-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Daniel_S

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.06.2007
Записей: 422
Комментариев: 1417
Написано: 2180





Десять самых громких тренерских отставок 2009 года

Суббота, 02 Января 2010 г. 00:31 + в цитатник
1. Хавьер Агирре («Атлетико», январь, преемник - Абель Ресино)


Мексиканский наставник «матрасников» потерял работу в уходящем году одним из первых – если, конечно, иметь в виду тренеров сколько-нибудь известных. На «Висенте Кальдерон», где с рулевыми не церемонятся еще со времен Хесуса Хиля, Хавьер продержался почти три года. И не просто продержался, но и сделал для столичной команды немало полезного. Из амбициозного середняка при нем «Атлетико» превратился в полноправного участника Лиги чемпионов, но руководству клуба в какой-то момент захотелось большего. И вот здесь-то Агирре уже оказался бессилен.



2. Луис Фелипе Сколари («Челси», февраль, преемник - Гус Хиддинк)


Придя в «Челси» летом 2008-го, опытный бразилец начал карьеру в Лондоне за здравие, а закончил ее за упокой. Пожалуй, справедливо будет сказать, что злую шутку со Сколари сыграла долгая практика в различных национальных сборных. Ведомые латиноамериканцем «аристократы» блестяще вступили в сезон, но их запала хватило лишь на месяц-полтора – именно столько, кстати, в среднем длятся чемпионаты Европы и мира. Осенью утратившие свежесть синие попали в кризис, а зимой на «Стэмфорд Бридж» и вовсе наступил коллапс. Когда в феврале Роман Абрамович дал добро на отставку не оправдавшего надежд специалиста, суперклуб шел в таблице вровень с «Астон Виллой».


3. Свен - Горан Эрикссон (сборная Мексики, март, преемник - Хавьер Агирре)


Если Сколари на старости лет рискнул променять давно обжитую им солнечную Португалию на промозглый Туманный Альбион, то седовласый швед, напротив, не побоялся оставить Англию ради страны с противоположным видом климата. В Мехико Эрикссона приняли чрезвычайно гостеприимно, но через полгода от радушия не осталось и следа, стоило местной сборной проиграть три матча из четырех. Такого позора с исторически сильнейшей национальной командой Северной Америки не приключалось с середины прошлого века, а потому вряд ли стоит удивляться, что на следующий поединок квалификации ЧМ-2010 мексиканцев вывел уже подоспевший из Мадрида Хавьер Агирре.


4. Микаэль Лаудруп («Спартак» М, апрель, преемник - Валерий Карпин)


Отказ от привычной среды в угоду зарубежной авантюре стал губительным решением и для Микаэля Лаудрупа. За семь месяцев в России датчанин успел научить красно-белых, как обыгрывать ЦСКА, но забыл научить порученную ему команду другому. А именно тому, что клуб, претендующий на медали, обязан показывать классный футбол несколько чаще, чем дважды или трижды в год.


5. Юрген Клинсманн («Бавария», апрель, преемник - Юпп Хайнкес)


Тогда же, в апреле, полетела и голова знаменитого немца. Роковыми для будущего Клинсманна в «Баварии» оказались даже не отделенные друг от друга четырьмя днями поединки с «Вольфсбургом» (1:5) и «Барселоной» (0:4), а всего лишь 90 минут. Подобравшие ключи к мюнхенским воротам лишь незадолго до перерыва «волки» за тайм с небольшим отличились пять раз, «блауграна» же перед антрактом забивать, наоборот, перестала. Учитывая, что к концу апреля Юрген так и не добыл для гранда Бундеслиги ни одного титула, его судьба была предрешена.


6. Клаудио Раньери («Ювентус», май, преемник - Чиро Феррара)


В отличие от «Баварии» Клинсманна, «Юве» пожилого итальянца за весь прошедший сезон никому по всем статьям так и не уступил. Тем не менее, целая серия поражений с минимальным счетом в сознании функционеров и болельщиков вряд ли лучше, чем два унизительных фиаско в течение календарной недели. Руководствуясь данным принципом, боссы «бьянконери» и расстались с Раньери на заре мая.


7. Дик Адвокат («Зенит», август, преемник - Анатолий Давыдов)


Впрочем – и это убедительно показала жизнь – даже добытые трофеи не гарантируют тренеру спокойного существования. За два года в Санкт-Петербурге Дик Адвокат обогатил клубный музей сине-бело-голубых аж на 4 экспоната, среди которых был и Кубок УЕФА. Следующий же год голландец потратил на то, что беспрестанно эти успехи вспоминал, причем чем дальше – тем беззастенчивее. Черту под деятельностью деспотичного специалиста в городе на Неве подвело домашнее поражение от «Томи» (0:2), после которого «Зенит» замер в середине таблицы.


8. Зико ( ЦСКА , сентябрь, преемник - Хуанде Рамос)


Чуть погодя, российскую землю покинул и бразилец, отработавший в Москве примерно так же, как и его старший соотечественник Сколари в Лондоне: по нисходящей. Взяв по весне с армейцами пару кубков, Зико к осени осязаемо потерял контакт с командой, после чего речь о новых победах уже не шла. Обычно в таких ситуациях рулевой моментально покидает клуб – и Евгений Гинер не стал оригинальничать.


9. Роберто Донадони («Наполи», октябрь, преемник - Вальтер Маццарри)


Некогда самый талантливый молодой наставник Серии А пал жертвой собственной наивности. Поддавшись на уговоры экспансивного президента «Наполи» Аурелио ди Лаурентиса, Роберто приехал на «Сан-Паоло» на излете прошлого сезона, а на старте сезона нынешнего уже был вынужден паковать чемоданы. По своей натуре довольно ранимый человек, Донадони элементарно не вынес взвалившейся на него ответственности. Щедрый ди Лаурентис потратил на нужды небесно-голубых почти 60 миллионов евро, но в остальном вел себя совсем не по-меценатски, требуя максимального результата – и как можно скорее. Как следствие, нынче импульсивного неаполитанского владыку ублажает совсем иной рулевой: Вальтер Маццарри.


10. Марк Хьюз («Манчестер Сити», декабрь, преемник - Роберто Манчини)


В похожий переплет попал и экс-кормчий «горожан», хотя времени для того, чтобы отладить игру «Сити», у него было несравнимо больше. Однако доверие руководства и огромные финансовые вливания – это еще не панацея, что и подтвердил Хьюз, умудрившийся оставить манкунианцев не только без Лиги чемпионов, но и без еврокубков вообще. Грядущей весной подобная ситуация запросто могла бы повториться, и тогда хозяева клуба-богача сделали ставку на Роберто Манчини.
http://www.eurosport.ru/football/story_sto2166130.shtml

Близится Новый год...

Четверг, 31 Декабря 2009 г. 23:51 + в цитатник
..Можно даже сказать, что он совсем рядом. До его наступления - каких-то двадцать минут, а когда я допишу эти строки, времени останется еще меньше. Помнится, ровно двенадцать месяцев тому назад - день в день - мной было обещано, что мы будем встречаться здесь чаще. Не вышло. Поэтому сейчас я то пожелание непременно повторю. Чтобы дважды кряду загаданное под Новый год - и ни единожды не сбылось, такого, по-моему, просто не бывает. И, надеюсь, не будет.
С праздником!

В ожидании Бекхэма

Воскресенье, 20 Декабря 2009 г. 21:39 + в цитатник
Я, если честно, еще несколько месяцев тому назад принял решение не выкладывать здесь свои футбольные тексты. Пишутся они, как правило, рано утром, а уже к вечеру стремительно теряют актуальность. Ближе к вечеру просыпаюсь и я, поэтому выкладывать их здесь регулярно не представляется возможным. Однако вчера случилось невероятное: матч "Фиорентина" - "Милан" перенесли. Вот я и решил: вдруг кому-то пригодится этот текст? Данная игра ведь если и состоится (наверное, состоится), то только через месяц. И почти все слова, сказанные здесь, скорее всего, пригодятся и тогда, в январе.

Субботние и воскресные матчи (а они для каждого клуба итальянского первенства станут финальными в завершающемся году) вполне могут сыграть ключевую роль в распределении мест на финише чемпионата. Для того чтобы понять это, вовсе не обязательно быть пророком – достаточно просто взглянуть на таблицу. 5-ю позицию «Ромы», к примеру, от 13-й (!) «Палермо» в ней отделяют символические два очка. В общем, даже победа в одной отдельно взятой встрече в состоянии придать значительное ускорение любой команде лиги.
Ну, почти любой. Все-таки борьба за скудетто – это несколько иная история. Гонку за титулом по-прежнему уверенно возглавляет «Интер», опережающий на 5 баллов земляков из «Милана» и на 6 – «Ювентус». При этом преимущество коллектива Жозе Моуринью два тура назад было еще более весомым, но «нерадзурри» подвел тяжелый календарь, уготовивший им поездку в гости в два города, где они исторически играют хуже всего: Турин и Бергамо.
Тем не менее, расписание матчей в предстоящий уик-энд целиком и полностью в пользу обладателя скудетто. Черно-синих ждет поединок на «Сан-Сиро» с попавшим в беду на всех фронтах «Лацио», в то время как их географический сосед отправляется на шумный «Артемио Франки». Днем позже «россонери» сыграет «Юве» - дома с подвальной «Катанией», но нынешняя форма раздираемой внутренними противоречиями команды Феррарры такова, что аутсайдером в этом матче южан следует считать лишь условно.
Однако давайте вернемся к «Милану», которому победа во Флоренции нужна во что бы то ни стало – и для продолжения погони за «Интером», и для восстановления уверенности в себе. А она для сегодняшних «россонери», пожалуй, будет даже ценнее очков. Достаточно вспомнить, как выглядела команда Леонардо до поединка с «Реалом» в Мадриде – и как она заиграла после оного. Октябрьский успех на «Сантьяго Бернабеу» оказался и впрямь судьбоносным в том смысле, что дал бразильцу возможность спокойно работать. В конце концов, называть наставника, выигравшего у «Королевского клуба» на его территории (пусть и при помощи выдающихся футболистов), дилетантом и шарлатаном теперь было уже нельзя. Тренер-профан на такое попросту не способен.
Как следствие, вдохновленный викторией в столице Испании «Милан» принялся побеждать всех и вся в Серии А. Поздней осенью он чем-то напоминал человека, который наконец-то почувствовал себя здоровым, пробует размять мышцы - и убеждается: вот они, на месте: и это я все еще умею, и это, а тут – чуть-чуть потренироваться, и тоже получится.
Вместе с тем, придавать удачной серии красно-черных какое-то вселенское значение нельзя. Впрочем, конечно, можно, но для этого необходимо быть ярым поклонником клуба Сильвио Берлускони. То, что «россонери» сейчас в большей степени движимы своим эмоциональным подъемом, а не идеально отлаженной игрой, явственно продемонстрировал недавний поединок с «Палермо».
В нем, кстати, ломбардийский гранд выступал в качестве хозяина. В качестве же «качества» неожиданно выступили дерзкие сицилийцы, переигравшие именитого соперника по всем статьям. Во втором тайме команда Леонардо буквально изнывала от желания пропустить. В обороне «Милана» зияли такие дыры, что у «розанери» с легкостью проходили не только столь любимые Юрием Розановым передачи «на тоненького», но и пасы «на толстенького» - хотя такого устойчивого словосочетания в футболе, разумеется, нет.
Не подошедший в свое время «Ювентусу» Фабрицио Микколи и Марк Брешиано по разу огорчили Диду, отдалив красно-черных от правящего бал в таблице «Интера» еще на очко. На зимний перерыв дружина Моуринью уйдет лидером при любых обстоятельствах. Задача же «россонери» формулируется предельно четко: не отстать от земляков на совсем уж неподобающее для середины сезона расстояние. А для этого необходимо выигрывать у «Фиорентины».
Победить на бушующем страстями «Артемио Франки» вряд ли будет проще, чем на легендарном «Сантьяго Бернабеу». Но, знаете ли, средний возраст «Милана» последних лет таков, что ему решительно необходимы подобные вызовы. Большие победы благотворно действуют на эту уникальную в своем роде команду, позволяя ей почувствовать себя моложе. Прежде всего – душой.
И потом, давайте не забывать: очень скоро на поле «Сан-Сиро» выйдет человек по фамилии Бекхэм.

Я предлагаю...

Пятница, 20 Ноября 2009 г. 05:51 + в цитатник
..Многоточие в заголовке обычно используют для того, чтобы кого-то заинтриговать, но я предлагаю всего лишь подвести основные итоги сезона-2009. Сразу хочу пояснить, что речь идет только о событиях, произошедших непосредственно на трассе. Говоря иначе, тех, что уместились в период с апреля по ноябрь. Ну, где-то так.
10 дней, пролетевших с момента последнего Гран-при в году, кажутся мне самым подходящим сроком для того, чтобы вспомнить все самое занятное, что только приключилось в "Формуле-1" в 2009-м. 10 дней - это не много, но это и не мало. Это в самый раз, чтобы быть объективным и одновременно сохранить свежесть восприятия. Именно поэтому мне будет безумно интересно узнать о том, что наиболее запомнилось в завершившемся сезоне вам.

День прощаний

Понедельник, 02 Ноября 2009 г. 21:52 + в цитатник
Сегодня вышел мой текст о последнем этапе сезона-2009: http://www.eurosport.ru/formula-1/abu-dhabi-gp/2009/story_sto2111220.shtml

В жизни «Формулы-1» последних лет двадцати каждые 3-4 года случается гонка, которая как две капли воды похожа на ту, что финишировала в минувшее воскресенье. Этап в Абу-Даби – очередная премьера Берни Экклстоуна – провел дебют на ура, но запомнится он не только ультрасовременной инфраструктурой автодрома и превосходной организацией соревнований. И даже не очередной уверенной победой Себастьяна Феттеля, который – складывается порой такое впечатление – иных викторий не признает вовсе.

Однако еще в большей степени «Гран-при ОАЭ» войдет в историю как уик-энд прощаний. О многих из них мы знали заранее, остальные возникли спонтанно. В финальный день чемпионата-2009 в последний раз в красные цвета, которые ему так идут, облачился Кими Райкконен. Фернандо Алонсо, призванный заменить финна в Ferrari, уже вряд ли когда-нибудь будет салютовать механикам Renault, а Нико Росберг едва ли подмигнет кому-либо в униформе Williams. Одновременно с этим с BMW прощался Роберт Кубица, а сама немецко-швейцарская конюшня раскланивалась перед Ф-1, где ее теперь, надо полагать, увидят еще не скоро.

Всех этих по-своему трепетных расставаний с лихвой хватило бы не то что на два – на все три чемпионата. Но в понедельник утром Рубенс Баррикелло решил присовокупить к ним еще одно и распрощался с Brawn – командой, от которой он на склоне гонщицких лет дождался и поула, и подиумов, и побед, но не дождался другого: статуса первого пилота. В конюшне же сэра Фрэнка Уильямса таковой у него, по всей видимости, будет, ибо напарником бразильца в следующем сезоне станет юный немец Нико Хюлькенберг.

Что до хода самого уик-энда, то он ожидаемо открылся под знаком превосходства McLaren. Пусть трасса в Абу-Даби на деле оказалась и не настолько извилистой и высокотехничной, какой виделась в проекции, а скорость на лучших кругах вовсю подбиралась к магической отметке в 200 км/ч, Льюис Хэмилтон все равно принялся за работу, засучив рукава своего комбинезона.

В пятницу, правда, во главе протокола отметился партнер британца по команде Хейкки Ковалайнен (1.41,307), но сути происходящего это обстоятельство не меняло ничуть. MP4-24 на одном быстром круге просто летел. И чем дальше – тем сильнее. В субботу перед обедом Хэмилтон уже вышел из 1.41 (1.40,627), а непосредственно в самой квалификации – и из 1.40 (1.39,873 в стартовом сегменте, 1.39,695 – во втором). После этого главный трофей субботы – поул - можно было и не разыгрывать. Все равно ведь ясно, что достанется он сложившему свои полномочия чемпиону мира.

И Льюис не стал разочаровывать почитателей McLaren, привезя в последней попытке квалифицировавшемуся рядом с ним Себастьяну Феттелю аж 0,667 с. Для уходящего, запредельного по плотности результатов, сезона эта цифра выглядит особенно фантастической. 0,778 британцу уступил напарник немца по Red Bull Марк Уэббер. Дженсон Баттон и Рубенс Баррикелло, четыре года кряду мирно соседствовавшие что в Honda, что в Brawn, остались почти в секунде.

В квалификации Хэмилтон предстал настоящим терминатором, но эффектный субботний номер отнюдь не гарантировал ему легкой жизни в воскресенье. Дружина Мартина Уитмарша и вправду была хороша, но не в последнюю очередь потому, что коллективы Кристиана Хорнера и Росса Брауна просто избрали иной путь к победе. Если McLaren весь уик-энд корпел над быстрым прогревом шин и работал преимущественно с мягкими составами резины, то Red Bull и Brawn больше держали в уме настройки, пригодные для длинной дистанции.

То, что Льюису не удастся уйти в серьезный отрыв, стало ясно уже после круга-двух. На старте уехав от ближайших преследователей на целую секунду, Хэмилтон на первом отрезке гонки ни разу не смог превратить ее даже в полторы. Да и подобный просвет возникал лишь тогда, когда Феттель, справедливо опасавшийся перегрева двигателя в удушающей эмиратской жаре, давал своему Renault RS27 2.4 V8 чуть-чуть передохнуть вдали от кормы MP4-24. Затем же статус-кво неизменно восстанавливался.

Фронтмену «серебряных стрел» не помогла и тактическая смекалка. Заметно прибавивший в этом чемпионате как в мастерстве, так и в умении стратегически мыслить британец нарочито медленно проехал дебютные кругов 5-6, чтобы сберечь резину для рывка накануне дозаправки. Тем самым он превращал свою гонку в некое подобие спринта, отдаленно напоминающего квалификацию – а ведь та за три полных года Льюиса в «Формуле-1» уже успела стать его коньком.

Но хитрость не удалась. На дистанции в триста километров комбинация Феттель - RB5 была тривиально сильнее. На любой ход Хэмилтона у Себастьяна моментально находился ответ – причем без малейших затруднений. Стоило лидеру гонки начать агрессивнее атаковать перебрики, как немец повторил его маневр – и приблизился к McLaren на дистанцию атаки. Оторваться от преследователя перед волной пит-стопов британцу было абсолютно нереально.

Сразу же после нее Себ выбрался на первое место и системно его уже никому не отдал. Льюис же, остановившись в боксах, продержался в «Гран-при ОАЭ» считанные круги. На MP4-24 забарахлили тормоза, и забеспокоившаяся команда сняла своего премьера с этапа. Несмотря на явные технические проблемы, времена Хэмилтона остались практически на прежней отметке, но Мартин Уитмарш и Фил Прю, инженер британца, все же не стали играть с огнем. В грядущем сезоне главная звезда английской конюшни нужен ей здоровым – тем паче, что Кими Райкконена, может так статься, в McLaren в 2010-м не будет. А с Хейкки Ковалайнена – это в очередной раз наглядно продемонстрировал ушедший этап – и взятки гладки.

Со сходом Льюиса гонка здорово потеряла в остроте – все напряжение из нее попросту ушло. За 35 оставшихся кругов зрелище для гурманов нашлось лишь дважды. Сперва проводивший всего второй Гран-при за Toyota молодой японец Камуи Кобаяси совершенно безбоязненно обошел Баттона в тот момент, когда он был на легкой машине, британец же – на тяжелой, а потом пришла уже очередь Дженсона атаковать.

Неспешный ход этапа особенно усыпляющее подействовал на Марка Уэббера, который шел вторым. От главенствовавшего в гонке Феттеля австралийца отделяла добрая дюжина секунд, пилоты Brawn держались на почтительном расстоянии, и у ветерана были все резоны для того, чтобы расслабиться. И зря. На мягкой резине BGP01 по-прежнему чувствует себя лучше всех в пелотоне, а потому к заключительным кругам от перевеса Уэббера над Баттоном остался пшик. Красивая дуэль, завязавшаяся между ними под занавес Гран-при, чем-то напомнила знаменитое единоборство Михаэля Шумахера и Фернандо Алонсо в Турции в 2006-м. И тогда, и сейчас кульминация противостояния настала на финальном круге, а в обоих случаях победа в битве осталась за тем, кто априори держался впереди.

Точно в таком же ключе McLaren во второй раз с 1998 (!) года опередил Ferrari в итоговой классификации Кубка конструкторов. Скудерия на «Яс Марина» была настолько плоха, что ей не помог даже сход Хэмилтона. Оставшийся в гордом одиночестве Ковалайнен тоже не набрал очков и, как показалось со стороны, не больно к ним и стремился, но в том-то и чудо, что зачетные баллы «серебряным стрелам» в этот день не понадобились вовсе.

Прекрасно понимая немощность вверенной ему команды на излете сезона, тим-менеджер итальянской конюшни Стефано Доменикали в преддверии 17-го этапа высказался в том ключе, что спасти третье место Ferrari сумеет лишь благодаря чьему-то подвигу. Говоря так, шеф коллектива из Маранелло, разумеется, имел в виду Кими Райкконена, но сам же свою надежду и убил, пригласив в Абу-Даби Михаэля Шумахера – без преувеличения, злого гения финна.

В присутствии великого немца, который, как всегда, подбоченясь, расположился на капитанском мостике Скудерии, чемпион мира-2007 выиграл одну-единственную (!) гонку из 20. Нынче выигрывать Райкконену, конечно, было вовсе не обязательно, но он не попал даже в очки! И, положа руку на сердце, и не должен был в них попадать, учитывая отвратительную форму F60. А также то, что Ferrari давно махнула на завершившийся сезон рукой, думая только о сезоне следующем, который ей проводить с Фернандо Алонсо.

Но до чемпионата-2010 остается еще четыре месяца, чемпионат же нынешний день тому назад отгремел.
 (449x298, 15Kb)

Все правильно

Вторник, 20 Октября 2009 г. 05:34 + в цитатник
 (450x369, 22Kb)
Вышел мой текст о "Гран-при Бразилии", а точнее, о том человеке, которого этот этап короновал. Впрочем, я, кажется, опять не до конца верно выразился. Он, безусловно, короновал себя сам.


Пожалуй, никто из чемпионов мира последних лет не шел к своему титулу так долго, как Дженсон Баттон. В январе следующего года нынешнему обладателю формулической короны исполнится 30 – за минувшие 15 сезонов лишь еще один англичанин Деймон Хилл и финн Мика Хаккинен становились сильнейшими пилотами планеты в более зрелом возрасте. Но ни тому, ни другому не потребовалось проводить для этого столько Гран-при, сколько провел Баттон. 168 гонок (Дженс принимал участие в 170 этапах, но в двух из них не вышел на старт) – данная солидная цифра на самом деле не очень коррелируется с относительно молодым фронтменом Brawn. Но вот с званием чемпиона мира, как выяснилось в прошедшее воскресенье, она сочетается вполне.
Путь британца к бразильскому триумфу был долог и в том случае, если мы выберем для анализа сезон-2009 как таковой. В конце 90-х и начале этого десятилетия все понемногу привыкли, что далеко вырывающийся вперед к середине чемпионата пилот становится недосягаемым для ближайших преследователей уже к сентябрю. Ну, или даже летом – достаточно вспомнить нескончаемую серию викторий Найджела Мэнселла в 1992-м, а также победные марши Михаэля Шумахера в 2001-м, 2002-м и 2004-м. Дженсон же не сумел поддержать эту традицию. Фактически узурпировав высшую ступеньку пьедестала весной, он, казалось, обязан был завоевывать титул этапа эдак за четыре до закрытия сезона. Но обязан – понятие относительное и в обычной жизни, а в «Формуле-1» и подавно.
Теперь, когда Баттон оформил-таки в собственность чемпионское звание, неизбежно пойдут разговоры о том, что король он ненастоящий. А кто-то особенно язвительный и вовсе назовет пересидевшего в молодых талантах британца везунчиком.
Вместе с тем, на мой взгляд, невыразительные (по большей части) выступления Дженсона во второй части еще не завершившегося чемпионата абсолютно не дискредитируют его триумф. Скорее, они отвечают на другой, отнюдь не праздный, кстати, вопрос: почему пилот, обладающий филигранной техникой и умением ездить совершенно безошибочно в самых сложных условиях, до этого сезона выигрывал столь редко и нерегулярно? Вопрос тем паче не праздный, что о масштабе дарования британца известно очень давно. В 2004-м, к примеру, пользователи интернета прочили именно его в наследники Михаэля Шумахера – в обход уже успевших проявить себя к тому моменту на высочайшем уровне Кими Райкконена и Фернандо Алонсо.
Однако затем карьера Баттона пошла исключительно вниз. Не в последнюю очередь из-за обрушившегося на него невезения, но еще и потому, что уж слишком манерный Дженс пилот. И выдающийся стиль – тоже в известной мере его слабость. Оказываясь в непривычных условиях и вынужденный искать иные козыри, он очень редко их находит. Взять хотя бы этот сезон. Очевидно, что лидеру Brawn гораздо проще продемонстрировать свои способности на раскаленном до предела асфальте. Стоит же погодным условиям измениться в невыгодную для него сторону – и Дженсон уже не тот. Он, конечно, будет бороться, но… В общем, назвать его универсальным и гибким гонщиком очень трудно.
Разумеется, эти размышления актуальны только тогда, когда мы сравниваем умения Баттона с умениями лучших пилотов, причем не обязательно его современников. И уж точно вопрос не должен ставиться так: заслуженно ли стал чемпионом премьер конюшни Росса Брауна? Естественно, да. Рубенс Баррикелло, Себастьян Феттель и Дженс – у всех у них в этом году были ошибки и провалы, на всех них обрушивались невзгоды и разочарования. А вот мгновений радости и восторга у британца в 2009-м было несравнимо больше. Так что все правильно.
В этой связи мне кажется особенно символичным (хотя свое мнение я никому не собираюсь навязывать, просто им делюсь), что приехавшему в Сан-Паоло с огромным преимуществом над оппонентами Баттону по ходу гонки пришлось совершить чудо. Пусть из разряда тех, что при желании всегда можно объяснить логически. Субботняя фантасмагорическая квалификация отбросила Дженсона на 14-ю позицию, стартовать с которой в равной степени дискомфортно и невыгодно. И это при поуле, добытым Баррикелло уже после того, как на секундомере остались сплошные нули.
Но сама гонка в исполнении англичанина расставила все по своим местам. На выходе из первого поворота он был 15-м, затем вследствие многочисленных аварий переместился на 9-ю позицию, находясь на которой и провел рестарт. Блестящая атака на Романа Грожана (часто ли за предыдущие 19 Гран-при на Интерлагосе вы видели, чтобы обгон происходил непосредственно на апексе Subida do Lago?), капитулировавший в Curva do Sol Кадзуки Накадзима – и Баттон уже не 9-й, но 7-й. Потом была долгая, проходившая с переменным успехом борьба с дебютантом Toyota и «Ф-1» в целом Камуи Кобаяси. Юный японец явил себя храбрым малым, и для того, чтобы обогнать неофита, Дженсу потребовалась вся его отвага. Он максимально широко вышел из Subida do Boxes и нырнул на внутреннюю траекторию, едва началась стартовая прямая, которая, справедливости ради, в Бразилии более походит на параболу.
Кобаяси в ту секунду действовал сугубо хрестоматийно. Он сместился к центру трассы, пробуя выдавить визави вглубь – и, будем откровенны, в этом преуспел. Но Баттон все равно вышел вперед, затормозив максимально поздно – точно так же, как и Михаэль Шумахер, в 2006-м здесь же просочившийся мимо еще не ушедшего из McLaren Райкконена.
С учетом проблем, одолевших Баррикелло, гонка уже была сделана. На последних же кругах и вовсе сложилась ситуация, от которой публика за прошедшие беспокойные годы порядком отвыкла. Ехавший пятым Дженс мог даже не заканчивать Гран-при – останови он машину в укромном уголке автодрома, сбрось перчатки, шлем на пару с балаклавой и отправься праздновать, ничего бы не изменилось. Разве что отставание того же Феттеля в личном зачете стало бы чуть-чуть меньше.
Несмотря на это, Баттон все же не стал давать волю эмоциям и покорно добрался до 71-го круга, на финише которого его поджидали ликующие механики Brawn и пустивший скупую мужскую слезу Росс.
На круге же возвращения мы смогли по достоинству оценить вокальные данные новоиспеченного чемпиона. Дженс пел We Are The Champions – песню, которую Фредди Меркьюри, Брайан Мэй и иже с ними сложили будто бы про его судьбу.

I've taken my bows
And my curtain calls
You brought me fame and fortune
And everything that goes with it
I thank you all
But it's been no bed of roses
No pleasure cruise
I consider it a challenge before
The whole human race
And I ain't gonna lose


Эти слова, эти строки, вероятно, являются лучшим эпиграфом к карьере Баттона в целом – даром, что британец второй из суммарных пяти куплетов не декламировал совсем. Но в сезоне 2009 мы все равно запомним его именно таким: чемпионом, прошедшим на пути к вершине долгий путь, на котором он мог не единожды споткнуться. И от этого титул, завоеванный Дженсоном на Интерлагосе, становится только ценнее.
http://www.eurosport.ru/formula-1/brazilian-gp/2009/story_sto2097174.shtml

Требуется немного волшебства

Понедельник, 05 Октября 2009 г. 23:09 + в цитатник
Пришла пора подводить итоги "Гран-при Японии". Итоги - они у каждого человека разные. Я свои уже подвел - вот здесь http://www.eurosport.ru/formula-1/japanese-gp/2009/story_sto2083670.shtml.

Выиграв в одну калитку «Гран-при Японии» (его относительно малое преимущество над Льюисом Хэмилтоном по ходу гонки и над Ярно Трулли на ее финише здесь никого не должны смущать), Себастьян Феттель умудрился сохранить интригу не только в личном, но и в командном зачете. Глядя на последние слова, впрочем, искушенному болельщику впору скорее улыбнуться: для того, чтобы пополнить свою трофейную комнату первым Кубком конструкторов уже на Сузуке, Brawn не хватило – страшно подумать – какой-то половины очка! Факт, тем не менее, остается фактом: решающий перевес над упорно не желающим выбрасывать белый флаг соперником британской конюшне теперь придется добывать через две недели в Бразилии.

Если в споре с дружиной Росса Брауна Red Bull лишь отсрочил чествование конкурента, то в отношении возможной коронации Феттеля Кристиан Хорнер и сейчас вправе лелеять куда более смелые надежды. Верный себе, в минувшее воскресенье Себ выиграл, что называется, на раз, два, три. С таким же явным преимуществом в текущем сезоне он до этого побеждал в Шанхае и Сильверстоуне, а в сезоне прошлом доминировал под дождем в Монце. Учитывая то, насколько мощно выглядит в 2009-м на трассах вроде японской RB5, у молодого немца в стране Восходящего солнца изначально был лишь один опасный соперник: его напарник Марк Уэббер. Однако опытнейший австралиец к концу чемпионата не то постарел, не то погрустнел, и в ушедшие выходные на него опять обрушились все мыслимые проблемы. В результате Феттелю никто не мешал царить на Сузуке.

Без лишних усилий показав лучшие времена во всех без исключения сегментах квалификации (случай для такого насыщенного сверхплотной борьбой года просто уникальный), Себ забрал себе и поул. Превосходство Red Bull в чистой скорости ощущалось настолько сильно, что остановить премьера австрийской конюшни в воскресенье мог только проваленный старт. Ну или технические проблемы, которые в 2009-м уже отобрали у немца не одну дюжину зачетных баллов.

Понимая, сколь эфемерно преимущество, завоеванное им день назад, он отлично подготовился к тому моменту, когда гаснут красные огни светофора. На стартовом поле Феттеля сзади подпирал реактивный Льюис Хэмилтон, который должен был уже к первому повороту оказаться впереди Ярно Трулли, причем без особых затруднений. В общем, так оно и получилось, хотя проблемы с тем, чтобы обойти итальянца, у британца были. Однако стоило ему сместиться на внешний радиус, как перед ним тут же выросла корма RB5. Льюис фактически оказался в тисках: идти дальше влево он не мог, а оставаясь на прежней траектории, неизбежно уступал лидерство в гонке своему визави.

Себастьян получил столь нужное в его положении преимущество позиции и уже к исходу дебютного сектора опережал Хэмилтона на 1,993с. То есть, почти на 2 секунды. Вскоре они превратились в три, затем трансформировались в четыре, после чего разрыв внезапно перестал увеличиваться. Почему? Потому, наверное, что Феттелю это было не слишком нужно. Удостоверившись в том, что Red Bull стабильно везет McLaren 3 (4,5) десятых на круге, немец решил в дальнейшем сделать ставку на спокойный, подчеркнуто расчетливый пилотаж. Для нынешнего сезона это, кстати, вполне характерный выбор.

Запас скорости (да и прочности тоже) Себа был так велик, что на его доминировании в гонке никак не сказался даже откровенно неграмотно выполненный механиками пит-стоп. Не поколебал позиций будущего победителя «Гран-при Японии» и пейс-кар, в экстренном порядке появившийся на трассе незадолго до финиша вследствие аварии Хайме Альгерсуари. Едва машина безопасности свернула обратно на пит-лейн, как Феттель вновь преспокойно направился в отрыв. И столь же непринужденно трехсоткилометровую дистанцию и преодолел. Удивительная деталь: сгруппировавшийся накануне рестарта пелотон к клетчатому флагу так и не растянулся. Гонщики следовали один за другим, словно на процессии, а в финальной классификации 3-е место Хэмилтона от 14-й (!) позиции Витантонио Лиуцци отделили менее 10 секунд. И только Себастьян, уехавший от Трулли как от стоячего, был в другом измерении.

Если немец просто грамотно и без запинок сделал свою работу, то появление на пьедестале Льюиса имеет смысл назвать чудом. А если и не чудом, то большой неожиданностью. Признаюсь в субъективном: на этой трассе я не ждал MP4-24 даже в TOP-5. Тенденция невыразительных выступлений маклареновской модели на автодромах, содержащих скоростные повороты, продолжилась и на Сузуке. Достаточно посмотреть на то, сколь много Хэмилтон проигрывал Феттелю на первом (наиболее техничном) секторе. 5-6 десятых отставания на идеально пройденных кругах сменялись доброй секундой, если у британца что-то не ладилось. Завоеванный подиум при подобном раскладе – несомненно, серьезный успех. Причем успех именно что пилотский.

Еще более грандиозное впечатление оставил перформанс Ярно Трулли. Его TF109 была блестяще адаптирована к трассе, и все равно добытый пьедестал – достижение в первую голову гонщицкое. Велик соблазн заявить, что так здорово, как в прошлое воскресенье, итальянец на марафонской дистанции не выглядел еще никогда. Конечно, это не совсем верно. Конечно, в его биографии есть (и навсегда там останется) еще и триумфальный Монако-2004. Но гонка на Сузуке совершенно точно стоит с ней где-то рядом – не в последнюю очередь потому, что в отсутствие попавшего в тяжелую аварию Тимо Глока Ярно был обязан отработать за двоих.

Уик-энд в Японии вообще выдался чрезвычайно урожайным на ярчайшие проявления пилотского мастерства – ведь помимо Хэмилтона и Трулли сверкнул и Кими Райкконен.

И напоследок несколько слов о команде Brawn. Отброшенные вниз на стартовой решетке из-за известных событий, приключившихся на излете второго сегмента квалификации, Баттон и Баррикелло (бразилец, объективности ради, пострадал от наложенного на него штрафа совсем мало) выступили в гонке так, как и предполагалось. Дженсон в котором уже Гран-при кряду пекся прежде всего о своем положении в общем зачете, а Рубенс был бессилен помешать ему осуществить эту затею.

Преимущество англичанина, впрочем, опять ужалось до 14 очков – только уже за 2, а не за 4 этапа до закрытия чемпионата. Будучи заметно быстрее своего напарника во второй половине сезона (особенно на одном летучем круге), латиноамериканец так и не придумал способа отыграть гандикап. Он и не отыгрывается. В частности, как мне кажется, потому, что характеристики BGP01 образца марта не чета ее же гоночным достоинствам в октябре.

Разумеется, огромная самоотдача Баррикелло заслуживает самой высокой похвалы. Разумеется, он еще поборется. Но для того, чтобы стать чемпионом, ему потребуются вовсе не отвага и боевитость – ему потребуется чудо.
 (450x334, 24Kb)

Новая традиция

Понедельник, 28 Сентября 2009 г. 19:10 + в цитатник
Вышел мой текст http://www.eurosport.ru/formula-1/%d0%9d%d0%be%d0%...8%d1%8f_sto2077054/story.shtml о "Гран при Сингапура", а также обо всем том, что с ним связано.


Убедительная победа, одержанная Льюисом Хэмилтоном на автодроме «Марина-Бэй», лишний раз напомнила о том, сколь противоречивое лицо имеет «Формула-1» в нынешнем году. А заодно дала очередной повод порассуждать об удивительной метаморфозе, которая неизменно происходит с MP4-24 буквально от гонки к гонке. В текущем чемпионате дружина Мартина Уитмарша провалила все без исключения Гран-при, проводимые на трассах, изобилующих высокоскоростными виражами, зато стабильно блистала там, где подобных поворотов нет. Ну, или что будет точнее, почти нет.
McLaren вообще исторически исключительно удачно выступает на автодромах, чьи характеристики близки к сингапурскому. И, оглядываясь назад в прошлое, в этом хочется отыскать нечто большее, нежели простую закономерность. В промежуток с 91-го по 93-й год, к примеру, британская конюшня выиграла все 7 гонок на медленных городских трассах (Финикс, Монако (3), Аделаида (3)). А ведь это время было отмечено невероятным расцветом Williams, который на остальных этапах практически не оставлял конкурентам шансов!
Вот и в ушедшие выходные коллектив из Уокинга следовало искать преимущественно в верхней части протоколов. Набравший под занавес сезона дивную форму Хэмилтон потратил пятничные тренировки на то, чтобы привыкнуть к слегка видоизменившимся условиям, когда же днем позже стадия репетиций осталась позади, непринужденно возглавил пелотон. При этом скорости на «Марина-Бэй» росли от минуты к минуте, и субботние 1.47,632 в исполнении фронтмена «серебряных стрел» так и остались лучшим временем уик-энда, показанным в свободной практике.
Что до лучшего времени выходных в абсолюте, то его во втором сегменте квалификации на радость Фрэнку Уильямсу и Патрику Хэду явил Нико Росберг, ко всеобщему удивлению едва-едва не выбравшийся из 1.46 (1.46,197). Как и маклареновская MP4-24, FW31 чувствует себя чрезвычайно вольготно на техничных трассах, а потому первый поул Williams за четыре года отнюдь не казался маниловщиной. Однако все вышло иначе.
Для начала великолепный, блистательный (тут любой эпитет превосходной степени, в принципе, будет к месту) круг на гора выдал Льюис – 1.47,891. И это при том, что, как выяснилось чуть погодя, в баках британца было значительно больше топлива, чем у его соседей по стартовому полю. Половина задачи, таким образом, оказалась решена.
Впрочем, оставались еще финальные секунды сессии, на которых Себастьян Феттель попробовал оспорить промежуточный поул Хэмилтона. По ходу своего летучего круга он существенно опережал график визави и, пожалуй, взобрался бы на верхнюю строчку турнирной таблицы, не устрой Рубенс Баррикелло аварию. Наказанный за внеплановую смену коробки передач потерей пяти позиций бразилец перестарался в попытке отыграть хоть что-то у судьбы, зацепил отбойник и разбил BGP01. Директорат сингапурского Гран-при тотчас же распорядился вывесить красные флаги, а это означало, что квалификация фактически завершена. По прошествии десяти минут, которые ушли на то, чтобы убрать обломки Brawn с трассы, пилотам, правда, было милостиво разрешено продолжить сражение – но за 30 секунд на «Марина-Бэй» одолеешь разве что сектор.
Так Льюис завоевал 16-й поул в карьере. Для гонщика, которому нет еще и 25, достижение, что и говорить, уникальное. Те же Михаэль Шумахер и Айртон Сенна – рекордсмены по числу стартов с первого места – в этом возрасте на двоих ни разу (!) не уводили за собой пелотон на прогревочный круг. Посильную конкуренцию британцу здесь может оказать лишь Фернандо Алонсо, у которого к четвертьвековому юбилею набралось 14 триумфов в квалификациях.
Безусловно, в минувшую субботу Хэмилтону несказанно повезло, но так уж настаивать на том, что Феттель потерял поул, лично я бы не стал. Хотя бы потому, что его оппонент за прошедшие год-два зарекомендовал себя признанным мастером последнего круга и уже неоднократно творил чудеса после взмаха клетчатого флага. Хороший удар никогда не проходит зря – в теннисе данное выражение из числа самых популярных. К автогонкам этот постулат тоже имеет отношение – если поменять в нем одну формулировку. А круг Льюиса и вправду был хорош.
Возможно, квалификация и не дала полного представления о раскладе сил на гонку, зато шансы на итоговую победу она распределила весьма четко. Находясь на старте впереди всех, премьер McLaren попросту не имел морального права проиграть, особенно учитывая то обстоятельство, что его MP4-24 был экипирован KERS.
В результате Хэмилтон вошел в дебютный поворот, опережая остальных даже не на корпус-другой, а на целую вечность. Позади него на вторую позицию вырвался Росберг, расправившийся с замешкавшимся Феттелем.
Льюис очень быстро создал задел в 2-3 секунды, который позволяет чувствовать себя относительно спокойно, а дальше всего лишь пользовался плодами собственного преимущества. При необходимости, думается, он мог еще прибавить, но ход Гран-при был таков, что конкуренты самоустранялись без посторонней помощи – словно загипнотизированные. Сперва это сделал Нико, попытавшийся при выезде из боксов кроссинговать Баррикелло. Желание немца не выпустить бразильца вперед зашло так далеко, что он пересек разделительную белую линию. Да столь лихо, что в какой-то момент на ней оказалось сразу три колеса FW31! Ральфа Шумахера в июне 2001-го на Нюрбургринге, помнится, оштрафовали за куда меньшее прегрешение. В отличие от своего соотечественника, который получил тогда stop&go, Росберг отделался проездом по пит-лейн – но и этого наказания хватило для того, чтобы надежда и опора Williams выпал из схватки не только за подиум, но и за очки.
Затем опрометчиво повел себя уже Феттель. Получив второе место в наследство от земляка, Себ после ухода машины безопасности догнал Хэмилтона и даже попробовал опередить британца посредством раннего пит-стопа, но не рассчитал скорость в боксах. Вследствие этого через несколько кругов сюзерену Red Bull пришлось вновь смотреть на своих механиков. Принципиальная разница между противоправными деяниями Росберга и Феттеля была лишь в том, что опустившийся дамоклов меч правосудия застал Себастьяна на излете гонки, когда армада пилотов успела основательно растянуться по трассе.
Виктория Льюиса оказалась вне опасности, и далее он ехал к ней, уже никуда не спеша. Ехал, ехал – и, в конце концов, приехал к финишному створу. Важное уточнение, между прочим, после Монцы. В Сингапуре же Хэмилтона ждали бурные аплодисменты его невесты Николь Шерзингер и сдержанная радость отца Энтони Хэмилтона, который за этот год осязаемо прибавил в солидности.
Что касается конюшни Росса Брауна, то она также с полным правом может гордиться заморским уик-эндом. В отличие от конкурентов из стана Кристиана Хорнера, Brawn максимально эффективно распорядился своими козырями. Пусть у Рубенса Баррикелло на сей счет, несомненно, и иное мнение. Аксакал «Формулы-1» ворчал все утро субботы, призывая инженеров и теоретиков не менять прохудившуюся трансмиссию – мол, не настолько она и плоха, чтобы не дожить до Сузуки. Команда, однако же, все равно ему не вняла и поступила по-своему. Баттон, меж тем, был подобных проблем лишен и финишировал впереди бразильца. Теперь за три этапа англичанина от латиноамериканца отделяют целых 15 баллов, а лишиться заветного титула Дженс может исключительно ввиду своей безалаберности, от которой он, кажется, с годами уже наполовину избавился.
Если болиды BGP01 под покровом сингапурской ночи, наверное, и не следовало ждать на пьедестале, то подиум, добытый не менее теплолюбивой Toyota, стал настоящей сенсацией. Во всяком случае, чисто логически объяснить феерическое выступление Тимо Глока, в 3-й раз в биографии (после Хунгароринга-2008 и Сепанга-2009) вошедшего в призовую тройку, крайне трудно. Придется ограничиться общими словами: в режиме длинной дистанции немец просто очень сильный пилот. Проводи он квалификации а-ля Ярно Трулли, ему бы вообще не было цены. Но недаром же говорят, что приставить свою голову к чужим плечам нельзя.
В абсолютной справедливости этого трюизма убедился и Кими Райкконен, все выходные напролет доказывавший рулевому Ferrari Стефано Доменикали, что отказываться от оптимизации рабочих качеств F60 прямо по ходу чемпионата нецелесообразно. Тщетно. В Маранелло нынче ждут уже совсем другого человека, под чью диктовку Скудерия будет жить ближайшие года два или три. Хотя финну с его чемпионской колокольни, несомненно, виднее.
Тем не менее, Райкконен может пенять и на себя. Выиграв в Спа месяц назад, он невольно предоставил Доменикали возможность не опасаться за свой пост. Победа – даже в единственном экземпляре – верное свидетельство того, что сезон прошел не зря для любой команды Ф-1, и осенью босс апеннинской конюшни волен разрешать проблемы не столько сиюминутные, сколько глобальные. И, надо отдать ему должное, разрешает, ибо, как сообщает La Gazzetta Dello Sport, о замене Кими на Фернандо Алонсо мы узнаем самое позднее в ближайший четверг.
А пока Ferrari осталась в Сингапуре без единого очка. Провал в квалификации дорого обошелся Скудерии еще и потому, что на грязном полотне «Марина-Бэй» в воскресенье было решительно невозможно никого пересидеть. Залив Райкконену полные баки на старте, инженеры обладателей Кубка конструкторов как-то слабо учли, что резина на треке такого типа начинает пузыриться уже кругов через десять. Стоит ли удивляться, что отчаянно (и безуспешно) пробовавший удержаться за лидерами финн, оказываясь на свободе, был бессилен выдать фирменную серию быстрых кругов. Просто шины на F60 к тому времени не функционировали вовсе.
Писать о Джанкарло Физикелле, который повторил грустный подвиг Луки Бадоера, доказавшего, что и на Ferrari можно оставаться в плену первого сегмента, право же, нет особенного желания. Замечу лишь, что по завершении этапа по паддоку поползли слухи о грядущем возвращении Фелипе Массы в кокпит еще до закрытия текущего сезона.
И напоследок о Renault, для которой сентябрь 2009-го навсегда останется в памяти как черный месяц. Коллектив Боба Белла, принявшего, а вернее того, перенявшего бразды правления у преданного анафеме Флавио Бриаторе, в Сингапуре наконец-то добился подиума, позволив французскому концерну скрасить горечь последних дней радостью небольшого успеха.
На трассе, где умение не ошибаться гораздо важнее скорости в ее чистом виде, сказался класс Алонсо. Разумеется, подобного рода Гран-при бывают не каждый день и даже не каждый год, они редки по определению. Но вот когда они все же выдаются, то Фернандо регулярно оказывается на коне. Подвиг испанца для провинившейся команды стал тем ценнее, что на Романа Грожана ей не приходилось рассчитывать априори. Отравившись в Париже, француз прибыл в Азию не совсем здоровым и запомнился лишь благодаря курьезному вылету в пятницу в 17-м повороте. В том самом, в котором 11 с половиной месяцев назад Нельсиньо Пике направил в стену машину по наущению Бриаторе и Пэта Симондса.
По завершении этапа о Флавио вспомнили вновь – только уже по другому, благовидному, поводу. Принесший Renault первый трофей с Интерлагоса-2008 Алонсо посвятил свой подиум итальянцу, обмолвившись, что по-прежнему считает того причастным к команде.
Похоже, это потихоньку превращается в некую традицию. Весь август и весь сентябрь победители Гран-при посвящают свои свершения тем, кто по разным причинам отсутствует в сегодняшней Ф-1. Рон Деннис, Фелипе Масса, теперь вот Бриаторе… Судя по всему, это действительно традиция.
 (299x449, 21Kb)

Баррикелло всегда играет по-крупному

Понедельник, 14 Сентября 2009 г. 19:57 + в цитатник
 (348x449, 26Kb)
Выкладываю почти что уже обязательный текст о завершившемся Гран-при. Получилось пафосно, в чем-то даже выспренне, но иначе про Рубенса Баррикелло сейчас, пожалуй, и не напишется.

Есть автодромы со звучными названиями. Они как будто созданы для того, чтобы на них регулярно проходили великие гонки, которые потом будут занесены в скрижали «Формулы-1». Монца - одно из таких названий.

До минувшего воскресенья Рубенс Баррикелло выигрывал «Гран-при Италии» дважды, еще за рулем Ferrari. И обе победы вошли в историю. В первом случае главным образом потому, что в 2002-м на подиуме Autodromo Nazionale cобралось сразу три пилота Скудерии (триумф итальянской конюшни своим вторым местом закрепил Михаэль Шумахер) – два действующих и один бывший, Эдди Ирвайн. Что до другой виктории бразильца в Монце, то она запомнилась не сопутствующими обстоятельствами, а тем, как была исполнена. Легко завоевав поул в 2004-м, Рубенс в гонке едва не пал жертвой собственной беспечности. Тогда он единственным из лидирующей группы выкатился на старт на промежуточных шинах, а поскольку трасса стремительно подсыхала, вскоре откатился в середину пелотона. Найти путь к победе можно было только посредством блестящего пилотажа – и вот его-то Баррикелло и явил. Росс Браун, заведовавший пять лет назад не своей командой, а тактикой Ferrari, любит вспоминать, что по плану латиноамериканцу требовалось перед финальным пит-стопом пройти не меньше трех кругов быстрее 1.21,5. Задача выглядела почти невыполнимой, но бразилец не посмел ослушаться и даже чуть было не вышел из 1.21. Хуже от этого, понятное дело, не стало.

Он вообще всегда чувствовал себя вольготно именно на трассах, прославляющих скорость в ее чистом виде. Выступая в паре с Михаэлем Шумахером в Скудерии шесть сезонов кряду, Рубенс существенно проигрывал великому немцу на всех этапах. На всех, кроме четырех. В Австрии, Италии, Германии (до того как Хоккенхайм осенью 2001-го не претерпел ремастеринг имени Германа Тильке) и Великобритании они гонялись почти на равных. На всех этих автодромах средняя скорость в квалификации значительно превышала не то что 200 – все 220 км в час.

Что касается BGP01, то стилистически Монца подходила ей еще больше. Болиды Brawn в текущем чемпионате лучше всех приспособлены к жестким торможениям, а таковых на Autodromo Nazionale не счесть. Помимо этого на стороне коллектива Росса Брауна оказалась и погода – вместо пророчившегося синоптиками дождя в пригороде Милана в выходные было тепло и сухо. А ведь протяженные прямые апеннинского Гран-при и сами по себе способны нагреть резину до температуры кипения.

Скорости, впрочем, на сей раз вышли весьма умеренными – и не только по меркам фантастического рекорда Хуана-Пабло Монтойи (1.19,525). Снижение аэродинамической эффективности, за которое так ратовал Макс Мосли, и мораторий на прогресс двигателей осязаемее всего проявились именно в гонке, где данные компоненты много важнее других.

Болельщикам оставалось утешать себя плотностью результатов, благо она вновь оказалась на уровне – особенно в пятницу. Кто-то из лидеров решил потренироваться в расчете на гонку, кто-то из условных аутсайдеров (безусловных в «Формуле»-1 образца сезона-2009 нет вовсе) слил топливо – и вот вам 13 пилотов, уместившихся в одной секунде.

Не менее полно подобный избирательный подход к тактическому построению Гран-при проявился и в квалификации - та удалась во всех смыслах – и на трассе (на ней Льюис Хэмилтон опередил Адриана Сутила), и за столом. Тем самым, за которым заседают штатные теоретики команд, обсуждая, вымеряя, а зачастую и видоизменяя стратегию на гонку. Удивительный факт: если спроектировать показанные пилотами времена на вес их автомобилей, получится, что абсолютно одинаковые (вплоть до тысячных!) результаты показали сразу шесть представителей трех разных (McLaren, Force India, Brawn) коллективов. Фронтмен четвертого (Ferrari) Кими Райкконен отстал от них совсем на чуть-чуть и при желании мог бы быть запросто включен в этот список.

Вдобавок, именно финн должен был выиграть в воскресенье старт. Среагировав на погасшие красные огни светофора четче и оперативнее, чем стоявший на поуле Хэмилтон, он почти поравнялся с британцем, когда тот резким движением руля влево недвусмысленно дал понять, что не позволит никому проникнуть на свою территорию. Льюис, к слову будет сказано, поступает так отнюдь не впервые. На «Гран-при Канады»-2007, к примеру, он столь же изощренно перекрыл путь в лидеры Фернандо Алонсо, нарочито сместившись в центр трассы и отдав в распоряжение испанца внешнюю траекторию. А по ней в дебютный поворот Монреаля не войдешь. По ней его можно только срезать.

В результате вместо лидерства Кими получил лишь роль преследователя, да и та далась ему непросто – в контактной борьбе с Сутилом. Хэмилтон возглавил пелотон, но радость на капитанском мостике команды Мартина Уитмарша все равно была сдержанной, ибо отсекающий маневр, который предпринял ее премьер, в итоге отчасти навредил ему самому. Сооружая конкурентам прокрустово ложе на входе в Prima Variante, британец не заметил, как в западню ненароком попал и Хейкки Ковалайнен. Финн, которому надлежало безукоризненно исполнить в Монце миссию командного игрока, пропустил на разгоне Баррикелло и собирался отыграться при помощи KERS, но, завидев впереди себя настоящее столпотворение машин, осекся и снял ногу с педали газа.

А зря, ибо совсем рядом был Дженсон Баттон. Англичанин, которому многие в последних Гран-при отказывали в отваге, явил ее в полной мере, когда нырнул в Lesmo изнутри. И оказался за свой риск вознагражден, ибо потерявший чистоту траектории еще в Roggia Ковалайнен в защите был вновь бессилен.

Два опасных Brawn выбрались на четвертую и пятую позицию – и моментально превратились в фаворитов гонки. Безусловно, Льюис отрывался от них, но совсем не в тех промышленных масштабах, кои требуются, если у тебя запланированы две остановки в боксах, а у твоих противников лишь одна.

Внимая каждому наставлению Росса Брауна, Джока Клиа и Эндрю Шовлина, Баттон и Баррикелло планомерно наращивали темп. 1.27 сменили 1.26, те, в свою очередь, трансформировались в 1.25, а незадолго до дозаправки на середине дистанции бразилец даже позволил себе побаловать публику немного забавными цифрами 1.24,999. На тот момент, кстати, это был эталонный круг Гран-при.

Вообще-то тактика большего количества визитов на пит-лейн на Autodromo Nazionale явно предпочтительнее. При прочих равных, разумеется. А они-то в ушедшее воскресенье были не равны. 13-й этап чемпионат мира был словно нарочно придуман для того, чтобы показать: MP4-24 хороша - да BGP01 лучше. Причем если бы не феноменальный – и по затраченным усилиям, и по темпераменту, и по самоотдаче – пилотаж Льюиса Хэмилтона, превосходство подопечных Росса Брауна едва ли бы вышло таким минимальным. Хейкки Ковалайнен, уступивший бразило-британскому тандему в итоговом протоколе целую минуту, не даст соврать.

В этой связи хотелось бы предостеречь тех, кому по горячим следам вздумалось укорить теперь уже сложившего свои полномочия чемпиона мира за его ошибку на финальном круге. Потому как до этого досадного промаха Хэмилтон провел 52 других круга – только уже блистательных. Не будь их, не было бы ни погони за Баттоном, которая, собственно, и спровоцировала Льюиса на секундную потерю концентрации, ни самой гонки. По крайней мере, с тем увлекательным сюжетом, что наличествовал у нее в заключительный день итальянского уик-энда.

От британских щедрот Кими Райкконену отошло третье место, которому финн, конечно, радовался, но как-то уж слишком виновато и совсем не искренне. Прекрасно понимая, что Монца подходит ей куда меньше Спа, Скудерия рекрутировала на домашний этап целую бригаду знаменитостей – от наблюдавшего за ходом Гран-при в привычном сером берете Жана Алези до Фабио Капелло, пришедшего в боксы Ferrari в компании маленького внука.

Их присутствие определенно принесло дружине Стефано Доменикали удачу, но только для первого пилота. Второпях призванный помогать Райкконену Джанкарло Физикелла выступил, естественно, гораздо увереннее незадачливого Бадоера, но лишь потому, что выступить хуже Луки профессиональному гонщику вообще-то очень сложно.

Возвращаясь к победившему Баррикелло, который за триста с лишним километров так и не дал Баттону возможности предметно задуматься об атаке, то он был совершенно упоен своим успехом. И на радостях даже добавил, что уже видит себя в конце изнурительного сезона обладателем чемпионской короны. Верится в это, однако же, с трудом. И вот почему. Начиная с конца 80-х, никому из пилотов не удавалось опередить своего партнера по команде в споре за титул в финишном створе. И возле него – тоже. Ни Айртон Сенна по отношению к Алену Просту, ни Жак Вильнев применительно к Деймону Хиллу, ни Фернандо Алонсо, сошедшийся с Льюисом Хэмилтоном в клинче два года назад, не смогли этого сделать. Пары Найджел Мэнселл – Риккардо Патрезе и Михаэль Шумахер – Баррикелло я не упоминаю сознательно. Там-то как раз борьбы не могло возникнуть по определению. Но если Рубенсу все же удастся осуществить свою мечту, это будет означать только одно: у нас появится достойный чемпион.
http://www.eurosport.ru/formula-1/italian-gp/2009/story_sto2063459.shtml

Иногда они возвращаются

Вторник, 01 Сентября 2009 г. 15:19 + в цитатник
Вышел мой текст, посвященный "Гран-при Бельгии". В немного видоизмененном виде его можно прочитать, прогулявшись по этой ссылке: http://www.eurosport.ru/formula-1/belgian-gp/2009/story_sto2047596.shtml.


Eurosport.ru подводит итоги двенадцатого этапа сезона-2009.


Сезона, который, что и говорить, развивается действительно уникально. Выиграв гонку в Спа, Кими Райкконен не просто вкусил радость виктории впервые за полтора года – он стал шестым разным победителем Гран-при за последние шесть этапов. Столь калейдоскопической смены пилотов на верхней ступеньке подиума в «Формуле-1» не было 27 лет, хотя чемпионаты за это время выдавались абсолютно не похожими друг на друга. Такими, например, как, в 1992-м и 2004-м, когда на протяжении многих и многих месяцев доминировал один человек (Найджел Мэнселл и Михаэль Шумахер соответственно). Или такими, как во второй половине 1997-го, когда впереди примерно с равными шансами боролись сразу пять (Williams, Ferrari, McLaren, Benetton и Jordan) команд.
До повторения рекорда 27-летней давности, правда, гонщикам нынешнего созыва еще трудиться и трудиться, ибо тогда триумфатор Гран-при менялся не 6, а 9 (!) этапов кряду. И уж точно ту серию не превзойти без появления в кокпите F60 кого-то несравнимо более быстрого, нежели Лука Бадоер, ведь изголодавшаяся по победам BMW и никогда (до ушедшего воскресенья) не претендовавшая на призовые кубки Force India, кажется, готовы удивить уже в Монце.
О конюшне Виджея Мальи, весь уик-энд сражавшейся исключительно за самые высокие места, вообще стоит сказать отдельно, поскольку выступление Джанкарло Физикеллы в Арденнах практически не имеет аналогов в новейшей летописи Ф-1.
При желании, конечно, можно вспомнить блестящий прошлогодний перформанс Себастьяна Феттеля, но STR STR03 к тому моменту все же успела утвердить себя в ранге машины, способной стабильно приносить зачетные баллы, а при некоторых раскладах – и подиумы.
Что касается VJM02, то темпы ее прогресса были менее впечатляющими, пусть в Сильверстоуне – трассе, частично напоминающей Спа набором поворотов и средней скоростью на круге, она и позволила Физикелле войти в десятку.
С тех пор индийская команда стала только сильнее – и, наверное, в Бельгии от итальянца и его немецкого напарника Адриана Сутиля было правомочно ждать очков, но едва ли – финиша на пьедестале. Тем паче такого – всего в секунде от победы.
Раз уж мы пришли к выводу, что рационально объяснить невероятный взлет Физико необычайно сложно, то, наверное, следует привести здесь небольшую историю, которая лично мне кажется чрезвычайно показательной, а в чем-то даже символичной.
О подвиге Михаэля Шумахера, открывшего свою блистательную карьеру 7-й позицией в квалификации в Спа в августе 1991-го, помнят и поныне, а вот экстраординарная гонка в исполнении его тогдашнего партнера по конюшне Андреа де Чезариса как-то стерлась из памяти. А зря. Стартовав из середины пелотона, итальянец под занавес Гран-при посредством умного и зрелого пилотажа выбрался на второе место и принялся теснить лидера – Айртона Сенну, чей MP4-6 заметно страдал из-за неисправной коробки передач. Назревала громкая сенсация, которой не было суждено родиться лишь потому, что дерзкого итальянца самого подвела техника.
С этого времени бельгийский этап исполнял в жизни Jordan (он, напомню, является предком Force India) роль, по важности сопоставимую с той, что играл в биографии Наполеона-полководца месяц июнь.
Так, в 94-м именно в Арденнах юный Рубенс Баррикелло завоевал для коллектива Эдди Джордана (ну и для себя тоже) дебютную поул-позишн, А в 98-м умудренный опытом Деймон Хилл там же позволил ирландцу испить победного шампанского, чей вкус (тут Кими Райкконен не даст соврать) не сравним ни с каким шампанским в мире.
Симптоматично, что и закрылся очковый счет Jordan также на легендарной семикилометровой трассе – при помощи 8-го места португальца-везунчика Тиагу Монтейру. Затем симпатичный коллектив усоп из-за финансовых проблем, передав эстафетную палочку сначала Midland, потом Spyker, покупка акций которого и позволила Виджею Малье осуществить свою давнюю мечту.
Другая мечта индийского богача сбылась в ушедшее воскресенье – на практически родном, фамильном автодроме.
Воздействовать на нервы любителям логики Физикелла и Сутиль начали еще в субботу утром, когда слетанной парой уверенно вошли в TOP-10. Дальше – больше. От души пошумев в первом (Адриан) и втором (Джанкарло) сегментах, в сегменте за номером три Force India стараниями итальянца произвела самый настоящий взрыв.

Решив, как казалось в те минуты задачу-максимум, Физико выехал на финал квалификации раскрепощенным и выдал на гора пару кругов с приставкой «супер». Второй из них (1.46,308) и принес ему поул.
Параллельно к итоговой победе шел и Кими Райкконен, оккупировавший в субботу третий ряд стартового поля. Для традиционно уже почти статичной на одном летучем круге F60 это тоже был своего рода триумф. А если и не триумф, то очень серьезное достижение, ибо на трехсоткилометровой дистанции Гран-при капризный феррарийный автомобиль не просто едет быстрее, но и становится осязаемо послушнее.
К тому же на руках у Скудерии был и иной козырь – тот, что принято ассоциировать с человеческим фактором. Из всех 20 пилотов, принявших участие в этой гонке, в Спа побеждал один-единственный – Райкконен. В Бельгии, на автодроме, где выдающийся мастер сильнее чем где бы то ни было может повлиять на время на круге, это априорное преимущество конюшни Стефано Доменикали стало решающим.
Быстрый разгон к La Source (в обход почти заглохшего на стартовой решетке Баррикелло) вывел Кими на 5-е место. К Eau Rouge он был уже 3-м, в точности (и с куда большей пользой для себя) скопировав маневр Льюиса Хэмилтона двухлетней давности. Незадолго до торможения перед Les Combes финн при активной помощи KERS опередил Роберта Кубицу, после чего на трассе вследствие массовой аварии в Malmedy возник пейс-кар.
Появление машины безопасности и дало Райкконену столь необходимый ему тактический перевес над Физикеллой. Не будь рестарта – и итальянец, скорее всего, остался бы во главе гонки до самого ее конца. А так Кими очень легко и словно по нотам обогнал его уже через полтора километра после возобновления Гран-при.
Оторвавшись от своего соперника на 2 секунды, чемпион мира-2007 на последующих кругах только терял темп по отношению к визави. Отвыкнув на медленных трассах в Венгрии и в Валенсии от проблем с излишним расходом топлива, Ferrari в Спа с ее длинными прямыми и затяжными скоростными виражами вроде 16-го поворота была вынуждена решать данный ребус вновь.
В результате перед финном тотчас же встала дилемма: либо продолжать атаковать, что называется, в пол и заехать в боксы на круг (а то и на два) раньше Джанкарло, либо, сбавив темп и подпустив Физико, посетить пит-лейн как можно позже.
Из этих зол Райкконен выбрал второе и, наведываясь к механикам, буквально привез итальянца на себе. В момент, когда пилоты нажимают на лимитатор, между алой F60 и салатного цвета VJM02 не осталось и секунды, но обслуживающий персонал Скудерии все же смог вернуть своего гонщика на трассу первым.
На 50 процентов это была уже победа. Второй визит в боксы дался Кими спокойнее, а дальше от него всего лишь требовалось не забыть о точности и аккуратности.
Вот как иногда получается – ждали возвращения Михаэля Шумахера, а вернулся-то Райкконен. После тяжелой травмы Фелипе Массы оставшийся в Ferrari за главного (глядя на несчастного Бадоера, так и хочется сформулировать – единственного) пилота и не вынужденный ни с кем подобную привилегию делить, он, наконец, вернулся на свой прежний уровень. И, судя по той лукавой улыбке, что мы видели, когда на подиум в Спа вынесли увеселительные напитки, эта победа в сезоне-2009 едва ли будет для него заключительной.
 (377x196, 15Kb)


Поиск сообщений в Daniel_S
Страницы: 42 ... 30 29 [28] 27 26 ..
.. 1 Календарь