-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция версаль галерея галерея виктории германия голландия города россии гравюра дворец дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка университет фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эмаль эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140046


Символы в искусстве: что отражает зеркало?

Вторник, 02 Июля 2019 г. 05:31 + в цитатник
Bo4kaMeda


Гюстав Курбе. Прекрасная ирландка (портрет Джо) 1865
музей Метрополитен, Нью-Йорк


Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники?

Снимок (250x190, 8Kb)Интересная деталь: знак «зеркало Венеры» знают все, только мало кому известно, что рисунок, означающий женское начало, ведет свое начало от изображения зеркала, популярного во времена античности. К тому же есть сведения, что знак — «зеркало Венеры» восходит к древнеегипетскому символу жизни — Анх, обозначающему ключ жизни, символ бессмертия.

Поэтому справедливо полагать, что мастера в этом сюжете стремились выразить поклонение перед роскошью тела, обещающего радость любви и бессмертие благодаря продолжению рода человеческого.



Мрачный взгляд Средневековья


В темное Средневековье Европа смотрелась в зеркало с опаской.

Да и что хорошего в том, что миряне вместо того, чтобы молиться — подолгу себя рассматривают? Ничто так не питает Гордыню, как Самолюбование. К тому же у женщин (да и мужчин) это занятие могло поощрять далеко не возвышенные желания. Церковь и власти старались сдерживать запросы паствы! Поэтому призывали относиться к зеркалу, как к предмету роскоши, атрибуту тщеславия и самолюбования, чрезмерное увлечение которым могло привести к безумию. Церковь недвусмысленно причисляла и сам предмет, и его обладателя к нечистой силе, а лиц, экспериментировавших с зеркалами, обвиняли в колдовстве. Считалось, что, отразившись на иной поверхности, «рассекаются» не только тело и сердце, но также ум и воля.

Однако какая, же красотка не захочет взглянуть на себя лишний раз со стороны? Так возникла острая потребность направлять легкомысленные создания на путь истинный путем популяризации добродетелей. И сюжеты аллегорий надолго заняли свое место в истории живописи.



Четыре аллегории Добродетели: Благоразумие
Джованни Беллини
1504, 34 × 22 см

Беллини изобразил мудрую девушку,
которая отворачивается от зеркала, ибо из него смотрит дьявол.


В создании дидактических иллюстраций принимали активное участие многие живописцы. Например, в творчестве ученика Альбрехта Дюрера — Ганса Бальдунга Грина (1480−1545) показана скоротечность времени: женщина с зеркалом и клепсидрой в обществе Смерти — весьма частый мотив.



Аллегория и Смерти и Красоты (часть)
Ганс Бальдунг Грин
1509, 32.5 × 48 см


Но никакие запугивания не смогли остановить триумфальное шествие зеркал всех форм и размеров по роскошным гостиным и скромным жилищам. И даже живописные подтрунивания и нравоучения не отвратили человечество от любования своим отражением.



Старая кокетка
Бернардо Строцци
1637, 109 × 135 см


Немудрено, что в жанре vanitas наш обязательный предмет символизирует тщеславие и напоминает о бренности, преходящести, недолговечности земных утех. И эта символика сохранилась на протяжении несколько веков.



Ванитас. Натюрморт со скрипкой и стеклянным шаром
Питер Клас
1628, 35.9 × 59 см




Тщеславие
Жан Леон Базиль Перро


Одно из самых известных изображений зеркала как символа можно увидеть на картине Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (1434 г.). Искусствоведы истолковывают этот предмет в данном сюжете по-разному, но мы остановимся на таком значении: зеркало — Всевидящее око Бога, перед которым клянутся в верности герои картины. Указывает на это значение рама , состоящая из медальонов, с изображениями сцен из жизни Христа (распятие, крестный путь, снятие с креста и воскресение).



Портрет четы Арнольфини
Ян ван Эйк
1434, 82 × 60 см




Портрет четы Арнольфини (фрагмент)
Ян ван Эйк
1434




Кающаяся Магдалина — Жорж де Латур. 1638−1643


И, хотя в те времена зеркало выступало аллегорией женского тщеславия, свеча, отражающаяся в нем, олицетворяет свет веры, которым озарена молодая женщина.



Вот зеркало мое — прими его, Киприда!
Богиня красоты прекрасна будет ввек,..


Женщина, подолгу рассматривающая свое изображение в зеркале, добродетельной быть не может, и в итоге за атрибутом женской куртуазности надолго закрепилось клеймо «пособника распутства». Не случайно лидером в производстве зеркал являлась Венеция, известная своими куртизанками!

Дабы спасти репутацию своего любимого предмета, в эпоху раннего Возрождения на подмогу из небытия была призвана Венера. Появилась Пеннорожденная отнюдь не на гребне морской волны, а свалилась с небес. Вошла она в иконографию как планета в образе богини, что смотрится в роковое зеркало.

В те времена обнаженная натура была под суровым запретом, а ослушавшихся могли и на костер отправить. Но, благодаря возросшему интересу к античной культуре у художников, все-таки появилась возможность «раздеть» женщин. Так возникли различные сюжеты, позволившие обогатить историю живописи очаровательными образами. И один из них «Венера и зеркало».



Венера и зеркало
Ян Госсарт


Возможно, именно из-за зеркала у внимательного зрителя и возникает чувство диссонанса при внимательном рассматривании прекрасного тела модели и ее простоватого отражения.



Венера перед зеркалом
Диего Веласкес
1651, 122 × 177 см




Туалет Венеры
Питер Пауль Рубенс
1615, 137 × 111 см




Венера перед зеркалом
Тициан Вечеллио
1555, 124.5 × 105.5 см



Зеркало (особенно кривое) не лжет


В XVIII в. распространилось представление о том, что через кривые зеркала выявляется истинная сущность человека. Так зеркало в человеческой культуре стало символизировать самопознание.

Возможно, подобная теория появилась благодаря анаморфозам — динамичным зеркальным холстам, изобретенным в первой половине XVII в. В результате оптического смещения рисунок, недоступный поначалу для восприятия, складывался в легко прочитываемый образ. В этом даже усматривался глубокий философский смысл, который, подобно истине, раскрывался через зеркала.



Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)
Ганс Гольбейн Младший
1533, 207 × 209.5 см


В картине Ганса Гольбейна Младшего загадочное изображение на переднем плане при определенном ракурсе оказывается черепом (популярный в иконографии символ смерти).



Картина в картине



В XVI в. наступает время открытий, расцвета наук, изобретений. Человек становится творцом и важнейшим объектом художественного творчества. Внешний мир и, следовательно, человеческие фигуры изображаются в самых разнообразных жестах, движениях. Художники с удовольствием начинают использовать зеркала для развертывания композиции, чтобы показать то, чего в противном случае не смогли бы увидеть зрители.



Менины
Диего Веласкес
1656, 318 × 276 см


В мастерской Веласкеса было десять зеркал, а стоили они в те времена немало. Однажды, когда художника спросили: зачем ему столько? он ответил, что зеркала — его помощники, почти подмастерья. Ведь отражение — та же картина, только существует она лишь мгновение.

В XIX веке художникам недостаточно было сделать своих героев максимально естественными, будто «настоящими» — у моделей появились чувства, надежды и сомнения, и зеркало здесь пригодилось как нельзя кстати.



Бар в Фоли-Бержер
Эдуар Мане
1882, 97 × 130 см


Обратите внимание — поза барменши в отражении отличается. На мраморной стойке и в зеркале даже бутылки стоят различным образом. Реальность и отражение не соответствуют друг другу. Вероятно, в реальности изображено то, что, девушка задумалась о беседе, произошедшей несколько минут назад, а картина в зеркале — события прошедших минут.




«Я раб журчащих вод, я пленник отраженья,
Влекущего мой взор до головокруженья!»



Так писал о влюбившемся в свое отражение Нарциссе Поль Валери. Один из наиболее популярных, этот миф за века оброс многочисленными трактовками. В эпоху Ренессанса Нарцисса даже провозгласили изобретателем живописи!

Особую популярность легенда приобрела в модернистском искусстве, поскольку возрос интерес к роли подсознания в творческом процессе, и в этом случае вода уже не только отражает облик прекрасного юноши, но и символизирует глубины его души. Вглядываясь в отражение, Нарцисс пытается проникнуть в собственное подсознание.



Нарцисс
Микеланджело Меризи де Караваджо
1590-е, 110 × 92 см




Нарцисс, смотрящийся в воду
Карл Павлович Брюллов
1819, 162 × 209.5 см




Метаморфозы Нарцисса
Сальвадор Дали
1937, 51.1 × 78.1 см



Поэзия повседневности



В конце XVIII века появилось псише — аккуратное переносное зеркало, ставшее необходимым предметом обихода каждой уважающей себя дамы. Это дало художникам карт-бланш — даже в незатейливом интерьере поэтически интерпретировать повседневность.



Красный и желтый букет на туалетном столике
Пьер Боннар
1920, 124 × 109 см

Пьер Боннар изображал чаще всего один и тот же интерьер. Написанные на холсте интерьер и предметы, с одной стороны, включаются в пространство «зазеркалья», с другой — в реальную среду, в которой находится стоящий перед картиной зритель.




Мадам Жанто у зеркала
Эдгар Дега
1875, 70 × 84 см




За туалетом. Автопортрет
Зинаида Евгеньевна Серебрякова
1909, 75 × 65 см



“А в зеркале я за спиной своей
Так часто что-то лишнее видала…”




На языческой Руси (и не только) зеркало разделяло мир земной и потусторонний. И до сих пор разбитое зеркало сулит несчастье, так как разрушает эту границу. Русские старообрядцы считали зеркала бесовским даром, а потому не допускали их в жилище. Смотреться в зеркало — предаваться грешному занятию! Так считали до конца XVII века, и только с приходом к власти Петра Первого все смогли любоваться собой без оглядки.



Гадающая Светлана
Карл Павлович Брюллов
1836, 94 × 81 см


Это единственная работа Карла Брюллова на народную тему. В данном случае зеркало — атрибут святочного гадания, и героиня со страхом и надеждой всматривается в отражающийся мрак за своей спиной.



Иные миры



В ХХ веке зеркало вновь перестало быть простым предметом: ему вернули магические способности — показывать, что хочет, и уводить в иную реальность. Экспрессионисты, например, восприняв символику vanitas, представляли зеркало как лживую, заслоняющую реальную сущность вещей структуру.



Девушка перед зеркалом
Поль Дельво


Поскольку зеркало символ правдивости, то Дельво полагает, что, в какое бы платье не рядилась дама, ее сущность, все равно вылезает наружу.



Вечное доказательство
Рене Магритт 1930


У Магритта автономность обретает отражение и, более того, входит в противоречие — но не с телом, а с зеркалом, законами физики.

Своеобразно завершил свой диалог с отражением Микеланджело Пистолетто — он безжалостно разбил настенные зеркала в своей инсталляции «Двадцать два меньше двух» на вернисаже международной художественной выставки 53-ей Венецианской биеннале. Так художник выразил свой бунт против тотального повторения изображения. Ну, а мы не прочь путешествовать по Зазеркалью на картинах художников.





Зеркала как картины



Зеркала благодаря искусному обрамлению могли сами по себе считаться произведениями искусства. Магические пространства блестящих поверхностей на протяжении веков заключали в рамы, изготовленные, как и в случае с картинами, преимущественно из дерева. Эти резные рамы были шедеврами мастерских резчиков, позолотчиков и ювелиров.



Рама для этого зеркала выполнена в стиле Давида Альтенштеттера. Эмаль, серебро и позолота. 1617. Аугсбург, Германия. Художественный музей Милуоки. Фото: Джон Р. Глембин


Пышные, массивные рамы для больших зеркал были призваны не только украсить интерьер, но и защитить хрупкую роскошь от возможных повреждений. И даже ручные зеркала помещали, как правило, в металлические рамки, изысканно обрамленные слоновой костью, мозаикой из деревянных пластин или драгоценной древесиной, часто украшенной художественной росписью.













Состоятельные вельможи придавали оформлению своих зеркал большое значение — ведь зеркальная поверхность являла им самый лучший и прекрасный портрет из всех: их собственное изображение. Роскошное зеркало в раме помещали в будуаре, спальне, и такое «дизайнерское украшение» могло иметь свои секреты — как, например, это зеркало из коллекции Музея Метрополитен. В этом предмете искусства времен Ренессанса имеются две подвижные панели, одна из которых защищала само зеркало, а вторая (с прикрепленным к нему зеркалом) при выдвижении открывала изображение, спрятанное на «дне» конструкции. Как правило, там помещали портрет любовника или любовницы, нередко — в пикантном виде.



Зеркальная галерея Версальского дворца.
Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар.
Фото: Myrabella


Зеркала были не только символом двери в иные миры или же предметом интерьера, но и показывали состоятельность владельца, его статус. Король Франции Людовик XIV устроил в Версальском дворце «Зеркальный зал» — здесь он выслушивал просьбы придворных, здесь же проводились разные парадные мероприятия. Многочисленные зеркала в богатых резных рамах отражали свет множества окон, а в вечернее время — десятки свечей, множа богатые элементы убранства и поражая величием обстановки. Аналогично был устроен и ряд помещений Эрмитажа в Царском селе, интерьеры которого визуально расширялись за счет зеркал в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов.



Зеркальный зал в Царскосельском Эрмитаже.
Построен по проекту М. Г. Земцова






Современные зеркала также часто несут не только практическую, но и декоративную нагрузку. Дизайнеры все так же, как и в далекие времена, любят использовать зеркало в раме как дополнительный акцент декора, а также для «расширения» пространства и дополнительного отражения световых потоков.


artchive.ru

.
Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 10 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку