-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Handbalancing

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11949


Париж. Лувр. Часть IV (Галерея Рубенса о жизни Марии Медичи)

Среда, 23 Октября 2019 г. 15:24 + в цитатник
Галерея Медичи - самое прекрасное и самое трагичное из всех помещений Лувра. Это зал, где хранятся воспоминания одной женщины в виде серии изображений художника Рубенса. 24 картины высотой каждая почти 4 метра. Мария хотела запечатлеть свою бурную жизнь и попросила Рубенса в 1622 году написать эти картины для украшения её Люксембургского дворца в Париже (о Люксембургском дворце писал здесь https://www.liveinternet.ru/users/handbalancing/post452771865). Серия работ Рубенса посвящена драме любви ненависти во французской королевской семье. По иронии судьбы такую красоту живописи породила несчастливая история, сотканная королем Генрихом IV, королевой Марией Медичи и их сыном Людовиком XIII.

Судьба Марии Медичи.
Это первая картина цикла —богини судьбы, прядущие нить судьбы королевы. Всё в картине говорит о счастливом и великом будущем, уготованном королеве.
Картина — вместе с заключающим цикл «Триумфом правды» — заметно у́же остальных картин нарративного цикла. Её размеры были обусловлены расположением окон в галерее Люксембургского дворца, для которой рисовались полотна.



Рождение Марии Медичи.
Богиня Люцина (римская богиня рождения, позднее отождествлённая с Юноной) передаёт ребёнка Флоренции — именно в этом городе, 26 апреля 1573 года родилась Мария Медичи. На первом плане — бог-река Арно (на этой реке стоит Флоренция).

Явные отсылки к христианской символике — нимбообразное сияние вокруг головы ребёнка; манера, которой Флоренция держит Марию, — типичны для картин Рубенса.



Образование Марии Медичи.
Мария Медичи изображена склонившейся перед Минервой, богиней мудрости, наук и искусств.
Образованию будущей королевы помогают Меркурий, спустившийся с небес бог красноречия, и Орфей — мифический поэт и музыкант. Позади Марии изображены три грации, одна из которых коронует ребёнка. На переднем плане изображены символы искусств, которыми увлекалась королева — музыка представлена лютней, скульптура — бюстом, изобразительное искусство — палитрой.
Несмотря на подчёркнутую важность диалога между телом (нагота граций) и разумом (изображённый бюст — бюст Платона), обнажённые фигуры трёх граций в 1685 году были занавешены. Полностью открылась картина только в XIX веке.
Практически 200 лет спрятанная от взоров, тем самым защищённая от загрязнений и повреждений часть картины контрастно выделялась на фоне потемневших полотен цикла, и в 1860-х годах была предпринята массивная, далеко не всеми специалистами принятая, чистка картин.



Брак по доверенности.
Бракосочетание было символическим — поскольку проходило в отсутствие жениха — церемония свадьбы состоялась 5 октября 1600 года в кафедральном соборе Флоренции.
В центре картины руководящий церемонией кардинал Пьетро Альдобрандини, племянник папы Климента VIII. Справа от кардинала — дядя невесты Фердинанд, великий герцог Тосканы, играющий роль отсутствующего жениха, Генриха IV. Он надевает на руку Марии обручальное кольцо. Фату Марии держит Гименей.
Справа на картине изображены французские послы, слева — тётя и сестра невесты. Над центральной группой Рубенс изобразил скульптуру, композиционно напоминающую пьету, с тем отличием, что Христос изображён умирающим на руках у Бога отца — возможно, художник отсылает нас к находящейся во флорентийской базилике пьете Бандинелли.

Интересно, что в своё время среди гостей на церемонии присутствовал сам молодой Рубенс.




Прибытие в Марсель.
Одна из самых известных картин серии изображает прибытие Марии Медичи 3 ноября 1600 года в Марсель. Не в последнюю очередь известность картины обусловлена крайне выразительными, полными сладострастия, фигурами морских нимф (Нереид), кружащиеся в причудливом хороводе на первом плане. Слева от Нереид — Посейдон с тритонами.
Продолжая параллель между реализмом и мифом, художник изобразил Францию (в плаще, украшенном лилиями французской монархии) и Марсель (во французском языке город Марсель — женского рода), встречающих Марию Медичи. Мария сходит с богато украшенного гербами семьи Медичи корабля.
Над спускающейся на французскую землю королевой изображена Фама, богиня молвы и славы, летящая сообщить королю новость о прибытии его супруги — своеобразное связующее звено цикла, подготавливающее зрителя к следующей картине.



Встреча в Лионе.
Картина изображает встречу супругов в Лионе. Несмотря на то, что Мария прибыла в Лион 3 декабря 1600 года, встреча состоялась лишь вечером 9 декабря, когда туда же приехал совершенно не спешивший увидеться с молодой женой Генрих. Король это время пребывал с женщиной. Да и женился Генрих в основном из-за богатого приданого, рассчитывая таким образом поправить положение дел Франции. Мария происходила из очень богатой семьи.
В отличие от предыдущих картин, художник не просто изображает героев под присмотром богов, он преображает героев картины в пару богов-супругов: Генриха IV — в Юпитера, Марию Медичи — в Юнону. Счастливому браку способствует Гименей, изображённый за спинами молодых.
Лион (во французском языке город Лион — женского рода) проезжает в карете на первом плане. Название города обыгрывается тем, что в повозку запряжены львы (фр. lion). На заднем плане различим вид на город Лион.
Амуры, сидящие верхом на львах, подчёркивают проходящую красной нитью через весь цикл картин идею победы любви над силой.



Учреждение регентства.
В 1610 году Генрих оставляет жену и детей и выходит с армией в Германию — его протестантские союзники ввязались в войну с Австрийскими монархами за наследование герцогств Клевского и Юлих-Берг.
Уезжая, Генрих передаёт правление королеве — на картине он символически отдаёт ей украшенную королевскими цветами державу. Рядом с королевой — Щедрость и Рассудительность. Молодой дофин стоит между королём и королевой — во время отсутствия Генриха, Мария будет управлять страной от его имени.
Архитектура дворца, изображённого на картине, напоминает как дворец Медичи (Люксембургский дворец), так и дом самого Рубенса в Антверпене.




Коронация Марии Медичи.
Это и два последующих больших полотна замыкали галерею Люксембургского сада, в которой была размещена серия картин Рубенса. «Коронация» находилась на левой стене, «Смерть Генриха» — в торце и «Совет богов» — на правой стене. Таким образом, три картины окружали зрителя, расположением напоминая триптихи в хорах католических церквей. «Коронация Марии Медичи» закрывала дверь в конце левой стены галереи, ведшую в северный угловой павильон дворца на улице Вожирар. Для того, чтобы дверь могла открываться, картину разрезали в соответствующих местах — следы этой двери до сих пор отчётливо видны на холсте (справа внизу, около собак).
Мария короновалась 13 мая 1610 года в аббатстве Сен-Дени, церемонию проводил изображённый с короной в руках кардинал де Жуайез, за его спиной — помогавшие ему кардиналы Пьер де Гонди. Стоящий рядом с королевой молодой дофин изображён со спины. Генрих IV изображён в глубине, стоящим на балконе, — возможно, художник хотел подчеркнуть тем самым его скорую кончину.
На картине изображены реально присутствовавшие на церемонии лица — их список был передан Рубенсу во время работы над полотном. Единственное отклонение от реализма — духи Богатства и Процветания, летящие над собранием. Рассеивая золотые монеты, они предвосхищают процветание Франции под регентством Марии Медичи.



Смерть Генриха IV и провозглашение регентства.
Центральное полотно цикла, и важнейшее событие в жизни Марии Медичи — после убийства Генриха IV Равальяком престол формально наследует 9-летний Людовик XIII, но фактически власть в стране переходит к его матери.
На картине Генрих изображён возносящимся на небеса — Юпитер с Сатурном вырывают его у смерти (змея на земле). Лавровый венок на голове Генриха говорит о дарованном ему бессмертии — подобно мифическому Гераклу он принят в число богов. На переднем плане две Победы оплакивают Генриха.
Справа на картине — одетая в траур Мария. Теперь уже Франция, и теперь уже надолго передаёт регентше державу цветов французской монархии. Стоящие рядом с троном богини мудрости и рассудительности советуют Марии. Олицетворяющая Божественное Провидение Децима, в знак грядущего управления государством передаёт Марии судовой руль — подчёркивая тем самым божественность происхождения монаршей власти.
У подножья трона изображена французская знать, умоляющая Марию Медичи взять на себя управление государством.



Совет богов.
Как и на «Коронации», на полотне (слева внизу) видны следы прорезанной в нём двери, которая выходила из Люксембургского дворца на террасу у улицы Вожирар.
Слева на картине изображена божественная пара Юпитера с Юноной, перед ними с поклоном — пришедшая посоветоваться Мария Медичи. Среди богов изображена отдыхающая после брака Франции с Испанией Европа — этот очень важный для политики Марии Медичи брак символизируется двумя парами голубей, сидящих на глобусе (см. далее «Обмен принцессами»). Боги Олимпа — в первую очередь богиня Мира (со связкой стрел) и богиня Согласия (с жезлом) — поддерживают проект брака. На переднем плане Аполлон с Минервой изгоняют Пороки, при этом Венера удерживает Марса, спешащего на помощь богине мести — всё в картине говорит о миролюбивой политике королевы, собирающейся поддерживать мир в Европе дипломатическими браками.







Взятие Юлиха.
Смерть Генриха IV не помешала французским войскам прийти в Германию, чтобы вместе с нидерландскими войсками взять Юлих и вернуть его протестантам. Фактическая наследница престола, Мария Медичи изображена в шикарном военном головном уборе (поверх которого Победа надевает ещё и лавровый венок) с маршальским жезлом — символом верховной военной власти — в руке. Справа на картине видна Фама, разносящая по свету славу о великой победе Франции (роль французских войск в битве слегка приукрашена Рубенсом). Рядом с королевой идёт Щедрость, лев, идущий у её ног, олицетворяет одновременно храбрость и милосердие.
На заднем плане — панорама сдачи Юлиха.





Счастье регентства.
Выбивающаяся из общего ряда картина, единственная не имеющая никаких хронологических привязок.
На этой картине Рубенс изображает Марию как олицетворение разумного и справедливого монарха. Слева от королевы — Франция и Сатурн провозглашают наступление в стране золотого века. Внизу изображены Амуры (олицетворение разных видов искусства), торжествующие над своими вечными врагами — Невежеством, Злословием и Завистью.




Обмен принцессами.
Венец политической карьеры Марии Медичи — двойная свадьба между королевскими домами Франции и Испании, замысел такого брака появляется ещё на картине «Совет богов». Присутствие самой Марии Медичи на картине даже не обязательно, настолько это событие ассоциировалось у современников с её именем и её политикой примирения Франции с Испанией.
18 октября 1615 года в Бургосе Анна Австрийская, дочь испанского короля Филиппа III, выходит замуж за сына Генриха IV и Марии Медичи, короля Франции Людовика XIII. В тот же день в Бордо сестра Людовика XIII, принцесса Изабелла Бурбонская, выходит замуж за наследника испанского престола, будущего короля Испании Филиппа IV.
Сцена «обмена принцессами», изображённая на картине, в действительности произошла 9 ноября 1615 года на острове Фазанов — франко-испанском острове на реке Бидасоа.
Слева на картине изображена Испания, передающая Анну Австрийскую Франции. Рядом с Испанией — Изабелла, чей взгляд всё ещё направлен в сторону покидаемой ею Франции.
Внизу — бог реки Бидасоа (во французском языке — мужского рода) и Наяды, напоминающие место и обстоятельства обмена принцессами. Наверху картины — заимствованный из религиозной иконографии хоровод ангелов и олицетворение Счастья, осыпающее невест из рога изобилия.



Совершеннолетие Людовика XIII.
Преклонившись перед сыном в день его совершеннолетия, Мария Медичи передаёт ему кормило власти. В центре корабля, как бы заменяя собой мачту, стоит Франция, в её руках держава и огненный меч. На вёслах — четыре Добродетели короля: Сила, Вера, Справедливость и Согласие. Подчёркивая превосходство Добродетели над непостоянством Удачи (ветра), Умеренность спускает паруса корабля.
В действительности передача власти не была такой мирной, Людовик XIII силой взял власть, сослав мать в 1617 году в Блуа.



Бегство из замка Блуа.
Непростой с дипломатической точки зрения сюжет — бегство Марии Медичи из замка Блуа, куда её сослал Людовик XIII.
Минерва ведёт Марию к Французской Знати, которая проводит её до Ангулема. Наверху картины изображены Ночь и Заря, обозначающие время побега.
Композиция картины является как бы инверсией популярного сюжета ночного ареста Христа.



Договор в Ангулеме.
В Ангулеме Мария Медичи получает от своего сына послание с предложением мира.
На картине королева изображена сидящей на троне, встречающей посланца своего сына (Меркурия) с оливковой ветвью — символом мира. Рядом с Марией — Осторожность. На картине также присутствуют два кардинала: возле Меркурия — призывающий принять предложение мира Франсуа де Ларошфуко (фр.) (см. дом де Ларошфуко), возле трона — скептически настроенный кардинал Луи де Лявалетт (фр.) — точная идентификация персонажа не известна до сих пор.



Анжуйский мир.
Меркурий (с жезлом мира в руке) и Невинность ведут Марию Медичи в Храм Мира. За их спиной — богиня Мира (в белых одеждах) сжигает оружие, одновременно отвергая воинствующие Пороки — Обман, Зависть и Слепую Ярость (фигура последней прямо цитирует Боргезского борца).




Примирение с сыном.
Только после смерти герцога Люинь (именно он приказал убить Кончини, устроил изгнание королевы-матери и всячески препятствовал всякому восстановлению отношений Марии Медичи с сыном), Людовик XIII смог окончательно помириться с матерью.
На картине Мария изображена с жезлом мира в руках, Людовик трогательно обнимает её за плечи — всё свидетельствует о долгом и надёжном мире. Герцог Люинь — согласно Марии Медичи, единственный виновник её раздора с сыном — изображён в виде ужасной гидры, которую Храбрость загоняет молниями в ад. Слева на картине изображена Любовь, справа — Франция.
Композиция картины позволяет провести параллели как с многочисленными вариациями на тему Страшного Суда, так и с женским персонажем Апокалипсиса из Откровений Иоанна Богослова.



Триумф Правды.
Судя по эскизам Рубенса, автор задумывал эту картину одновременно с «Судьбой Марии Медичи» — композиционно последнее полотно перекликается с первым.
На переднем плане Кронос вытягивает на свет персонификацию Истины — Алефею (согласно традиционной иконографии изображена обнажённой). Истиной, по версии художника, является абсолютное примирение Марии Медичи с сыном — они изображены в верхней части картины, держащими лавровый венок с пылающим от любви сердцем.

Серия сообщений "Париж. Франция":
Часть 1 - Оттенки Эйфелевой башни
Часть 2 - Весенний Париж. Люксембургский сад
...
Часть 8 - Париж. Лувр. Часть II ( живопись Италии)
Часть 9 - Париж. Лувр. Часть III (живопись Франции и Северной Европы)
Часть 10 - Париж. Лувр. Часть IV (Галерея Рубенса о жизни Марии Медичи)
Часть 11 - Париж. Кладбище Пер-Лашез и Монмартр
Часть 12 - Вспоминая Париж. Триумфальный путь.
Часть 13 - Париж. Музей Орсе. Часть 1 (Ренуар, Эдуард Мане, Клод Моне, Сезанн)
Часть 14 - ПАРИЖ. МУЗЕЙ ОРСЕ. ЧАСТЬ 2 (ВАН ГОГ, ПОЛЬ ГОГЕН, ЭДГАР ДЕГА, КАМИЛЬ ПИССАРРО)
Часть 15 - ПАРИЖ. МУЗЕЙ ОРСЕ. ЧАСТЬ 3 (Анри Тулуз-Лотрек, Пьер Боннар, Феликс Валлотон, Эдуар Вюйар)

Рубрики:  Любопытное в живописи
Путешествия за рубежом
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 9 пользователям

Лариса_Воронина   обратиться по имени Среда, 23 Октября 2019 г. 15:27 (ссылка)
Сережа, огромное спасибо!!!! Очень интересное путешествие по сказочным залам Лувра...
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 23 Октября 2019 г. 16:18ссылка
Спасибо Ларис. Благодаря этому залу, мне было очень интересно погрузиться в историю жизни Марии Медичи и ее современников.
Ira_Shelesnjak   обратиться по имени Среда, 23 Октября 2019 г. 19:02 (ссылка)
Спасибо, Серёжа, мне было интересно прочесть о неизвестном периоде Франции, интересно, что Рубенс так много полотен для неё создал... интересно, что картины разрезали... странное отношение к полотнам, но, наверное, ей их все хотелось повесить, а иначе было невозможно
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2019 г. 00:18ссылка
Спасибо. Интересно, что она практически не пожила в Люксембургском дворце среди этих картин, так как пришлось в конце жизни находиться в изгнании. Волею судьбы Мария Медичи умерла в Кельне в доме Рубенса. При каких обстоятельствах там она оказалась, я так и не выяснил.
К картинам раньше наверно не такое трепетное отношение было. Много картин различных художников ценными сделало только время.
Перейти к дневнику

Пятница, 25 Октября 2019 г. 11:48ссылка
Получается, что именно она является матерью Людовика XIII и человека в маске, близнеца, скрываемого Людовиком в башне, вполне возможно, что именно по этой причине всё и происходило, а Рубенс помог ей, приютив
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку