-Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

Скумбрия под шубой(вариант Селёдки под шубой) - (0)

Скумбрия под шубой( необычный вариант Селёдки под шубой)   Скумбрия под шубой( необыч...

 -Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос император импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей: 12559
Комментариев: 64727
Написано: 139972


Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878 — 1939) в коллекции Третьяковской галереи (часть 2)

Четверг, 11 Апреля 2024 г. 12:10 + в цитатник

ЧАСТЬ 1



01. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ С. Н. АНДРОНИКОВОЙ 1925

81 x 65
холст масло


Петров-Водкин был замечательным портретистом. В 1925 году в Париже он написал портрет Саломеи Николаевны Андрониковой-Гальперн. Сам Кузьма Сергеевич поехал во Францию в командировку от Академии художеств, но за свой счёт. Нуждался жутко! По непроверенным сведениям, Саломея Николаевна, добрейшая душа, отзывчивая на чужую беду, заказала Кузьме Сергеевичу свой портрет, чтобы поддержать художника.


Картина хранилась у модели в Париже, ездила с ней в Штаты, потом в Англию. Только в 1979 году Саломея Николаевна, которая прожила долгую жизнь и умерла в 1982 году в Лондоне, подарила его галерее.

Княжна Саломея Николаевна Андроникова (Андроникашвили) – одна из самых блистательных женщин Серебряного века, родилась в Тифлисе в 1888 году. Ее отец – кахетинский князь, мать – родственница поэта А. Плещеева. В восемнадцать лет Саломея попадает в Петербург и выходит замуж за известного купца П. Андреева. В ее доме был литературный салон, где собирались поэты. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Илья Зданевич, Осип Мандельштам посвящали ей стихи. Брак с Андреевым вскоре распался. Андроникова возвращается в Тифлис, встречается с приемным сыном Горького Зиновием Пешковым и уезжает с ним в Париж. Там она рассталась с Пешковым, в 1925 году вышла замуж за адвоката А. Гальперна. В Париже она оставалась музой художников и поэтов. А. Яковлев, С. Чехонин, Б. Григорьев, З. Серебрякова писали ее портреты. Долгие годы Андроникова материально поддерживала Марину Цветаеву.

Саломея прожила во Франции до 1940 года, долго работала в журнале мод. Затем переехала с внуком в Америку, где ее муж работал при английском посольстве. Однако всю жизнь Андроникова сожалела, что вынуждена была покинуть Родину, это было для нее трагедией. «Главное осталось в России… И я прожила с мыслью, что живу без главного», – вспоминала она.


ВСЕГДА НАРЯДНЕЙ ВСЕХ, ВСЕХ РОЗОВЕЙ И ВЫШЕ,
ЗАЧЕМ ВСПЛЫВАЕШЬ ТЫ СО ДНА ПОГИБШИХ ЛЕТ
И ПАМЯТЬ ХИЩНАЯ ПЕРЕДО МНОЙ КОЛЫШЕТ
ПРОЗРАЧНЫЙ ПРОФИЛЬ ТВОЙ ЗА СТЕКЛАМИ КАРЕТ?
КАК СПОРИЛИ ТОГДА — ТЫ АНГЕЛ ИЛИ ПТИЦА!
СОЛОМИНКОЙ НАЗВАЛ ТЕБЯ ПОЭТ.
РАВНО НА ВСЕХ СКВОЗЬ ЧЕРНЫЕ РЕСНИЦЫ
ДАРЬЯЛЬСКИХ ГЛАЗ СТРУИЛСЯ РОВНЫЙ СВЕТ…

АННА АХМАТОВА


С портрета на нас смотрит утончённое лицо аристократки, а глаза светятся любовью и добротой. Лёгкая полуулыбка застыла на губах. Этот портрет Саломея Николаевна очень любила. Хотя писали её многие художники, Петров-Водкин лучше всех “поймал” настроение души героини.



02. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА МСТИСЛАВСКОГО 1929

75 x 58
холст масло


Портрет писателя С. Д. Мстиславского (1876−1943) Петров-Водкин написал в хорошо отработанной им системе. Лицо человека дано «много крупнее натуры». К такой форме портрета художник пришел еще в начале 1910-х годов, придерживался ее и в дальнейшем. Он обосновывал преимущества такого формата тем, что он дает возможность избавиться от несущественных деталей, укрупнить, монументализировать образ. В этом портрете, как и во многих других живописных произведениях мастера, важную роль играет голубой цвет. Этот полуабстрактный фон был важен мастеру для создания вокруг модели атмосферы особой «высокогорной» чистоты.

В 1917−1918 годах писатель и художник сотрудничали в сборниках «Скифы», Мстиславский как редактор, Петров-Водкин как автор обложки. Впоследствии дружба продолжалась. Приезжая в Москву, Петров-Водкин неизменно останавливался в доме писателя.

Мстиславский прожил напряженную жизнь революционера. С 1904 года он входил в партию эсеров, в 1905 возглавлял Боевой рабочий союз, принял участие в подготовке вооруженного восстания в Петербурге. В 1910−1911 находился в заключении в Петропавловской крепости. Он был масоном. В Февральскую революцию Мстиславский работал в штабе восстания. Как комиссар Петроградского совета он был командирован арестовать Николая II и его семью, но отказался принять должность комиссара по содержанию императорской семьи под стражей. После убийства Мирбаха писатель вышел из партии левых эсеров. С 1921 года он беспартийный.

В советское время Мстиславский занимался литературной работой, преподавал в Литературном институте. В полубиографическом, приключенческом с элементами фантастики романе «Крыша мира» (1905), в романе «На крови» (1928) и некоторых других произведениях первой половины творчества Мстиславского интересовал образ героя-индивидуалиста, выходца из аристократической или буржуазной среды, пришедшего в революцию. Позднее он работал в духе соцреализма. Наибольшую известность ему принесла книга «Грач − птица весенняя» (1937).



03. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ ИСКУССТВОВЕДА АЛЕКСАНДРА ФЕРДИНАНДОВИЧА МАНТЕЛЯ (1882-1936) 1911

32 x 24
бумага
черный карандаш


На рисунке в излюбленной Петровым-Водкиным сине-красно-желтой цветовой гамме изображен известный уроженец Санкт-Петербурга Александр Фердинандович Мантель (1880–1935). Он был очень разносторонним человеком. Его знали как художника, издателя, критика, коллекционера, искусствоведа, а также организатора крупных выставок. Его жизнь и творческая деятельность были тесно связаны с несколькими русскими провинциальными городами, в частности с Казанью, недалеко от которой он поселился в 1905 году. Там он писал рассказы и стихи, публиковал эссе, критические заметки и статьи, очерки по истории искусства.

В 1910 году Мантель организовал первую в Казани выставку объединения «Мир искусства» и близких ему художников. На ней были представлены работы А. Н. Бенуа, Б. М. Кустодиева, Н. К. Рериха, Е. Е. Лансере и других. Произведения К. С. Петрова-Водкина также были показаны публике. Вероятно, во время подготовки выставки художник и познакомился с Мантелем. На рисунке в левом нижнем углу написано рукой автора: «Мечтатель Александр Федотович Мантель» – именно таким портретируемого увидел художник.



04. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ М. Ф. ПЕТРОВОЙ-ВОДКИНОЙ 1913

67,5 x 58
холст масло


Мария Фёдоровна Петрова-Водкина (урожденная Мария Жозефина Йованович, 1886–1960) верила в яркий талант своего мужа с момента их встречи в 1906 году. Родившись в семье сербского инженера и француженки, она получила строгое монастырское воспитание и на протяжении всей совместной жизни оказывала мужу всемерную поддержку. Вся ее интеллигентность и тонкое понимание искусства, все эмоции были подчинены интересам супруга и его творчества. Она оставалась любимой моделью художника, существует множество ее живописных и графических портретов, набросков с фигуры. В 1957 году она написала воспоминания на французском языке «Мой великий русский муж…» («Mon grand mari russe…»), впервые полностью опубликованные лишь в 2014 году. Книга охватывает разные периоды их долгой совместной жизни и проникнута стремлением сохранить свидетельства творческих встреч и контактов ее мужа.

В начале 1910-х годов творчество Петрова-Водкина вступило в пору своего расцвета. Он разрабатывал специфическую художественную систему организации изобразительного пространства по принципу «сферической» (или «наклонной») перспективы, возводящей сюжетно-тематическое содержание картины в «планетарную» степень. Эти искания отразились и в портрете жены 1913 года, в котором объединяются верхняя и нижняя точки зрения. Пейзажный фон показан узором из изумрудно-белесых объемов, перекликающихся со складками нежно-розовой блузы. Изображение головы намеренно укрупняется. Верхняя часть прически и локоть как бы срезаны рамой. Манерный наклон, изогнутая кисть руки привлекают взгляд зрителя к задумчивым глазам модели. Сложный ракурс, объемные детали, необычное сочетание цветов – всё вместе создает неординарный лирический женский образ.

Портрет создавался в августе 1913 года в Хвалынске, когда художник одновременно работал над картиной «Мать» и росписью для местной церкви «Распятие». Он был передан в дар Третьяковской галерее известным ленинградским коллекционером Казимирой Басевич



05. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ М. Ф. ПЕТРОВОЙ-ВОДКИНОЙ 1910

71,5 x 50,5
холст масло


Стилевые и колористические изменения можно проследить в портретах жены Петрова-Водкина Марии Фёдоровны (1886–1960), которые он создавал с начала их совместной жизни. Собственно, поводом для сближения стала работа над портретом Марии Жозефины Йованович («Портрет жены художника», 1906, Художественный музей Эстонии), дочери хозяйки пансиона в Фонтене-о-Роз недалеко от Парижа, где молодой живописец снимал недорогую комнату. Петров-Водкин позже признавался, что с первой встречи решил – девушка станет его женой, но он почти не говорил по-французски и через три месяца уехал в Бретань. После возвращения, буквально на третий сеанс работы над ее портретом, сделал предложение. Меньше чем через год после знакомства, в ноябре 1906-го, была отпразднована гражданская свадьба. Летом 1910 года супруги поехали на родину художника в Хвалынск и обвенчались в церкви. Мария Фёдоровна была для художника музой и профессиональной помощницей как в краткие моменты славы, так и в долгие годы отверженности.

