-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в bahera

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы


Лествички

Среда, 10 Апреля 2013 г. 10:53 + в цитатник

лествички

Лествички ("лесеньки", "лестницы", "лествицы") - это печенье в форме лестницы, выпекаемое в день Иоанна Лествичника

12 апреля (30 марта по старому стилю). А еще на Вознесенье, на Лазареву субботу, на поминки - где как, но на Иоанна Лествичника - везде.

В день памяти Иоанна Лествичника крестьяне приносили в церковь "лестницы" и освящали их. Потом часть "лесенок" жертвовали церкви, а остальные раздавали нищим.

В разных местах "лестницы" пекли по-разному: из ржаной или пшеничной муки, из пресного теста или кислого. Они могли иметь форму из двух жгутов, соединенных короткими перекладинами. Кое-где им придавали вид вытянутой лепешки, на которую поперек клали несколько полосок теста. Иногда вместо полосок делали поперечные надрезы ножом. В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог. Начинка могла быть из картошки или каши, варенья или мака. Поверх нее выкладывали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы.

РЕЦЕПТ:

1 кг муки

50 грамм дрожжей (или пакетик сухих)

1 стакан растительного масла

1 чайная ложка соли

4 столовые ложки сахарного песка

2 стакана теплой воды.

Дрожжи развести стаканом теплой воды, добавить немного сахара и дать постоять пока не подойдут, затем смешать все кроме муки.

Постепенно добавляя муку, вымесить тесто. Хорошенько его помять, побить, поколотить. Поставить в теплое место пока не подойдет, затем опять помять, побить и так три раза. Накатать из теста "бревнышки", сделать из них лесенки, сверху смазать растительным маслом разведенным пополам с водой, для украшения можно использовать мак. После выпекания посыпать сахарной пудрой.

Иоанн Лествиничник

В этот день Великого  поста православные христиане отдают дань памяти преподобному Иоанну Лествичнику, жизнь которого стала примером беззаветного служения Господу.
Считается, что родился Иоанн Лествичник в 570 году. С самого детства он мечтал посвятить свою жизнь Господу.Когда Иоанну исполнилось 16 лет,он пришел в Синайский монастырь и стал послушником.Духовным наставником юноши был авва Мартирий.
Спустя несколько лет Иоанн принял постриг.При этом обряде присутвовал прорицатель авва Стратигий, предсказавший молодому человеку великое будущее.

1351234-154c6a9f72f7b9f2.jpgПосле смерти любимого наставника Иоанн, давший обет молчания,удалился в пустыню,где в непрестанных молитвах провел 40 лет.Отшельник, строго соблюдавший все заповеди,довольствовался скромной пищей,дозволенной постом, и спал ровно столько,сколько было необходимо для восстановления потраченных сил.
Вскоре о благочестивом иноке узнали люди, и его уединение было нарушено.Христиане

приходили к нему со своими печалями и сомнениями, и преподобный Иоанн никому не отказывал в помощи.Его слово помогало страждующим обрести духовное спокойствие и очиститься от дурных помыслов.Но нашлись среди людей злобные завистники, обвинившие отшельника в тщеславии и пустословии.Чтобы доказать обратное, святой принял обет молчание.В течение года никто не услышал от него ни единого слова. Сила духа Иоанна и его смирение так поразили недругов,что они раскаялись и принялись уговаривать преподобного отказаться от обета.

Господь оценил преподобного Иоанна, юный инок по имени Моисей носил землю для грядок на огороде. День был жаркий, и Моисей, утомленный работой, прилег отдохнуть под сенью нависавшей над землей скалы. Иоанну же, остававшемуся в келье, было видение о смертельной опасности, грозившей ученику. Святой встал на колени и принялся истово молиться о его спасении.
Неожиданно проснувшийся юноша заспешил домой. И в этот момент начался горный обвал.Скала,под которой только что отдыхал инок, рухнула, не причинив Моисею никакого вреда.
Долгие годы отшельничества укрепили душу преподобного Иоанна и помогли приблизиться к Господу. В возрасте 75 лет святой стал настоятелем Синайской обители.
Славу и известность преподобному Иоанну принесли не только его  подвижничества и дар провидения, но и создание одного из величайших христианских трудов. Творение святого получило название "Лествица",отсюда и прозвище Иоанна-Лествичник.
Книга была написана Иоанном по просьбе его учеников и последователей.Они полагали, что именно такой  благочестивый и самоотверженный человек, каким был игумен Иоанн,должен написать руководство к совершенствованию христианских душ.
"Лествица" состоит из двух частей,первая из которых повествует о том, как очиститься от грехов и пороков,избавиться от страстей, а вторая часть рассказывает, как приблизиться к Божественному образу.

ТРАДИЦИИ И ОБРЯДЫ

В разных местах "лестницы" пекли из ржаной муки и "хлебного" - пресного или кислого - теста или из пшеничной муки и сдобного теста. Они могли состоять из двух жгутов, соединенных более короткими жгутами-перекладинами; кое-где им придавалось вид вытянутой лепешки, на которую накладывалось несколько полосок теста, поперечин; иногда полоски на длинной лепешке заменяли поперечные надрезы ножом. В качестве "лестницы" мог выступать и открытый пирог, внутреннюю поверхность которого заливали творогом, сметаной, заполняли картошкой или крупой, вареньем или маком, на которые сверху клали поперечные перекладины или плоское изображение лестницы. В некоторых местах лесенки пекли как печенье - пряники к чаю - "прикуску", при этом делали их из пшеничного теста с добавлением меда и украшали сахарным узором. Размеры их были также разнообразны, в некоторых местах нормировалось лишь количество "ступеней": 7 - "по числу небес Апокалипсиса" (ярославск.), 23 - "по числу мытарств души на том свете" (калужск.), 30 и др. Иногда небольшую лестницу выпекали на спине кулика - жаворонка.

лествицаПо народным представлениям, "лесенка" должна была способствовать облегчению движения вверх, к небу, в рай. В связи с этим печение в ряде случаев приобрело поминальную функцию, которая была тесно связана с представлениями об уходе души с земли в иной мир по истечении сорокадневного периода после смерти. В южнорусских губерниях, преимущественно в Калужской и лишь отчасти в Курской, "лесенки" являлись исключительно поминальным блюдом, выпекаемым на поминки в сороковой день. В Калужской губ. "лесенку" - пирог или длинную пшеничную лепешку, с поперечными перекладинами, смазанную вареньем или обсыпанную маком - носили в 40 день в церковь как символ "лествицы испытаний", которые, по народным представлениям, душа должна была пройти на пути в рай. В Мещевском у. Калужской губ. в семьях побогаче на 40 день после смерти было принято заказывать панихиду, которую служили во дворе дома покойного. Еще до прихода причта хозяйка клала один из приготовленных для поминального стола блинов на окно, предварительно смазав его медом, а испеченную заранее ржаную или пшеничную лестницу с появлением причта выносила к воротам. После панихиды церковнослужители съедали ее, разделив между собой, а затем уже входили в дом и обедали. Крестьяне верили, что съедение в воротах "лесенки", состоявшей из 24 ступеней (по числу загробных испытаний - "мытарств" ), уничтожало для души все мытарства и препятствия на пути в рай. В Фатежском у. Курской губ. в 40 день в церковь на панихиду приносили "лестничку" в 3 - 4 перекладины, положенную поверх кутьи. После панихиды ее ломали на две части, одну из которых оставляли священнику, а другую забирали себе и съедали, поминая покойного. Крестьяне считали, что по этой лестнице умершие всходят на небо в 40 день после смерти.
С другой стороны "лесенки" часто символизировали духовное восхождение души праведника на небо. Они соотносились с представлениями об идеале добродетельной жизни, следование которому обеспечило бы для живого посмертное пребывание в раю одесную Бога. Русские крестьяне Западной Сибири верили, что если в Вознесение будешь есть "прикуску" в виде маленькой лестницы, то скорее взойдешь на небо и попадешь в рай.

С этой же идеей были связаны "лесенки", которые пеклись в день Иоанна Лествичника. В его богословском сочинении описывалась "лестница", по которой должно было восходить к нравственному совершенству. Она состояла из 30 ступеней; на иконах ее часто изображали ведущей с земли на небо, где стоял Христос и принимал тех, кто преодолел тяжелый путь, не впал в грех и не сорвался с лестницы в пасть дракона. В день памяти Иоанна Лествичника крестьяне приносили в церковь для освящения изготовленные в этот день из теста "лестницы". В Саратовской губ. пироги - "лесеньки" освящали после литургии в ходе молебна с водосвятием. После службы часть "лесенок" шла в пользу церковного причта, а остальные раздавали нищим. Подача милостыни как богоугодное деяние - "лествица духовная" - должна была способствовать приближению человека к Богу, восхождению души в Царство небесное.
Чаще всего "лесенки" пекли на Вознесение для того, чтобы помочь Христу подняться на небеса на сороковой день после его воскресения. Например, в Саратовской губ. в конце этого дня из одного теста пекли блины и "лесенки", которые на ночь оставляли на столе рядом с зажженной свечой. "Лесенки", по мнению крестьян, должны были служить Христу "для влезания на небо", а блины - "христовы онучки" для того, "чтоб ему не потереть ног".
Народное сознание связывало восхождение Христа на небеса с ростом посевов, а также с установлением погоды благоприятной для вегетации растений. При этом ритуальные действия с лесенками выступали как одно из средств способных усилить рост хлебов. В представлениях, лежавших в основе этих ритуалов, поминальная тематика тесно переплелась с аграрной.
Во многих губерниях центральной и южной России, "лестница" являлась непременным атрибутом вознесенских ритуалов, направленных на обеспечение урожая. Печение с особыми приговорами съедали в поле на своей полосе, бросали в посевы, зарывали в землю и т.п. В некоторых местах существовал обычай, прежде чем нести "лестницы" в поле, освящать их в церкви. В Московской губ. "лесенки" вертикально ставили в поле, чтобы рожь была выше. Во многих местах, стоя на своей полосе и подбрасывая "лестницу" вверх, крестьяне, чтобы ускорить рост и созревание ржи, произносили импровизированную молитву: "Христос Воскресе, лезь по моей лестнице" или "Христос, иди на небеса, ржицу возьми за колосок!". В ряде мест "лесенки" подбрасывали со словами: "Чтоб рожь моя выросла также высоко", - а затем съедали. В некоторых уездах Московской губ. в поле шли с "лесенками" и яичницей дети; отобедав ими, они катались по ржи и приговаривали: "Рожка, рожка, хватись за Христовы ножки". В Рязанской губ. после обеда крестьяне всей семьей отправлялись в поля с "лестницами", которые съедали не раньше, чем приходили на свою полосу. В другом уезде той же губернии в поле с "лестницами" и яйцами шли только женщины. Придя на место, они бросали свои приношения в рожь для русалок, связанных с плодородием и миром мертвых, которые, по народным представлениям, активизировались в период цветения ржи. Разламывая лестницу и кроша яйцо, каждая из женщин приговаривала: "Русалка, русалка, на тебе яичко". В соседней волости, бросая "лесенку" в озимые, женщины, чтобы защититься от проказ русалок, приговаривали: "Русалочка, русалочка, не кусай меня". Кое-где в поле ходила только молодежь. Парни и девушки прятали каждый свою "лестницу" во ржи, а потом принимались их искать. Кто чью лестницу находил, становился с ее хозяином или хозяйкой кумом и кумой, этим наименованием они называли друг друга в течение года.

В тех местах, где в день Вознесения было принято ходить в гости, "лесенки" приносили хозяевам в подарок.
Иногда при помощи "лесенок" гадали. В начале 19 в. в Ярославской губ. освященную в церкви семиступенчатую "лесенку" сбрасывали с колокольни и смотрели, сколько ступенек разбилось. Если "лестница" оставалась целой, это свидетельствовало об отсутствии у человека смертных грехов и предвещало, что после смерти он попадет на седьмое небо в раю, то есть туда, где, по поверью, находится сам Бог. Чем больше ступенек оказывалось разбитыми, тем более греховным считался человек, тем на более низком небе ему предсказывалось быть в раю; а если печенье разбивалось на множество мелких частей, полагали, что душа гадающего никогда не попадет в рай. В начале 20 в. гадали уже иначе: только что испеченные "лестницы" кидали на пол около печи.
В Нерехтском р-не Костромской обл. и в Можайском у. Московской губ. лесенки пекли в Лазареву субботу, предшествующую Вербному воскресенью. Народная традиция связывала этот обычай со словами песни, певшейся в этот день: "Лазар, Лазар, по вербушку лазил, вербушку ломал, красным девушкам давал" (Елеонская Е. 1996. С. 218).  

В этот день пекли в деревне обрядовое печенье – «лесенки». Укладывали из теста два катыша супротив друг друга. И клали поперёк порожки. Выкатывали порожки тоже из теста. Кто в семье был, и старому, и малому матушка выпекала свою «лесенку». Чтобы всяк рос в своём здоровье. А порожков-то было двенадцать – по числу месяцев! Обгорел порожек в чьей-то «лесенке», матушка непременно посчитает, который это месяц грозит бедой. И уже смекала, как уберечь от беды.

Многие боялись в этот день и вечером ходить по двору, потому что домовой в те поры бесится и не узнает своих домашних, готов свой избу сокрушить. Одни говорят, что у домового шкура старая сходит, вот ему и больно. Другие поясняют: нет, на ведьме домовой жениться хочет. Как бы то ни было, но домовой бесился и куражился до первых петухов, а потому с заходом солнца крестьяне запирали весь домашний скот и птиц, а сами боялись даже подойти и к окну, с нетерпением ожидая рассвета.

Рубрики:  КУЛИНАРНАЯ КНИГА ЯГИ/выпечка
ЭТНОГРАФИЯ/Быт, традиции
Метки:  

Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Светлана_Локтыш   обратиться по имени Четверг, 11 Апреля 2013 г. 10:03 (ссылка)
bahera, и не знала о таком празднике и о таких замечательных печенюшках. Завтра как раз тот самый день, 12 апреля.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку