействие» читатели воспринимали по-разному: кто – как экологический роман-предупреждение о том, что война, объявленная природе, не может быть выиграна, кто – как политическую сатиру о борьбе спецслужб с собственным народом, а кто-то, не утруждая себя расшифровкой намёков писателя, просто от души наслаждался головокружительными приключениями неугомонного Язона дин Альта на далёкой планете Пирр. Позднее писатель продолжил похождения своего героя в романах Deathworld 2 («Специалист по этике», 1964) и Deathworld 3 («Конные варвары», 1968), составивших знаменитую трилогию «Мир смерти». Читатели обожают и многотомный юмористический цикл Гаррисона «Стальная крыса» – космическую оперу-детектив с обаятельным Джимом ди Гризом – межзвёздным преступником, превратившемся в поборника закона. Не менее популярна серия пародийно-сатирических антимилитаристских романов «Билл, герой галактики», часть из которых написана Гаррисоном в соавторстве с другими фантастами. В англоязычной критике «Билла» иногда даже называют «Уловкой–22» научной фантастики». Впечаляет масштаб трилогии Гаррисона «Запад Эдема», состоящей из романов West of Eden («Запад Эдема», 1984), Winter in Eden («Зима в Эдеме», 1986) и Return to Eden («Возвращение в Эдем», 1988). Писатель излагает в ней любопытнейшую историю альтернативной Земли, где уцелели и эволюционировали динозавры, создавшие высокоразвитую биологическую цивилизацию.
Гаррисон плодотворно работает в самых разных направлениях научной фантастики, это писатель широчайшего диапазона. Вы любите хроноклазмы? Для вас – живая и весёлая повесть The Technicolour Time Machine («Фантастическая сага», 1967) о том, как неуклюжие и бестолковые действия голливудской киногруппы, отправившейся в прошлое снимать художественный фильм о древних викингах, отражаются на реальной истории открытия Нового света. Вас интересуют техно-триллеры? Погружайтесь в перипетии борьбы спецслужб за открытие в области искусственного интеллекта в романе The Turing Option («Выбор по Тьюрингу», 1992). Вам по душе социальная фантастика? Читайте демографическую антиутопию Make Room! Make Room! («Подвиньтесь! Подвиньтесь!», 1966) об ужасающих последствиях перенаселения в самом близком будущем (к счастью, апокалиптические прогнозы Гаррисона пока не сбылись).
Успешен писатель и в так называемой «малой форме». Широко известен сборник его остроумных новелл War with the Robots («Война с роботами», 1962), название которого говорит само за себя. Но Гаррисон талантливо писал рассказы не только о роботах. С проблематикой романа «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» перекликается тема рассказа A Criminal Act («Преступление», 1966). Нарушителей закона, ограничивающего деторождаемость в нём попросту отстреливают... Пронзительно трагичен рассказ The Streets of Ashkelon («Улицы Ашкелона», 1961). Эту вещь (в некоторых переводах она называется «Смертные муки пришельца») из-за её острой антиклерикальной направленности долгое время не решалось опубликовать ни одно издание в США, первая публикация состоялась в Великобритании. В «Улицах Ашкелона» Гаррисон чётко обозначил свою позицию, позицию убеждённого атеиста, сторонника научного познания мира.
И всё-таки, несмотря на всю серьёзность ряда созданных им произведений, Гарри Гаррисон прежде всего – весёлый писатель. Его фантастика, социальная ли, политическая ли, щедро сдобрена неиссякаемым юмором, писатель непринуждённо оперирует историческими и современными реалиями, умеет увлечь читателя забавным сюжетом и парадоксальным подходом к теме. Да и в жизни Гарри – очень доброжелательный, заразительно-жизнерадостный и общительный человек.
В общей сложности Гаррисон написал более пятидесяти романов. Он был отцом-основателем и президентом международной организации World SF, объединявшей профессиональных фантастов, работал главным редактором старейшего американского НФ-журнала Amazing Stories, хорошо известен как редактор-составитель ряда фантастических антологий.
Гаррисон – лауреат премии «Небьюла», обладатель премии журнала «Локус». В настоящее время живёт в Ирландии.
Сайт писателя: http://www.harryharrison.com/
*********
Почему вы решили стать писателем?
Г. Г. – Всегда любил читать научную фантастику. После армии я обучался изобразительному искусству и какое-то время работал рекламным художником. И, пока рисовал, чтобы заработать себе на жизнь, потихоньку начал писать художественные тексты – и даже зарабатывать на этом. Потом переключился на фантастику. Чем дальше, тем меньше я рисовал и тем больше писал. В 1956 я переехал в Мексику уже как профессиональный литератор, фрилансер.
Одна из ваших книг Bill, the Galactic Hero on the Planet of Bottled Brains («Билл, герой галактики, на планете закупоренных мозгов»), вышедшая в 1990-м г., была написана в соавторстве с Робертом Шекли. Несколько слов об этом замечательном человеке.
Г. Г. – Боб был в нашем поколении самым талантливым. Именно он – отец и изобретатель современного фантастического рассказа, короткой новеллы. Многие писатели, включая Кристофера Приста и Терри Пратчетта, сотрудничали с ним, просто чтобы набраться опыта.
В 1998-м году вы посетили конференцию «Интерпресскон» под Санкт-Петербургом (мы там с вами пиво вместе пили). Что вам особенно запомнилось?
Г. Г. – Помню только то, что была употреблена огромная партия водки. И что множество писателей и читателей толпились вокруг меня, чтобы взять автограф. Конвент был bolshoi во всех смыслах.
Чего ждёте от «Еврокона–2006» в Киеве?
Г. Г. – Я бы хотел поообщаться с писателями, издателями, любителями фантастики... И, конечно, надеюсь, что мы неплохо проведем время – и водки, опять же, выпьем.
Как вы относитесь к фэнтези?
Г. Г. – Лично я прекрасно без нее обхожусь.
Что посоветуете молодым писателям?
Г. Г. – Читать побольше фантастики, чтобы не повторять уже кем-то написанное. Общаться с фэнами и другими писателями. Побольше пить и веселиться на конвентах.
Существует мнение, что фантастика при всей её научности является самым религиозным видом литературы после собственно религиозной литературы. Один из русских фантастов сказал, что беллетризованное описание желательных и нежелательных миров, есть не что иное, как молитва о ниспослании чего-то, или сбережении от чего-то; что фантастика – это шапка-невидимка, в которой религия проникла в мир атеистов. Прокомментируйте, пожалуйста.
Г. Г. – Как раз наоборот, научная фантастика – крайняя степень светской литературы. Это фактически атеистическая литература. Конечно, фантастика исследует проблемы религии, – как, впрочем, и любые другие. В науке нет места для Бога – и в научной фантастике тоже.
Вы любите путешествовать, знаете девять языков. А по-русски говорите?
Г. Г. – Я жил в Мексике и Италии, поэтому говорю на большинстве романских языков. Говорю по-датски, поскольку жил в Дании. Но в России я был только дважды, и оба раза – недолго. Моя мать родом из Санкт-Петербурга и она, конечно, говорила по-русски, но все, что я помню, это слово «нужник».
Расскажите об истории вашей семьи. Как встретились ваши родители?
Г. Г. – Предки моей матери, испанские евреи, были изгнаны из Испании в 1492 году. Они бежали в Голландию, а затем – в Латвию. Мама родилась в Риге, но когда она была еще ребёнком, семья переехала в Санкт-Петербург. Позднее, мой дедушка, часовщик, эмигрировал в Америку и выписал их всех туда. Бабушка по отцу родилась в Кэшле, Ирландия, а дедушка был из Корка. Они тоже эмигрировали в США, отец родился уже в штате Нью-Йорк. Мой будущий отец работал в типографии, однажды кто-то из коллег познакомил его со своей женой, а у той была симпатичная сестра. Так встретились мои родители. Типичное американское происхождение.
Теперь и вы живете в Ирландии (как-то вы сказали, что в этой стране низкие налоги). Быть может, вы оказались здесь потому, что чувствуете – это родина ваших предков?
Г. Г. – Я жил во множестве стран, просто потому, что это доставляло мне удовольствие. Моя жена Джоан и я чувствовали себя как дома в любом дружелюбном окружении. Почти 30 лет мы жили в Англии, и я уже стал подумывать о том, чтобы остаться в этой стране насовсем. Но потом мы посетили Ирландию, и мне показалось, что здесь уютней. Эта страна, как никакая другая, напоминает Америку – люди здесь очень дружелюбные и открытые. Так что мы переехали и купили здесь дом. И ни разу не пожалели об этом. Несколько лет спустя я нашел свидетельство о крещении своей бабушки в церкви в 40 милях от нашего нового дома. Это было странное, но замечательное ощущение – обнаружить вот так неожиданно свои корни.
Ваше отношение к Интернету?
Г. Г. – Интернет – отличный помощник в любом исследовании, прекрасное средство общения. Он делает мир гораздо меньшим и значительно более приемлемым местом для жизни.
Играете ли вы в компьютерные игры?
Г. Г. – Нет, не играю. После рабочего дня, проведенного за компьютером, последнее, что мне хочется – снова пялиться в монитор.
По мотивам вашего романа «Подвиньтесь! Подвиньтесь!» режиссёр Ричард Флейшер снял фильм Soylent green («Зелёный сойлент»), который в 1974-м стал лауреатом «Гран-при» фестиваля фантастического кино в Авориазе, а вы за участие в создании этой ленты получили премию «Небьюла». Что слышно об экранизации цикла «Крыса из нержавеющей стали»? Писали, что вы продали киношникам права на все романы о Стальной крысе.
Г. Г. – На «Стальную крысу» приобрёл права сроком на 20 лет продюссер Билл МакКатчен. Студия отказалась уже от четырех неудачных сценариев, которые переделывались целых шестнадцать раз. Теперь Билл сам пишет сценарий.
Как обстоят дела с переносом на экран «Фантастической саги», которую хотел снимать Мел Гибсон?
Г. Г. – В своё время мы обсуждали этот проект с Гибсоном, и Мел был настроен тогда весьма оптимистически. Маршалл Брикман, тот, что пишет сценарии для Вуди Аллена, сделал отличный сценарий. Но потом они отказались от опциона, и права тут же приобрел продюсер «Шрека».
Как вы спасаетесь от депрессий?
Г. Г. – Пью или пишу.
Над чем сейчас работаете?
Г. Г. – Работаю над документальной книгой о механических аналоговых компьютерах. Мне хорошо знакомо компьютерное оснащение американской армии во время второй мировой войны, поскольку в дни моей службы в ВВС я занимался расчётом целей, обслуживая артиллерийские турели (я закончил артиллерийское училище по специальности «наводящий турельных орудий»).
Беседовал Владимир Ларионов, март 2006.
Переводила Мария Галина.
© В. Ларионов, Г. Гаррисон, 2006
Реальность фантастики» (Киев). - 2006. - № 4 (32). - C. 176-180.
Я с Гарри Гаррисоном в дни "Интерпресскона-98" (май, 1998 г.):
P.S. Портрет Гарри Гаррисона, который находится выше (в настоящее время он выложен на сайте писателя), был в своё время прислан мне Гарисоном, как раз для иллюстрации беседы...
Метки: Гаррисон мои интервью in memoriam |
Volodja |
"Volodja!", Santocas.
Когда-то диск с этой песней продавался вместе со "Священной книгой оборотня" В.Пелевина...
Сделан перевод с картинками. По-моему, актуально. :)))
|
Александр Терехов. Немцы |
Книга, словно написанная для того, чтоб мы тут, внизу, не завидовали им. Тем, кто управляет нами, страной. Ведь им так тяжело и муторно жить, там, наверху. Им так страшно пилить федеральный бюджет, вырывая куски друг у друга, отталкивая конкурентов от пирога, обманывая, льстя и трясясь. На самом-то деле, им вовсе не так уж и страшно, они ж никогда не уходят со своих тёплых мест добровольно, держатся за госдолжности всеми конечностями. Им там комфортно.
Автор одной из прочитанных мною рецензий на эту книгу недоумевает - почему, с какой стати - "Немцы"? Ищет объяснения и аналогии в литературном наследии. А что тут непонятного? Немцы - значит - ОККУПАНТЫ.
Метки: Терехов мои отзывы |
Поездка в Новгородскую область |
Река Мста, деревня Новинка...
Метки: воспоминания деревня |
Руины далёкого прошлого... |
Так нынче выглядит здание тепловой электростанции, оборудование которой было вывезено из Германии, и построенной пленными немцами сразу же после войны. Комаровская ТЭЦ снабжала электроэнергией ближайшие посёлки, деревни, предприятия, а также угольные и прочие шахты. В нашем Любытинском районе Новгородской области добывали бурый уголь (уголь этот был не особо высокого качества, но очень пригодился Ленинграду в годы Великой Отечественной, когда Донбасс был захвачен фашистами) и огнеупорную глину для Боровического комбината огнеупоров. Где-то в моих архивах хранится старая "Ленинградская правда" с большой и любопытной (по крайней мере, для меня) статьёй "Комаровский уголь". Но сразу не нашёл, конечно... Найду (найду ли?) и отсканирую.
Плотина, что предназначалась для обеспечения работы Комаровской ТЭЦ:
Сельский идиллический пейзаж :
Бывшая Комаровская школа. Здесь я окончил 8 классов... А во флигеле с провалившейся теперь крышей (слева) приобщался к литературе, там раньше размещалась школьная (и очень неплохая) библиотека:
Метки: Комарово воспоминания |
Вершины литературы |
Я не люблю отвечать, когда меня просят назвать книги, которые произвели на меня неизгладимое впечатление, как-то повлияли на мою жизнь, изменили её коренным образом. Или отвечать на вопросы, подобные тому, что был мне недавно задан: «Какие десять книг для вас наиболее читаемы, ценимы? Что вы считаете для себя вершиной русской и мировой литературы?». Назвать десяток лучших (на мой субъективный вкус) фантастических романов за прошлый год для составления каких-нибудь номинационных списков – это пожалуйста. А вот выделять десять лучших книг из всей мировой литературы – увольте. Не могу взять на себя такую ответственность… Даже перед собой лично. Во-первых, таких произведений в десятки (а то и в сотни) раз больше, чем десять. Во-вторых, на разных этапах моей жизни мне виделись разные вершины литературы. Помню, как в 1964-м читал толстенный фолиант Ефремова, роман «Лезвие бритвы», только что полученный школьной библиотекой. Для меня, восьмилетнего, это и была тогда «вершина литературы», правда, не во всём понятная. Мама, учительница начальных классов, на полставки заведовавшая библиотекой, давала мне ключ, и я в середине шестидесятых часами мёрз в неотапливаемом флигеле, негнущимися пальцами листая журналы «Вокруг света», «Техника-молодёжи», «Наука и жизнь» и «Знание-сила» выпуска пятидесятых годов, страшно раздражаясь, когда каких-то номеров не хватало, и я не мог дочитать очередную фантастическую «вершину литературы» с продолжением. Но в этой же библиотеке я нашёл Чехова, Алексея Толстого, Эмиля Золя, Мопассана, Уэллса, Дюма, Жюля Верна, Сервантеса, Конан-Дойла…
Когда-то я был записан аж в три библиотеки, в книжных магазинах что-то стоящее (особенно из современных зарубежных авторов) удавалось изредка купить лишь в 60-е и начале 70-х. Спасала периодика. Были времена, когда я выписывал пару десятков журналов, чтоб прочесть в каждом один-единственный роман. Например, «Сирены Титана» Курта Воннегута в минском журнале «Неман». Или что-нибудь из рубрики «Приключения-Фантастика» в ташкентской «Звезде Востока». Или что-нибудь из зарубежной прозы в алма-атинском «Просторе», воронежском «Подъёме», карельском «Севере» … И т.д и т.п. Был, правда, журнал, который радовал не единожды в год, а значительно чаще. «Иностранная литература». В «ИЛ» я прочёл «В зеркалах» Роберта Стоуна, «Объяли меня воды до души моей» Кэндзабуро Оэ, «Женщину в песках» Кобо Абэ, «Час пик» Ежи Ставинского», «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Бойню номер пять» того же Воннегута... Апдайк, Вежинов, Маркес, Сартр, Доктороу, Дюрренматт, Голдинг, Кортасар… Иного пути познакомиться в провинциальном посёлке с ними не было…
Вершиной литературы на какое время для меня смог стать даже Джеймс Хедли Чейз. Его роман «Весь мир в кармане», опубликованный в трёх номерах ленинградской «Звезды» (по-моему, это было в 1974-1975 гг.) я проглотил мгновенно, ведь в СССР нас редко баловали таким остросюжетным зарубежным чтивом. Наслаждался я и замечательным психологическим детективом Себастьена Жапризо «Дама в автомобиле» по кусочку в том же 1974-м печатавшемся в журнале «Смена»… В какие-то моменты вершиной литературы для меня могли стать Бернард Шоу и Ирвин Шоу, Грэм Грин и Александр Грин, Алексей Константинович Толстой и Алексей Николаевич Толстой (не говорю уже о Льве Николаевиче).
Я всего лишь мельком пробежался по тому массиву литературы, который читал до начала восьмидесятых. Ничего не сказав о сотнях авторов и тысячах книг. Ничего не сказав о Стругацких. А ведь «Понедельник начинается в субботу», «Улитка на склоне» и «Хромая судьба» – тоже вершины литературы. Как уж тут выбрать десять…
Метки: редкие мысли |
Работайте с «Блогуном» |
В этой системе можно быть одновременно и блоггером, и рекламодателем. Если вы ведёте свой блог — никто не запретит вам сразу потратить деньги, полученные от рекламодателей, на его продвижение. Например, прорекламируйте ваш полезный и интересный пост в сообществе, близком по тематике, или закажите ссылку-постовой у блоггера-«тысячника». Если вам удалось сделать запись, соответствующую любому из пяти основных типов «вирусных постов» — вам обеспечен хороший приток читателей и новых френдов.
Подробнее здесь: http://u.to/-Lw0Ag
|
Не гайка, а медаль! |
Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 115 от 26.06.2012
Не гайка, а медаль!
Василий ВЛАДИМИРСКИЙ
В петербургском Центре современной литературы и книги состоялась ежегодная церемония вручения литературной премии имени Аркадия и Бориса Стругацких (в просторечии – «АБС-премия»), присуждаемой за лучшие произведения в жанре фантастики.
«Фантастика – литература!» – этот нехитрый тезис братья Стругацкие, не жалея времени и нервов, отстаивали с середины прошлого века. Свободный рынок сместил акценты: да, фантастика – литература, но преимущественно массовая, коммерческая, сугубо нишевая. Меряющая успех тиражами и гонорарами – и живущая ожиданием гонораров и тиражей.
Но времена меняются. Сейчас, когда один из тиранозавров российского книжного рынка («АСТ») пал в неравной схватке с неодолимыми силами природы, то есть с Федеральной налоговой службой, а второй («Эксмо») размышляет, стоит ли поглощать останки поверженного конкурента, фантастов, ориентировавшихся на массовую аудиторию, лихорадит от дурных предчувствий. Время недвижимости, купленной «в счет аванса», закончилось: придется отрабатывать каждую копейку. В этом новом контексте неизбежно возрождение интереса к иным методикам оценки значимости литературного произведения – например, к премиям, вручаемым авторитетным жюри.
Одна из таких наград – премия имени Аркадия и Бориса Стругацких. Вручалась она уже в четырнадцатый раз – сегодня это одна из старейших литературных наград, существующих в нашем городе. Шесть произведений-финалистов 2012 года в двух номинациях традиционно назвал Борис Стругацкий. Окончательную же судьбу медали «Семигранная гайка» и конверта с солидной суммой определило жюри, состоящее из семнадцати писателей и критиков Петербурга, Москвы, Саратова, Волгограда, Новосибирска и Красноярска.
Победителями стали: в номинации «Художественное произведение» – Наум Ним с романом «Господи, сделай так...» (в шорт-лист вошли также «Мы, народ...» Андрея Столярова и «Че Гевара. Книга 1. Боливийский дедушка» Карины Шаинян); в номинации «Критика и публицистика» – Сергей Переслегин со сборником статей «Опасная бритва Оккама» (с этой книгой конкурировали два биографических исследования: «Книга о Прашкевиче» Александра Етоева и Владимира Ларионова и «Братья Стругацкие» Дмитрия Володихина и Геннадия Прашкевича).
По окончании торжественной церемонии ответственный секретарь жюри «АБС-премии» петербургский писатель Николай Романецкий раскрыл «Санкт-Петербургским ведомостям» некоторые нюансы присуждения награды.
– Сегодня в России как минимум три десятка наград в области фантастики. Чем «АБС-премия» принципиально отличается от остальных?
– Все премии делятся на «авторитарные» и «демократические». «Авторитарные» вручаются по решению одного человека – как, к примеру, «Бронзовая улитка», лауреатов которой определяет лично Борис Натанович Стругацкий. У «демократических» это делает либо специальное жюри, либо общее голосование участников фестиваля. «АБС-премия» отличается тем, что она «авторитарно-демократическая». Шорт-лист, от трех до пяти произведений в каждой номинации, определяет Борис Натанович Стругацкий, рассмотрев при этом несколько десятков текстов из лонг-листа. А уже из шорт-листа голосованием семнадцати членов жюри выбирается лауреат.
Второе отличие – материальное. В большинстве случаев лауреат получает диплом и какую-нибудь «бронзулетку»: статуэтку и тому подобное. У нас дела обстоят иначе. Все дипломанты, произведения которых попали в шорт-лист «АБС-премии», получают еще и денежный приз. А лауреаты – дополнительный денежный приз и медаль «Семигранная гайка».
– Изменился ли за 14 лет существования премии спектр тем, которые поднимают авторы-финалисты, литературные приемы, к которым они тяготеют?
– Борис Натанович Стругацкий, как правило, включает в шорт-лист произведения, связанные с окружающей нас действительностью, повести и романы, относящиеся к жанру фантастического реализма. Поэтому и спектр тем меняется соответственно с изменениями, происходящими в стране и мире. Литературной же основой для награждения является высокая художественность, с которой выражены старые добрые Чудо, Тайна и Достоверность. Именно на этих элементах держится качественная фантастика.
Метки: Романецкий АБС-2012 |
Желающие странного |
Санкт-Петербургские ведомости. Выпуск № 089 от 22.05.2012
В нашем городе прошел юбилейный, пятнадцатый, конгресс фантастов России «Странник», приуроченный к вручению одноименной премии, одной из самых авторитетных в мире жанровой литературы. Лауреатами «Странника-2012» стали писатели Андрей Рубанов (роман «Боги богов», номинация «Лучший сюжет»), Яна Дубинянская («Сад камней», номинация «Блистательная стилистика»), Мария Галина («Медведки», номинация «Необычная идея»), Тим Скоренко («Законы прикладной эвтаназии», номинация «Образ будущего») и Андрей Столяров («Мы, народ...», «Гран-при»). Специальных премий удостоились также политтехнолог Ефим Островский и критик Владимир Ларионов. Кроме того, уже девятый год конгресс фантастов проводится параллельно с футурологической конференцией «Форум будущего», среди участников которой традиционно немало фантастов, включая основных докладчиков Сергея Переслегина, Кирилла Еськова и Андрея Столярова. Чтобы разобраться, какова взаимосвязь между двумя такими разными событиями в петербургской культурной жизни, наш обозреватель Василий ВЛАДИМИРСКИЙ задал несколько вопросов главному организатору обеих конференций писателю и издателю Николаю ЮТАНОВУ.
– Странник по словарю Даля – странствующий человек, обычно бездомный или гонимый. По второму значению – человек, идущий пешком на богомолье. А какой смысл вкладывали в название премии и конгресса вы?
– Российская литературная премия «Странник» появилась в конце XX века. И смыслы в ее названия вкладывались совсем иные. Это, конечно, и путешественник по далеким мирам, человек, вышедший в путь, чтобы испытать себя, если угодно – паломник, паладин. На это указывает и одна из легендарных номинаций премии – «Паладин фантастики», созданная для писателей старшего поколения, посвятивших свою жизнь служению фантастической литературе. Паладинами фантастики стали братья Стругацкие, Роберт Шекли, Кир Булычев, Вадим Шефнер и многие другие.
Но в первую очередь странник – человек, желающий странного, необычного, нового. Так и задача литературного жюри премии, состоящего из ведущих современных писателей, работающих в области фантастики, отметить книги необычные, талантливые, задающие новые литературные тенденции, несущие новое.
– Николай Юрьевич, в этом году конгресс фантастов прошел в пятнадцатый раз. Не круглый, но все-таки юбилей. Какие цели первоначально ставили перед собой организаторы конгресса и как менялись за эти годы приоритеты «Странника»?
– И изначально, и сейчас задача конгресса фантастов России – создание коммуникативной площадки, где встречаются писатели и издатели, а также читатели: бизнесмены и чиновники, ученые и эксперты, профессиональные критики и просто любители фантастической литературы. Здесь профессиональные писатели определяют лучших в своем цехе. На конференции «Форум будущего» уже в течение почти десяти лет ученые и эксперты читают лекции о будущем. Проводятся семинары интернет-сообществ, связанных с фантастикой, встречи писателей с продюсерами кино и телевидения, уличные акции – выступления писателей на улицах и площадях Петербурга.
Так что приоритеты не изменились. Стало чуть больше исследований будущего: сложный кризисный период развития всего мира потребовал более пристального внимания к созданию сценариев возможных перспектив. А перед писателями встает задача оценить, насколько приемлемо такое будущее для человека, то есть решить задачу литературными средствами... Как итог, мы все равно получаем книгу! Так что в течение всех лет жизни у конгресса фантастов России всегда был и остается приоритет – книга!..
Полностью здесь.
Метки: Ютанов Странник-2012 |
Видеовстреча с Александром Тереховым |
Пытаюсь читать ещё одного автора из длинного списка "Русского Букера" - Александра Терехова (того, что "Каменный мост" написал), а конкретно - роман его "Немцы" о конце эпохи Лужкова (Терехов с этим романом стал ещё и лауреатом премии «Национальный бестселлер» по итогам 2011 года)... А видеоинтервью мне понравилось.
Метки: Терехов |
Валерий Попов. Комар живёт, пока поёт |
Единственная каша, которую я любил всегда – пшённая. Правда, теперь и все остальные ем, не морщась. А пшенную кашу, если кто не знает, делают из проса. В предвоенные годы, когда нужно было срочно накормить народ и армию, урожайность проса резко повысил, выведя его новые сорта, учёный-селекционер Георгий Иванович Попов – отец Валерия Георгиевича Попова. Это я вторую повесть в книге Валерия Попова «Плясать до смерти» прочёл. Она называется «Комар живёт, пока поёт», в «Новом мире» была когда-то опубликована.
Повесть, конечно, не о просе, хотя просо, рожь и ячмень в ней присутствуют. Она о сложных родственных взаимоотношениях. Знаю по опыту, что труднее всего с самыми близкими людьми – детьми, родителями, жёнами, мужьями. Остальных-то можно послать куда подальше, а близких не пошлёшь, они всегда при тебе, если даже и не с тобой. Хотя у некоторых моих знакомых семейно-родственные дела на протяжении всей жизни очень красивыми и ровными получаются, аж завидки берут. Но такое, по-моему, редкость... Во всяком случае у Попова в семье идиллии никакой не было, у меня – тоже.
Валерий Попов предельно откровенно рассказал своих семейных «скелетах в шкафу». В «Плясать до смерти» – о своей дочери, в «Третьем дыхании» – о жене, в «Комаре» – об отце. Не каждый сможет о таком написать… Не знаю, хорошо ли своё грязное бельё на людях выворачивать, ведь «Комаре» Попов в прямом смысле слов этим занимается. Но точно знаю, что не каждый сможет ТАК написать…
Метки: Попов Валерий мои отзывы |