-Музыка

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Daniel_S

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 16.06.2007
Записей: 422
Комментариев: 1417
Написано: 2180





Михаэль Шумахер: мастерство и тактика

Понедельник, 02 Июля 2007 г. 18:40 + в цитатник
Я заканчиваю третью неделю в новом для себя качестве ведущего блога и продолжаю делать открытия в связи с этим обстоятельством. Пожалуй, я вновь выложу ретротекст, раз уж тема эта, так или иначе, прижилась. Не блоговское это, конечно, дело - выкладывать то, что уже давно списано в тираж, но уж больно повод знатный. Не повод даже, а человек, который этот повод олицетворяет. Прошел почти год с того момента, как Михаэль Шумахер покинул Формулу -1. И этот текст не более чем дань великому гонщику.
Бог мой, как же плохо я тогда писал!

Победа за счет старта. Шумахер – самый титулованный гонщик всех времен, но старт никогда не был его козырем, по крайней мере, главным. Тем ценнее та победа, которую он одержал в Бразилии 2002. На поуле стоял Монтойя, и Михаэль знал, что если хочет идти в своем ритме в гонке, то должен опередить колумбийца именно на старте. Выиграв затяжную борьбу в первых двух поворотах, Шумахер захватил лидерство, а попытка Хуана – Пабло ответить разбилась о задний спойлер Ferrari. Четырехкратный на тот момент чемпион мира легко ушел в отрыв от медлительного на первых кругах Ральфа Шумахера, а всю последнюю треть гонки провел, защищая верхнюю ступень подиума. Важность победы не должна заслонять ее эстетическую сторону.
Победа за счет пит – стопа. Остаемся в Бразилии, но переносимся на восемь лет назад. Квалификация принесла первый ряд – Сенна – Шумахер – самое колоритное сочетание мастерства и таланта, а третье место Алези обещало немалую толику шоу. Все элементы были против немца, но он нашел убедительный ответ – чемпионский характер. На сложнейшем Интерлагосе – не менее Монако и Спа, достойного носить титул трассы чемпионов, - Шумахер провел гонку, аналогов которой до сих пор нет в его биографии, больше похожей на сокровищницу. И Айртон, и Михаэль взяли все от своих машин, но немец все же был сильнее. Удачный пит – стоп (бенеттоновский и спринтерский, что уже давно стало синонимом) вывел Шумахера вперед. Сенна в конце гонки попытался отыграться, используя свой опыт, но не вовремя вышел за пределы трассы. Сход, полный печали для бразильской торсиды. Вот так удачная дозаправка помогает восходящей звезде взять верх над уже взошедшей.
Победа с меньшим количеством остановок. Монако 1995 год. Классическая первая линия того сезона – Хилл – Шумахер – причем классической была и расстановка сил. Второе место в княжестве – не самое выигрышное и не сулит легкой победы его обладателю. Все решил warm – up, ныне канувший в лету. Михаэль, тонко прочувствовав ситуацию, определил, что Benetton с полным баком гораздо конкурентоспособнее, а езда с одним пит – стопом лишит его необходимости обгонять, что в Монте-Карло затруднительно для любого. Хилл пошел на две остановки – и пунктуальность Шумахера была вознаграждена победой. Скучный характер гонки, ее посредственность не обманут опытный глаз. Тактика торжествовала.
Победа с большим количеством остановок. Франция 2004. Ferrari и Михаэль всегда стараются быть гибкими в стратегическом аспекте гонки, но на этот раз действительность заставила их проявить ту импровизацию, на которую только они и способны. Фернандо Алонсо – молодой талант Renault – сохранил квалификационный кураж, позволивший ему занять третью в карьере поул – позишн, и в гонке. У испанца – звездный час, те условия, в которых он может лучше всего проявить себя, гонка для Алонсо. У Михаэля не было шансов на старте, да он их и не искал. Первостепенным было сохранить вторую позицию – и это ему удалось. У Фернандо была хорошая тактика, пит – стопы прошли если не идеально, то безупречно. Для Шумахера было делом чрезвычайной важности захватить лидерство, а вместе с ним – возможность задавать темп. Ferrari разбила гонку своего чемпиона на пять практически равнозначных отрезков. Риск? Нет, необходимость, без которой не выиграть Гран – при. Решающий отрезок – тот, что следовал перед четвертым пит – стопом. Его Шумахер прошел в квалификационном режиме, не замечая круговых. Ключевое слово, пароль этой победы – стабильность. В чистой скорости между Ferrari и Renault – паритет (лучшие круги Михаэля и Фернандо соответственно 1.15,3 и 1.15,5), но Шумахер взял постоянством и классом.
Итак, что же это было? Триумф тактики и Михаэля Шумахера. Человека, который лучше всех в мире умеет выигрывать гонки, стартуя вторым.
(Финиш чемпионата 2004)

Оптимистическое поражение

Понедельник, 02 Июля 2007 г. 12:03 + в цитатник
Просматривая недавно гостевые очень многих российских (и русских, тоже) интернет - ресурсов, наткнулся на весьма занятную мысль. Оказывается, McLaren проиграл в Маньи - Куре столь сокрушительно из - за тактики. Если так, то моя рецензия на Гран -при Китая 2005 по -прежнему полный актуал)).

Суббота на Гран – при Китая – дата начала крушения надежд McLaren на Кубок Конструкторов. Фернандо Алонсо не отказал себе в удовольствии занять девятую поул – позишн в карьере, а Джанкарло Физикелла сделал все, чтобы первая линия понравилась Флавио Бриаторе. McLaren хотел отыграться кругом Райкконена – последним в квалификации – но пилотаж финна остался третьим по скорости. Две Renault на первой линии, и McLaren, вынужденный отыгрываться – таким был нетривиальный для конца сезона итог квалификации.
Примечательно, что подопечные Бриаторе, имея на руках все козыри, решили сыграть по сопернику, сыграть командно. В Renault больше всего опасались старта и первых кругов – им было что терять, а нацеленность McLaren на прорыв уже помогала Монтойе в Сильверстоуне и на Интерлагосе. В Бразилии – титульная гонка для Алонсо – все думали, что Хуан - Пабло выберет для атаки на Фернандо стартовую прямую, а колумбиец вопреки всем законам искусства обгонов совершил расчетливый ход перед Reto Oposta. McLaren весь сезон превосходно играл с весом машины – в первую очередь благодаря феноменальному таланту Райкконена и вдумчивости его инженеров. Строго говоря, это и есть вся тактика команды. Умело ей пользуясь, McLaren оставлял впечатление тактически грамотного коллектива. Противостояние Renault и McLaren не раз преподносилось как дуэль надежного и быстрого. Такая постановка вопроса, безусловно, поверхностна. Мозаика Renault cоздана из множества отлаженных элементов, они шли к успеху много лет, с каждым годом становясь сильнее. McLaren проповедует высокую цель, здесь все подчинено ее достижению. Это два разных мира, которые в истекшем году были лучшими.
На старте Алонсо сохранил дух лидерства, но самым сложным был прием Физикеллы. Умело перемещаясь, Джанкарло перекрыл кислород Райкконену. Невероятно технически сложный маневр, учитывая тот факт, что эту роль итальянец получил впервые в карьере. McLaren начинает проигрывать качественно. Что могло помочь команде? Только сила характера пилотов, с помощью которой McLaren мог переломить неблагоприятный ход Гран – при, и тактическая импровизация. Первое выглядело проблематичным – и Кими, и Хуан проводили не лучшую гонку. Что касается второго, то британцы в отношении тактики привыкли полагаться на пилотов – но Кими был заперт между Физико и Монти и физически не мог уйти из борьбы, Монтойя же просто не обладает стратегическим даром. Более того, выбор Рона Денниса осложнял более поздний выбор времени пит – стопов – желание отыграться на решающих кругах оказалось слишком консервативным. Райкконен, и Монтойя не успевали за интригой.
Cход Монтойи оформил поражение McLaren юридически. Оставшись в количественном меньшинстве, Райкконен смог лишь прибавить работы статистикам, оформив лучший круг. Победа Renault была предопределена задолго до того, как Алонсо появился перед финишным створом. McLaren так и не смог победить соперника, но главным образом – себя.
В Renault после гонки были очень горды собой, а Фернандо даже поддался эйфории своего шефа и с чемпионской уверенностью заявлял, что McLaren не смог бы ничего сделать, используя превосходство в весе.
McLaren преисполнен собственного достоинства. Величие команды заключается в том, что она думает о будущей победе даже в день поражения. И мне это нравится.
(декабрь 2005)

Кими Райкконен: В мире сказок тоже люби булочки

Воскресенье, 01 Июля 2007 г. 21:18 + в цитатник
..Впервые с Мельбурна на верхотуре подиума стоял среднерослый человек в красном и под звуки финского, как он сам, гимна, озарял присутствующих счастливой улыбкой. Не столько счастливой, впрочем, сколько своей, райкконеновской. Ибо каждая улыбка Кими раритетна и энциклопедична в принципе. Все это плюс Фелипе Масса, по правую руку от Кими картинно замерший под последний аккорд Fratelli Italiani,означало, что 14- летняя годовщина Жана Тодта в Ferrari удалась на славу. И, может так статься, окажется последней, справленной в Маньи - Кур.
11 - я победа Кими Райкконена в карьере получилась рабочей как никогда. Для начала финн сделал Льюиса Хэмилтона на разгоне, тем самым, став первым из тех, кто на такое не просто решился, но еще и смог. После чего занялся Фелипе Массой. На первом отрезке бразилец не без помощи своего по -настоящему классного пилотажа создал задел в пару - другую секунд, и этого хватило, чтобы остаться лидером и после первой волны пит - стопов, которая захлестнула пелетон круга эдак с восемнадцатого. Примечательно, что остановка Райкконена случилась на три круга позже. Это обстоятельство и оказалось ключом к победе. Тот, кто останавливается позже, всегда имеет преимущество над соперниками в аналогичной, "равной» ситуации. Потому что уже знает маневр соперника наверняка. И, исходя из этого, воспроизводит свой. Как только Масса попал в объятия механиков во второй раз, Райкконен взвинтил темп. Этого темпа, не хватило, чтобы отобрать у бразильца, лучший круг (1.16,099 у Фелипе, но Кими рядом), зато хватило, чтобы отобрать лидерство. Масса к тому же сразу после дозаправки уперся в круговых и просто физически не смог оказать Райкконену достойного сопротивления. В общем и целом прошедший Гран -при показал, насколько важна в гоночном режиме чистая трасса. И победа Кими в этом смысле несомненная удача. Когда все сошлось, что и должно было сойтись. Притом, кстати, что именно трафик на решающих кругах подводил финна в этом сезоне уже не раз.
Косвенно этот тезис подтверждает и Фернандо Алонсо, гонкой на контрапункте. Двукратный чемпион мира, коего всегда отличало эталонное построение Гран - при, вновь предстал своим антиподом. Ставка на ураганный прорыв на первых кругах если и сыграла, то сыграла умеренно - и после того как непосредственно перед Adelaide Ярно Трулли дал Хейкки Ковалайнену хорошего пинка, Алонсо отыграл две позиции. Дальше было сложнее, ведь Фернандо стартовал с тем количества топлива на борту, что было в его Mclaren перед третьим сегментом. В противном случае, он, согласно правилам, был бы отброшен совсем уж неприлично далеко. В результате выяснилось что то, что хорошо при старте с первых двух линий, совершенно неуместно при старте с пятой.. Ник Хайдфельд, по обыкновению неприступный и неуступчивый, всего лишь проставил свое ЧТД.
А Кими Райкконен, проставив свое, теперь готовится повторить маньикурский выигрыш на бис в Сильверстоуне, где не побеждал еще ни разу. Как ни крути, гонки и есть самое сладкое в его жизни.

Какой я вижу предстоящую гонку

Воскресенье, 01 Июля 2007 г. 13:28 + в цитатник
Сегодня квалификация Маньи -Кура, традиционно проводимая в субботу, уже стала историей. Красивый поул Фелипе Массы, по совместительству седьмой в его карьере, наиболее полно выразил обретенную форму Ferrari в целом. Все, как обычно, решилось на последних секундах. Кими Райкконен правил бал в третьем сегменте только до той поры, пока не пришло время действительно быстрых кругов. 1.15,434 -Кими, 1.15,185 - Льюис Хэмилтон и 1.15,034 - от Фелипе. Напряжение на капитанском мостике Скудерии достигло своего апогея, когда на последний летучий круг пошел Льюис Хэмилтон. Юный британец шел, как водится, очень быстро, но сподобился лишь на 1.15,114. Желающие могут взять "лишь" в кавычки. И Николя Тодт, менеджер Фелипе и сын Жана в жизни, пошел в закрытый парк праздновать. McLaren, впрочем, тоже не ощущал себя проигравшим. По крайней мере, это читалось на словах и Рона Денниса, и Льюиса Хэмилтона, и даже Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион мира за субботу столкнулся с целым рассадником проблем. Гидравлику сменила коробка передач, оставив испанца вне игры в решающий момент. В результате, McLaren, трижды подряд делегировавший на первый ряд обоих своих представителей, на сей раз довольствовался одним.
Из остальных лучшим стал Роберт Кубица, оправившийся от канадской аварии настолько, чтобы оказаться четвертым. Замкнувший второй ряд поляк еще никогда не стоял на стартовом поле выше. Renault, в свою очередь, в полном составе оккупировала ряд третий. Хейкки Ковалайнен уже после взмаха клетчатого флага сумел присоединиться к Джанкарло Физикелле, оттерев таким образом Ника Хайдфельда.
Возможный дождь по ходу Гран - при может сделать эти итоги прикладными. Я практически уверен, что Фелипе Масса НЕ сможет выиграть Гран -при, иначе как посуху. Во - первых, дождевой опыт 26 -летнего лидера нынешней Скудерии, очень мал. Я сознательно не беру в расчет Сильверстоун 02 и Спа 05, это стилистически очень разные гонки. Но вот сценарий Венгрии 2006 с нынешним схож вполне. Тогда Масса ввиду дисквалификации Михаэля Шумахера начинавший гонку впереди, не смог справиться с прессингом ответственности. Сейчас он еше выше. И в свете чемпионата тоже. Кроме того, Гран -при в сложных условиях - это еще импровизация по ходу. До сего дня ничто в карьере Фелипе не указывало на то, что он может выиграть именно в такой манере. Впрочем, все может быть опровергнуто только гонкой.
Мой фаворит - Джанкарло Физикелла. Не в том смысле, что на случай дождя именно у него больше всего шансов, конечно. Просто Физикелла - тот человек, который от дождя может больше всех выиграть. Особенно сейчас, когда терять ему, в общем - то нечего. И тот факт, что в отличие от Массы ему не нужно выигрывать во что бы то ни стало на лучшей машине уик-энда, тоже работает на него. В хаотичных гонках вроде Интерлагоса (03) Физико гораздо проще действовать вторым темпом и реализовать свой потенциал. Или не реализовать, как было на Гран -при Европы 99)) Просто само то, что тот Benetton оказался в ситуации, когда выиграть было легче, чем этого не сделать, примечательно и красноречиво донельзя. Не менее характерно и другое. Джанкарло исторически тяжело выступать в роли лидера долго. Он, прежде всего гонщик момента. Быть может, именно он наступит три часа спустя.

