-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Handbalancing

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Китайский_летчик_ДЖАО_ДА

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.09.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 11989


Русский след в истории Пенанга

Пятница, 17 Мая 2013 г. 15:18 + в цитатник
Много ли мы знаем об истории первой мировой войны 1914-1918 года? Наверняка сегодня мало кто отважится назвать хоть какое-нибудь памятное сражение или известного героя тех битв.
С приближением даты 100-летия начала войны недавно из правительственных уст вроде бы как прозвучало предложение установить в Москве памятник погибшим россиянинам в первой мировой войне. А между тем один из памятников тем событиям есть, причем далеко за пределами Родины.
В Малайзии на Английском кладбище "The Western Road Cemetery" острова Пенанг близ Западной дороги от Джорджтауна стоит каменный монумент, на котором на русском и английском языках написано: "Русским военным морякам крейсера "Жемчуг" - благодарная Родина".
Здесь захоронено 9 моряков с крейсера "Жемчуг". Также на памятнике мемориальная доска с именами всех погибших членов экипажа (90 фамилий).




Что же за трагедия постигла почти сто лет назад в этом отдаленном уголке света российский крейсер "Жемчуг", корабль, который смог пережить и Русско-Японскую войну и уцелеть в Цусимском сражении?


Вскоре после начала Первой мировой войны союзники обратились к России с просьбой включить крейсеры Сибирской флотилии в состав объединенной эскадры для действий в Тихом и Индийском океанах. Морской министр адмирал И.К.Григорович категорически возражал против этого, но командующий Сибирской флотилией контр-адмирал М.Ф. фон Щульц получил личное разрешение императора на присоединив крейсеров «Аскольд» и «Жемчуг» к союзной английской эскадре вице-адмирала Т.М.Джеррама.


«Жемчуг» в 1913 году.



16 августа 1914 года «Аскольд» и «Жемчуг» прибыли на рейд Гонконга.

19 августа «Аскольд» и «Жемчуг» вышли в море на поиск действовавшего в Индийском океане германского корабля «Emden» и снабжавших его угольщиков. Через три дня, 22 августа, «Жемчуг» направился в самостоятельное крейсерство. Последний раз он встретился с «Аскольдом» 30 августа в Гонконге, где «Жемчуг» находился по 14 сентября, ожидая прибытия транспорта «Amiral Orli», везшего из Тяньцзиня французскую пехоту и резервистов из Китая, а затем повел его в Хайфон. Там транспорт принял на борт войска, и «Жемчуг» отконвоировал его в Сайгон, а затем — в Сингапур, прибыв туда 25 сентября.

30 сентября командир крейсера "Жемчуг" - капитан 2 ранга барон И.А.Черкасов получил у вице-адмирала Т.М.Джеррама новые инструкции: выйти с конвоем четырех транспортов в Пенанг, там передать их английскому крейсеру «Yarmouth», а самому направиться в крейсерство к Никобарским и Андаманским островам.

Германский крейсер «Emden», входивший в состав эскадры вице-адмирала графа М. фон Шпее, базировавшейся в начале войны на Циндао (Киао-Чао), отделился от эскадры и ушел для самостоятельных действий сначала к Цусимскому проливу, где первой жертвой «Emden» стал русский пассажирский пароход «Рязань», приведенный в Циндао и переоборудованный во вспомогательный крейсер «Cormoran». Затем Из Циндао «Emden» направился в Индийский океан, где захватил и потопил 16 английских транспортов, четыре английских транспорта захватил и отпустил один греческий и один английский пароход использовал как угольщики. Кроме того, «Emden» успешно обстрелял нефтяные цистерны в порту Мадрас.
Командир «Emden» фрегаттен-капитан К. фон Мюллер хорошо ориентировался в сложной обстановке военного времени, использовал радиопереговоры противника, показания личного состава захваченных транспортов. Кроме того, «Emden» вводил в заблуждение, искажая свой силуэт устройством фальшивой четвертой трубы (английские и японские крейсеры, действовавшие в Индийском океане, были четырехтрубными) и окраской, похожей на английскую. Узнав на одном из остановленных пароходов, что военные корабли противника базируются на незащищенную гавань Пенанг (ныне — гавань Джорджтаун) и очень плохо охраняются, К. фон Мюллер 13 октября направил туда свой крейсер.

В этот же день, 13 октября, в Пенанг пришел и «Жемчуг». Крейсер только что закончил осмотр Никобарских и Андаманских островов в поисках «Emden» и его угольщиков и нуждался в чистке и щелочении котлов. И.А.Черкасов запросил у адмирала Джеррама разрешения зайти для производства этих работ в Сингапур, но тот приказал идти в незащищенный и неприспособленный порт Пенанг. И.А.Черкасов пытался настаивать, но, получив повторный отказ, вынужден был идти в Пенанг, по прибытии куда «Жемчуг» приступил к ремонтным работам. Все котлы, кроме одного, были выведены из действия, при этом не учли, что оставшийся котел не мог обеспечить нормального энергоснабжения, в частности, работы снарядных элеваторов и водоотливных средств.

По показаниям офицеров крейсера "Жемчуг", командир корабля, капитан 2 ранга И.А.Черкасов, отличался нетерпимостью к чужому мнению и непонятным нежеланием повысить боеготовность "Жемчуга". Весьма характерными являются эпизоды, когда командир запрещал объявлять боевую тревогу при обнаружении в море неизвестного судна (хотя это было уставным требованием), радиограмма на «Аскольд» с указанием координат «Жемчуга» была передана открытым текстом — на протест офицеров командир ответил, что «русского языка все равно никто не знает». Во время стоянки в незащищенном порту Блэр на Андаманских островах И.А.Черкасов съехал на берег, запретив выставлять вахту у орудий «чтобы не нервировать уставшую команду». Всего через несколько дней подобное приказание привело к катастрофе...

14 октября в Пенанг на пароходе прибыла жена И.А.Черкасова, поэтому он, сославшись на недомогание, съехал на берег в гостиницу, приказав убрать боезапас в погреба, так как снаряды нагревались из-за высокой температуры наружного воздуха. Старший офицер крейсера Н.В.Кулибин добился разрешения зарядить два орудия и иметь около них по пять снарядов в кранцах первых выстрелов и элеваторах. Несмотря на то, что уже заканчивался третий месяц войны, все маяки, входныеи створные огни Пенанга светились, как в мирное время.

В 4 ч 50 мин 15 октября германский корабль «Emden», скрыв все огни, с фальшивой трубой, которая делала его похожим на английский крейсер «Yarmouth», вошел в гавань Пенанга; дозорный корабль — французский миноносец «Mousquet» беспрепятственно пропустил его и не поднял тревоги. Разглядев на фоне редких огней силуэт боевого судна с высокой мачтой между второй и третьей дымовыми трубами, командир германского «Emden» К.Миллер решил атаковать именно его.

На «Жемчуге» все же увидели «Emden»: вахтенный офицер мичман А.К.Сипайло послал вахтенного к старшему офицеру сообщить о появлении на рейде нового корабля. По некоторым данным, «Жемчуг» послал на «Emden» запрос и получил ответ: «Yarmouth» прибыл для постановки на якорь».

А вот что писал впоследствии старший офицер «Emden» лейтенант Хельмут фон Мюкке.
"Все уже решили, что экспедиция не удалась, как вдруг среди этих «купцов», стоявших с якорными огнями и с освещенными изнутри иллюминаторами, показался какой-то темный силуэт без единого огонька. Это, конечно, военный корабль. Через несколько минут мы были уже достаточно близко, чтобы убедиться, что это действительно так. Наконец, когда «Эмден» прошел на расстоянии около 1 кабельтова (185м) под кормой у загадочного корабля и вышел к нему на траверз, мы окончательно установили, что это крейсер «Жемчуг». На нем царили мир и тишина. Мы были так близко от него, что в слабом свете зарождавшегося дня отчетливо было видно все, что делается на русском крейсере. Но ни вахтенного начальника, ни вахтенных, ни сигнальщиков не было заметно. С дистанции около одного кабельтова (185м) мы выпустили свою первую мину из правого бортового аппарата и в тот же момент открыли огонь всем бортом по носовой части «Жемчуга», где в своих койках спала большая часть команды. Наша мина взорвалась в кормовой части крейсера. Его всего как бы всколыхнуло от этого взрыва. Корму подбросило из воды, а затем она стала медленно погружаться. Только после этого русские обнаружили признаки жизни..."

Итак, в 5 ч 18 мин «Emden» с расстояния около 1 кб выпустил торпеду (попавшую в борт в районе румпельного отделения) и открыл огонь по носовой части «Жемчуга». От взрыва торпеды крейсер получил тяжелые повреждения: были затоплены кормовые котельное и машинное отделения, кормовые патронные погреба, разрушены лазарет и каюта командира, выведены из строя два орудия. На «Жемчуге» началась паника, часть команды бросилась за борт. Старший офицер Н.В.Кулибин и артиллерийский офицер Ю.Рыбалтовский сумели восстановить относительный порядок, но люди, вставшие к орудиям, не обнаружили снарядов — элеваторы подачи не действовали. Ю.Рыбалтовский сам открыл огонь из кормового орудия, произведя несколько выстрелов; по его показаниям, два снаряда попали в «Emden» (документально не подтверждено). Мичман А.К.Сипайло открыл огонь из носового орудия и, по воспоминаниям членов экипажа, первым же выстрелом добился попадания, вызвавшего пожар. Второй выстрел пушки А.К.Сипайло совпал с прямым попаданием германского снаряда, уничтожившего орудие и всех находившихся возле него людей.

Вот что свидетельствует все тот же старший офицер «Emden» лейтенант Хельмут фон Мюкке.
"Наконец на «Жемчуге» собрались с силами и открыли по нам огонь. Орудия на нем были крупнее наших, и русские снаряды могли причинить нам большой вред. Поэтому командир решил выпустить вторую мину. «Эмден», проходя мимо «Жемчуга», развернулся машинами и вновь направился к нему. Вторая мина была выпущена с расстояния около двух кабельтовых. Через несколько секунд послышался страшный взрыв под передним мостиком русского крейсера.(Мина вызвала детонацию в носовом снарядном погребе). Гигантский столб серого дыма, пара и водяных брызг поднялся на высоту около 150 м. Части судового корпуса были оторваны взрывом и летели по воздуху. Видно было, что крейсер разломился пополам. Носовая часть отделилась. Затем дымом закрыло весь корабль, и когда он рассеялся, крейсера уже не было видно, из воды торчали лишь обломки его мачты. На воде среди обломков кишели люди". «Жемчуг» затонул на глубине 30 м.


Мачта «Жемчуга», торчащая из воды, на месте потопления.



Услышав стрельбу, командир "Жемчуг" И.А.Черкасов выбежал из гостиницы, вскочил в проезжавший мимо автомобиль и прибыл на пристань, успев, по его словам, «энергично организовать спасение оказавшихся в воде членов экипажа вверенного мне крейсера».

Находившиеся на рейде французские корабли — канонерская лодка «D'Iberville», миноносцы «Pistolet»,«Fronde» — по некоторым сведениям, открыли огонь по германскому крейсеру, но их снаряды давали перелеты и разрывались среди торговых судов; по другим данным, они вообще не стреляли. Французский миноносец «Mousquet», услышав стрельбу, вступил с «Emden» в неравный бой, имея на вооружении лишь одно 65-мм и шесть 47-мм орудий; французскому кораблю удалось также выпустить торпеду. Ответным огнем германского «Emden» французский миноносец был потоплен в течение пяти минут. Находившийся в воде раненный лейтенант Л.Л.Селезнев видел это: «На месте «Mousquet» поднялся столб черного дыма, и все было кончено.»

«Жемчуг» и «Mousquet» стали последними жертвами «Эмдена», общее число которых, не считая этих двух военных кораблей, составило 22 парохода. Обнаружил себя немецкий "Эмден" 27 октября (9 ноября). Он был настигнут австралийским крейсером «Сидней» у Кокосовых островов и потоплен. Кстати сказать, уцелевшая часть команды спаслась на берегу, а позже НА ДЖОНКЕ СОВЕРШИЛА ПЛАВАНИЕ ПО ИНДИЙСКОМУ ОКЕАНУ, добравшись до материка. Прибыв в Германию после своей одиссеи, команда была принята кайзером, который в ознаменование заслуг прибавил всем вторую фамилию — Эмден.

Из 335 членов экипажа "Жемчуга" были убиты один офицер (мичман А.К. Сипайло, занимавший на «Жемчуге» должность вахтенного начальника) и 81 унтер-офицеров и матросов, семеро умерли от ран впоследствии, трое офицеров и 112 членов команды были ранены. По поводу гибели крейсера создали следственную комиссию, которая всю вину за случившееся возложила на командира, капитана 2 ранга Ивана Черкасова и старшего офицера, старшего лейтенанта Николая Кулибина, заменявшего съехавшего на берег командира. Они были лишены «чинов и орденов и других знаков отличия», исключены из военно-морской службы и «по лишении дворянства и всех особых прав и преимуществ» отдавались в «исправительные арестантские отделения гражданского ведомства»: Черкасов — на 3,5 года, а Кулибин — на 1,5 года. По Высочайшей конфирмации приговора Владивостокского военно-морского суда оба они были разжалованы в матросы и отправлены на фронт.
Далее судьба их складывалась следующим образом. Матрос 2 статьи барон Иван Черкасов воевал на Кавказском фронте в Урмийско-Ванской озерной флотилии, был награжден солдатским Георгиевским крестом и в апреле 1917 года восстановлен в чине капитана 2 ранга. Известно, что И.А.Черкасов умер во Франции в марте 1942 года и похоронен на кладбище Сент-Женсвьев-де-Буа под Парижем. Матрос Николай Кулибин воевал на Западном фронте в морской бригаде, получил два Георгиевских креста и в сентябре 1916-го был восстановлен в чине. Вскоре произведен в капитаны 2 ранга. Умер в госпитале в августе 1918-го от раны, полученной еще в февральские дни 1917 года, когда командовал миноносцем «Подвижный».

4 января 1915 года в Пенанг пришел вспомогательный крейсер «Орел» для производства водолазных работ и эвакуации оставшихся в живых членов экипажа "Жемчуга". Несмотря на тяжелые условия водолазных работ (сильные течения, большое количество ила, крен корпуса затонувшего крейсера 52° на правый борт), удалось поднять кормовую 120-мм пушку, пулеметы, шесть оптических прицелов, кормовой прожектор. В ходе этого похода от несчастного случая погиб старший минер "Орла" унтер-офицер Алексей Черепков. Он был похоронен, предположительно, вместе с моряками "Жемчуга". Состояние поднятого орудия позволило сделать заключение, что остальные пушки после пребывания в воде уже не представляют боевой ценности из-за сильной коррозии каналов стволов.
Вскоре 4 февраля 1915 года русский консул срочной телеграммой вызвал «Орел» в Сингапур для участия в подавлении беспорядков. Водолазные работы были прекращены, и в тот же день крейсер ушел в Сингапур.

Последние документы, касающиеся «Жемчуга», относятся к 1921 году. 1 декабря посол РСФСР в Лондоне Л.Б.Красин сообщил телеграммой наркому иностранных дел Г.В.Чичерину: «Великобритания требует возмещения расходов в связи со спасением крейсера и команды "Жемчуг", потопленного вблизи Сингапура германской подводной лодкой (так в документе) "Эмден". В случае отказа Великобритания будет вынуждена продать "Жемчуг" на слом для покрытия своих расходов». Г.В.Чичерин, в свою очередь, направил дело на рассмотрение командования вооруженными силами, и начальник Морских Сил республики Э.С.Панцержанский в конце декабря доложил председателю Реввоенсовета Л.Д.Троцкому: «На предложение англичан о передаче поднятого ими крейсера "Жемчуг" за стоимость подъема целесообразно отказаться ("Жемчуг" не представляет большой ценности как боевой корабль, кроме того поврежден взрывом)...»

Скорее всего, именно моряки «Орла» привезли и установили на могиле погибших соотечественников чугунный крест, сохранившийся до наших дней. В 1938 году КАЗАКИ ПЛАТОВСКОГО ДОНСКОГО ХОРА оказались на гастролях в Пенанге. Увиденная казаками картина была безрадостной. «За русскими могилками некому было ухаживать, и они пришли в полное запустение и почти сровнялись с поверхностью земли. На железном кресте, водруженном на братской могиле, была когда-то привинчена табличка (по всей видимости, медная), но она была украдена», — писал в журнале «Часовой» №214 администратор хора Б. Куцевалов. Казаки решили выделить из хоровой кассы средства для приведения могил в порядок. «На эти средства была сооружена мраморная плита с высеченными 9 фамилиями погребенных согласно кладбищенским записям, наново покрашен черной краской крест, вокруг могил посажено несколько кустов и деревьев, и затем торжественно возложен венок из живых цветов», — сообщает автор статьи «Платовцы в пути» Борис Куцевалов.

В начале 70-х годов с согласия правительства Малайзии было принято решение о восстановлении обветшавшего захоронения. В 1972 году силами Главного штаба ВМФ СССР был изготовлен памятник и доставлен на о. Пенанг. Официальная церемония его открытия состоялось 5 февраля 1976 года. В период с 1972 по 1991 год со стороны Посольства осуществлялся постоянный присмотр за содержанием захоронения и установленного на нем памятника. Возобновлен только с конца 2006 года.

23 февраля 2005 года военный атташе при Посольстве России в Малайзии посетил остров Пенанг для возложения венков и приведения в порядок мемориала. С помощью местных жителей он обследовал и Джереджак - маленький остров спутник Пенанга. В 50 метрах от побережья было обнаружено захоронение 2 безымянных моряков. Состояние могилы было плачевным. На прикрепленной к деревянному кресту табличке на английском языке имелась надпись: "В память о двух героических членах экипажа русского крейсера "Жемчуг", которые погибли за свою Отчизну 28 октября 1914 года. Русский крейсер "Жемчуг" был потоплен немецким крейсером "Эмден" в гавани Пенанга 28 октября 1914 года".
В начале 2006 года силами посольства могила безымянных моряков была приведена в порядок. Расчищена территория, выровнен, укреплен и покрашен сохранившийся деревянный крест. Были отданы воинские почести. В очередную годовщину гибели крейсера "Жемчуг" 28 октября 2006 года состоялась торжественная церемония открытия мемориала на о. Джереджак с участием Посла России в Малайзии.

В 2003 году, во время визита в Малайзию президента России В.В.Путина в беседах с малайзийскими журналистами и бизнесменами неоднократно вспоминали о крейсере «Жемчуг». Малайзийцы имели весьма смутное представление об этой истории, но, услышав подробности о гибели корабля, единодушно сочли, что русские моряки, находясь за тысячи миль от своей Родины, пали за свободу и независимость современной Малайзии.


Использованы материалы:
Крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд»; Аллилуев А. А.; Богданов. М. А.
О памятниках морякам с русского крейсера «Жемчуг» на островах Пенанг и Джерджак (Посольство Российской федерации в Малайзии).
Мюкке Х. Крейсер "Эмден" - Корабли и сражения.
Журнал "Вокруг света", Январь 1996.
(Дополнительно, кому интересно - "Жизнь и смерть Николая Кулибина"; Борис Никольский.)

Серия сообщений "Пенанг. Малайзия":
Часть 1 - Джоржтаун на острове Пенанг. Малайзия
Часть 2 - Маленькая Индия
...
Часть 5 - К Бирманскому храму
Часть 6 - В Малайзии - выборы!
Часть 7 - Русский след в истории Пенанга
Часть 8 - Закат на Андаманском море
Часть 9 - Парад ретро велосипедов в Джоржтауне
Часть 10 - Малазийский национальный парк в Пенанге
Часть 11 - С праздником, дорогие женщины!

Рубрики:  Путешествия за рубежом
Метки:  

Процитировано 3 раз
Понравилось: 6 пользователям

Afatarwm   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 16:33 (ссылка)
Да, история, жаль погибших из-за разгильдяйства командира. Хорошо, Сереж, что у тебя есть время, отыскивать такие уголки!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Мая 2013 г. 10:05ссылка
Afatarwm, привет Оль. Да, был бы я здесь всего неделю, вряд ли бы что-нибудь узнал из этой истории. История эта явилась мне настолько локально и неожиданно... Потом я находился под впечатлением находился не одну неделю.
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Мая 2013 г. 17:43ссылка
Handbalancing, Сереж, а прадеды случайно не воевали в те годы? Может, не именно там?
Перейти к дневнику

Воскресенье, 19 Мая 2013 г. 09:43ссылка
Afatarwm, Оль, прадеды как раз и воевали в те годы. Сейчас интерес у людей к генеологическим корням проснулся. Есть надежда, что кто-то узнает своих родственников. Список погибших в бою 15/28 октября 1914 года хранится в РГА ВМФ. Но если бы конечно больше публиковать этот список, больше вероятность, что кто-нибудь найдет своего предка.
vita958   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 16:40 (ссылка)
Спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Мая 2013 г. 10:06ссылка
vita958, пожалуйста. Рад, что понравилось.
Лариса_Воронина   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 17:34 (ссылка)
Сережа, спасибо большое!!! очень интересный пост!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Мая 2013 г. 10:07ссылка
Лариса_Воронина, благодарю Лара. Приятных тебе выходных.
Lady_Sunny   обратиться по имени Пятница, 17 Мая 2013 г. 21:34 (ссылка)
Удивительно конечно увидеть в тех краях памятник русским морякам... Ты молодец, нашёл историю этого корабля и донёс до нас.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Мая 2013 г. 10:35ссылка
Lady_Sunny, привет Свет. Для меня было полной неожиданностью узнать обо всем этом. Еще мне показалось, что к этому памятнику Россия как будто обращалась периодами. Вот в 38 году казаки на гастролях оказались, затем в 72-м посольство привело все в порядок и опять - забвение. Сейчас вроде с 2006 года уход на постоянной основе.
-yashma-   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 09:53 (ссылка)
Да, очень неординарный след истории с географией! Кто б мог подумать: дань памяти из таких дальних краев! Спасибо, Сережа, с интересом прочитала про этот эпизод! Печальное, конечно, оказалось событие, для русского флота бесславное, но трогательно, что погибшие при исполнении долга увековечены, и даже поименно..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 18 Мая 2013 г. 10:50ссылка
-yashma-, спасибо Тань. И я был очень тронут, как только увидел надпись на памятнике...
С_Светлана_555   обратиться по имени Суббота, 18 Мая 2013 г. 20:26 (ссылка)
Серёжа, история очень интересная. Может их родные ничего не знали о захоронении. Это же было очень давно. Спасибо, с интересом прочла. Тебе в подарок симпа от меня.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 19 Мая 2013 г. 10:10ссылка
С_Светлана_555, спасибо Свет. Да, это наверняка многие родные не знали. Список погибших есть в РГА ВМФ. Опубликован он и в журнале "Вокруг света". На сайте посольства есть список захороненных.
Перейти к дневнику

Воскресенье, 19 Мая 2013 г. 16:56ссылка
Серёжа, ты как юный следопыт, в совсем чужой стране откопал такие ценные материалы и нам рассказал. Молодец!
Перейти к дневнику

Среда, 22 Мая 2013 г. 12:51ссылка
Да я так всегда Свет, куда бы не приехал. Все живут мирно, спокойно, а я следопытничаю.
Barucaba   обратиться по имени Среда, 22 Мая 2013 г. 08:49 (ссылка)
Очень интересный пост. Большое спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 22 Мая 2013 г. 12:52ссылка
Barucaba, привет Наташ. Тебе спасибо.
storie_angelo_rosso   обратиться по имени Среда, 22 Мая 2013 г. 22:53 (ссылка)
Такие истории очень трогают.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику
Jo-Ann   обратиться по имени Среда, 29 Мая 2013 г. 19:09 (ссылка)
Handbalancing, Привет,Сережа! Прочитала с большим интересом.Разгильдяйство и головотяпство- наша национальная беда. Спасибо тебе большое! Забрала себе,чтобы еще раз и два перечитать неспешно.
Какой ты неравнодушный человек.
И хороший друг.
Всего доброго. А у нас сегодня просто летний день.И все деревья враз покрылись нежнейшей листвой. Гуляли по набережной.Море приветливое.Жизнь опять прекрасна.:))
Ответить С цитатой В цитатник
Handbalancing   обратиться по имени Четверг, 30 Мая 2013 г. 10:05 (ссылка)
Jo-Ann, привет Жанна! Спасибо. Гуляй там чаще. Я когда купаюсь в волнах, мне столько мыслей приходит позитивных
Ответить С цитатой В цитатник
Ugolieok   обратиться по имени Вторник, 24 Сентября 2013 г. 23:58 (ссылка)
Благодарю сердечно за Вашу бесценную находку. Цитирую.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Среда, 25 Сентября 2013 г. 12:19ссылка
Ugolieok, я очень рад, что Вы откликнулись на это важное для меня сообщение. Спасибо.
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку