-Рубрики

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в larans

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.10.2011
Записей: 10871
Комментариев: 1321
Написано: 16171


Без заголовка

Среда, 16 Октября 2019 г. 16:07 + в цитатник
Цитата сообщения Томаовсянка Кипренский Орест Адамович (1782 - 1836)

  Орест Кипренский - блистательный, виртуозный рисовальщик, гениальный художник, виднейший представитель эпохи романтизма в русской живописи.

  Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809
"Автопортрет (с розовым шейным платком)". 1809

  До сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это не в разноречивых свидетельствах современников и не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями.   Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.    

Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 Д. , м. 78, 2х64, 1 ГРМ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Портрет отца художника АдамаКарловича Швальбе." 1804

  Орест Кипренский родился 24 марта 1782 года в Ораниенбаумском уезде Санкт-Петербургской губернии, крещен в местечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский", измененное потом в фамилию "Кипренский". Он был сыном крепостного человека бригадира  Диаконова. Еще в детском возрасте  Орест выказал большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его на волю и определить в 1788 в воспитанники Императорской академии художеств. Необычайными способностями и быстрым их развитием Орест Кипренский приобрел особое покровительство президента академии, графа Строганова. 

 

  Главными наставниками Кипренского были Угрюмов и Левицкий. В 1802 ему за картину "Филемон и Бавкида" присудили малую золотую медаль, а за проект памятника профессору живописи Козлову он получил одну из больших золотых медалей, пожертвованных графом Строгановым. В 1803 Орест Кипренский окончил   академический курс со званием художника XIV класса и был оставлен при академии в качестве пансионера. В 1805 Орест Кипренский удостоен большой золотой медали за написанную по программе картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" , и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, с содержанием от правительства; но по политическим обстоятельствам отправка его была отложена.

Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Дмитрий Донской на Куликовом поле." 1805

Портрет княгини А. В. Щербатовой 1808г, холст, масло ГРМ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Портрет княгини А. В. Щербатовой." 1808

  Автопортрет(q) с кистями за ухом. Ок. 1808. Х. , м. 46х36. 5. ГТГ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Автопортрет с кистями за ухом." Ок. 1808

  Орест Адамович ездил в Москву, был в Твери при дворе великой княгини Екатерины Павловны. В 1812 он за несколько мужских портретов, в их числе портрет партизана-поэта Давыдова, был возведен в звание академика, а в 1815 признан советником академии.

Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс q). 1809. Б. коричн. , ит. к. , мел. 57, 5х49. ГТГ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809

Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х. , м. 77x61 ГТГ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной." 1809

   На судьбе Кипренского роковым образом сказалось заблуждение, которое он питал относительно своего творчества. Этот замечательный, прирожденный портретист занимался портретной живописью в основном для заработка, а подлинным своим призванием считал историческую живопись и все время порывался писать значительные сюжетные произведения, которые должны были обессмертить его.

Молодой садовник. 1817 Холст, масло. 62х49, 5 ГРМ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Молодой садовник." 1817

  Едва в Европе наступил мир, Кипренский, пользуясь своим правом на заграничное пенсионерство, в 1813 отправился в Италию с твердым намерением создать наконец большую картину. Сначала он избрал сюжет "Аполлон, поражающий Пифона" - аллегорию победы Александра I над Наполеоном, но к работе толком не приступил; потом написал "Анакреонову гробницу" и без всякого успеха показал ее на выставке в Риме. Портреты, и среди них такие жемчужины, как портреты Щербатовой (1819) и Голицына (ок. 1819), по-прежнему получались у него несравненно лучше; они-то и продолжали приносить ему признание - столь высокое, что в 1820 ему был даже заказан автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.

Художник Орест Кипренский/Прекрасные женские образы

"Портрет Щербатовой." 1819

Затянувшееся пенсионерство   (дважды продленное) Кипренского наконец завершилось и в начале 1822 года ему пришлось покинуть Италию. Домой художник добирался долго, по пути задержался в Мариенбаде, где он общался с Гёте и дважды рисовал его. Последней зарубежной работой Ореста Кипренский был начатый, очевидно, в Милане и законченный в Париже изысканный и тонкий портрет Авдулиной (1822), в котором уже нет теплоты, свойственной его прежним работам.
  В 1823 Орест Адамович  возвратился в Петербург, а в 1828 он снова уехал в Италию, туда влекла его любовь к молодой римлянке, натурщице Анне-Марии Фалькуччи, которая была отдана им в одно из женских образовательных заведений. В 1836 Кипренский женился на Фалькуччи, но через 3 месяца, 5 октября он умер в Риме.
  Современники называли Кипренского "русским ван Дейком", но это название
не вполне определяет характер его таланта. Начав свою деятельность с подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, позже Орест Адамович  взял за образцы Рубенса и Рембрандта. Вскоре он создал собственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природу и жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностью колорита, но и, главным образом, тщательностью такой отделки, которая скрадывала бы работу кисти, создавая иллюзию действительности. 

Image Caption

Портрет Александра Пушкина, 1827
Александр Пушкин в одном из своих посвящений написал: «Так Риму, Дрездену, Парижу известен впредь мой будет вид». Эти строки поэт посвятил Оресту Кипренскому, автору самого известного портрета Пушкина.

Бедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н. М. Карамзина. 1827. Х. , м. 45х39. ГТГ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Бедная Лиза." На сюжет одноимёной повести Карамзина. 1827


"Портрет Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в опере Спонтини «Весталка». 1828

 

Портрет танцовщицы Е. А. Телешовой в роли Зелии. 1828. Х. , м. 64. 2х55. 5. ГТГ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Портрет танцовщицы Е. А. Телешовой в роли Зелии. "1828

  Кроме живописи, Орест Кипренский занимался рисованием на камне и издал несколько литографий. Лучшими можно считать портреты знаменитого скульптора Торвальдсена, отца художника, "Молодого садовника", "Читателей газет", "Тибуртинскую Сивиллу", портрет баснописца Крылова, "графини Потоцкой", "Гробницу Анакреона".

 


   Последние годы жизни Кипренского были полны творческих метаний: он исполнил поверхностную сентиментальную картину "Мальчик - ладзароне" (1831), пышный и внешне эффектный портрет Потоцкой и Шуваловой. Наиболее значительные: картина "Читатели газет в Неаполе" (1831), навеянная национально-освободительным движением в Польше, и портрет скульптора Торвальдсена (1833).

Автопортрет. 1828. Х. , м. 48. 5х42. 3. ГТГ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Автопортрет". 1828

 

Неаполитанская девочка с плодами 1831 Х. , м. Кишинев. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Неаполитанская девочка с плодами". 1831


Читатели газет в Неаполе. 1831. Х. , м. 64х78. ГТГ. Кипренский Орест Адамович (1782-1836)

"Читатели газет в Неаполе". 1831

Художник занимался графикой, живописью, иногда рисовал пейзажи, но вошёл в историю как непревзойдённый мастер портрета. Кипренский родился более двух веков назад, но портреты его работы выглядят по-прежнему свежо и актуально.

gallerix.rualbum/Kiprensky



Серия сообщений "Кипренский":
Часть 1 - Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года.
Часть 2 - Орест Кипренский
Часть 3 - Кипренский Орест Адамович (1782 - 1836)
Часть 4 - Ко дню рождения Кипренского Ореста Адамовича
Часть 5 - Творчество Ореста Адамовича Кипренского
Часть 6 - 24 марта родился Кипренский Орест Адамович (1782— 1836)
Рубрики:  живопись

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку