В СССР не выпускались марки, посвящённые евреям-партизанам. Более того, эта тема вообще не поднималась и замалчивалась. Наиболее показательно, как это было в Белоруссии - партизанской республике. В частности, в официальном справочнике «Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны», изданном Институтом истории партии в 1983 году, нет упоминания о крупнейшем еврейском партизанском отряде Тувьи Бельского. Отряд Бельских представлял собой целую деревню, которую называли «Лесной Иерусалим». После того, как весной 1943 года численность отряда выросла до 750 человек, ему было присвоено имя Орджоникидзе, и он стал частью партизанской бригады имени Кирова. Аналогично участие евреев в партизанском движении было скрыто под графой «другие национальности».Хотя в одних только 14 еврейских партизанских отрядах и группах Белоруссии сражалось не менее 1650 бойцов, а всего в партизанских отрядах Белоруссии находилось от 10 до 15 тысяч евреев. Об отряде Бельских не упоминается также в энциклопедическом однотомнике «Беларусь в Великой Отечественной войне (1941—1945 гг.)», вышедшем в 1995 году. На памятниках погибшим в ходе Холокоста вместо слова «евреи» писали «мирные жители» или «советские граждане». «Еврейская тема» цензурировалась не только в Белоруссии — в 1964 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла документальная повесть В. Р. Томина и А. Г. Синельникова «Возвращение нежелательно» о нацистском лагере смерти «Собибор», в котором уничтожались почти исключительно евреи — слово «еврей» на страницах книги не упомянуто ни разу.
Из статьи доктора исторических наук Давида Мельцера (Нью-Йорк) "Еврейское антинацистское сопротивление в Белоруссии":
В многочисленных трудах историков, посвященных Белоруссии в годы войны, принесшей республике славу "партизанской республики", даже в Энциклопедическом однотомнике "Беларусь в Великой Отечественной войне (1941-1945)", изданном в посткоммунистическое время, читатель не может найти сведений ни о героическом сопротивлении узников в гетто, ни о еврейских партизанских отрядах, ни о смелости и мужестве евреев в общей борьбе с оккупантами. Еще недавно можно было слышать вопрос: "Разве были евреи-партизаны?" Газета "Белоруссия", к примеру, в редакционной статье, посвященной очередной годовщине освобождения республики от гитлеровцев, писала: "Мы за глубокое осмысление и... белорусская земля обильно полита кровью русских и украинцев, молдаван и армян, азербайджанцев и грузин..." А где же, позволительно спросить, евреи, более шести веков жившие на белорусской земле и вместе с представителями других национальностей боровшиеся с врагом?
Между тем, как свидетельствуют материалы Национального архива Республики Беларусь, еврейское сопротивление возникло в первые же дни оккупации республики. Почти не было гетто, где бы не действовала подпольная организация. Многие узники хорошо понимали, что они могут положиться только на себя, что пассивное ожидание смерти ведет к бесславной гибели. В 100-тысячном Минском гетто под руководством Исая Казинца и Михаила Гебелева активно действовали 22 подпольные группы, объединявшие более трехсот человек. На их боевом счету диверсионные акты и саботаж на немецких предприятиях и железнодорожном узле, тысячи людей, выведенных из гетто в партизанские отряды.
Восстали и героически сражались с карателями узники гетто Белостока, Несвижа, Клецка, Лахвы, Деречина. Примером неустрашимого мужества и отваги стало вооруженное восстание в Глубокском гетто. Восстание началось 19 августа 1943 года. Условленным сигналом все ринулись на прорыв проволочных заграждений забора. Завязался бой с немцами и полицией. В первую очередь были забросаны гранатами пулеметные гнезда, часовые на вышках, полицейский участок. Немцы были ошеломлены такими действиями и открыли артиллерийский огонь, подошли танки, но ничего не могло удержать этого натиска, евреи оказывали сопротивление, а один бункер немцы не могли взять в течение целого дня... Было убито и ранено 100 гитлеровцев. Часть евреев ушла в лес, а большая часть была расстреляна.
Столь же отчаянное сопротивление оказали гитлеровцам и их прислужникам евреи Слонима, Мира, Други, Шарковщины, Браслова, Воложина, Колдычева...300 человек бежало из гетто Мира, 233 - Новогрудка, 100 - Кобрина. А в местечке Радунь в мае 43-го 180 евреев, приведенные к месту расстрела, неожиданно набросились на немецкую охрану. Хотя эсэсовцы были вооружены, храбрецам удалось взять верх над ними. Победа была нелегкой. Погибло 20 юношей, но все остальные бежали в лес.
Многолетний директор Яд Вашема, доктор истории Ицхак Арад, 16-летним мальчишкой ставший партизаном в белорусских лесах, а в послевоенные годы генералом Армии обороны Израиля, писал: "Люди должны знать. Мы не шли на смерть покорно и безропотно. Мы оборонялись как могли. Часто голыми руками и почти всегда без чей-либо помощи".
Евреи стояли и у истоков партизанского движения в Белоруссии. Первые отряды образовались стихийно попавшими в окружение военнослужащими и спасшимися в лесах евреями. Среди организаторов и руководителей партизанского движения были Самуил Свердлов, Рувим Голанд, Зусим Черноглаз, Хаим Варгавтик, Вульф Израилит, Соломон Геллер, Хаим Шкляр, Израиль Лапидус, Шая Беркович, Давид Федоров, Илья Рутман. В официальной документальной публикации, изданной Институтом истории партии при ЦК КПБ, "Партизанские формирования Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (июнь 1941 - июль 1944)" нет даже упоминания о созданных в начале войны партизанских отрядах Фридмана на Гомельщине, Шкляра - в Чечерском и Окунева - в Ветковском районах.
Генеральный комиссар Белоруссии Вильгельм Кубе доносил Лозе, рейхскомиссару Остланда: "Во всех вооруженных столкновениях с партизанами Белоруссии выяснилось, что еврейство... является главным вдохновителем партизанского движения".
Стать партизаном для еврея, бежавшего из гетто, было далеко не просто. Их неохотно принимали в отряд даже тогда, когда они приходили с оружием. Трудно поверить, но по указанию начальника Центрального штаба партизанского движения генерал-лейтенанта Пантелеймона Пономаренко командиры должны были "задерживать" беглецов из гетто и в отряды не принимать. Аргумент не мог быть более кощунственным: якобы среди них могли оказаться "агенты, засланные немцами". И это при том, что не было ни одного случая, а лишь предположение, и оно обрекало на смерть тысячи людей.
В лесах Белоруссии сражалось около 374 тысяч партизан и подпольщиков, так что Германия фактически имела у себя в тылу второй фронт. Среди них, по данным Музея истории Великой Отечественной войны в Минске, примерно 30 000 евреев. Во многих партизанских формированиях они составляли значительную часть.
Серия сообщений "Война 1941-45(2)":
Часть 1 - Рихард Зорге - человек-легенда
Часть 2 - Освобождение Вены
...
Часть 18 - Партизан Харченко
Часть 19 - Батька Минай
Часть 20 - Евреи-партизаны
Часть 21 - Маршал Бирюзов
Часть 22 - Дорога жизни Ленинграда
...
Часть 48 - Адмирал Исаков
Часть 49 - Освобождение Варшавы
Часть 50 - Освобождение Эстонии в 1944