НЕ прогноз на квалификацию.

Суббота, 30 Июня 2007 г. 14:26 + в цитатник
Очень жаркой у нас получилась третья (и самая быстрая) часть свободной практики.
Во-первых, Льюис Хэмилтон положил конец господству Ferrari на всех без исключения тренировках, причем сделал это, выйдя из 1.15 - 1.14,843. А во- вторых (что весомее, по - моему), впервые в сезоне из предквалификационного расклада борьбы за две первых линии стартового поля нельзя исключать Renault. Команда подобного Фениксу Флавио Бриаторе вернулась в ту форму, которую итальянец и обещал. Renault в Маньи - Куре будет особенно опасна в гонке. Это Вам обещаю я.

Фернандо Алонсо – ингредиенты успеха (2004).

Суббота, 30 Июня 2007 г. 11:31 + в цитатник
Очередное обновление моего блога вновь будет носить ретро характер. Данный текст, разумеется, не имеет никакого отношения к предстоящей квале в Маньи ( потому что формировался двумя годами ранее), зато очень занимательно раскрывает гоночный почерк одного из главных актеров 2007. Занимательно и содержательно.

Алонсо и чистая трасса. В этом разделе под первым номером фигурирует гонка в Австралии за 2004 год, ключевой момент в понимании образа испанского пилота. В субботней квалификации Фернандо был пятым с отставанием в 1.291 с от ориентира сессии Михаэля Шумахера. Закономерность времени Алонсо чрезвычайно сложно оспорить – испанец уступил каждый сектор, и не было видно, за счет чего он собирается улучшать свою гоночную позицию. Даже второй ряд, вместивший в себя Монтойю и Баттона с абсолютно идентичным временем (1.24,998) был в 0.7 впереди.
Старты Алонсо с пятого места обещают стать хрестоматийными. Слагаемые его стартовых обгонов – импровизация и кропотливая работа над домашними заготовками. Renault стартует лучше всех с 2001, законодателем моды здесь выступили Физикелла и Баттон. Секрет успеха Фернандо – его умение видеть трассу и соперника, причем он не переносит свои впечатления от последнего старта на новый, он всегда контролирует положение – свое и своего визави, он всегда работает по ситуации. Так было и на этот раз. Как только красный свет сменился на зеленый, Алонсо включил скорость и начал свой прорыв. Жесткая, почти жесточайшая борьба колесо в колесо с мастером подобных зрелищных единоборств Монтойей закончилась капитуляцией колумбийца. Ко второму повороту Фернандо удалось догнать обе Ferrari, причем, чтобы избежать столкновения, испанцу потребовалась вся его природная ловкость. В противном случае Баррикелло не подал бы ему руки на подиуме. Мощь Ferrari с первого до последнего круга бесповоротно подчинила себе ход гонки, но Алонсо выглядел на их фоне весьма достойно. Слово цифрам.
2 круг. М.Шумахер – 1.156 Баррикелло – 2.470 Алонсо – 4.326 Баттон
3 круг М. Шумахер – 1.249 Баррикелло – 3.140 Алонсо – 5.929 Баттон.
4 круг М. Шумахер – 1.843 Баррикелло – 4.093 Алонсо - 7.833 Баттон.
5 круг М. Шумахер - 1.996 Баррикелло – 4.801 Алонсо – 9.427 Баттон.

Работа Алонсо – это классика жанра. Все видели и восхищались его стартом, но давайте отметим другое. Из приведенной выше диаграммы следует, что пилот Renault привозит секунду всем, начиная с четвертого места Дженсона. Испанец в совершенстве владеет приемом перевоплощения, назовем это так. Алонсо как никто другой умеет прибавлять в гонке. Это прямая обязанность каждого гонщика, но подвластно далеко не всем. Фернандо на несколько десятых быстрее в гонке, нежели в любом другом упражнении уик – энда, хотя впору говорить о секундном эквиваленте. Это коронный прием лучших пилотов Флавио Бриаторе начиная с Михаэля Шумахера. Алонсо еще нужно много работать над собой, но эта его особенность, этот его талант практически не имеют аналогов в истории Формулы -1. Фернандо Алонсо – потому что талант имеет значение.

Разговор с Haettenschweiler ом*

Пятница, 29 Июня 2007 г. 20:46 + в цитатник
В такие диалоги я вообще - то стараюсь не ввязываться. Безаргументационные они. По сути своей. Вон один знакомый, дядя Всеволод до сих пор, в 2007 году находясь, уверен, что не уйди Сенна, не был бы Михаэль Шумахер чемпионом мира. Впрочем, мнение мое совершенно не догма. И беседы такие нужны и интересны в равной степени тогда, когда они поддерживаются на должном уровне интеллекта и интеллигентности.

Раунд 1 http://www.liveinternet.ru/users/daniel_s/post42211475/
Раунд 2
14.06 19:34 Poisonblack
Хороший рассказ, но вот это меня поразило:

«Год назад на Сузуке, в феноменальной по градусу и накалу гонке, он победил Михаэля Шумахера. Победил как сильный сильного. Не умалив силы проигравшего, подчеркнув силу свою. В моем представлении это образ для великой победы»

То есть победа, когда у ВПЕРЕДИ идущего главного конкурента сгорел мотор - великая?? И его поведение на финише после этого тоже достойно великого человека?...
Раунд 3 (это уже снова я)
Алонсо победил на Сузуке 06 не потому, что у Михаэля сгорел двигатель. Вернее, не только потому,Poisonblack. Если вы вспомните предгоночный расклад, который практически идеально сформулировала квалификация Японии, то у Фернандо изначально был очень небольшой шанс навязать себя Михаэлю. И он использовал его, блестяще выиграв апекс у Трулли, затем методом проб и ошибок пройдя Ральфа, наконец, после еще одной толики везения, обставив Массу на пит - стопе. Сход Михаэля, конечно, алогичный и иррациональный по сути, все же несет на себе элементы науки. Потому что случился после пит - стопа - когда двигателю непременно требуется определенное время чтобы вернуться в рабочий режим после холостых оборотов. К тому же, если брать сезон 2006 в целом, не была версия Ferrari самой надежной. И Сепанг вспоминая, И Китай тоже. Впрочем, я бы назвал еще один резон. Главный. Очень немногие на месте Алонсо находясь и зная, что не все зависит он них самих, это все сделали. А он сделал. И именно этим та победа великая.
Раунд 4 Haettenschweiler
Об Алонсо в Сузуке.
Думаю, не стоит упоминать Трулли, Ральфа и Массу. Насколько бы напряженной ни была борьба Алонсо с Михаэлем, все же эти трое из другой лиги, и по мастерству, и по имеющейся технике, и ожидать от них реального участия в этой борьбе было бы наивно.
В-вторых, к отказу мотора у Михаэля сам Алонсо не имел никакого отношения. Это был первый отказ мотора Ferrari с 2001 года. В отличие от «Рено», между прочим, о взрыве которого в Монце сам Алонсо говорил, что он загнал его, вынужденный жать изо всех сил.
А третье: о немногих способных - неправда. Практически любой гонщик, находясь в ситуации Алонсо, то бишь претендуя на титул и вынужденный уйти в глухую оборону, поступил бы так же мастерски и грамотно. К тому же, он ведь был не один - за ним была команда.
Раунд 5 (И, видимо, не последний)
Не совсем Вы понимаете специфику Алонсовского положения на Сузуке, Haettenschweiler. Фернандо не мог уйти в глухую оборону. При счете 116:116 в чемпионате и после поражения в квалификации - 5-е место против второго шумахеровского. Это просто не имело смысла. Тем более ввиду того обстоятельства, что на Интерлагосе Ferrari располагала явным скоростным преимуществом. Виртуально, конечно, располагала, но это был тот момент, не учитывать который нельзя. Величие победы Фернандо Алонсо еще в том, что ради ее достижения ему нужно было пожертвовать своим кредо. Атаковать, а не отстаивать. Так был пройден Трулли, так был обставлен Ральф Шумахер, так остался не у дел Фелипе Масса. Тонкость момента здесь в том, что все трое, несомненно уступая Алонсо в матчасти, решали в Гран -при свою абсолютно конкретную задачу. В то время как Фернандо играл титул чемпиона мира. Ну и, конечно, последний взрыв мотора у Скудерии случился не в 2001, а на Сепанге 02, у Рубенса Баррикелло.
Я люблю такие диспуты, если честно. Потому что Формула -1, как и любое сколь -нибудь высокое проявление жизни, понятие многогранное. И не может быть тут ОДНОЙ правды. А могут быть разные мнения.

* Haettenschweiler
- это один из самых эрудированных посетителей портала Sports.ru. По крайней мере, так кажется мне)).

Райкконен&McLaren Best 2004.

Пятница, 29 Июня 2007 г. 11:52 + в цитатник
Этот текст, как и многое другое из моего репертуара, возник чрезвычайно стихийно. В начале 2005, если не стихийно, а хронологически, умер один очень близкий мне человек. Именно в такие моменты как - то задумываешься о жизни и о ее смысле. И текст этот именно жизненный. Хотя и доля пафоса в нем, безусловно, велика. Его актуальность сейчас почти сошла на нет, но, тем не менее, я по - прежнему считаю его лучшей своей работой о Формуле -1.

Пилот и машина. Их объединяет невидимая связь. Общеизвестно, что лишь сочетание всех факторов – гонщика, автомобиля, мотора, аэродинамики и шин может вылиться в грандиозный успех. Но бывают такие головоломные ситуации, в которых трудно усмотреть рациональное зерно, они по своей сути иррациональны.
1992 год – год начала трансляций Формулы – 1 на Россию - совпал с началом затяжного кризиса McLaren – бессменного чемпиона королевских автогонок на протяжении четырех лет. Преимущество Williams и его фантастического FW14B не оставило соперникам шансов в борьбе за чемпионский титул, сделав эту борьбу невозможной. Айртон Сенна – трехкратный чемпион мира, лучший гонщик пелетона – впервые с момента прихода в McLaren оказался в ситуации, когда машина не позволяет его таланту, его мастерству раскрыться в полной мере. McLaren отказывается ехать быстро, новая модификация не меняет положения вещей. И тогда на первый план вышел гений Сенны. Он силой своего характера, силой своей воли сплотил команду. Да, чемпионат проигран, проигран бесповоротно, но остаются гонки и чтобы в них побеждать, нужно быть терпеливым, не просто ждать своего шанса, но всеми силами пытаться склонить чашу весов в свою сторону. Монако 1992 года навеки веков войдет в то лучшее, что создал за десятилетие Мастер. Победа, в которой есть особая красота, чью притягательность не сможет оспорить ни один критик. Победа вопреки, а не благодаря. То, в чем всегда был фантастически силен Сенна. Это его победа, только его. Победа авторская. Ни один пилот мира не смог бы также виртуозно оборонять позицию в конце изнурительной, выматывающей всех и вся гонки. Против соперника, который в потенциале способен идти на четыре секунды быстрее. Невероятно, сверхъестественно. Человеку свойственно верить в сверъестественные силы, речь не о них. В пелетоне 1992 года было два человека, способных на чудо. Сенна и Шумахер. Но если подвиг Михаэля в Спа был разовым, то Айртон побеждал трижды. Венгрия и Италия были завоеваны человеком, лучше всех в мире умеющим создать из деталей единое целое. Первое впечатление всегда самое верное – я бы наверняка поспорил с этим утверждением, если бы не Сенна и 1992 год.
Когда Михаэль Шумахер переходил из Benetton в Ferrari в 1995, большинство специалистов сходились во мнении, что единственная причина, побудившая двукратного чемпиона мира сменить место работы, финансовая. Мне бы хотелось упомянуть мотив спортивный, даже настоять на нем. Ferrari – это легенда, неограниченные возможности, богатейшая история. Все так, все правильно. Но Ferrari – это также и вызов. Вызов таланту Шумахера как гонщика, организатора и лидера. Михаэль знал, что первенство в личном зачете вне досягаемости, но он обязан совершить что – то запоминающееся и в равной степени вдохновенное. Под дождем Барселоны, когда время, казалось, застыло, и гонка будет продолжаться вечность, а три четверти состава гонщиков смыло ливнем, Шумахер был бесподобен. Экстраординарность погодных условий только возвеличила роль гонщика, это пилотажная победа..
Когда в Гран – при побеждает лучшая, объективно сильнейшая, совершеннейшая машина, всегда велик риск недооценки возможностей гонщика, который ей управляет. Иногда несовершенство техники только добавляет значимости человеческому фактору. Я привел истории Айртона и Михаэля не потому, что хотел сравнить их. Каждый из них велик по – своему, но в одном они едины – у них душа чемпионов.
Самое время вернуться к главной теме данной статьи. Хочется задаться вопросом: каков истинный вклад Кими Райкконена в возрождение былой славы McLaren образца второй половины сезона 2004? Да, Райкконен не является олицетворением своей эпохи, в его послужном списке нет громких титулов, да и победы в отдельных гонках – редкие гостьи в биографии молодого финна. Это, если хотите, правда жизни. Но верно и другое – именно Райкконен, и только он, мог заставлять McLaren бороться за победы. Как самую знаковую и показательную гонку Кими в ушедшем сезоне я бы выбрал Хокенхайм. Почему не Спа? В Бельгии Райкконен провел грандиозный с точки зрения таланта и одухотворенности Гран - при, но нельзя не признать, что обстоятельства и очередной раунд шинной войны сыграли в его и McLaren пользу. Германская гонка – совсем иное дело. После не лучшей, будничной квалификации (3-е место – не в последнюю очередь благодаря дисквалификации Баттона) Райкконен доказал, да, что же он доказал? Для любого гонщика современности, если речь не идет о Михаэле Шумахере, извечной проблемой является умение (а вернее, его отсутствие) провести два Гран – при подряд на высоком, высочайшем уровне. Сильверстоун доказал силу как McLaren, так и Райкконена, но будет ли подтверждение две недели спустя? Вот в чем вопрос. Старт Райкконена был рядовым, а вот Алонсо превзошел сам себя, лишний раз подтвердив исключительные старты Renault. Учитывая лидерство Михаэля и тот факт, что Фернандо не мог одним лишь старанием компенсировать разницу в скорости, ситуация безнадежная, как для Кими, так и для его команды. Каждый лишний круг за Алонсо лишь повышал акции Ferrari и ее лидера. Поэтому Райкконен приступил к активным действиям и преуспел в этом. На втором круге McLaren финна ушел с траектории, и Renault откатилось на третью позицию. Как только Алонсо остался позади, началась погоня за Шумахером. Когда Михаэль лидирует, то своим классом и уверенностью оставляет соперникам мизерное количество шансов. Последним человеком, кто мог состязаться с немцем, не владея инициативой, был Мика Хаккинен. И то, как вел германскую баталию Райкконен, его манера, живо напомнили знаменитого земляка. За восемь кругов разрыв вырос лишь на одну секунду – каждый из лидирующего дуэта вел гонку на пределе, но не потому, что к этому обязывала ситуация, а потому, что это у них в крови. Впервые в сезоне McLaren был на уровне Ferrari в гонке, как в чистой скорости, так и в стабильности – и в этом немалая заслуга Кими-настройщика. Более поздний заезд на первый пит – стоп дал финну стратегическую инициативу, Хокенхайм не верил своим глазам – Райкконен легко удерживался в ритме Шумахера и готовился захватить лидерство. Бурною, ослепительною волною машины немца и финна вырываются на стартовую прямую, и в момент, когда нужно резко и жестко тормозить, у McLaren отрывается задний спойлер. Машина зарывается в гравии, а Райкконен в отчаянии швыряет руль в комиссаров. Символ отчаяния, но не сдачи. Есть сходы, украшающие гонки. Велик соблазн применить это выражение к данной ситуации, но не ждите от меня подобного. Я не сделаю этого по одной причине. Из уважения к Райкконену. Лично у меня вызывает досаду в этой истории лишь то, что мы не увидели продолжения. Великой борьбы двух великих гонщиков.
Не знаю, станет ли Кими чемпионом мира, или судьба распорядится иначе. Но одно – после Хокенхайма 2004 – я понял точно. У него тоже душа чемпиона.

Пришла пора сделать прогноз на Маньи - Кур

Четверг, 28 Июня 2007 г. 13:18 + в цитатник
Хотя бы, потому что у нас на дворе четверг, и именно в этот день уик-энд открывается официально. Резюмируя впечатления последних двух недель, приходишь к выводу, что предматчевый расклад перед Гран -при Франции чрезвычайно мало отличается от Гран -при, например, США. Знаменательный уклон в пользу McLaren, поднятый Монако и подтвержденный Канадой, очевидно сохранится. Команда Рона Денниса подходит к восьмому этапу на пике своей формы и в том, что касается матчасти и в том, что называется настроем. Последний формируют гонщики. Дуэль Хэмилтона с Алонсо на сей раз напрямую коснется географии Франции. В свете двух побед Льюиса подряд Фернандо в Маньи -Куре будет вынужден отвечать. И, кажется, эта трасса лучшее для того место. В отличие от Индианаполиса, где послужной список испанца составлял в основном статистический хлам, его невэрское прошлое наполнено исключительно регалиями. Фернандо дважды стартовал в Маньи -Куре с поула и один раз довел гонку до победы, лидируя от светофора до клетчатого флага (2005 год). Кроме того, именно испанцу принадлежит официальный рекорд автодрома, поставленный в 2004 (1.13,698). Гениальный просто был круг.
Маньи -Кур - самая медленная трасса чемпионата из тех, что таковыми не трактуются классически. Это одно из немногих мест в Формуле, где лучшие времена в гонке зачастую ставятся на свежих шинах, а не в режиме пустого бака. Лишь пара гонок в Маньи была украшена дождем – так, в 1999 не без его помощи Хайнц -Харальд Френтцен наполнил понятие сенсации первородным смыслом. Все это плюс отсутствие пейс - каров, большое значение пит - стопов и традиционная невозможность обгонять, на руку тем, кто силен объективно. На сегодняшний день это McLaren.
Ferrari, продуктивно заполнившая паузу тестами в Сильверстоуне, приезжает в Бургундию для того, чтобы достойно отметить очередную годовщину Жана Тодта. Ровно 14 лет назад великий француз присоединился к Скудерии, чтобы сделать ее такой, какой она была при Михаэле Шумахере. Конечно, лучшим способом отметить этот пафосный момент была бы победа.
Проблемы Ferrari, несомненно, гораздо фундаментальнее пресловутого технического фактора. Точно также как творческий кризис Кими Райкконена, несомненно, не может быть приравнен кризису адаптации. В отличие от Айртона Сенны и Михаэля Шумахера, людей чрезвычайно гармоничных и сильных именно этим, Райкконен создает совсем другой образ. Составляющие почерка Райкконена как гонщика давно известны. Российская пресса констатировала их не раз, начиная с Австралии 2001. Талант Райкконена - гонщика совершенно справедливо признается экстраординарным. Лично я бы пошел дальше и сказал, что Кими является самым одаренным гонщиком за всю историю автоспорта. Но чемпионский титул, которого от него ждут по всему миру, это достижение. А оно всегда не столько производное от таланта, сколько уравнение со многими неизвестными. Говорить о Райкконене - человеке и легко, и сложно одновременно. Легко, если делать это в форме стереотипов. Сложно потому, что он человек, на мой взгляд, совершенно особенный. Чья флегматичность и замкнутость не более чем ширма тонкой и ранимой души. Потому что невозможно гоняться так, как это делал Кими в Спа и Хокенхайме 04, не обладая этими качествами. И если гоночным гением финна можно только восхищаться, то как человеку ему можно только сопереживать.
На месте фанов Кими я бы не упускал такой возможности сейчас.

Австрийская арифметика Хуана – Пабло Монтойи.

Суббота, 23 Июня 2007 г. 11:39 + в цитатник
Этот текст был создан мной пару лет назад, когда карьера Монтойи еще только клонилась к тому итогу, к которому в конце концов пришла. Так что теперь это не более чем красивый эпилог.

Австрия – одна из самых красивых мелодий большого мюзикла под названием Формула – 1.
В 2001 Гран – при сменило расписание, поменяв привычный июль на прохладный май. В остальном афиша осталась прежней – это любимое место тех, кто хочет испытать свои силы, рискуя вылетом в каждом повороте.
В квалификации многим удалось показать свой лучший, коронный пилотаж, но никто не сделал это больше одного раза. Михаэль Шумахер в середине сессии остановил конвульсии секундомера на рекордной для Австрии отметке – 1.09.562. Спустя полчаса, уже по окончании квалификации, это время войдет в статистические справочники, но не больше чем на год. Монтойя в своей эталонной попытке был на 0.124 хуже. Австрийский ветер не спел колумбийскому урагану в честь его первой поул – позишн.
Старт – это всегда психология. Зачастую вопрос победы здесь решает мотивация, а не только технические характеристики болидов и феноменальная реакция пилотов. Михаэль Шумахер не мог не думать о чемпионате, Монтойя играл один конкретный старт, самый важный в его жизни. Потому что он впереди. Уверенность при этом имеет оборотную сторону. Поул – это гандикап, выгоднейшая позиция, но иногда он рождает страх потерять то, чем ты обладаешь.
1994 год. Гран – при Пасифик. Последняя гонка, которую Айртон Сенна закончил живым. На старте бразилец думал о турнирной таблице и позволил Хаккинену выбить себя. Это не только разный стиль старта, это и его разное восприятие. Боязнь, что твоя сила, твой потенциал останутся нереализованными, порождает страх перед роковой ошибкой. И, как показывает практика, с подобным прессингом не справляются даже великие…
Вернемся к теме. Первые секунды старта были отведены под ускорение Williams. Монтойя наглядно продемонстрировал, кто из латиноамериканцев лучше всех стартует в Европе. Ральф Шумахер был еще динамичнее, но превосходство колумбийца в статике не позволило ему занять главную позицию.
Спокойное начало со стороны всех трех лидеров (Монтойя, Р.Шумахер, его венценосный брат) было сметено сходом младшего Шумахера. Он открывает для чемпиона мира пространство для рывка, и тот врывается на второе место. Атаки на Монтойю стали реальностью.
Великолепная, темпераментная защита Монтойи дала сбой на 16 – м круге. Излишне оптимистично зайдя на апекс первого поворота, Хуан потерял преимущество в разгоне. Сумасшедшая скорость Михаэля Шумахера превратилась в классический слип – стрим. Не классической была лишь внешняя траектория – внутреннюю колумбиец использовал по своему усмотрению. Сценарий чемпиона мира держался вплоть до отчаянного торможения Хуана – Пабло. Монтойя выносит Шумахера в траву, зеленую как Jaguar. Для себя звезда Гран – при выбрал гравий. Самая красивая колумбийская проделка за сезон наряду с Бразилией. Михаэль Шумахер не выиграл поворот, Михаэль Шумахер не взял лидерство в свои руки. Его феноменальный опыт не сработал. Потому что это был уникальный момент.
При всей своей красоте борьба колесо в колесо не может служить лучшей характеристикой гонки. Монтойя блистательно вел Гран – при. Это видно на примере лучших кругов: Култхард -1.10.843, Баррикелло – 1.11.009, М.Шумахер – 1.11.030. Лучшим временем Монтойи так и остались 1.11.140, но предметно поучаствовать в споре за этот трофей ему помешал сход. Его достижение выглядит особенно рельефно, если учесть, что он единственный из лидеров, кто не пользовался привилегиями пустого бака. По всем прогнозам, а они так и останутся прогнозами, Williams должен был останавливаться в районе 50 – круга, наравне с McLaren. Cход Монтойи случился на 42 –м.
Он всегда был больше героем, нежели победителем. В этом смысле сход удачно вписывается в стилистику неповторимого жанра Хуана – Пабло Монтойи. Он просто красиво ушел.


Поиск сообщений в Daniel_S
Страницы: 42 ..
.. 4 3 [2] 1 Календарь