-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в hoddion

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) artazar
Читатель сообществ (Всего в списке: 1) artazar

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.11.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 936




Нет ничего сложнее цветущей простоты

Yamato. Белые росы

Среда, 07 Октября 2009 г. 02:40 + в цитатник
В автобусе друг меня просит
плотно закрыть занавески и отключиться -
"чтоб не мешать спящим",
и я понимаю, что паланкин на колесах
действительно есть подобие храма для сна
и в нем витает дух эпохи Момояма.
И тут меня осенило: не успел я ответить,
как друг мой усталый заснул,
и я, никому не мешая,
поглядываю в щелку меж занавесей -
наш путь идет по краю
светящегося обрыва,
"момиджи" - нежные клены -
едва касаются сквозь стекло моего лица,
как бы желая скрыть от моих слегка воспаленных очей
огневидный океан - Токио.
А дальше я засыпаю.
Неодолимо.
Меня пробуждает - конечно,
рождающееся меж гор солнце,
и первым делом - Христос
из белого камня,
отблеск меньшой гигантов
из Лиссабона и Рио -
раскинул руки, расширил Сердце
у католицкого храма
при въезде в град Киот
("Не отсюда ль Киот Провансалец,
весьма заумный певец Парцифаля,
раскаливший Вольфрама фон Эшенбаха?" -
кивнул мне платан).
И я вспомнил, что днесь - воскресенье.
Нашли - и Сад,
и пещеру - и видели Свет Воскресшего
(я говорю без шуток)
в Благовещенском Соборе,
легком, небесного цвета -
пели всё по-японски,
и вдруг: трогательное "Премудрость, прости"
и "Святая- святым".
А подпевали - пальма,
золоторогое древо "эноки"
и безымянное древо
с шершавой серой кожей
и оранжевыми капельками "крови"
в разломах коры.
И лишь вечером,
созерцая "ута-авасэ" -
поэтическое состязанье,
посвященное "умилостивленью духа
императора Го-Сиракава"
(о нем еще речь впереди),
я вспомнил: на Руси в этот день
"Иван-Бражник" осенний -
а в Ямато "Белые росы", "сирацу"...
И в распевной опоньской речи
"сирацу" звучало мне сиро
как "сыро-серебро", убеляя
и слух и время:
"Белая роса -
капля слезинки-благодарности
из очей Будды", - напевала древним распевом
Сацуко Итихара...

Метки:  

Олень забыл о себе

Вторник, 06 Октября 2009 г. 12:29 + в цитатник
Олень забыл о себе
и начисто исчез
Осталось одно золоторогое древо
на островке посреди пруда
подпертое двумя кольями -
деяньем и созерцаньем -
клонящееся к своему отраженью
Давно растворились камни
их не сочтешь не рассыпешь
выискивая лики на предвечерней дороге
А "Свететихий" неслышен, внезапен, чист и неузнан

12.10.04 Киото - 21.9.08 Москва

Метки:  

Yamato. Югэн.

Понедельник, 05 Октября 2009 г. 14:37 + в цитатник
Да и Россия по-опоньски будет
"Ро-си-а" - сиречь "роса Западной Азии",
но об этом не думал
император Го-Сиракава,
создавая "за златыми облаками"
песни "имаё" -
смиренно учась у гетер
и странствующих музыкантов,
у жрецов и исполнителей
священных песнопений и танцев "кагура".
Он стремился достичь
тайного состояния "югэн" -
просветления в туманном, неясном,
неопределимом
(на мой вопрос Мотои ответил,
как всегда, загадкой:
"Югэн - это когда осенним
вечером, в полной тьме,
дует ветер и несет листья,
и тогда - чувствуется...")
Однажды, во время "утаавасэ" -
поэтического состязанья,
которое вернее было б назвать
со-бытием, со-звучием и со-чувствием
единодушных--- ищущих "югэн"
несчастный Го-Сиракава наконец-то впал
в то самое состоянье - и вскоре был свергнут,
пострижен и отправлен на маленький островок Сираминэ,
где его преслучайно встретил
величайший из всех поэтов -
смиренный и нищий Сайгё.
Разозленный, полуслепой, одинокий
император-монах - и преподобный Сайгё-хоси
все время стоят перед моими глазами:
бывший властитель предал свою душу
аду и, переписав шиврат-навыврат
сутру Алмазного Лотоса, подписал ее своим именем
и ввергнул в море - а вскоре
цепью необъяснимых, загадочных
взаимных убийств началась в стране Ямато
всеразрушительная междоусобица,
длившаяся двести пятьдесят лет
(о ней - перестрадав "Короля Лира" -
снял свой "Ран" столь нелюбимый
японцами Акира-упрямый).
А Сайгё, услыхав об этом
от государя, превратившегося в дракона,
так ему говорит: "Что ж, раз ты попираешь
милосердие Будды - то я замолчу и ничего больше
ты от меня не услышишь".
Он немножко раздосадован,
поелику император-монах был свергнут
самым подлейшим образом:
осмеян и предан внуком.
На этой исторье, поведанной
японским Гоголем - Акинари Уэда,
я увидел отствет Тарковского
и Византии, Палеологов и Ангелов,
но до сих пор стою ошеломленный
перед разгневанным Го-Сиракава,
и не знаю, как его величать:
то ли японским Иродом (что похоже на правду),
то ли страдальцем-эстетом, то ли
перевернутым двойником Иова...

Метки:  

Yamato. Даль загадал...

Понедельник, 05 Октября 2009 г. 01:15 + в цитатник
Даль загадал
апокалиптическую загадку:
"Крылья орловы,
хобота слоновы,
груди кониные,
ноги львиные,
голос медный,
нос железный;
мы их бить -
а они нашу кровь пить".
Я думал, что в Японии
увижу разгадку воочию,
но в октябре
всё тихо и мирно,
ни москитов, ни комаров,
и лишь один раз многоножка
выскочила ночью из-под татами,
заставив моего друга
совершить прыжок, достойный Бэнкэя -
в то время, как мы
обсуждали Наото и его определенье:
"Вагинов нагружает вневременной Петербург трупами".
Проглядел он в "Козлиной песни" - сарказм, музЫку и боль:
они суть выражения жизни,
и не "отсутствие жизни и смерти".
"Вагинов - коллекционер"?!
Скорее уж - собиратель.
"Коллекция как форма времени," - звучит запальчиво и несерьезно;
время нельзя "собрать",
вневременное нельзя "загрузить"
(тут и "Сверкнула молния.
На лист пиона упал
ястребиный помет".
А нам пора отправляться!)

Метки:  

Японославенский язык

Понедельник, 05 Октября 2009 г. 01:13 + в цитатник
Мотой говорит не "постоялый двор",
а "постоялый дворец" - и: "Мы будем обедать соборно".
А перед тем, как проглотить на дорогу пару соленых печений из риса в соусе "мирин"
и миску супа "мисо" с клецками "mochi", я дочитал Филонова:
"ВАНЬКА КЛЮЧНИКЪ: страда омолоти лЪпотъ тождество сновъ створныхъ слому горъ
и вешни прямитъ росль высокую сЪвая ширелья в лозы вина Ъльнь зовами мiра тихозоръ пращей
ожерезлой духъ летъ вьетъ радугами заритъ тихосдвигомъ оземнъ чтобы двинуло землю
вЪно невЪсты на югъ черезъ ВЪну рани подночья оволокъ дивый хороведомъ орымъ
поддыбитъ бЪгъ снЪговъ гость устами за виномъ и хлЪбомъ входитъ в небо верхушками
пенья легокъ и чистъ".
И - в путь! Ночь на дворе, и тайфун утих.

Метки:  

Yamato. Нехан

Воскресенье, 04 Октября 2009 г. 21:37 + в цитатник
И есть в Эйкан-до (863 год), - я читаю, почти засыпая, -
"Явление Будды из-за гор"
и "Паранирвана Будды", - по-старояпонски "Нехан", -где плачут
над принцем Готамой даже демоны и обезьяны -
Есть Ясака-дзиндзя - более древний
храм синтоистский, чем сам град Киот или созвучная русскому уху древнейшая Нара -
там чтут бога-героя Сусаноо-но микото - буяна, изгоя и вечного витязя -
и прекрасную деву Кусинада-химэ, добытую им
после долгих скитаний
и даровавшую ему, как мне мнится,
новую юность и мудрость
(Эос ошиблась, забыв попросить для богов Олимпийцев
не токмо вечность, но и присномладость своему любимцу Тифону!).
Есть там Хэйандзингу - основал его император Камму-тэнно
в веке девятом - там по вторым воскресеньям каждой луны - чайные церемонии
(для успокоенья нервишек, как выразился мудрый мой Юсукэ-сан).
А в садах обитают белые цапли, зимородки, полярные совы, орланы - птичий Ноев ковчег, не иначе...
Есть там..."
Всё скачет и дмится - как будто запели горлом под древние гонги
монахи горы Энрякудзи,
сожженные в 16 веке японским "Петром Первым" -
тайно принявшем римскую веру Ода Нобунагой,
а от расписанного по его повелению замка Адзути -
с его "блистательным, мощным и великолепным, исполненным силы" декором,
не отягченным раздумьями над "ускользающим сном бытия" -не осталось и пепла.
"Огненной смертию" погиб и сам Нобунага...
Читаю: "... И есть там Благовещенский собор православный - неподалеку
от замка Адзути и Старого Императорского дворца. Самый старый
в Японии - поелику собор Воскресенья в Канда (он же Nikolai-do)
сгорел во время Великого Токийского землетрясенья 1926 года
("...запах трупов напоминал запах гниющих апельсинов", - записал
безумно-бесстрастный Акутагава), а отстроили Nikolai-do
по-новому проекту, с "синайскими" украшеньями; уцелел только колокол,
отлитый по благослову Николая Японского равноапостольног
по форме древлебуддийских колоколов.
Храм в граде Киоте старее даже изящной по-питерски
церковки в Хакодатэ - он 1903 года, и есть у него "двойник" - храм в Тоёхаси.
--- В утреннем холоде мне снится Наото. В виде сфинкса. Мне прыгал на грудь.
Но я отверг его. Отказал. А ведь три дивных вечера
мы провели с ним на Васильевском острове - давно это было! -
наизусть читая Вагинова и Хармса.
Снова взялся за "Пропевень": "Богоборно двоенежнъ умученъ
Богоравьем девъ умученъ в нежави любавной..." И сам сквозь сон добавляю:
"Ночью один сквозь клёв и любечь дождя бодро один
поёт кузнечик - король, разрывающий своё сердце".
А Мотои между тем сидит на семинаре: "Русская литература и православье"...
Кого они там читают? Карсавина? Соловьёва?
"Детлым чаром девьим током жил цветочных жив вселенно побираюсь..."

*Нехан (яп.) - небытие.

Метки:  

Yamato. Начало

Суббота, 03 Октября 2009 г. 20:35 + в цитатник
9 октября 2004 Иоанн Богослов. Час Быка
Завтра ночью едем в Киото.
Сквозь тайфун? Третий день льет-заливает,
отсиживаемся в доме Мотои под горою.
Ветра, однако, не чувствуется.
Смотрим по ящику: в Токио затопило
столь милые сердцу станции метро "Синдзюку" и "Канда".
Дядьки, используя чемоданы вместо надувных матрасов,
пускаются вплавь (лестницы - в глубине, под ногами).
А запоздалые парочки
визжа, крутят зонтиками, как цветами
(это тайфун с ними заигрывает), а еще -
Птица-молния многократно
зафиксирована в небе над Токийским заливом
и небоскребами Отэмачи.
И к полуночи как раз отыгрался ливень.
Оркестры сверчков-судзумуши
и кузнечиков-киригирису - смыты потоками,
и только один судзумуши бодро сипит сквозь влажную
завесу ночи. Выглядываю: как там, вдали, у соседей - не посбивало гранаты? В темноте мокнет пальма.
Благоухает "кинмокусэй" - "золотое дерево": он расцвел второй раз в году...
Темно- лиловая, плотная мгла...И теплая в сердце струя -
"Завтра мы с другом едем в Киото,
там нас ждет праздник хризантем в Эйкан-до
("Храм созерцания прекрасного", какой-то маньяк,
видимо, под влияньем Мисимы..." - как Асако мне рассказала, очень любившая с сестрой
бродить в тех местах, - так вот, этот храм был сожжен осенью 1994 года).
А в другом храме, имя забыл - бьет с 862 года источник (страна Ямато тогда имела не менее двухсот лет ранних
бурь и расцвета, а Рюрик с Трувором и Синеусом сами знаете откуда пришли в тот памятный год и куда).
Женщины молят о рождении детей у этого родника.
И ждет нас еще "Мибу-сан-но-кайдэндэн" - фарсы кёгэн, зародившиеся при буддистском храме
Мибудэра; их придумал на основе народных игрищ удивительный проповедник Энкаку - который сам
пиесы писал, сам играл и проповедовал мимам, сам создал из них, бродунов и бездельников,
первую труппу при храме.
И ждут нас танцы в синтоистском храме Инари - "там к Лисе относятся настороженно!"
Я вспомнил, как расписывали Инари разные там японисты как "центр культа Лис" - и улыбнулся.
Сыну звоню: он выдумал новую шутку: "Этот пояс я носил в молодости..." Ему два с половиной
годика... Прилечу домой - ему, поди, игрушки уже не нужны будут, как мне (до сих пор играю!).
А самое таинственное - ждут нас Рёандзи и самый старый из уцелевших в Опоньском Царстве
Благовещенский собор в Киото...

Метки:  

* * *

Суббота, 12 Сентября 2009 г. 19:30 + в цитатник
Время – миг настоящий,
Где будущее в прошлое канет
Или отразится вспять –
Неудержимо льнёт
К умирающему Августину.

Под ударом вандалов
Рухнут Гиппон и Рим,
У корней смоковницы
Рунами блещет секира.

Еще немного – и небо Фаюма,
Полное эллинских глаз,
Свернётся, чтоб распуститься
Не пеленой, не надгробным
Портретом любви и мира,

А Светом живым
Превыше ума и слова,
Чувств и объятий тьмы.
«Возлюбленный! Делай что хочешь».

12.9.09

Метки:  

Освобождение Иоанна

Пятница, 11 Сентября 2009 г. 18:00 + в цитатник
На пиру Ирода, насколько я знаю, никто не покаялся. Смерть Иоанна никого там
не "преобразила", да и не могла преобразить. По воскресении Своем даже Иисус
не явился Ироду: на самом деле Христос Ирода просто щадил, как объясняет
Ориген заковыристому Цельсу.
Правда, особняком стоит фигура "спекулатора". На некоторых иконах 14-17 вв.,
да иногда и позже, он изображен не в виде "подлого палача", а почти вот "ангелом",
только без крыльев. Вид его благообразен, лицо не "искажонное", а скорее грустно-
спокойное. Он исполняет волю Божью: усекает главу Иоанну, дабы тот духом сошел
наконец в шеол и там проповедвал Сына, пришедшего во плоти спасти мир...
Ирод был идумеем и ненавидел иудеев. И держал Предтечу в темнице не только
потому, что тот обличал его за женитьбу на Иродиаде, но еще и для того, чтобы
скрыть его от фарисеев, как бы сберечь, и досадить им. А Иоанна он "любил послушать"
и, возможно, ждал от него знамений, "почитая его за мужа праведна". Но Иоанн, как
известно, к земным властям был суров, чудес не творил, только обличал и проповедовал.
И храмовое священство, и Ирод, и фарисеи были для него "порождениями Эхидны"
(жено-змеи, кусающей собственный хвост, то есть "века сего"). В конце концов на пиру
в честь своего дня рожденья, дав слово своей падчерице-плясунье подарить ей
"до полцарства своего" и "ради всех присутствующих", Ирод "опечалился весьма",
но "выдал головой" Иоанна Иродиаде. Услыхав о силах, действуемых Иисусом,
Ирод упрямо твердил, что это "Иоанн восстал от мертвых, коего я усекнул".
Очень ему хотелось увидеть живого Иоанна. И снова присвоить его себе.
И оправдать свою хитрую "слабость". И выдать ее за волю Божью.
А Иоанн - он умалялся всё далее и далее; заточенный Иродом в башню, он,
будучи совсем одинок (хотя ученики к нему приходили), усомнился даже на миг
в Виденном и совершившемся на Иордане: "Ты ли Тот... или другого чаем?"
Он, в темнице, поистине застрял между светом и тьмой ("Свет медлит. Доколе?"),
между Новым заветом и Ветхим. Но здесь Господь, по непостижимому Своему
промыслу, через нерешительность Ирода, через безумство Иродиады, танцем змеючки
и "умницы" Саломеи (ведь не забрала себе полцарства, а пошла к маме и спросила,
чего попросить у дяди!), и, наконец, рукой спекулатора призвал Иоанна из тьмы
сначала в шеол, благовестить мертвым, а затем и "в чудный Свой Свет", когда
Сын, Единственный, сошел во ад и победил смерть.

Метки:  

Сон Иоанна

Пятница, 11 Сентября 2009 г. 17:58 + в цитатник
На растрескавшейся доске
из слоновой кости -
Иоанн один: отплясали гости
и со Иродом вместе сошли в шеол;
а Креститель белую пустыню обрёл -
место света и чистого ожиданья,
пустоты, усмиряющей
земные рыданья.
Под землёй она,
не видна, не слышна,
между ней и адом стоит стена,
сквозь которую слышен Предтечев голос.
Срублен гранат,
и последний колос
давно обмолочен;
горит тростник, где-то флейта играет,
и слышен крик
Саломеи, танцующей
словно во сне.
Пробудился -
меч блеснул. В темноте.
"Так и быть, подобает мне
умаляться, а Жениху - расти..."
Бьёт фонтан из горла.
Сгладились все пути.
Пред рассветом
короткой ночи
главу окружили павлиньи очи.

11.9.09

Метки:  

Иоанн Креститель

Пятница, 11 Сентября 2009 г. 17:56 + в цитатник
"Се Агнец Божий" (с житием Иоанна). Русский Север, 17 в.
 (541x699, 147Kb)

Метки:  


Процитировано 1 раз

Александр и Алаид

Воскресенье, 06 Сентября 2009 г. 17:54 + в цитатник
Атласов видел вдали Алаид –
у курильцев, сиречь айнов, жила легенда,
что сия вулканическая гора необычайной красоты
находилась во времена незапамятные
на юге Камчатки, посреди озера,
и своей высотою отнимала свет у других гор;
они на нее негодовали.
«…Алаид принуждена была от неспокойства удалиться, -
повествует Степан Крашенинников, -
и стать в уединении на море;
однако в память свою на озере пребывания
оставила она свое сердце,
которое по-курильски Учичи также и Нухгунк,
то есть пупковой, а по русски сердце камень называется…
Путь ее был тем местом,
где течет река Озерная,
которая учинилась при случае
оного путешествия: ибо как гора поднялась с места,
то вода из озера устремилась за нею,
и проложила себе к морю дорогу».
И в Япан-стране соответственно
есть такое же предание о священной горе Фуджи,
обитавшей некогда посредине озера Бива,
но затем ушедшей на восток, ближе к Великому Океану.
На языке айнов Фуджи ведь и означает «огонь»…
То же самое совершил император Александр Благословенный
в стране «Росы Западной Азии»,
скрывшись из Таганрога…

Метки:  

Денбей

Воскресенье, 06 Сентября 2009 г. 00:52 + в цитатник
Атласов отобрал у айнов
странного пленника: «Подобием кабы гречанин:
сухощав, ус невелик, волосом черн».
А был то японец Денбей,
плывший в «Индею» на бусе из «Узакинского восударства».
У курильцев же «взял он Володимер
сребряную копейку, весом блиско золотника,
а полоненик называл ее индейскою копейкою».
Себя называл Денбей «индейцем»,
по названию столицы Опоньского царства, Эдо
иль «Ендо». Атаман отправил его чрез Якутск в Москву,
и осьмого генваря 1702 японец предстал в Преображенском перед Петром.
При крещенья Денбея нарекли Гавриилом,
дали ему «утешенье»: «Когда он подучит русских робят
японскому языку, его отпустят в Японскую землю».
Но и в 1710 Денбей-Гавриил напрасно бил челом императору
об отпуске его в свою землю…
Хотя он и говорил немного по-русски,
но в «скаске» его Япония слилася с Китаем
(на слух он перепутал слова «Китай» и «Акита»),
вот и вышло, что он бывал морским и сухим путем
«в китайских городех, которых по их японскому языку называют:
Акитай, Квота, Нощро, Тонга, Фиага…
А китайцов де у них с японцами считают за одних людей,
потому что у них идолопоклонение и язык и писмо и обычаи одни…
А про Господа Бога, создателя неба и земли,
он, Денбей, спрашиван: в Него они веруют ли и где ево исповедают?
и против того он сказал: Создатель-де неба и земли
живет год на земле, а год на небеси, только-де они его не знают,
а своих де богов называют они разными имяны:
Амидаками, Токи, Хачимам…
И креста Христова у них нет же,
и иных никаких вер они, японцы, не принимают
и быть иным верам не велят. А в Японской де земле владетель их или царь,
которому имя Кубо-Сама, да вподобие патриарха Дайро-Сама,
да меньше того Дайра властью Кинчю-Сама, живут во граде Миаке,
а иное царь их переезжая живет в городе Енде».
Так по-простому и вполне пророчественно Денбей
нарисовал разрешенье извечной русской сказки о Правде и Кривде,
А закончил он, как всегда, неожиданно: «А родится де у них золото,
серебро и делают камки и китайки, а жемчюгу и каменья дорогого
у них нет, потому что де у них жемчюгу и каменья никто не носит».

Метки:  

Большая земля

Воскресенье, 06 Сентября 2009 г. 00:51 + в цитатник
«Чукотская девка Иттень», в крещенье Татьяна,
родом была «с вершины реки Куки», сиречь Коюк,
впадающей в Нортон Бэй; ее похитили еще десятилетней девчонкой
«зубатые чукчи», эскимосы с островов Берингова пролива.
Через два года ее продали на материк
одному оленному чукче, который дал за нее копье из железа
и два пыжика. Через год променял он ее в низовьях Анадыря
на медный котел; и досталась она казаку Шипунову.
Так вот, говорила Иттень,
что племя ее «никогда по-чукотски
лиц своих не шьет», а лицо у нее было «вышито»
уже в плену зубатыми чукчами. Азиатские эскимоски
тоже «шьют» себе лица, покрывая рисунками подбородок,
нос, щеки и тыльную часть ладоней; американские
татуируются слабо, разве что к югу от Юкона.
«В старину делали они «Тату» или изпещрение на подбородке,
на грудях, на спине и на прочих местах,
но таковое обыкновение ныне уже выводится из употребления», -
пишет в 1805 капитан Лисянский.
Железа и меди, по рассказам Иттени,
нет на Большой Земле, «крепостей никаковых
от неприятелей не имеют». Женщины заплетают власы
в две косы, а мужчины «волосы оставляют напереди
ровно с бровями, а назади с самого темя до затылка режут ножами».
«Еще же бабы и девки носят на лбу кружки белые, светлые,
а какие, серебреные ль или оловянные», она не знала.
Нарты они делают из китовьих ребер и щек.
Между Большой Землей и Чукоткой
есть пять островов, из которых на трех восточных
обитают «зубатые». «Четвертой, третьего больше,
в левую их сторону, такой же тальник мелкой есть,
и живут люди уже не Зубатые, и носят платье по тому же,
птичье и оленье и из китовых брюшин и весьма многолюден»…

Метки:  

Анианский залив

Суббота, 05 Сентября 2009 г. 23:47 + в цитатник
Со времен древнего царства Чжоу
китайцы сбирали дань с полунощных стран.
Среди них в подданстве была и Камчатка,
приведшая к повиновению Сыну Неба
и самый дальний народ xiuxi;
«Черный воин» брал у них шкуры белых медведей
и моржовую кость – мастеря из клыков «морских бегемотов»
сосуды для ритуальных возлияний (они встречаются даже
в египетских пирамидах Нового Царства).
За 4-й главой третией книги «Путешествий» Марко Поло
в издании Рамузио 1559 следует вставка,
возможно, сделанная самим путешественником:
«Если, оставив гавань Зайтум, плыть на запад и несколько на юго-запад 1500 миль,
то можно достичь залива Хейнан; длина этого залива равна двум месяцам пути,
если плыть по нему на север.
Вся юго-восточная сторона этого залива
омывает берега провинции Манзи, а к другой примыкают провинции
Аниа и Толоман… В этом заливе бесчисленное количество островов…
И есть на них много песочного золота… И еще есть медь и другие вещи…
Этот залив так велик и столько людей живет,
что он кажется как бы особым миром».
Речь идет, скорее всего, о юге Юнаня или севере Аннама,
но во времена «великих открытий» всех очаровала идея,
будто Аниа – это «остров Иезо», Сахалин и Курилы, где живут айны,
а Толоман – это Камчатка, где жители сами себя зовут «ительмен»;
а Chorcha Марко Поло суть чукчи; особый же мир по берегам залива Хейнан
есть Аляска, или, как тогда говорили, «Алякса».
В генваре 1725 Петрус Император, уже смертельно больной,
по-видимому, отравленный Монсом и Екатериной,
скажет Апраксину: «Худое здоровье заставило меня сидеть дома;
я вспомнил на сих днях то, о чем мыслил давно и что другие дела
предприять мешали, то есть о дороге через Ледовитое море в Китай и Индию.
на сей морской карте проложенной путь, называемый Аниан,
проложен не напрасно… Оградя отечество безопастностию от неприятеля,
надлежит стараться находить славу государства через искусства и науки.
Не будем ли мы в исследовании такого пути счастливее Голландцев и Англичан,
которые многократно покушались обыскивать берегов американских?..»
Времена святости и покорения всех языков во имя Христово
давно сменили века исследований и «славных» захватов.
Петр не знал, что еще в царствование его деда Михаила, в 1643 году
голландский кепстен Фриз, выйдя из Батавии, достиг Больших Курил,
назвав острова Итуруп и Уруп в честь «Ост-Индской Компании» и «Генеральных Штатов», проплыл вдоль восточного берега Сахалина, открыл залив Терпения,
присоединив новооткрытые земли к тем самым Штатам и Компании,
и возвратился на Формозу. К счастью, Штаты об этом быстро забыли.
А пролив Анианский, известный эскимосам, колымским казакам
и «зубатым чукчам» с островов Диомида и святого Лаврентия,
был открыт окончательно по наказу Саардамского плотника,
капитан-бааса Питера Алексеева, сына Нарышкина.
Требовалось еще найти «землю Иоанна да Гамы»,
открытую апокрифическим мореходом еще в 15 веке
по пути из Макао в Мексику…

Метки:  

Разрешить миру это сомнение...

Суббота, 05 Сентября 2009 г. 23:46 + в цитатник
Еще в самом начале царствования Петра Первого
хитроумный Лейбниц, уповая на энергичность молодого царя,
пытался в Ганновере передать чрез Франца Лефорта записку о реформах,
необходимых России. Среди прочих советов,
упирая на развитие картографии, астрономии,
навигацкого дела, этнографии, геогнозии и естествословия,
Лейбниц прямо говорит о желательности выясненья пути
между Азией и Америкой.
В 1711 он пишет о том же самом Якову Брюсу,
сподвижнику Петра и Лефорта по «Нептунову обществу»
(если даже не основателю!): он просит подробно сообщить ему донесения тех,
кто по приказу царя хаживали в Сибирь и к «Ледовитому мысу» Eiss Cap:
«Никто не может лучше царя
разрешить миру это сомнение, и это будет славнее
и даже важнее, чем всё сделанное в своё время египетскими царями
для исследования истоков Нила».
Казалось бы, при чем здесь «истоки Нила»?
Куда разумнее было б сравнить предбудущие плавания по наказу Петра
с финикийской экспедицией, по повелению фараона Нехо
обошедшей вокруг всея Африки. Но Лейбниц метит дальше:
Древний Египет минул, занимаясь выяснением чисто богословских вопросов,
пускай и связанных с судьбами Земли; он передал нам свои точные знанья;
та же судьба постигла и Империю Ромеев;
а теперь пальма первенства и, главное, мощь навсегда
перешли по воле Божией к «северной Пальмире», новому Риму-Египту,
в коем совокупились все царства на берегах Невы…
Лейбниц выступает, по сути, новым «старцем Филофеем»…
Он авансом отводит Петру эту роль. В сентябре 1712
снова пишет он Брюсу о желательности в России
лингвистических изысканий и магнитных наблюдений,
о поисках морского пути в Тихий океан; если вспомнить,
что становленье Руси совершилось при переносе столицы
с юга на северо-восток, то нельзя отказать нашему философу
в проницательном, целостном видении. Питербурх на северо-западе
призван открыть главную тайну северо-востока. В письмах царю из Вены
Лейбниц напоминает о том же самом проекте. А в 1716 он проводит с Петром неделю
на водах в Пирмонте. Две пространные записки, поданные им тогда чрез Шафирова,
возымели действие на Петра. В письме к Бурге 2 июля Лейбниц радостно проговаривается: «Я надеюсь, что чрез него мы узнаем, соединена ли Азия с Америкой…»

Метки:  

Tabula Russiae

Суббота, 05 Сентября 2009 г. 23:44 + в цитатник
Карты Московии и Сибири попадали на Запад
самыми разными путями: посол великого князя Василия
к папе Клименту VII составил в Риме чудесную карту,
где впервые обозначалась Югория по правому берегу Печоры.
В 1542 немец Антон Вид выведал в Вильне многие тайности
от бывшего окольничего Ивана Ляцккого – в устье Оби поместил он
обнаженную «Золотую бабу», коей поклоняются самоеды
(югра ее вынесла из пылающего Рима в 5 веке по Рождестве Христовом);
к западу изобразил он «абьдори», к югу «город Сибирь».
между Обью и Мезенью разместились в лесах «великая перм»,
«Тумен великий», «коньдорнi», «вагуличь», “iuhri”…
Голландец Исаак Масса, живший в России в конце царствования Бориса
и в начале Смутного Времени, хорошо изучивши русский,
вошел в доверие к царевичу Федору Годунову, и тот собственноручно
нарисовал прекрасную карту, которую затем зело хитрый Масса
увез к себе в Нидерланды, и в 1613 ее тиснул с обширными комментарями
Гессель Герритс под лаконичным названием “Tabula Russiae”:
там было всё, вплоть до низовьев Енисея и землицы тунгусов,
так что запрет царя Михаила Романова на любые плавания иностранцев
по Лудовитому океану на восток и север – оказался как бы и недействительным.
Что же касается Петра Первого, то он дарил секретнейшие карты
Дальнего Востока своим любимцам: у Гомана в Нюрнберге
в 1725 году был выпущен атлас, в котором под нумером 88 впервые в истории
изображена Камчатка. Видимо, Петр вполне ощущал себя
не только Императором Всероссийским, но и протектором всех земель
от Голштинии до Каспия и до «Земли Иедзо», что по-японски значит
«страна северных варваров»… Скромный и нерешительный командор Витус Беринг
ничего не напечатал о результатах своего первого плавания,
совершенного по «наказу» Петра, написанному царем за три недели до смерти;
был подан только краткий «Отчет» в Адмиралтейство с приложенной картой.
И вдруг в «Описании Китая» французского иезуита Дю-Гальда (Paris, 1735)
публикуется краткий отчет о Первой Камчатской экспедиции, вкупе с картой,
составленной Д’Анвиллем в 1732, по свежим следам… Дю-Гальд объясняет,
что карта была послана (кем?) Польскому королю, а королем переслана Дю-Гальду.
По-русски «Отчет» напечатан впервые только в 1847 году, при Николае Первом…

Метки:  

Необходимый камень...

Суббота, 05 Сентября 2009 г. 23:26 + в цитатник
В одном из атласов Семена Ульяновича Ремезова
был найден в 1914 году Багровым
известный ранее только по свейским копиям
«Чертеж Сибирския земли», составленный в Тобольске
в 1667 году, по указу царя всея Великия и Малыя и Белыя России
Алексея Михайловича, рачением воеводы Петра Годунова.
Там нет никаких намеков о пути с Колымы на восток.
Но в 1672 чертеж был переиздан с объяснительным «Списком»,
в котором впервые всплывает «необходимый» камень:
«А Амурским морем в Китайское царство ходу нет для того,
что лежит камень кругом всея земли,
от Мангазейскаго моря до Амурскаго,
и тот камень протянулся в море,
и около его обойти никто не может для того,
что льды великие притискают и ростирают.
А взойти на него человеку не возможно,
а есть проход в Китайское царство…»
В анонимном «Описании новыя земли,
сиречь Сибирского царства», сказано так:
«И от Байкала моря пошел пояс камень великой
и не проходной позаде Лены-реки, а пошел тот камень далече
в море-океан на пятьсот поприщ,
и для того с Лены морем в Китайское государство и в великую реку Амуру
проходу и проезду нет».
Камень тот или Нос,
как именовали его в дальнейшем,
есть то ли Шелагский мыс, то ли Чукотский полуостров.
Великоустюжанину Семейке Дежневу, конечно, не было дела
ни до Америки, ни до Азии: он искал и нашел
«коргу», богатую морскими зверями, обогнув, сам того не ведая,
«необходимый Камень», по-чукоцки Рыркайпий, «моржовый мыс».
Собственно, «необходим» сей Нос только из-за льдов,
о чем и рассуждает далее автор «Списка»:
«А от усть Колыми реки и кругом земли
мимо устей рек Ковычи и Нанаборы и Ильи и Дури до каменной преграды,
как бывает, что льды перепустят, и до того камени парусом добегают в одно лето,
а как льды не пустят и по три года доходят.
А через тот камень ходу день: а как на него человек взойдет,
и он оба моря видит – Ленское и Амурское;
а перешед через камень, приходят на реку Анадыр
и тут промышляют кость рыбью.
А на той земли живут Гилянские люди;
а противно устья Камчатки реки вышел из моря столп каменной,
высок без меры, а на нем никто не бывал…»
И предтеча Владимира Соловьева Юрий Крижанич, сосланный в Тобольск в 1661
для-ради составления полного Лексикона славено-росского,
общаясь с «воинами Ленской и Нерчинской области»,
определенно узнал, «что Сибирь, Даурия, Никания и Китай (или Сина)
с востока омываются одним сплошным океаном».
А в 1687 году в Амстердаме бравый бургомистр Витсен
впервые изобразил «необходимый Камень» на карте:
на месте Чукотской земли нарисовал он Seres Kamen nos Over de Klip,
у северной оконечности коего приписал: Nebchodimy nos ofte Onmeydelyke hoek.

Метки:  

Поиск сообщений в hoddion
Страницы: 30 ... 18 17 [16] 15 14 ..
.. 1 Календарь