Портрет на густом красном фоне отличается статичностью образа. В нем отразились парижские впечатления художника от посещения экспозиций современных французских авторов – Поля Гогена, Анри Матисса, Андре Дерена. Объем лица модели воссоздается контрастными тенями, будто работа велась при искусственном освещении. Напротив, одежда написана плоскостно, почти условно. Колорит выстраивается на противопоставлении красного, синего и желтого цветов. Возможно, это небольшое произведение было этюдом к портрету большего размера (100 × 80), который сгорел в квартире Петровых-Водкиных при пожаре в 1910 году.



06. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ПОРТРЕТ М. Ф. ПЕТРОВОЙ-ВОДКИНОЙ, ЖЕНЫ ХУДОЖНИКА 1913

61,8 x 46,5
бумага
кисть, тушь




07. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ГОЛОВА ЮНОШИ 1915
РИСУНОК ДЛЯ ВИТРАЖА ЦЕРКВИ В Г. БАРИ

34,7 x 21,7
бумага
акварель, кисть, перо, тушь


Акварельный эскиз «Голова юноши» выполнен для росписи в русской церкви Николая Мирликийского в городе Бари в Италии. Церковь по проекту Щусева была построена в 1914 году, росписи Петрова-Водкина осуществить не удалось из-за разразившейся войны.

В композиции, предназначенной для Италии, художник использовал мотивы ренессансной фресковой живописи: изобразил арку, в которую вписал голову персонажа, наметил пейзаж в глубине. В перовом рисунке, подцвеченном акварелью, прежде всего поражает напряженное, экстатическое выражение лица юноши. Перед нами, возможно, образ идущего на казнь святого. Мы замечаем сложную мозаику четко разграниченных цветовых пятен. Это членение на отдельные цветовые фрагменты натолкнуло исследователей на предположение, что эскиз предназначался для витража.

Рисунок «Голова юноши» − произведение, наиболее свободное от иконописных канонов среди многих эскизов тех лет, созданных художником для храмов. Он полно выражает авторскую концепцию совершенного человека. Концепция эта не нова. Она идет от ренессансной живописи, глубоко прочувствованной мастером.



08. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
ДЕВУШКИ НА ВОЛГЕ 1915

96 x 120
холст масло


Картина «Девушки на Волге» была написана на даче художника Красулинка в окрестностях Хвалынска. Петров-Водкин изобразил девушек на берегу реки. Однако реальное натурное наблюдение претворено через призму искусства Древней Руси и Раннего Возрождения, интерес к которому был характерен для мастеров этого времени, что придает сравнительно небольшому по размеру произведению монументальность и общечеловеческую значимость. Казалось бы, бытовая сцена превращается под рукой художника почти в ритуальное действо. Движение женских фигур остановлено, позы зафиксированы. Вместе с тем ритмическая перекличка мягких полуовальных линий и цветовых пятен наполняет эту работу внутренним эмоциональным движением, вызывает музыкальные ассоциации, что позволяет вспомнить произведения Борисова-Мусатова.

От предметов и фигур не падают тени, источник света отсутствует. Свет передается через цвет. Возникает цветовая формула света, способствующая передаче единства материального и духовного начала.

Диагональная линия берега и расположенные на втором плане человеческие фигурки создают ощущение пространства. В то же время приближенные к краю картины силуэты девушек, одежды которых трактованы яркими локальными цветовыми пятнами, варьирующими основные цвета спектра, фиксируют композицию на плоскости.

Художнику удается найти гармонию движения и покоя, пространства и плоскости, материи и духа. Реальный эпизод утрачивает сиюминутность и случайность и закрепляется в вечности.



09. Петров-Водкин Кузьма (1878-1939)
У ФОНТАНА 1906

66,5 x 105,5
холст масло


Это одно из немногих ранних произведений Петрова-Водкина символистского периода в фондах Третьяковской галереи. Группа девушек в разноцветных тогах, взявшись за руки, кружат в хороводе вокруг небольшого водоема. На фоне розовых гор и оранжевого закатного неба на старом кряжистом дереве распускаются белые цветки, ими усыпана земля на первом плане. Неслышный хор девушек будто бы воспевает союз земли, воды, неба и первого цветения весны. В те годы художник находился под большим воздействием неоклассических тенденций. «В обход Лувра и новейших течений я трусливо, словно из-под полы, любовался Пювисом де Шаванном», – признавался он позже. Несомненное влияние оказывали работы Мориса Дени. О картинах этого времени можно сказать, что автор словно побуждает зрителя прочувствовать простую сцену как сложную, «как внешнюю оболочку таинственной жизни, как зрелище жреческого ритуала или древнего обряда». Исследовательница Наталия Адаскина отмечала, что «появившийся в парижский период мотив женщин у воды пройдет у Петрова-Водкина через десятилетия творчества, отражая его эволюцию».

tretyakov.ru
kraeved1147
Рубрики:  ПЕРСОНЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  
Понравилось: 6 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку