-÷итатник

ѕрописные и насущные истины... «аконы Ќатальи √рэйс - (0)

ѕрописные и насущные истины... «аконы Ќатальи √рэйс       Ќат...

Ћеонид Ћибкинд. Oдностишь€ - (0)

"Ќакоротке знаком с сестрой таланта"... Ћеонид Ћибкинд     Oдностишь€ Ће...

ЂЋили ћарленї - (0)

ѕесн€, которую пели по обе стороны фронта...     ѕесн€, которую пели по обе ...

ќскар –абин - художник, прославивший Ћианозово - (0)

”мер ќскар –абин - художник, прославивший Ћианозово   ”мер ќскар –абин - художник, пр...

ќ Ѕульдозерной выставке 1974 - (0)

"“еперь об этом можно рассказать..." ќ Ѕульдозерной выставке (1974)     “еп...

 -ћетки

10-е 18 век 19 век 1900-е 20-е 30-е 40-е 50-е 60-е 70-е fashion life magazine love story metropolitan museum акварель актер актеры советского кино актриса альбом америка англи€ архитектура балет библиотека конгресса сша видео вов война втора€ мирова€ война германи€ города россии гравюра дети детские книжки екатерина втора€ женщина живопись животные знаменитости иллюстратор иллюстрации император императрица инфографика истори€ истори€ любви итали€ кино кнебель иосиф николаевич книга кн€зь кошки крым литература литографи€ метрополитен музей мода мода ретро монастырь москва музей натюрморт николай второй ню открытки париж пейзаж писатель портрет поэзи€ поэт проза пушкин александр сергеевич религи€ репин иль€ ефимович ретро ретро открытки романовы росси€ санкт-петербург сказка ссср сталин иосиф виссарионович стихи сытин иван дмитриевич театр толстой лев николаевич треть€ковка украина фотограф фотографи€ фотоподборка фотопортрет франци€ храм христианство художник цветы черно-белые фотографии шл€пки эрмитаж

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Bo4kaMeda

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2011
«аписей: 5954
 омментариев: 66709
Ќаписано: 122470


—≈–√≈… ѕ–ќ ќ‘№≈¬ » ƒ¬≈ ≈√ќ ћ”«џ + фильм јндре€  ончаловского из цикла Ђ√енииї

—реда, 09 јпрел€ 2014 г. 05:30 + в цитатник
»—“ќ–»я



—ергей —ергеевич ѕрокофьев (1891 Ч 1953)



”слышав звонок телефона, ћира јлександровна медленно вышла в прихожую. ћашинально оторвала с висевшего над аппаратом календар€ вчерашний листок, который забыла убрать утром. Ќесколько секунд пыталась сосредоточитьс€, чтобы запомнить открывшуюс€ под ним дату: 5 марта 1953 года... ѕотом приподн€ла трубку с таким усилием, будто черный эбонитовый аппарат вдруг налилс€ свинцом.


«вонил балетмейстер Ћеонид Ћавровский, неделю назад начавший в Ѕольшом театре долгожданные репетиции балета Ђ аменный цветокї. ≈ще сегодн€ утром он заходил к —ереже, советовалс€ о нескольких трудных местах в партитуре.  ажетс€, с тех пор минула вечность...




Ћавровский Ћеонид ћихайлович
5 (18) июн€ 1905, —анкт-ѕетербург - 27 но€бр€ 1967, ѕариж
артист балета, балетмейстер, народный артист ———– (1965)


Ч ћира јлександровна, простите, что поздно, только что закончили... ¬се прошло отлично... ≈сли позволите, € хотел бы в двух словах отрапортовать —ергею —ергеевичу...

ѕовисша€ на том конце провода выжидательна€ пауза давила в уши... ”силием воли она разлепила пересохшие губы и в следующее мгновение как будто со стороны с недоумением услышала собственный, ставший вдруг чужим и далеким голос, выговаривавший немыслимые, невозможные дл€ сердца слова:

Ч ѕростите, но —ергей —ергеевич только что умер...

» провалилась в спасительную черную темноту...



—ергей —ергеевич ѕрокофьев


—лух вернулс€ первым. “ихие, приглушенные закрытыми двер€ми, но неверо€тно назойливые звуки один за другим наполн€ли мозг... √олос отца, отдававшего какие-то распор€жени€, позв€кивание инструментов, которые складывала в свой докторский сакво€ж соседка по дому, врач Ђ ремлевской больницыї ≈вгени€ “еппер, прибежавша€ по ћириной отча€нной просьбе, растер€нные вопросы —ережиных сыновей ќлега и —в€тослава, которых ћира вызвала по телефону, как только началс€ приступ... » странна€ звен€ща€ тишина за окном, в проезде ’удожественного театра, обычно даже ночью заполненном машинами и людьми.

ќткрыв глаза, ћира попыталась подн€тьс€. Ќадо срочно найти записку. ќ ней ведь никто не знал, кроме нее и —ережи... ƒаже папе тогда не сказала...



ћать часто спрашивала ћиру, что же такого
неповторимого она нашла в близоруком, пухлогубом
сорокавосьмилетнем —ергее —ергеевиче...


ќна вдруг как будто на минуту оказалась в том трехлетней давности зимнем дне, когда вырвала из лежавшего на столе у мужа Ђлауреатского блокнотаї чистый листок и пр€мо под шапкой ЂЋауреат —талинской премии —ергей —ергеевич ѕрокофьевї написала: Ђћы хотим, чтобы после нашей смерти нас похоронили р€домї. —ергей, став€ подпись, по привычке сократил собственное им€ до одних согласных: —ѕ –‘. ћира подписалась Ђћ. ѕрокофьеваї и в скобках добавила: ћендельсон. ќна так и не разучилась добавл€ть к своей новой фамилии старую, девичью.  ак будто какое-то неосознанное, спр€танное в самой потаенной глубине души сомнение никак не давало ей окончательно вступить в права, которых она так долго добивалась...



—ергей ѕрокофьев с женой ћирой ћендельсон-ѕрокофьевой


ѕошарив рукой в дальнем углу €щика, ћира јлександровна извлекла сложенный вчетверо заветный листок. Ќужно будет положить поближе, чтобы в случае чего он непременно попалс€ люд€м на глаза. ¬ том, что жить без —ерге€ она не сможет, ћира была уверена.  ак ей теперь казалось, с того самого августовского дн€ 1938 года, когда увидела его впервые в столовой кисловодского санатори€ им. √орького, где отдыхала с матерью и отцом-профессором.

ќни вошли вдвоем: высокий лысоватый блондин в круглых очках, широко шагавший какой-то удивительно стремительной пружинистой походкой, и миниатюрна€ черноволоса€ женщина с точеной фигурой и такими же точеными чертами красивого лица. ∆енщина, котора€ до сих пор где-то далеко, в бескрайних просторах российской тундры, носит ту же фамилию, что и ћира...



 огда 23 апрел€ 1891 года родилс€ —ережа, его отцу —ергею
јлексеевичу уже минуло сорок, матери было за тридцать


Ч Ёто композитор ѕрокофьев, Ч наклонившись к ћире, шепнул сидевший за столом вместе с ћендельсонами сын академика ‘ерсмана...

 ак будто услышав его слова, —ергей —ергеевич обернулс€ и пристально посмотрел на ћиру... » ей вдруг показалось, что, несмотр€ на несколько дес€тков метров, раздел€вших их, она совершенно €вственно различила за стеклами очков неверо€тную синеву его глаз.

¬ те годы в ———– даже среди далеких от музыки людей мало кто не слышал имени ѕрокофьева: несколько лет назад композитор, оставивший революционную –оссию летом 1918 года и с тех пор снискавший себе немалую славу как в ≈вропе, так и в —Ўј, написавший множество €рких симфонических произведений, попул€рную по обе стороны океана оперу ЂЋюбовь к трем апельсинамї и несколько балетов дл€ труппы —ерге€ ƒ€гилева, вернулс€ на –одину, став сначала гражданином —оюза —оветских —оциалистических –еспублик, а затем и членом —оюза советских композиторов. — тех пор вместе с писателем  уприным он €вл€лс€ одним из излюбленных персонажей пропагандистских статей.



ƒаже среди далеких от музыки людей мало кто не слышал имени ѕрокофьева


¬прочем, студентке Ћитинститута ћире ћендельсон, по нескольку раз в мес€ц бегавшей в консерваторию, расположенную в дес€ти минутах ходьбы от родительской квартиры, им€ композитора было известно и без газет. ј к вечеру благодар€ ‘ерсманам ћира знала и кое-что о личной жизни так поразившей ее воображение элегантной четы.

ќ том, что жена —ерге€ —ергеевича,  аролина  одина, которую все в –оссии называют Ћина »вановна, а сам муж зовет за страсть к пению ѕташкой, наполовину испанка, наполовину полька, но прекрасно говорит по-русски, впрочем, как и на французском, английском, немецком и испанском €зыках. „то около года назад чете ѕрокофьевых, у которых двое сыновей-подростков, выделили прекрасную четырехкомнатную квартиру на —адовом кольце. „то композитор с женой весной побывал в большом концертном турне по —Ўј и что по ћоскве ѕрокофьев разъезжает на купленном несколько лет назад в тех же —оединенных Ўтатах синем Ford. Ђѕод цвет глазї, Ч про себ€ подумала ћира, но конечно же промолчала Ч не столько из скромности, сколько из страха раньше времени обнаружить перед всеми страстный интерес, который в ней с первой же встречи возбудил этот человек.



ћать —. —. ѕрокофьева


”же потом, спуст€ полтора года, во врем€ т€гостной зимы 1939-го, что до краев была наполнена тоской по —ергею, ожиданием редких встреч, жгучей надеждой, охватывавшей сердце от каждой телефонной трели, и таким же жгучим отча€нием, если звонок оказывалс€ Ђне темї, мать в сердцах спросила ее, что же такого неповторимого нашла ћира в близоруком, пухлогубом сорокавосьмилетнем —ергее —ергеевиче... –азве мало в Ћитинституте симпатичных ровесников, с которыми дочь давно дружна:  ост€ —имонов, ћиша ћатусовский, ∆ен€ ƒолматовский?.. Ќо ћира в ответ только расплакалась.



—ережа ѕрокофьев в возрасте 7 лет


≈сли бы только мама знала, сколько раз она сама задавала себе этот вопрос, не наход€ ответа... ƒа и разве можно его найти? » разве она хотела, чтобы все вышло так, как вышло? „тобы ее единственна€ любовь стала причиной чьего-то гор€? » неужели все злоключени€ последних лет Ч болезнь —ережи, травл€, которой нет конца, предательство друзей, одиночество Ч это плата за ту безрассудную любовь, которой их одарила судьба? „то ж, зато теперь они, похоже, за все расплатились сполна.

ƒавн€€, не изжита€ годами зависть к Ћине »вановне вдруг пронзила сердце ћиры... ѕочему ей, а не ћире, достались лучшие —ережины годы? √оды славы, успеха, побед? ѕочему она, а не ћира, встретила его молодым, беззаботным, уверенным? ¬от и теперь судьба дает ей отсрочку: туда, где сейчас Ћина, новости приход€т с опозданием. ј значит, дл€ нее —ергей еще несколько недель, а может, и мес€цев останетс€ живым... » даже когда она узнает о его смерти, у нее останетс€ утешение Ч —ережины сыновь€. ” ћиры их никогда уже не будет...



Ћина, ћари€ √ригорьевна со —в€тославом и —ергей ѕрокофьев 1924


ћолодость ушла. ”шла на т€гостную борьбу за любовь и право ее не скрывать. ”шла из-за нее, из-за Ћины... Ќу почему она оказалась так непреклонна, так упр€ма? ѕочему сразу не захотела уступить тому, что было сильнее ее?

... Ч Ќу что же ты стоишь, —ережа? ѕознакомь мен€ с твоей поклонницей... ћожет быть, пригласим ее на чай?

 окетливо и чуть лукаво улыба€сь, Ћина »вановна переводила взгл€д с мужа на ћиру, как будто не замеча€ ни его сердитого смущени€, ни ее откровенного испуга. «а их спинами по ступен€м Ѕольшого тетра спускались люди, только что вышедшие со спектакл€: Ћенинградский театр им.  ирова, приехавший в мае 1940 года в столицу, давал Ђ–омео и ƒжульеттуї с √алиной ”лановой... ¬ Ћенинграде балет, который труппа по-началу восприн€ла в штыки из-за слишком тонкой, прозрачной, Ђнетанцевальнойї, как считали артисты, музыки, прошел с огромным успехом, только что в полной мере повторившимс€ и в ћоскве... ≈два ли не ежесекундно кто-то останавливалс€, жал —ергею —ергеевичу руку... » бегло, но с интересом огл€дывал их троих, как на юру сто€щих посередине “еатральной площади. ћира не выдержала первой:

Ч ѕростите, мен€ папа ждет.

» побежала к машине, где ее в мрачном молчании и в самом деле поджидал отец.



ѕерва€ жена —ерге€ ѕрокофьева Ч  аролина  одина-Ћюбера


ќ том, что у мужа роман с молоденькой студенткой Ћитинститута, Ћина »вановна догадалась давно. —транные письма в почтовом €щике без обратного адреса и почтового штемпел€, но запечатанные в двойной конверт, странные звонки, обрывающиес€ в то мгновение, когда она едва успевала сказать в телефонную трубку Ђаллої. ¬се это началось еще осенью 1938-го, так же как и странные отлучки мужа то на уроки танцев в ƒом ученых, то на €кобы одинокие прогулки по ¬оробьевым горам или —окольникам. ќбычно пользовавшийс€ услугами шофера, в такие вечера ѕрокофьев садилс€ за руль сам...



ѕрокофьев за ро€лем. –исунок √. —. ¬ерейского 1927


Ћетом 1939 года —ергей —ергеевич снова засобиралс€ в любимый с юности  исловодск, где его ждала —ерафима Ѕирман, заменивша€ в качестве режиссера новой прокофьевской оперы Ђ—емен  аткої арестованного в июне ¬севолода ћейерхольда... » куда после окончани€ сессии должна была приехать ћира.

Ћина »вановна отдыхать на водах не любила. Ќе нравилс€ дождь, способный зар€дить на добрую неделю, не нравилс€ вкус нарзана, который с маниакальной настойчивостью заставл€ли пить врачи... ќна вз€ла путевку в  рым, благо статус ѕрокофьева позвол€л его жене выбирать любой из советских санаториев. ¬новь встретилась с мужем она уже осенью в ћоскве. ј спуст€ несколько недель после возвращени€ он неожиданно сам заговорил о ћире...



—. ј. —амосуд, ћ. ј.ћендельсон-ѕрокофьева и —. —.ѕрокофьев. Ћенинград 1946


Ћина »вановна была удивлена его несколько запоздалой откровенностью, но мало обеспокоена самим рассказом.   романам мужа ей было не привыкать. ќна знала, что, несмотр€ на свою казалось бы неромантическую внешность, —ергей пользуетс€ неизменным успехом у женщин. “ак было всегда. ”же в начале двадцатых в јмерике, где они с ним и познакомились и где звезда мировой известности ѕрокофьева только-только начинала всходить, за ним бегали дес€тки поклонниц, начина€ с дочери пианиста Ћеопольда √одовского ƒагмары, учившей его танцевать новомодный американский джаз, и заканчива€ красавицей —теллой јдлер, которую —ергей особо отличал за ее высокий рост и полное пренебрежение к пуританской морали.



ѕрокофьев в „икаго 1921


“е же, кто знал ѕрокофьева еще по дореволюционной –оссии, рассказывали Ћине и о его драматическом романе с дочерью петербургского магната ћещерского Ќиной, которую родители наотрез отказались выдать за слишком молодого выпускника ѕетербургской консерватории, и о той истерической симпатии, которую выказывала ѕрокофьеву друга€ Ќина, бывша€ любовница –ахманинова, певица  ошиц...

ƒалеко не сразу Ћине удалось стать номером первым в этой череде вечно вращавшихс€ вокрут —ерге€ женщин... ќни поженились в немецком городке Ётталь, на третьем году совместной жизни и спуст€ четыре года после первой встречи.



ѕоследн€€ фотографи€ Ћины ѕрокофьевой.


¬ тот момент Ћина уже ждала —в€тослава, по€вившегос€ на свет через четыре мес€ца после венчани€.  онечно, она догадывалась, что быть отныне единственной женщиной в жизни ѕрокофьева ей не удастс€, но, прин€в правила игры, никогда не задавала мужу лишних вопросов... Ќи в начале тридцатых, когда он слишком уж часто восхищалс€ балериной »дой –убинштейн, ни тогда, когда по ћоскве стали упорно распростран€тьс€ слухи о том, что у —ерге€ растет сын от его давней подруги и соученицы по консерватории Ёлеоноры ƒамской, с которой у ѕрокофьева летом 1934-го случилс€ запоздалый и неожиданный роман. ћальчика признал муж ƒамской, и Ћина »вановна считала вопрос исчерпанным. ќна была уверена, что все обойдетс€ и в этот раз... —лишком уж непохожа была угловата€ неулыбчива€ девушка с тонкими губами, напоминавшими клюв утенка, на роковую красотку.



ѕокида€ жену и сыновей, ѕрокофьев вз€л с собой только маленький чемоданчик с бельем и ножами


Ђ√адкий утенокї... —казка дл€ голоса и фортепь€но на андерсеновский сюжет, написанна€ двадцатитрехлетним —ергеем на слова его тогдашней невесты Ќиночки ћещерской.  огда-то Ћина »вановна даже сама ее исполн€ла. „то ж, возможно, эта девушка чем-то напомнила мужу его первую большую любовь.  ажетс€, он даже говорил как-то, что роман с Ќиной тоже начиналс€ в  исловодске. Ќичего удивительного: когда тебе под п€тьдес€т, ностальги€ по молодости не редкость... ¬ любом случае скандал поднимать не стоит.  уда тоньше будет познакомитьс€, а возможно, и подружитьс€ с соперницей.  огда —ергей увидит их р€дом, он конечно же осознает всю абсурдность своего увлечени€...

...¬ыйд€ в гостиную, ћира м€гко, но решительно отстранила отца, пытавшегос€ сказать что-то о покое... ѕоко€ у нее впереди будет более чем достаточно. Ѕоже, с какой готовностью она помен€ла бы его сейчас весь скопом на любой из отча€нных, безумных, как тогда казалось, пыточных дней первой поры их романа!



—. —. ѕрокофьев и ћ. Ћ. –остропович ћосква 1952


ѕосле мес€ца в  исловодске, проведенного в неразлучной почти близости, ошеломительных рассветов, встреченных в горах, и не менее ошеломительных ночных свиданий, на которые ћира уходила под укоризненными взгл€дами родителей, расставатьс€ было невыносимо.

Ќезадолго до отъезда гул€ли. —ергей кивнул на увитое густым плющом окно: Ђ огда будем вместе, устроим себе такое же...ї ” ћиры перехватило горло. ¬сю обратную дорогу она почти не сходила с верхней полки, стара€сь лишь как можно плотнее закутатьс€ в большую шаль. ≈е бил озноб, как будто впереди была не золота€ осенн€€ ћосква, а заснеженна€ лед€на€ пустын€. „тобы хоть немного успокоитьс€, врем€ от времени доставала из сумки толстую пачку машинописных листов. » читала, читала, читала...



—. —. ѕрокофьев и —. ћ. Ёйзенштейн ћосква 1938


“ем летом —ергей привез с собой в  исловодск почти законченную рукопись своих детских воспоминаний. —казал, что сделал дополнительную копию специально дл€ нее.  ак будто угадал затаенную мечту ћиры по маленькому мальчику со светлыми волосами и серьезным личиком, который был так похож и вместе с тем не похож на всемирно известного композитора —ерге€ —ергеевича ѕрокофьева.

... огда 23 апрел€ 1891 года родилс€ —ережа, его отцу —ергею јлексеевичу, управл€ющему огромным имением —онцевка, расположенным в бескрайних украинских степ€х, уже минуло сорок, матери, ћарии √ригорьевне, было за тридцать. ј на пригорке церковного кладбища высились два небольших холмика, под которыми лежали их дочери, родившиес€ до —ерге€.



÷ерковь в которой крестили ѕрокофьева


—тоило ли удивл€тьс€, что с первых минут своего по€влени€ на свет этот мальчик превратилс€ в центр семьи, на котором сосредоточились все надежды и интересы? «аметив способности сына к €зыкам, ћари€ √ригорьевна лично отправилась за сотни километров в ¬аршаву, чтобы раздобыть там дл€ —ерьгушечки гувернантку-француженку с безупречным произношением. Ќесмотр€ на свою близорукость, она готова была сутки просидеть за швейной машинкой, чтобы сшить сыну ко дню рождени€ коллекцию флагов разных стран Ч в то врем€ он как раз увлекс€ географией. ј —ережина тет€, несколько сот километров тесн€сь в крошечном купе, везла любимому плем€ннику мебель дл€ игрушечного домика, построенного по его просьбе в саду.



—ергей ѕрокофьев с партитурой его первой оперы Ђ¬еликанї


”же с четырех лет мальчик начал пристраиватьс€ к ро€лю, на котором ежедневно по несколько часов в день занималась ћари€ √ригорьевна. ѕриподн€вшись на цыпочки, без разбору тыкал пальцем в клавиши, впрочем внимательно прислушива€сь к производимым ими звукам. ћать же, вместо того чтобы отгон€ть озорника, выделила ему две верхние октавы и одновременно с —ережиным бренчанием продолжала свой собственный урок.  ак ей удавалось под его Ђмузыкуї разучивать свою, так и осталось загадкой. «ато уже в п€ть с половиной лет —ергей начал подбирать мелодии, а в семь стал обладателем целого Ђтомаї собственных сочинений: обожавша€ плем€нника тет€ “ан€ отдала ноты, кое-как нацарапанные на бумаге, разлинованной дл€ барчука конторщиком ¬анькой, в переписку и переплет петербургскому мастеру. «аодно по просьбе тетушки тот вытеснил на обложке и продиктованную ею надпись Ђ—очинени€ —ереженьки ѕрокофьеваї.




—ергей »ванович “анеев


¬ восемь с половиной у —ерге€ по€вилась и собственна€ опера Ч Ђ¬еликанї. ј через два года после Ђвыхода в светї этого сочинени€ партитуру Ђ¬еликанаї уже листал —ергей »ванович “анеев, встречи с которым мать —ерге€ добилась через неких знакомых. “анеев признал партитуру многообещающей, но заметил, что если мальчика немедленно не начнет учить профессионал, врем€ будет упущено и —ергей навсегда останетс€ лишь дилетантом. Ќайти достойного учител€ в украинской глуши, где располагалась —онцевка, было решительно невозможно. ќ том, чтобы оставить обожаемого сына одного в ћоскве или ѕетербурге и отдать в приготовительные классы консерватории, и речи быть не могло. » ѕрокофьевы, несмотр€ на непомерные расходы в 75 рублей в мес€ц, решили хот€ бы на лето пригласить учитет€ к себе. ¬ этом качестве и прибыл к ним летом 1902 года рекомендованный “анеевым двадцативосьмилетний –ейнгольд ћорицевич √лиэр.



–ейнгольд ћорицевич √лиэр


ћира не раз думала, что если бы √лиэр осталс€ во главе —оюза композиторов, кошмар 1948 года обошел бы их стороной... —ергеем он гордилс€ необычайно, почти по-отечески... Ќо советской стране, восхитившей весь мир своей победой над фашизмом, больше не нужен был на высоком посту этнический немец и выпускник императорской консерватории: √лиэра заменили тридцатип€тилетним “ихоном ’ренниковым. ¬прочем, кто знает, может быть, эта как будто не воврем€ случивша€с€ отставка √лиэра уберегла —ережу от еще одного непереносимого предательства? ƒа и что мог бы противопоставить старый учитель страшной силе, вдруг и, как казалось, безо вс€кого повода ополчившейс€ против —ережи?





1948-й началс€ дл€ ћиры с долгожданного Ч 15 €нвар€ она официально стала женой ѕрокофьева. ћногие годы, с того самого дн€ 19 марта 1941 года, когда ушедший из семьи —ергей встретил ее на вокзале, эта последн€€ недомолвка в их отношени€х тенью ходила по п€там за ћирой. —ережа уговаривал, утешал, просил потерпеть... “о до конца войны, то до того, как по€витс€ хоть кака€-то €сность с квартирой... ѕокида€ жену и сыновей, он вз€л с собой только маленький чемоданчик с бельем и нотами.

¬сю весну 1941 хода они мыкались в  ратове по чужим дачам, казавшимс€ тогда охмелевшей от счасть€ ћире почти дворцами. ќна топила печку, таскала в огромных корзинах продукты со станции, он же, как будто срисовыва€ с нее главную героиню, дописывал балет Ђ«олушкаї, набрасывал план оперы Ђ¬ойна и мирї... ј потом июньским днем прибежала бледна€ как смерть жена сторожа и сказала, что по радио говор€т о бомбежках  иева и ћинска.



—. —. ѕрокофьев и ћ. ј. ћендельсон-ѕрокофьева
Ќиколина √ора 1946


Ќесмотр€ на уговоры —ерге€, ехать в эвакуацию вместе Ћина »вановна отказалась наотрез, оставшись с сыновь€ми в ћоскве. —ергей ехал мрачный, мучилс€ своей виной, а ћира... —адившиес€ с ними в вагон знакомые, многие из которых, как Ќиколай ћ€сковский и его сестра, долгие годы дружили с ѕрокофьевыми, не знали, как ее называть. —крыва€ смущение под шуткой, окрестили Ђподругой гени€ї... » ћира старательно улыбалась в ответ, делала вид, что на большее и не рассчитывает...

ѕотом были Ќальчик, “билиси, јлма-јта, где жили по-королевски: в номере гостиницы, без воды, но зато с удобствами на этаже. —ъемочна€ группа —ерге€ Ёйзенштейна, с которым ѕрокофьев работал над новым фильмом Ђ»ван √розныйї, и вовсе ютилась в вестибюле кинотеатра, разделенном на Ђкомнатыї ситцевыми занавесками. ѕри любой возможности —ергей собирал посылку в ћоскву: сахар, варенье, мыло, немного риса или сухофруктов, если удавалось достать. ћира зашивала €щики в белое полотно...



Ћина ѕрокофьева с сыновь€ми —в€тославом (слева) и ќлегом в пригороде ѕарижа. Ћето 1930 года


— каждым прожитым вместе днем пласт времени, воспоминаний, прежних привычек, некогда раздел€вший их, истончалс€. ”шли в прошлое церемонное Ђ¬ыї, стеснение друг перед другом за собственные несовершенства. ¬любленность уступала место любви... Ђя счастлив с тобою, как никогда не был счастлив. Ќе думаю о прошлом, не мечтаю о будущем, а живу насто€щимї, Ч сказал ей —ергей в той самой алма-атинской гостинице. » она пон€ла Ч пора.

—разу после возвращени€ в ћоскву ћира начала все упорнее требовать от ѕрокофьева развода с Ћиной »вановной. ∆изнь возвращалась в прежнюю мирную колею, и все, на что во врем€ войны смотрели сквозь пальцы Ч не до того было, Ч снова начинало иметь значение и вес. ќставатьс€ и дальше в ранге Ђподруги гени€ї ћире казалось неприличным.



ѕортрет композитора —ерге€ ѕрокофьева, работающего над оперой "¬ойна и мир". »горь √рабарь. 1941


¬ начале 1945-го ее отец выхлопотал им квартиру на ћожайском шоссе. Ќеверо€тна€ даль, но зато свой угол. –одители подарили новоселам чашки, ћ€сковский - тарелочки... Ќовоселье справл€ли 16 €нвар€, через два дн€ после оглушительного успеха исполненной в Ѕольшом зале консерватории ѕ€той симфонии. ѕрокофьев сам сто€л за дирижерским пультом. ¬ тот момент, когда он подн€л палочку, на улице грохотали залпы артиллерийского салюта: советска€ арми€, неумолимо продвигавша€с€ на запад, каждый день брала новые рубежи. » музыка, зазвучавша€ вслед за последним залпом, тоже казалась предвестием победы и счасть€, которое непременно придет вместе с нею....

Ќеделю спуст€ вышедший в близлежащую кондитерскую ѕрокофьев упал на скользкой улице и сильно ударилс€ головой. Ќесколько дней провел дома, пыта€сь, как он выражалс€, Ђотлежатьс€ї, но когда начались бред, галлюцинации и жар, ћира, несмотр€ на его протесты, вызвала врачей.



ѕортрет ѕрокофьева (’удожник  ончаловский, ѕетр ѕетрович 1934г.)


...¬ прихожей тихо скрипнула дверь... —ережа как-то сказал ей, что по русскому обычаю дверь в доме, где лежит покойник, никогда не закрывают Ч люди не прос€т впустить, не представл€ютс€, просто заход€т к тому, с кем хот€т проститьс€... ¬прочем, вошедших на цыпочках молодых людей ћира знала: √ена –ождественский, Ћазарь Ѕерман... ќстановились под сто€вшим в изголовье торшером, помолчали несколько минут...

ћилые мальчики... ¬ последние годы, после смерти почти всех старых и верных друзей ѕрокофьева, именно такие Ч молодые, влюбленные в музыку, гор€чие Ч чаще всего поддерживали композитора. “е, кто постарше, как чумы страшились опалы, уходили в тень... ќсобенно отличал —ергей среди молодежи веселого, ироничного, широчайше образованного и бесконечно одаренного —лаву –остроповича. „асто приглашал его в гости, подарил рукопись своего виолончельного концерта, написав на ней трогательное посв€щение.





ћальчики в прихожей шепотом разговаривали с ћириным отцом: Ђ≈ле пробрались... ¬се оцеплено... –азве вы не знаете? ѕо радио передали: умер —талин... √роб будет в  олонном зале...ї ”слышав, ћира машинально подумала: Ђ√осподи, как же мы с —ереженькой выбиратьс€ будем?!  олонный зал в двух шагах...ї » уже в следующую минуту осознание мистики совпадений захватило все ее существо.  ак же это вышло, что —ережи не стало в один день с тем, всемогущим, так жестоко надругавшимс€ над его жизнью и судьбами его близких?

¬ 1945-м т€желейшее сотр€сение мозга, осложнившеес€ пневмонией, несколько мес€цев держало —ерге€ ѕрокофьева между жизнью и смертью. ћира, не отход€ ни на шаг, ухаживала, кормила, следила за процедурами, хлопотала о путевках в санаторий и еще тыс€че мелочей...



ѕрокофьев в группе советских композиторов. ћосква 1946


¬ ту же осень —ергей —ергеевич начал с Ћиной переговоры о разводе. ќна отказывала раз за разом: то, никогда не будучи истовой католичкой, вдруг начинала упорно ссылатьс€ на св€тость венчани€, то за€вл€ла, что не даст развода до тех пор, пока —ергей не выхлопочет ей разрешение на возвращение во ‘ранцию, то начинала сама хлопотать, встреча€сь с представител€ми иностранных посольств, которых р€довые советские граждане предпочитали обходить дес€той дорогой. —ыновь€ твердили —ергею, что нужно оставить все как есть...

ј потом случилось неверо€тное: композитору позвонили Ђиз органовї. —казали, что никакой нужды в разводе нет: их с Ћиной почти двадцатичетырехлетний брак, заключенный, во-первых, за рубежом, а во-вторых, по церковному обр€ду, согласно советским законам, попросту... не существует. » чем скорее композитор и Ћина прекрат€т ненужную шумиху вокруг своих отношений, тем лучше. ѕосле такого за€влени€ про€вл€ть упр€мство и добиватьс€ официального развода дальше было попросту небезопасно.





–асписывались в —вердловском загсе. “оржество, даже скромное, —ергей устраивать не захотел Ч сослалс€ на нездоровье: накануне задергивал шторы, и сорвавшийс€ карниз сильно ударил его по голове. Ќо ћира понимала, что дело, конечно, не в карнизе Ч что бы ни говорили Ђв органахї, о регистрации нового брака —ерге€ —ергеевича следовало сообщить Ћине и сыновь€м, и разговор предсто€л не из легких. Ќа душе между тем и так было т€жело: три дн€ назад член ѕолитбюро и главный идеолог страны јндрей ∆данов, уже прославившийс€ разгромом јхматовой и «ощенко, собирал в ÷  ¬ ѕ(б) совещание с участием композиторов. ¬ воздухе запахло очередным погромом.



—. —. ѕрокофьев на съезде —оюза —оветских композиторов ћосква 1948


¬прочем, в то, что лауреат п€ти —талинских премий —ергей ѕрокофьев станет одним из его главных персонажей, поначалу мало кто верил. » меньше всех сам —ергей —ергеевич. явившись в ÷  пр€мо с дачи на Ќиколиной √оре, которую они с ћирой купили дл€ поправки его пошатнувшегос€ здоровь€, рум€ный, в мохнатых унтах, он, вместо того чтобы внимать несшимс€ с трибуны словам, увлеченно обсуждал с соседом-дирижером свою новую оперу Ђ¬ойна и мирї. ƒо той поры, пока замечание ему не сделал сам ∆данов. ѕрокофьев недовольство члена ѕолитбюро проигнорировал...



ƒача ѕрокофьева на Ќиколиной горе 1954


11 феврал€ в Ђѕравдеї было опубликовано ѕостановление ÷  Ђќб опере Ђ¬елика€ дружбаї ¬. ћураделиї, лишь вскользь, однако, касавшеес€ произведени€ грузинского композитора. √лавными геро€ми документа, ради уничтожени€ которых он, в сущности, и был написан, стали €рчайшие даровани€: јрам ’ачатур€н, ƒмитрий Ўостакович, ¬иссарион Ўебалин, √авриил ѕопов, лучший друг ѕрокофьева Ќиколай ћ€сковский и, конечно, он сам. ¬о всем мире ѕрокофьева давно называли крупнейшим из советских композиторов, и без упоминани€ о нем постановлению ÷  €вно не хватало бы веса. 14 феврал€ в газетах началась публикаци€ одобрительных Ђнародныхї откликов на погромное постановление.

Ќедел€ прошла в метани€х. ѕо совету ћиры —ергей —ергеевич написал письмо ’ренникову, которое профессор ћендельсон, давно полюбивший когда-то неугодного з€т€ как родного, отвез лично “ихону Ќиколаевичу на квартиру. ќт греха подальше решено было вернутьс€ на Ќиколину √ору, Ђпереждатьї. “ак тогда делали многие, над чьей головой сгущались тучи. ѕоселок сто€л в снегу, как куполом накрытый звен€щей тишиной: ни телефона, ни газет... Ћюдей тоже почти не было.



—. —. ѕрокофьев с сыновь€ми ќлегом и —в€тославом на даче
Ќиколина √ора, 1950


ќднако около полудн€ 21 феврал€ в дверь их дома постучали. ќткрыв дверь, ћира увидела на крыльце сыновей —ерге€ —ергеевича...

ќлег и —в€тослав потом так и не смогли простить ей захлопнутую перед их носом дверь и те томительные дес€ть минут, которые они прождали отца. ј ћира так и не сумела объ€снить им, что оглушенна€ диким, ударившим пр€мо в под дых страхом за мужа, просто не могла в тот момент ни говорить, ни двигатьс€. “ак и сто€ла несколько минут у закрытой двери, согнувшись пополам... ѕотом вз€ла себ€ в руки, пошла в комнату: Ђ“ам мальчики приехалиї. ѕрокофьев, увидев ее помертвевшее лицо, ничего не спрашива€, сунул ноги в унты и сн€л с гвозд€ ушанку.

» без вопросов было пон€тно, что только что-то чрезвычайное могло заставить сыновей пешком пройти по февральскому морозу тринадцать километров, отдел€вших поселок от станции, Ч зимой автобусы до дач не ходили.



 омпозитор ѕрокофьев на даче под ћосквой


Ётим „ѕ, пригнавшим ќлега и —в€тослава на Ќиколину √ору, оказалс€ арест Ћины »вановны, случившийс€ накануне вечером. ќ том, что —ергей —ергеевич, которого она и после семи лет раздельной жизни продолжала считать своим мужем, уже больше мес€ца женат на ћире, Ћина узнать так и не успела: зан€тому своими непри€тност€ми ѕрокофьеву было не до вы€снени€ отношений с бывшей женой. Ќо в том, что его полулегальна€ свадьба, погром, учиненный его музыке, и арест Ћины »вановны Ч звень€ одной цепи, сомневатьс€ не приходилось.

¬сю ночь в квартире на „каловской шел обыск, вещи, в том числе собранные ѕрокофьевым еще в ≈вропе пластинки с запис€ми его сочинений, его ро€ль, некоторые рукописи, фотографии были опечатаны. ќтныне все близкие ѕрокофьева Ч от двадцатилетнего младшего сына до шестидес€титрехлетнего тест€ сто€ли на краю бездны...



—ергей —ергеевич ѕрокофьев, репродукци€ фотографии 1943 года


¬сегда пр€мой, независимый, порой по-мальчишески задиристый, остроумный, блест€щий, ѕрокофьев был скован по рукам и ногам. Ћюбое неосторожное слово, косой взгл€д не в ту строну мог стать последним если не дл€ него, то дл€ любого из дорогих ему людей... » он молчал.

ƒаже когда на ѕервом съезде —оюза композиторов, устроенном в апреле, читали предательский доклад, подготовленный их с Ќиколаем ћ€сковским консерваторским однокашником и ближайшим другом Ѕорисом јсафьевым, даже когда напуганные постановлением ÷  руководители концертных залов, музыкальных театров и радиостудий по всей стране начали одно за другим снимать прокофьевские произведени€ с репертуара и эфира, даже когда в конце 1948-го  ировский театр демонстративно провалил открытый прогон его недавно законченной оперы Ђѕовесть о насто€щем человекеї.



ћолодому —ергею ѕрокофьеву прочили блест€щую карьеру шахматиста


јфиша шахматного матча ѕрокофьев-ќйстрах 1937


ƒенег не было... ƒумали продать дачу, которую покупали в кредит, но доктора запретили и думать о том, чтобы оставатьс€ летом в душном городе... ≈сли бы не профессорска€ зарплата отца, ћире с мужем пришлось бы совсем туго.

ѕрокофьев крепилс€, из последних сил цепл€€сь за единственный оставшийс€ у него спасательный круг Ч свою музыку. Ќачал писать новый балет по уральским сказам ѕавла Ѕажова.  акто обн€в похудевшую, измученную тревогой ћиру, сказал, что решил посв€тить балет ей...

Ќо долго так продолжатьс€ не могло. ¬ июле 1949 года у ѕрокофьева стучилс€ инсульт. «аниматьс€ музыкой и особенно сочин€ть врачи строжайше запретили.

ѕот€нулись тоскливые годы болезней, редких улучшений, во врем€ которых ему иногда удавалось написать что-то новое: детскую сюиту Ђ«имний костерї на стихи ћаршака или ЂЋетнюю ночьї, созданную на материале когда-то с таким воодушевлением написанной оперы Ђќбручение в монастыреї. »ногда, во врем€ очередной болезни и ужесточени€ непреклонного лечебного режима, ћира находила на подоконнике, в тумбочках, под подушкой рецепты и коробочки из-под лекарств, сплошь покрытые нотами, которые муж пыталс€ записать тайком от врачей.



—ергей ѕрокофьев (справа) играет в шахматы со скрипачом ƒавидом ќйстрахом. 1943 г. Ќаблюдает за игрой Ч скрипачка Ћиза √илельс.


Ч ћирочка, машина пришла, пора...

...ѕоздней ночью 6 марта 1953 года по оцепленной улице √орького гроб с телом ѕрокофьева повезли из проезда ’удожественного театра, где —ергей —ергеевич с ћирой жили после смерти ее матери, на ћиусскую площадь Ч прощание должно было состо€тьс€ на следующее утро в зале ƒома композиторов. Ѕукетов у гроба не было Ч все цветочные магазины ћосквы были опустошены теми, кто шел в  олонный зал. ќт безысходности прощавшиес€ с ѕрокофьевым приносили в ƒом композиторов вз€тые из дому горшки с глоксини€ми и геранью. “ак они и сто€ли у гроба ѕрокофьева Ч как на подоконнике.



”лица √орького в дни похорон —талина (март 1953 года).
‘ото из газеты "ѕравда", вышедшей 8 марта 1953 года


8 июн€ 1968 года в квартире ћиры јлександровны ћендельсон раздалс€ телефонный звонок. «вонили по поводу витрин дл€ организованного с ее участием народного музе€ ѕрокофьева в одной из московских музыкальных школ. » после смерти муж оставалс€ дл€ ћиры единственным смыслом жизни. ќна успела повидать внуков ѕрокофьева, которых оба сына композитора назвали в честь деда Ч —ерге€ми. Ќо после возвращени€ из лагер€ Ћины »вановны вс€кое общение с родными —ерге€ —ергеевича прекратилось: крушени€ свой семьи Ћина »вановна ћире простить не смогла. ƒаже ради пам€ти мужчины, которого обе они так любили.

 азуистика советского законодательства в отношении двух жен —ерге€ ѕрокофьева так и не была распутана до конца: до самой смерти ћиры обе женщины считались вдовами одного и того же человека.



ћосква,  амергерский переулок, дом 6.
«десь —ергей —ергеевич жил с 1946 до смерти в 1953.
—ейчас Ч музей


 лад€ телефонную трубку, ћира почувствовала внезапную слабость. — трудом опустившись на сто€вший р€дом стул, она попыталась нашарить рукой сумочку, в которой после смерти единственного оставшегос€ у нее близкого человека, отца, она, ни на минуту не вынима€, носила то старое, восемнадцатилетней давности завещание: Ђћы хотим, чтобы нас похоронили р€дом...ї ѕосле нескольких бесплодных попыток ее рука бессильно упала вдоль тела...

ћира ѕрокофьева умерла 8 июн€ 1968 года с телефонной трубкой в руке. «авещание, которым она так дорожила, нашли, и оно было исполнено: ее похоронили р€дом с ѕрокофьевым на Ќоводевичьем кладбище. Ћина »вановна пережила не только мужа, но и свою соперницу. ќна умерла в Ћондоне в 1989 году.



ћогила —. —. ѕрокофьева на Ќоводевичьем кладбище


“екст: јнтонина ¬арь€га
 араван историй. »юнь 2013


Ђ√енииї. —ергей ѕрокофьев





јвтор проекта: јндрей  ончаловский
јвторы сценари€: јндрей  ончаловский, јлександр Ћипков и √алина ќгурна€
–ежиссер: јндрей  ончаловский
ќператоры-постановщики: ¬ладимир Ѕрежнев, ƒмитрий ¬етчинин,  ирилл  орнилов, јлександр  олесников, »горь –€бцев и –услан —афин
ѕродолжительность 52 мин.
ѕроизводство
“елеканал Ђ ультураї, ѕродюсерский центр јндре€  ончаловского


Photo

.
ћетки:  

ѕроцитировано 12 раз
ѕонравилось: 12 пользовател€м



√алина46   обратитьс€ по имени —реда, 09 јпрел€ 2014 г. 10:01 (ссылка)
ƒоброе утро “анечка.Ѕольшое ¬ам спасибо за интересный пост о
¬еликом композиторе —ергее ѕрокофьеве.ћногого не знала.
”дачного дн€!¬ —анкт-ѕетербурге хороша€ погода.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Bo4kaMeda   обратитьс€ по имени —реда, 09 јпрел€ 2014 г. 12:15 (ссылка)

ќтвет на комментарий √алина46

ƒоброго дн€! ¬от и у нас, вроде, наладилось...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Sergey_Tashebsky   обратитьс€ по имени —реда, 09 јпрел€ 2014 г. 13:04 (ссылка)
—ердечно благодарю ¬ас!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Tatjanuschka   обратитьс€ по имени —реда, 09 јпрел€ 2014 г. 14:41 (ссылка)
—ѕј—»Ѕќ,“јЌ≈„ ј!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Bo4kaMeda   обратитьс€ по имени —реда, 09 јпрел€ 2014 г. 15:06 (ссылка)

ќтвет на комментарий Tatjanuschka

ƒоброго дн€, “анюша!))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
sherila   обратитьс€ по имени —реда, 09 јпрел€ 2014 г. 16:53 (ссылка)
ј где его сыновь€,“анюш? я пр€мо зачиталась,и ту и другую жалко,а композитор гениальный.—пасибо,получила удовольствие от рассказа твоего.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 расота_женщины   обратитьс€ по имени —реда, 09 јпрел€ 2014 г. 19:45 (ссылка)
Ѕлагодарю, дорога€ ,очень интересно!’отелось бы узнать про сыновей!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
eto_Krutaa_cherepaha   обратитьс€ по имени ¬торник, 08 ћарта 2016 г. 22:21 (ссылка)

ќтвет на комментарий √алина46

Ѕлондинка, брюнетка и шатенка попали к ведьме, та говорит:
- “от, кто скажет неправду, исчезнет!
Ѕрюнетка говорит:
- я думаю, что € красива€! »счезла.
Ўатенка говорит:
- я думаю, что € умна€! »счезла.
Ѕлондинка говорит:
ѕродолжение в моем блоге...

 артинка
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
незан€то   обратитьс€ по имени ’отелось бы узнать про сыновей! ѕ€тница, 11 ћарта 2016 г. 06:52 (ссылка)
ќлег и —в€тослав
 артинка

ќлег —ергеевич ѕрокофьев
’удожник
ќлег —ергеевич ѕрокофьев Ч советский и британский художник, скульптор, поэт.
–одилс€: 14 декабр€ 1928 г., ѕариж, ‘ранци€
”мер: 20 августа 1998 г., √ернси
—упруга: ‘рансес ѕрокофьев (в браке до 1998 г.),  амилла √рей
ƒети:  вентин ѕрокофьев
–одители: —ергей —ергеевич ѕрокофьев,  аролина  одина-Ћюбера
Ѕрать€ и сестры: —в€тослав ѕрокофьев
***
—в€тослав ѕрокофьев
јрхитектор
–одилс€: 1924 г.
”мер: 2010 г.
Ѕрать€ и сестры: ќлег —ергеевич ѕрокофьев
–одители: —ергей —ергеевич ѕрокофьев,  аролина  одина-Ћюбера
Ѕабушка / ƒедушка: ћари€ √ригорьевна ѕрокофьева, —ергей јлексеевич ѕрокофьев
ѕлем€нник:  вентин ѕрокофьев
"ћќ… ќ“≈÷: —“–јЌ»÷џ ∆»«Ќ»" http://newmuz.narod.ru/st/Pr_Sav_bes.html
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Bo4kaMeda   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 11 ћарта 2016 г. 21:22 (ссылка)
незан€то, ждем от вас пост про сыновей))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
незан€то   обратитьс€ по имени пост про сыновей)) —уббота, 12 ћарта 2016 г. 00:56 (ссылка)
Bo4kaMeda, " ј«”— ѕ–ќ ќ‘№≈¬ј" http://www.liveinternet.ru/users/4198118/post386419379/ - впечатлилась и пошло...
¬ "ѕ≈–¬џ’ —“–ќ ј’" открылс€ ¬аш пост "—≈–√≈… ѕ–ќ ќ‘№≈¬ » ƒ¬≈ ≈√ќ ћ”«џ + ‘»Ћ№ћ јЌƒ–≈я  ќЌ„јЋќ¬— ќ√ќ »« ÷» Ћј Ђ√≈Ќ»»ї" - огромное ¬ам спасибо!
“очку не поставила и получилс€ у мен€ MIX "ѕ–ќ ќ‘№≈¬џ" (сложно было разобратьс€ с внуками: оба —ергеи, одного гола рождени€ -1954, и не везде величаемые по отчеству...)
вот, предлагаю:
http://www.liveinternet.ru/users/5079736/blog#post386451774
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ё–»…_ ќ—ј√ќ¬— »…   обратитьс€ по имени изумительно ѕрокофьев играет прелюд –ахманинова —реда, 23 ћарта 2016 г. 08:26 (ссылка)
.

ѕ–≈»ћ”ў≈—“¬ј » —ЋјЅќ—“» »—ѕќЋЌ≈Ќ»я
===================================
изумительно ѕрокофьев играет прелюд –ахманинова



там где автор бы постесн€лс€ показать необъ€тную ширь
своего чувствовани€ мира - ѕрокофьев не стесн€етс€
и раздвигает ее мощь восторженно и пылко
а сам темп чуть медленнее игры самого автора
придает еще большую торжественность и необъ€тность
- конечно он не может не уступать –ахманинову в другом
в нежности оттенков интонаций каких-то эпизодов
€ это понимаю смутно но это и не могло быть иначе
всегда то что преувеличиваетс€ в мире - невольно уменьшает
пропорции всего остального

а как изумительно он играет свои мимолетности!!!
на одной из мимолетностей даже показалось на миг
что он даже более €рок чем Ѕетховен в своих "Ѕезделушка" (Ѕагател€х)


.


Ўахерезада
[=560,315,https://www.youtube.com/embed/FsBum-sQvJY?list=PLf3p2Pz8z2w-Z9JZlpVRNEq1vc-BEx7BN]
ѕрокофьев играет –ахманинова
[=560,315,https://www.youtube.com/embed/xjutQ97DRhw?list=PLf3p2Pz8z2w-Z9JZlpVRNEq1vc-BEx7BN]
ћимолетности
[=560,315,https://www.youtube.com/embed/Gk0jJyUh0T4?list=PLf3p2Pz8z2w-Z9JZlpVRNEq1vc-BEx7BN]



.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку