Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора. Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделённом в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.
С этого года трапецеидальная плита в храме будет открыта от Богоявления целую неделю
В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.
Не все кёльнские архиепископы были похоронены в соборе, как и не все нагробные плиты были перенесены из Старого собора в новый готический. К числу перенесённых относятся останки архиепископа Геро (969—976 гг.).
Саркофаг с гробом архиепископа был установлен в часовне св. Стефана. Его надгробная плита, перенесённая из первоначальной могилы, покрыта инскрустацией из белого мрамора, а также красного и зелёного порфира. Сооружение саркофага датируется 1265 г. К этому же типу погребений святых без лежащей фигуры на надгробной плите относится и могила умершей примерно в 1085 г. св. Ирмгардии в часовне св. Агнес. Все саркофаги сориентированы на соответствующие алтари клиросных часовен, находящихся на востоке.
На северной стене Крестовой часовни сегодня установлена лежащая фигура архиепископа Энгельберта I (1216—1225). Она не является могильной скульптурой, поскольку останки архиепископа, до 1633 г. хранившейся в саркофаге, напоминающем могилу архиепископа Геро, были помещены в реликвенный ларь. Для того чтобы увековечить в соборе память об этом возведенном в ранг святых архиепископе, здесь, за главным алтарём была установлена эта скульптра, созданная в 1665 г. Герибертом Нейсом.
На своё сегодняшнее место она была перенесена лишь в XIX в. В отличие от присущего средним векам строгого исполнения нагробных скульптур эта фигура изображает лежащего архиепископа в церковном одеянии, непринужденно облокотившегося на руку. Кроме того эта барочная скульптура отличается высоким реализмом, равно как и материалом — она сделана из слегка крапчатого светлого мрамора. Рядом с архиепископом в позе, символизирующей готовность оказать помощь, изображён ангел. Создаётся впечатление, что исполненный любви к жизни умерший ожидает своего воскресения.
Архиепископ Конрад Хохштаденский (1238—1261), заложивший в 1248 г. фундамент готического собора, был захоронен в только что возведенной в то время Осевой часовне. А когда было решено установить в ней ларь с мощами трёх волхвов, саркофаг был перенесён в часовню св. Иоанна.
На возведенном в 1845 г. саркофаге покоится лежащая фигура архиепископа — одна из великолепнейших бронзовых скульптур немецких мастеров XIII в. Архиепископ, скончавшийся в возрасте 63 лет, пожелал изобразить себя молодым и красивым мужчиной. Точность передачи деталей фигуры и высокое мастерство бронзового литья позволяют отнести эту могильную плиту к числу выдающихся произведений искусства.
Необычной формой отличается саркофаг архиепископа Филиппа Гейнсбергского (1167—1191). Его лежащая фигура, высеченная из известняка и покрытая в прежние времена слоем краски, окружена венцом из стен, ворот и зубцов. В своё время архиепископ работал вместе с жителями Кёльна на возведении городской оборонительной стены. Именно поэтому около 1330 г., то есть примерно через 140 лет после смерти, для него было сооружено столь дорогое надгробие.
Среди прочих надгробий выделяется саркофаг архиепископа Фридриха Саарверденского (1370—1414) с крупной лежащей фигурой высотой 2,20 м, который находится в часовне Богоматери неподалёку от алтаря. Между готическим арками основания сидят 23 фигуры — участники изображенной сцены. Можно предположить, что этот саркофаг был сооружён непосредственно после кончины архиепископа.
Недалеко от него стоит саркофаг скончавшегося в 1371 г. графа Готфрида Арнсбергского, изображённого в виде рыцаря в доспехах. По преданию, решетка, возвышающаяся над саркофагом, была установлена для защиты могилы от возмущенных родственников графа, которые пытались разрушить надгробие, раздосадованные тем, что Готфрид завещал свои угодья не им, а монастырю кёльнского архиепископа. По сегодняшний день в собор ежегодно является делегация города Арнсберга для возложения венка на могилу графа.
Реликвии и сокровища
Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.
Святой Себастьян, Кельн 1875, серебро, позолота частично, эмаль, драгоценные камни
Дароносица, Франц Кристоф Meдер, Аугсбург, 1749/51, 16-го века и 1516 (кулон), золото, серебро, золото, драгоценные камни
Дароносица, Кристиан Линг, Кельн, 1657/58, Золото, серебро, позолота, эмаль, горный хрусталь, драгоценные камни, жемчуг
Старая ризница, сегодняшняя часовня Святого причастия, была освящена в 1277 г. Альбертом Магнусом. Она находилась в северной части собора и была дополнена ещё одним помещением, в котором в XIII веке хранились сокровища собора.
Казна Артура У. Мора, младшего
Для того, чтобы поднять эти помещения, расположенные во рву за пределами городской стены римского времени, до уровня пола собора, было сооружено основание, стены которого состояли отчасти из фундамента собора и отчасти из шести остатков римской оборонительной стены. На высоте 10 м оно было перекрыто крестовым сводом из шести пролётов, сгруппированных вокруг двух колонн. Сегодня в этом импозантном средневековом помещении, разделенном в XVI в. междуэтажным перекрытием, находится сокровищница собора.
В шестигранном здании, стоящем на основании собора, хранится коллекция наиболее ценных реликвий. Эта «палата святынь» отделана, как ларец, бронзовыми пластинами. Между ней и собором находятся входы в сокровищницу и киоск собора. Лестница, расположенная за пределами готического фундамента, ведёт в подземные помещения собора.
Деревянный сердечник ларя Трех волхвов
К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч — символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв
литургические чаши
\
Реликварий св Вальбурга, Вильгельм Sittmann, Кельн, около 765, серебро позолота,
Палата святынь перекрыта на верхнем этаже стеклянным потолком, через который открывается вид на собор. В центре помещения стоит ларь св. Энгельберта, в который в 1663 г. были помещены мощи умершего в 1225 г. архиепископа. К числу наиболее ценных реликвий собора относятся посох св. Петра с набалдашником IV в., дароносица св. Петра и ларь с мощами трёх волхвов.
Основные сокровища собора выставлены в витринах со специальной подсветкой в сводчатых помещениях подвального этажа. К первым экспонатам относятся епископский жезл и меч — символы правления кёльнских архиепископов. Остальные драгоценности относятся к средневековой истории, а также XVIII и XIX вв.
Среди наиболее интересных экспонатов этого этажа — готический церемониальный крест и готические дароносицы, эпитафия Якова Кройского, повреждённая похитителями в вновь восстановленная парадная дароносица. На этом же этаже расположено помещение с оригинальным деревянным корпусом ларя с мощами трёх волхвов и библиотека с собранием наиболее ценных рукописей.
Этажом ниже находятся лапидарий и коллекция парчовой церковной одежды. На правой стороне эти помещения примыкают к римской оборонительной стене. В левом углу она обрывается. Здесь под тупым углом к ней примыкает фундамент готического собора. В нишах под арками установлены две витрины с находками из франконских могил, обнаруженных под фундаментом собора в ходе раскопок 1959 г. В этих могилах примерно в 540 г. были захоронены женщина и мальчик из династии Меровингов.
Деталь 18-го века в коллекции литургических одежд
Дароносица, изначально христианской епархии (Кельн, 1657/58), серьезно повреждена в 1975 году, реконструирована Питер Болг 1978-1987. Золото, позолоченное () серебро, эмаль, хрусталь, драгоценные камни, жемчуг
В том же помещении выставлены некоторые оригинальные скульптуры, украшавшие в Средние века портал св. Петра. В коллекции парчовой одежды наиболее впечатляющими являются выставленные фрагменты т. н. «Capella Clementina» — богато украшенных риз, изготовленных по приказу архиепископа Клеменса Августа для праздничных богослужений. В одной из них в 1742 г. он проводил коронование своего брата, короля Карла VII во Франкфурте. Особого внимания заслуживают также витрины с серебряными кубками и небольшая витрина с экспонатами XX века.
Ларь трех волхвов
Главной святыней Кёльнского Собора является Ковчег (Рака) Трёх Волхвов, Магов или Святых Царей, пришедших в Иерусалим с востока, поклониться родившемуся Иисусу Христу. Кафедральный собор с самого начала был задуман и построен именно как гигантская усыпальница трёх Волхвов.6 января, в день чествования трёх волхвов, саркофаг Трёх Волхвов открывается, и можно сразу увидеть, что волхвов-магов-царей было не трое, а пятеро, и один из них – женщина…
В 1164 г. император из династии Гогенштауфенов Фридрих Барбаросса принес в дар кёльнскому архиепископу Райнальду Дассельскому мощи трёх волхвов, привезённые им в Кёльн из Милана. С тех пор в город стекались паломники со всей Европы для поклонения реликвиям волхвов. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.
В период с 1190 по 1220 гг. Николаус Вердунский, один из искуснейших ювелиров своего времени, создал в своей мастерской золотой ларь для хранения высоко почитаемых реликвий. Уже одна его форма свидетельствует о том, что в одном ларе объединены три, причем третий ларь покоится на коньке первых двух. Ларь трёх волхвов имеет следующие размеры: высота — 1,53 м, ширина — 1,10 м, длина — 2,20 м. Деревянный корпус ларя обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона ларя почти полностью изготовлена из листового золота.
Фризы украшены множеством позолоченных эмалевых пластинок. В отделке особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромки и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Ларь украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении самой большой ценности собора — ларя с мощами трёх волхвов — использовались, конечно, только самые драгоценные материалы.
В 1164 году Райнальд фон Дассель с триумфом ввёз реликвии в Кёльн. Для их хранения в течение десяти лет изготавливали специальный саркофаг из серебра, золота и драгоценных камней – рака Трёх волхвов-магов царей (королей), которые первыми увидели свет Вифлеемской звезды и, следуя за нею, пришли к пещере, где родился Ииссус Христос, и принесли свои дары младенцу Христу. Рака Трёх Волхвов одна из самых драгоценных святынь христианства.На рельефах раки изображено крещение Иисуса, апостолы, второе пришествие Христа, а также поклонение волхвов. Со всех концов света в Кёльн стекались паломники поклониться раке Трёх Волхвов, а императоры приезжали после коронации, чтобы принести жертву.
Однако ещё более важным аспектом, чем ценность материалов, был теологический смысл работы. На продольных сторонах ларя изображены сидящие ветхозаветные короли и пророки, а в его верхней части — апостолы. Тем самым показано, что Новый Завет зиждется на Ветхом Завете. Сюжетные изображения, которыми когда-то были украшены скосы крыши, к сожалению, не сохранились. Внизу на задней стороне ларя изображены сцены бичевания и распятия Христа, а вверху в окружении святых великомучеников Феликса и Набора представлен благословенный Христос с тремя христианскими добродетелями — верой, надеждой и любовью.
В отделке саркофага особенно впечатляют маленькие колонны из позолоченной эмали с постоянно меняющимся узором. Кромка по краю и конёк ларя увенчаны узором тончайшей работы в форме вьющихся растений. Саркофаг украшен 1000 драгоценных камней и жемчужин. На нём установлены более 300 античных гемм и камей, считавшихся в те времена самым ценным украшением. При изготовлении использовались только самые драгоценные материалы.
Вспомним Евангелия. От Матфея говорит, что Волхвы пришли в Иерусалим с востока, поклониться родившемуся Иисусу Христу. Их имена: Балтасар, Мельхиор, Каспар. Русское издание Библии называет Волхвов мудрецами. Евангелия от Марка и Иоанна о Волхвах ничего не сообщают. Лука же, вместо Волхвов повествует о неких пастухах, не называя их имён.В ковчеге Трёх Магов покоятся останки не трёх, а пяти человек. Известны их имена: Балтасар, Мельхиор, Каспар, Набор и Феликс.
На середине передней стороны ларя изображена сидящая Мария с Христом-младенцем, к которой слева приближаются три поклоняющихся волхва. К ним присоединился четвёртый волхв — германский король Отто IV, пожертвовавший собору эту переднюю сторону ларя и причисливший себя этим изображением к традиционным первым христианским королям. Справа от Марии изображено крещение Иисуса в реке Иордан, а немного выше Христос появляется в образе всевышнего судьи в день Страшного Суда. Очевидно, что сюжеты на ларе не являются циклом сцен из жизни трёх волхвов, а посвящены жизненному пути Христа-Спасителя.
Трапециевидная передняя сторона ларя — съемная. 6 января, в день чествования трёх волхвов, она снимается, и взору посетителей открываются хранящиеся в ларе за решёткой три черепа, увенчанных золотыми коронами. Трапециевидная стенка украшена наиболее искусно обработанными камнями — бардовой геммой с изображением бога Марса и камеей, изображающей коронование кайзера Августа. Обе сцены трактовались в Средневековье как выдающиеся события в истории христианства.
В истекшие века ларь удалось уберечь от крупных повреждений. По сегодняшний день он считается главной ценностью собора и занимает в нём центральное место.
В Кёльнском соборе можно увидеть несколько художественных воспроизведений библейского сюжета преподнесения даров родившемуся Исусу: на самом золотом саркофаге, на одном из древних витражей изготовленных в 1320 году, и ещё нескольких местах. Три волхва, пришедшие поклониться родившемуся Христу в царских коронах. Один из волхвов очень молод, и его безбородый юный облик напоминает женское лицо.
Алтарь трёх королей (Dreikönigenaltar),
-это фактически фрагмент передней стены барочной усыпальницы Трёх волхвов, созданной в 1667 году для осевой капеллы. Находится слева от входа в собор со стороны железнодорожного вокзала. В неё встроено изображение "Милостей Богоматери" ( так называемая "Украшенная Мадонна"). До 1991 года плащ Мадонны регулярно обновлялся и на него вывешивали украшения из золота, серебра и драгоценных камней, которые преподносились в дар Мадонне, среди которых были золотые и жемчужные ожерелья, маленькие кресты, кольца, браслеты, серьги и часы из золота. 4 января 1969 года произошел вопиющий случай, когда стекло было разбито и часть украшений Мадонны была украдена
Миланская мадонна
Помимо реликвий трёх волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана в Кёльн и резное изображение Мадонны, считавшееся чудодейственным и глубоко почитавшееся верующими. Эта скульптура была, по всей видимости, уничтожена пожаром в соборе в 1248 г. Впоследствии около 1290 г. было создано дошедшее до наших дней изображение Богоматери, на которое и было перенесено название «Миланской Мадонны». Раньше эта статуя стояла над алтарём в часовне Богоматери. Над ней располагался искусно отчеканенный и богато раскрашенный балдахин, фрагменты которого хранятся в сокровищнице собора. В XIX в. статуя Марии покинула своё первоначальное место и была установлена на новом, возведенном специально для этого пьедестале. Этим же временем датируются скипетр и корона статуи.
Миланская Мадонна считается одним из прекраснейших скульптурных творений периода зрелой готики. Её создателями являются те же ваятели, которые создали каменные скульптуры апостолов на пилястрах внутренних хоров. Осторожно и изящно мадонна удерживает дитя в своих руках. Её фигура исполнена грациозности и достоинства. Многочисленные складки одеяния нисходят от плеч до самых ног. Несмотря на то, что сегодняшняя роспись скульптуры датируется XIX в., её оригинальная окраска также была разноцветной. Как и фигуры на капителях хоров, скульптура Мадонны была расписана узорами по образцу модного в Средние века итальянского шёлка. Однако даже после того как на смену Миланской Мадонны пришла новая скульптура с явно выраженной декоративностью, эта фигура до сих пор является самым прекрасным изображением Богоматери в соборе.
Распятие Геро
Этот 2-метровый дубовый крест был подарен собору архиепископом Геро (969—976 гг.), доверенным и посланником императора Оттона I. Идея создания креста возникла у архиепископа по возвращении из поездки в Византию. В то время подобные большие кресты с изображением распятия ещё не были известны в Европе.
Особенность этого распятия заключается не столько в монументальных размерах креста, сколько в необычном для того времени высочайшем реализме изображения. На кресте распростёрто безжизненное тело Иисуса. Его голова наклонена вперед, глаза закрыты. Отчётливо просматриваются все детали мускулов, сухожилий и костей.
Христос изображён не в минуту триумфа, а в момент смерти, которая, как верят христиане, принесёт избавление человеческому роду. Крестовина и нимб с вработанными в него стеклянными украшениями сохранены в оригинальном виде. Окружающий распятие барочный алтарь с колоннами и лучеобразным венком подарены собору в 1683 г. его каноником Генрихом Мерингом, эпитафия которого находится на прилегающей к алтарю стене.
Трёхстворчатый алтарный образ покровителей города Кёльна (Altar der Stadtpatrone),
Алтарь создан в 1442 году немецким живописцем Штефанм Лохнером ( Stefan Lochner, 1400- 1451). Первоначально образ располагался в капелле Святой Марии при ратуше, которая была создана в 1426 году на месте синагоги. Во времена французского владычества часовня была закрыта, алтарь был сохранён Фердинандом Францем Вальрафом (Создатели крупнейшего музея Германии) и в 1810 году передан в Кёльнский собор. Собственно благодаря этому алтарю капелла носит имя Богоматери.
В центральной части алтаря изображена сцена поклонения трёх волхвов, на левой части алтаря Святая Урсула и её спутницы , на правой — святой Гереон сотоварищи
Множество спасительных и целительных символов "зашифровано" в хранящемся в Кельнском соборе алтарном складне. Теперь их удалось расшифровать.
Художник Штефан Лохнер (Stefan Lochner) изобразил около 40 различных растений и трав, 33 из них Элизабет Комес удалось - отчасти после 10 лет кропотливого анализа - идентифицировать. Есть среди них такие известные, как подорожник, фиалки, анютины глазки, незабудки, есть и менее распространенные: дубровка, гравилат, копытень... И что поразительно: Лохнер, который был не только известным живописцем, но и ботаником, остановил свой выбор исключительно на лекарственных растениях. Для работ Лохнера была характерна любовь к символике, любая деталь несла определенную смысловую нагрузку. Какую? Комес попыталась это выяснить.
Как оказалось, алтарный складень был написан первоначально не для Кельнского кафедрального собора, а для капеллы городской ратуши (в собор он попал лишь в XIX веке). Что определило, если можно так выразиться, сверхзадачу художника: картина должны была отводить беды от города Кельна и его жителей. Поэтому и был избран сюжет "Поклонение волхвов", ведь три волхва (или три "короля", как их принято называть в западных конфессиях) - главные покровители Кельна, их мощи как раз и находятся в готическом кафедральном соборе.
Боковые створки алтаря также показывают сцены из жития "своих" святых Урсулы и Гереона, погибших за веру у ворот Кельна. Святая мученица Урсула приняла смерть вместе с 11 тысячами дев, которых она обратила к вере. Гереон был солдатом фиванского легиона, состоявшего, в основном, из христиан. Легион послали усмирять братьев по вере, но солдаты отказались сражаться. Они были убиты в Кельне и брошены в колодец, на месте которого сейчас стоит церковь Св. Гереона.
Символические сорняки
В общем, роль святых - своеобразных патронов Кельна - понятна. Что касается флоры под ногами персонажей трехстворчатого алтаря, то это не просто, как можно было бы подумать, справочник "спасительных" лекарственных растений: подобная примитивная прямолинейность столь выдающемуся мастеру кельнской школы, как Штефан Лохнер, была чужда. Так, Элизабет Комес обращает в своей книге особое внимание на... сорняки. Скажем, на вьюнок полевой - хорошо известное многим садоводам и огородникам растение с длинными стеблями, большими раструбами цветков и ползучим разветвленным корнем. Избавиться от этого сорняка очень трудно: корень вьюнка, на полметра уходящий в землю, почти невозможно выкорчевать. "Это - символ христианства, как его понимал Лохнер, - убеждена Элизабет Комес. - Как и вера, вьюнок снова и снова прорастает сквозь землю, пробивается к свету и расцветает чудесными цветами, распространяющими волшебный запах аниса..."
Вообще вьюнок - популярное в немецкой традиции растение. У братьев Гримм есть сказка "Стаканчики Богоматери", в которой возница поит уставшую Богоматерь вином из цветка вьюнка - за неимением стаканчика. Цветки вьюнка поэтому и сегодня нередко называют "стаканчиками Богоматери".
Еще один традиционный для художников XV века цветок, который мы также находим на алтарном складне Лохнера, - картезианская гвоздика. Алая гвоздика издревле символизировала страдания Христа. У нее было и другое предназначение: она предохраняла от вшей, блох и демонов.
Магическая мандрагора
В самой середине нижнего края картины находится растение, которое очень важно и для художника, и для автора книги: мандрагора. "Это - одно из важнейших для христианской символики растений и ключ к картине, - подчеркивает Элизабет Комес. - Его корень напоминает фигуру человека, а листья, которые растут после того, как расцветают цветы мандрагоры, достигают громадных размеров, до одного метра шириной!" Мандрагора упоминается в Библии, в "Фаусте", "Ромео и Джульетте"... Давно известно, что она ядовита. Но в Средние века и в ранний период эпохи Возрождения ей приписывали магические свойства. Считалось, что она делает человека неуязвимым. Вот, скорее всего, как раскрывается секрет Лохнера: именно поэтому он включил мандрагору в число спасительных для кельнцев растений.
Еще одно растение весьма двусмысленной репутации - это иглица колючая. Она популярна с глубокой древности. Иглицу сажали в Средние века вдоль стен кухонь и погребов, чтобы ее колючие листья предохраняли от мышей и крыс, а, значит, от чумы (отсюда одно из ее названий: мышиный терн). Сегодня ценятся другие свойства этого многолетнего вечнозеленого растения: оно вызывает сужение сосудов кожи, то есть помогает против судорог, отеков, тяжести в ногах, варикозного расширения вен, замедляет процесс так называемой целлюлитической инфильтрации тканей.
Кстати, среди множества растений и трав, которые с почти фотографической точностью изобразил Штефан Лохнер, есть один-единственный представитель животного мира: жук-олень, или рогач. В Средние века считалось, что он защищает от демонов. Так что и здесь художник не отступил от своей задачи "визуального спасения" жителей славного города Кельна.
Алтарь Святой Клары
был создан примерно в 1350-1360 годах. Располагался во францисканском монастыре Святой Клары в Кёльне. После закрытия монастыря был передан в Кёльнский собор. В 1907-1909 годах была проведена реставрация, была убрана краска, нанесенная поверх старого изображения.
ОбразТайной Вечери
Легенды Кёльнского собора
Архитектор собора Герхард, будучи не в силах выполнить чертежи будущего собора, решил пригласить на помощь дьявола. Сатана тут же явился и предложил обмен: архитектор получает долгожданные чертежи, но взамен отдаёт свою душу. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Архитектор был в безвыходном положении и согласился. Но разговор подслушала жена архитектора и решила уберечь душу своего мужа и заполучить чертежи здания. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
Литературная обработка одного из вариантов легенды — стихотворение П. А. Кускова «Кёльнский собор» (1863).
Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе!» С тех пор собор не перестают строить и достраивать. По другой версии, дьявол поклялся, что когда собор будет достроен, конец придёт не всему миру, а только Кёльну.
Во время Второй мировой войны, когда бомбардировками союзников был уничтожен практически весь Кёльн, чудесным образом не пострадал только Кёльнский собор. По негласному сговору лётчиков, собор сохраняли как важный географический ориентир.
Продолжение следует...