Леон Самойлович Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг, 1866-1924) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Родился в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. На первой своей выставке (1889) принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. В 1893-1897 годах жил в Париже, часто возвращаясь в Санкт-Петербург. С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир Искусства». В 1898 году совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.
Продолжил заниматься станковой живописью, создав портреты Малявина (1899), Розанова (1901), Андрея Белого (1905), Зинаиды Гиппиус (1906). Также преподавал живопись детям великого князя Владимира. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на Встречу русских моряков.
В 1898 году Бакст показал работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников»; на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, и проч.
В 1903 году перешёл в лютеранство ради брака с дочерью П. М. Третьякова Л. П. Гриценко.
Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», позднее в художественном журнале «Аполлон».
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями, в которых произвёл настоящую революцию.
В 1910 развёлся с Гриценко и вернулся к иудаизму. Всё это время жил в Европе, поскольку, будучи иудеем, не имел вида на жительство вне черты оседлости.
Во время визитов в Санкт-Петербург преподавал в школе Е. Н. Званцевой. В период 1908-1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку, по его мнению, это пошло бы во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти (Шагал не рисовал театральных декораций). Шагал тем не менее поехал, не умер с голоду и нашёл свой стиль живописи.
В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств.
Леон Бакст умер в Париже от отёка лёгких и похоронен там на кладбище Батиньоль.
1

1

2

3

4

5

6

7
8

9

10

На марке портрет Леона Бакста по фотографии.
На конверте и открытках с марками:
1. Древний ужас. 1908. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
Картина изображает гибель в природном катаклизме античной цивилизации, возможно, Атлантиды - мифической цивилизации, некогда процветавшей, согласно Платону, на огромном острове в Атлантическом океане. Обитатели острова достигли необычайных культурных и духовных высот, но за непомерную гордость были наказаны богами. Атлантиду навеки поглотил разбушевавшийся океан. Особенно притягивает взгляд одиноко поставленная художником в центр композиции величавая архаическая статуя богини, со спокойной улыбкой принимающая гибель породившей её цивилизации. От окружавшего её безумного и злобного хаоса богиню отделяла какая-то высшая мудрость, высшее знание, служившее ей защитой.
2. Ужин. 1902. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
На картине изображена жена художника, критика и учредителя объединения «Мир искусства» А. Н. Бенуа - Анна Карловна Кинд (прозванная домашними и друзьями просто Атя). Силуэтность и подчеркнутая графичность линий, контраст белого интерьера, черного наряда молодой женщины и рыжих акцентов на, волосах и апельсинах создают стиль начала ХХ века. Мода на лаконизм изобразительных средств во многом сформировалась благодаря получившей распространение и популярной книжной графике и рекламе.
3. Автопортрет. Картон, масло. 1893. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
В „Автопортрете“ 1893 года, примеряя берет и блузу – традиционный костюм художника-маэстро, – молодой художник словно вживается в роль профессионального служителя муз.
4. Портрет сына художника Андрея. Бумага на картоне, акварель, гуашь, пастель, белила. 1908. Москва. Государственная Третьяковская галерея.
5. Портрет Вальтера Фёдоровича Нувеля. Бумага на картоне, акварель. 1895. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
Вальтер Фёдорович Нувель (1871-1949) — деятель художественного общества «Мир искусства», организатор музыкальных вечеров и других предприятий объединения.
6. Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней. Холст, масло. 1906. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
Этот портрет признан вершиной портретного творчества Бакста. Он был окончен в 1906 году, когда к завершению подошел петербургский период дягилевской деятельности, такой яркий, напряженный, исполненный взлетов и падений. Среди богатой художественной иконографии этого грозного «диктатора от искусства», нет ни одного портрета, в котором он, весь сотканный из чрезвычайно острых противоречий, оказался бы так верно понятым. Бакст проник в сущность своего персонажа, словно собрав воедино все грани его многомерной натуры, создал сложнейший образ необычайно деликатными изобразительными приёмами – методом полунамеков, полуакцентов. В самой постановке фигуры Дягилева, в «позе уверенной, дерзкой, обдумывающей и решительной» соединились покой и порывистость. Интимная нота образа усилена присутствием в портрете преданной своему питомцу старушки-няни Авдотьи.
7. Амедео Модильяни (1884–1920). Портрет Леона Бакста. 1917. Частная коллекция.
8. Портрет будущей графини Анри де Буажелен. 1924. Частная коллекция.
9. Портрет Андрея Белого. Бумага, цветной карандаш, мел. 1905. Частная коллекция.
10. Портрет художника, критика и историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Бумага на картоне, акварель, пастель. 1898. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей.
Бакст изобразил Александра Бенуа в привычной для него обстановке, в собственной мастерской. Удобно расположившись в «вольтеровском» кресле, будущий известный критик и историк искусства склонился над бумагами и всецело поглощен чтением. Приглушенная, передающая атмосферу тишины и покоя, цветовая гамма; скользящий свет, легкая «смазанность» пастели объединяют фигуру портретируемого и окружающее его пространство комнаты, в которое органично входят окутанный дымкой портрет императрицы Елизаветы Петровны в рокайльной раме, книги и рисунки, лежащие на полке. В неразрывное целое сливается мир действительный и мир искусства.
Серия сообщений "3-Русские художники 19 в.-II":
Часть 1 - ВЕРЕЩАГИН Василий Васильевич (1842-1904)
Часть 2 - ЯРОШЕНКО Николай Александрович (1846-1898)
...
Часть 37 - Айвазовский на марках разных стран. Часть 7
Часть 38 - РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - продолжение 3
Часть 39 - Леон Бакст (1866-1924)
Часть 40 - Исаак Левитан (1861-1900) на марках республики Кот-д’Ивуар
Часть 41 - Борисов-Мусатов (1870-1905) - русский художник
Часть 42 - Архитектор, художник Николай Краснов (1864-1939) на марках совместного выпуска с Мальтой.
Часть 43 - РЕПИН Илья Ефимович (1844-1930) - продолжение 4