"Сотворила я это с любящим сердцем для отца моего, Амона,
Посвященная в таинство его начала начал..."
(Царица Египта Хатшепсут)
Египетский храм в Карнаке, датируемый примерно 2055 годом до н. э., представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Он был создан как культовый храм и посвящен богу Амону, древнеегипетскому богу небесного пространства, воздуха. Позже, при Новом царстве — богу солнца (Амон-Ра).
В честь бога Амона, "царя всех богов", слагались гимны, строились величественные храмы. Будучи самым большим зданием для религиозных целей, когда-либо построенным, Карнакский храм был известен древними египтянами как «самое избранное место».
Перед нами первый пилон, открывающий вход в Карнакский храм. Он был сооружен в 4 веке до нашей эры при основателе последней египетской династии фараоне Нектанебе I...

Перед первым пилоном нас встречает аллея овноголовых сфинксов, названная древними египтянами "Путем баранов", построенной еще царями Рамзессами в 12-ом веке до новой эры. Во время общих храмовых праздников по ней несли изображения бога-творца Амона.
Овноголовый сфинкс - это разновидность сфинкса с головой овна (символом плодородия) и телом льва (символом силы). Баран был одним из важнейших священных животных бога Амона наряду со змеей и гусем.
Пройдя через первый пилон храма, оказываемся в его первом дворе. В центре двора - подстава на которую во время праздников выносили священную ладью бога Амона из святилища.
В отличие от святилища Амона и главного зала, во время пышных и живописных праздников доступ сюда открывали для всего народа.
Для того чтобы увидеть интереснейшую инженерную деталь, нужно посмотреть направо, в сторону пальм. Для подъёма камней на стены египтяне строили пологую рампу из глиняных кирпичей. На рампу укладывали деревянные направляющие и волокушами затаскивали по ним на верх каменные блоки, а в качестве смазки использовали воду. По мере роста стены египтяне отстраивали рампу всё выше и выше, чтобы укладывать новые ряды камней, пока высота не достигала 30 метров. Как только стену заканчивали, рампу разрушали. Однако по какой то причине, рампу первого пилона не демонтировали. Скорей всего, в связи со скоропостижной смертью Нектанеба I и сменой власти. По той же причине скорее всего не достроен и первый пилон. Такие же рампы, но гораздо больших размеров, применялись и при строительстве пирамид.
По центру фото видно колоннаду фараона Шешенка II (IX век до новой эры) и незавершенные две колонны, которые подходят к башне пилона. Они состоят из каменных блинов, которые при строительстве обтачивались на месте, чтобы превратить их в изящную форму бутона папируса.
Сфинкс Тутанхамона, который когда-то держал в руках жертвенную подставу (XIV век до новой эры).
В первом дворе видны остатки грандиозной колоннады нубийского царя Тахарки, который захватил Египет на недолгое время. Колоннада потрясала воображение, и та колонна перед вторым пилоном, которая дожила до нашего времени имеет высоту 21 м, а ширину капители 6 м. Кроме того, раньше колонны были обиты золотом и на них присутствовали рельефные изображения богов.
Большая часть колоннады была разрушена землетрясением 17-18 веке нашей эры. А камни растащены местными жителями.
Перед вторым пилоном присутствуют два колосса. Справа изображен царь Тутмос III (15 век до новой эры).
Слева памятник Рамзеса II Великого с любимой дочерью царевной Бент-Анат, созданный при его правлении XII-XIII вв. до н.э.
Слева первого двора храма Амона при фараоне Сети II из XIX династии был возведен трехнефный малый храм в честь фиванской триады.
При входе видны пустые постаменты. На них стояли колоссы царя Сети II, которые были вывезены, можно сказать, в наше время. Один из них в Турине, другой в парижском Лувре. Памятники оказались столь грандиозны, что один из них при транспортировке не смогли внести в туринский музей через дверь и пришлось разбирать стену музея.
Справа первого двора Рамзес III, правивший в XII веке до н.э., пристроил ко двору еще один достаточно крупный храм.
Внутренний двор храма Рамзеса III.
Проходя второй пилон мы попадаем в самое поразительное пространство карнакского храма - в гипостильный зал. Это главная колоннада храмового комплекса Карнака в пределах храма Амона. Гипостильный зал начал возводиться еще Тутанхамоном, затем достраивался при фараонах XIX династии Сети I и Рамзесе II (конец XIV — начало XIII века до н. э.). Большой гипостильный зал является одним из шедевров мировой архитектуры, самым большим в мире залом с каменным перекрытием.
На его территории 144 колонны. Высота колонн среднего нефа 21 м, а ширина около 5,5 метров. Кроме того, эти колонны имеют форму капители в виде распустившегося цветка лотоса, а не бутона как у остальных колонн.
Значительная часть всех колонн была обита тонкими листами золота.
Для того, чтобы представить, как примерно выглядел в древнее время гипостильный зал храма бога Амона, поможет фоторисунок, приближенный к оригиналу .
Сохранился великолепный рельеф на многих колоннах.
Где-то сохранился оригинальный окрас изображений гипостильного зала.
На задней стенке среди просвета колонн мы видим один из шедевров - изображение богини Хатхор, подводящей царя Сети I к богу Аммону.
Помимо рельефных украшений, декорировки и золота внутри гипостильного зала находились и скульптурные украшения.
На фото скульптурная группа Тутанхомона и бога Аммона, узурпированная царем Хоремхебом. (Вообще он уничтожил большую часть памятников, которые Тутанхамон юным мальчиком установил в Карнаке.)
Скульптура из красного кварцита царя Сети II. (Голова памятника была отколота в XIX веке нашей эры и сейчас хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.)
Выходя из гипостильного зала и минуя третий пилон Аминхотепа III, который сохранился очень плохо, попадаем в ту часть карнакского храма, которая была сооружена в XV и XVI вв. до н.э..
Когда-то здесь было очень много построек Тутмоса I и его наследников. Особо большой вклад внесла царица Хатшепсут, построившая обелиски, священные залы, храмы, пилоны, дворец истины, святилище.
Изначально в этой части храма Амона на вратах пилонов было три пары обелисков Тутмоса I, Тутмоса II, и Хатшепсут. В наши дни осталось лишь два.
На фото обелиск фараона Тутмоса I, отца царицы Хатшепсут.
Возле остатков четвертого пилона находится самый высокий в Египте обелиск - царицы Хатшепсут.
Это монолит из красного гранита высотой почти 30 м. Если присмотреться, верхняя часть монолита по оттенку отличается от нижней. Все дело в новой постройке Тутмосом III, последовательно стиравший имя своей предшественницы. Пару гранитных монолитов царицы Хатшепсут, своей мачехи, что стояли между четвертым и пятым пилоном, Тутмос III велел окружить строением высотой около 20 метров. В этот новоявленный пилон обелиски оказались замурованы и выступали на солнце по границе того оттенка, который мы сейчас видим. За столетия гранит, подверженный выгоранию на солнце, изменил окрас под воздействием палящих лучей. Поэтому верхняя часть обелиска отличается по цвету от той, что была внутри каменной конструкции Тутмоса III. Нижние части обелисков были скрыты от солнца как минимум 15 веков.
Перед нами показательный пример, когда один правитель пытается стереть из истории деяния другого. Но как видим, не особо у Тутмоса III-го и вышло. Хатшепсут вошла в историю, как одна из величайших цариц Древнего мира.
Кроме того, от людского взора была скрыта трогательная надпись на подножии ее обелиска, сохранившаяся до наших дней. В ней ее обращение к потомкам. (Текст в конце сообщения).
Священное озеро Карнакского храма.
Рядом со священным озером двор Аменхотепа III, где расположена верхняя часть второго обелиска Хатшепсут, который уронили при транспортировке и не смогли увезти... На верхушке четко видно изображение царицы Хатшепсут в виде коленопреклоненного фараона-мужчины и бога Амона, который подносит к ней руки в ритуале установления магической защиты.
В этом же дворе статуя священного жука скарабея в честь бога восходящего солнца Хепри. Установлена при Аменхотепе III в 14 веке до н.э.
Т-образность храмового комплекса Амона обеспечивали Южные пропилеи, состоявшие еще из 4 ворот-пилонов...
Мы находимся у седьмого пилона, украшенного многочисленными статуями. Этот пилон сооружал Тутмас III.
С обратной стороны седьмой пилон слева и справа окружали когда-то колоссы. Справа фото частично видна нижняя часть обелиска, вывезенного отсюда, и разломанного при транспортировке. Сейчас, верхнюю часть этого обелиска можно увидеть на ипподроме в Стамбуле.
В левой части этого пилона на стене знаменитая сцена Тутмоса III, который повергает все окружающие народы, людей которых он схватил за волосы как пучок петрушки.
Восьмой пилон строила царица Хатшепсут, отделывал его Аменхотеп II, а огромные колоссы изображают фараона Аменхотепа I, обожествленного царя, правившего в XVI веке до н.э.
Зоны этих пилонов серьезно пострадали от ранних искателей сокровищ. В левой части восьмого пилона, возле памятника Аменхотепу I (в центре фото), когда-то стоял памятник его жены Яхмес Меритамон. Верхнюю часть этого памятника отбили. Теперь фрагмент колосса Яхмес находится в Лондоне в собрании Британского музея.
Девятый пилон Хоремхеба. Для строительства этого пилона фараон Хоремхеб разобрал храм Эхнатона и Нефертити в восточной части Карнакского храма.
Десятый пилон был построен при Аменхотепе III и завершал его Хоремхеб. Этот пилон славился изящной отделкой. Колоссы у ворот выполнены из полупрозрачного алебастра. Слева - колосс Хоремхеба. Буквально у его ноги (на фото не видно) фигура его жены Мутнеджмет, младшей сестры Нефертити.
Десятый пилон служил южными воротами в комплекс Амона.
Ну а теперь, самый высокий литературный памятник, который сохранился в Корнакском храмовом комплексе. Это слова царицы Хатшепсут, обращенные к потомкам и выгравированные в основании воздвигнутого ею самого высокого обелиска:

Скажу я людям времен грядущих,
Тем, кто памятник узрит моему отцу посвященный,
Тем, кто будет говорить и спорить,
Тем, кто обратится к потомкам своим –
Вот, было это, когда во дворце восседала,
Размышляя о моем создателе,
Подсказало сердце мое сотворить для него
Два обелиска, что (покрыты) электрумом (серебро+золото)
Высота которых достигают небес,
В священном колонном зале
Между вратами великими царя,
Быка могучего, властителя Аахеперкара, Хора победоносного.
Вот, мечется сердце мое туда и обратно,
Думая, что же скажут люди,
Те, что увидят памятники мной сотворенные, спустя годы
И будут говорить о том, что я совершила.
Не говорите: «Мы не знаем, мы не знаем,
Как воздвигли это?
Как гору золота сотворили,
Словно было то делом обычным?»
...Не говорите, что это похвальба,
Но скажите: «Как похоже это на нее,
Как достойно отца ее! Бога Амона»
(Отрывок; перевод c египетского египтолога Солкина В.В.)
Серия сообщений "Египет":
Часть 1 - Мирный Каир
Часть 2 - Мирный Каир. Кое-что из архитектуры
...
Часть 4 - Шарм эль Шейх. Египет
Часть 5 - Египет. Храмовый комплекс Дендера
Часть 6 - Египет. Карнакский храм
Часть 7 - Заупокойный храм Хатшепсут
Часть 8 - Египет. Храм Аменхотепа III