Сейчас когда мы достаточно хорошо посвящены в теорию Юнга, самое время перейти к практическим аспектам учения. Как известно практика без теории слепа, а теория без практики мертва – принцип взаимодополняющих противоположностей работает и здесь. Всякий раз, при каждой удобной возможности Юнг подчёркивал, что архетипы это не удобная интеллектуальная конструкция, а живая сила бессознательного, соприкосновение с которой ведёт к радикальному изменению личности.
Итак коснемся практических аспектов учения Юнга. Прежде всего это анализ сновидений. Для Юнгианца мир сновидений столь же ценен как и мир внешний (но не больше, как для невротичных романтиков). В некоторых психологических группах считается дурным тоном сказать «Это произошло но самом деле или только приснилось», правильно этот вопрос будет звучать так: «Это произошло с тобой в мире сновидений или в физической реальности тоже?» Юнг придавал колоссальное значение сновидениям с раннего детства и многим ключевым решениям своей жизни впоследствии оказавшимися полностью верен, он был обязан именно наитию из сновидческого бессознательного.
Впервые к сновидениям обратил своё внимание Зигмунд Фрейд назвав их «Королевской дорогой в бессознательное». При некоторой узости подходя Фрейда, мы не можем не отдать ему должное, как величайшему первооткрывателю. Поскольку мы уже знаем, что бессознательное не является свалкой подавленных желаний, а полноценная активная творческая сила, становится понятно и ироничное перефразирования Фрейда учеником Юнга Джеймсом Хиллманом – «Сновидение – королевская дорога к бессознательному с двухсторонним движением».
Если согласно гипотезе Фрейда сны всегда содержат скрытые сексуальные символы, то по Юнгу даже сами сексуальные сцены в сновидении порой могут символизировать нечто другое. Фрейд обвинял Юнга в пуританстве, но при должном знакомстве с его учением эти обвинения выглядят смешны – человек который полагал что в образ бога должно быть внесено четвёртое, женское, сексуальное начало, а христианское неприятие плоти есть невроз, вряд ли можно обвинить в пуританстве. Дело в другом. Для Юнга очень рано столкнувшегося с активностью коллективного бессознательного сведение всё к одному началу, будь даже оно столь важно как сексуальная функция – ограничено.
Очень долгое время Юнг работал над единой теорией сновидения. Его метод отличается от других великолепной разработанностью и многослойностью. В отличии от Фрейда и других исследователей снов того времени, Юнг зная о необозримой силе бессознательного утверждал, что сновидения имеют не только редуктивную функцию (то есть отражение актуальной ситуации), но и конструктивно синтетическую (то есть в некотором смысле сновидение формирует дальнейшую ситуацию в жизни сновидца). Всякое сновидение в основе своём имеет своей целью индивидуацию и только неправильное понимание смысла сновидения могут заставить личность регрессировать. В каждом сновидении, есть некоторый посыл который служит расширению сознания и выходу сознания на принципиально иной уровень.
Это достаточно легко понять если речь идёт о нейтральном или приятном сновидении, но как быть если речь идёт о кошмаре? Однако кошмар имеет свою позитивную функцию, он выносит на уровень частичного осознания, некий кризисный процесс доселе находящейся в полной тьме неведения и даёт сновидцу возможность осознано работать с конфликтом, который доселе был полностью закрыт. Когда находишься лицом к лицу с врагом, конечно же испытываешь гораздо больше негативных эмоций, нежели когда враг за спиной и неизвестно о его наличии, однако в первом случае опасность гораздо меньше.
Рассмотрим этот тезис на примере. Автору в 13 лет снился следующий кошмар, который имел столь сильное действие, что запомнился на всю жизнь: «Я и мать находимся в лесу. Внезапно она начинает превращаться в пантеру и совращать меня. Я ощущаю бессилие и бесполезность сопротивления, я чувствую, как с каждой её (полуженщины-полупантеры!) лаской я всё больше теряю себя и растворяюсь, а мои руки начинают превращаться в лапы пантеры. Я слышу нечто похожее на её голос, она говорит, что теперь мне ничего не будет нужно, я получу величайшее счастье и покой, став зверем. Я испытываю нечеловеческий ужас перед тем, что со мной происходит, и всё же оказываюсь бессильным что-либо изменить. Сквозь всё более сгущающийся мрак ко мне доносится другой женский голос: «Сопротивляйся, пока есть хоть какая-то сила! Сопротивляйся!» Но увы, всё что я могу — это только замедлить, отодвинуть неизбежность. В холодном поту я просыпаюсь».
Чтобы понять значение и смысл данного сновидения необходимо разобраться в том, что же происходило в жизни сновидца до того как приснилось данное сновидение. А происходила достаточно сильная психологическая регрессия в детство, которая к тому же активно поощрялась матерью. Происходило некое возвращение к симбиотическому единству раннего детства. К тому времени когда приснился сон, сновидец всё больше терял себя наполняясь приятными фантазиями уводящими от мира и фантазия инцеста так е порой возникало. Вялое и безжизненное состояние сновидение компенсирует кошмаром, который стал подлинным пробуждением. Можно сказать, что проснувшись в холодном поту сновидец увидел свою актуальную ситуацию, и познал истинную природу фантазий, которые не поверку оказались далеко не так приятны. Данный сон имеет большое количество архетипических параллелей, которых мы пока касаться не будем – здесь важно оценить две функции сновидения – редуктивную (то есть символически отражающую актуальную ситуацию) и проспективную (то есть оказывающую влияние на будущее). Отражающей функцией несомненно будет сам фон кошмара и потери себя, что доселе сновидцем упрямо не замечалось, конструктивная же функция выражена в голосе Анимы, которая даже не была проявлена и в дано случае несомненно была голосом индивидуации.
Важно вести дневник сновидений, дабы иметь возможность посмотреть на свои сновидения по прошествию некоторого времени. То что могло казаться непонятным или просто проходить мимо анализа, через некоторое время кажется очевидным. Каждое сновидение имеет несколько смыслов. Порой бывает так, что сновидение в символической форме отражает события будущего, оттуда извечный интерес к сновидения как к внутреннему оракулу. Хотя несомненно, что некоторые сновидения могут отражать будущее, очевидно, что универсального ключа к ним нет, и анализировать сны ставя акцент на их провидческую способность ошибка – можно запросто получить хороший невроз.
Важное отличие воззрений Юнга на природу сновидений от классического психоанализа в том, что по мнению психоаналитиков сновидения «шифруют», «маскируют» некие «истинные» но «запрещённые» желания. Юнг чётко не соглашался с этой гипотезой и утверждал, что изначальный посыл бессознательного это желание быть понятым, передать некую информацию, сознанию и если происходить непонимание, то только потому, что сознание и бессознательное говорят на разных языках. Язык сознания – слова и концепции; язык бессознательного – символы и образы. С точки зрения фрейдисткой школы нет принципиальной разницы между ножом, посохом, скипетром, огурцом, и к примеру ключом – все они символизируют мужской половой член. Разумеется такой подход к сновидениям трудно опровергнуть, ибо если все длинные предметы определять как мужской член, а все пологие – как женское влагалище, вряд ли найдётся сон, который окажется невозможно поместить в прокрустово ложе подобных интерпретаций. Для Юнговской школы меч и ключ являются символом активного принципа бытия – ЯН, но проявляющееся совершенно по разному. Несомненно, что психическая ситуация сновидца который видит, что убивает ножом женщину, которую считает ведьмой, и сновидца который открывает ключом дверь, совершенно разная, и считать эти сны идентичными, как проявление желание половой связи по меньшей мере ненаучно.
В первом случае мы можем сразу заподозрить определённую невротичность, искаженное восприятие женского. Собственная фаллическая сила сновидца исключительно деструктивна и любое активное действие (в том числе и половой акт) является актом агрессии и завоевания. Во втором случае мы вполне можем говорить о более организованной янской энергии, и допустим предположить, то, что сейчас сновидец находится в фае новых открытий себя или мира.
Перейдём теперь непосредственно к методу анализа сновидений. Поскольку мы понимаем, что сновидение ничего не прячет и не скрывает, нашей задачей при анализе является как можно сильнее расширить поле значений образов сновидения. И тому существует два метода которые великолепно дополняют друг друга. Первый метод – циркомамбуляция (круговое обхождение) выражается в собирании как можно большего количества ассоциаций с образом сновидения. Здесь надо дать волю своему воображению, при этом не позволяя себе уходить от конкретной темы сновидения. Таким образом мы узнаём смысл сновидения для личного бессознательного или «первого этажа» сновидца. Самая обыкновенная банка варения в сновидении может представлять что угодно, от воспоминаний детства, до метафоры карьерного роста, и только обильные ассоциации могут прояснить, что же именно означает данный образ сновидения. Другой стороной циркомамбуляции, является метод творческой проекции, когда в фантазии мы говорим от лица персонажей сновидения. Кстати метод творческой проекции рекомендуется применять не только к образам сновидения, но и к любым образам возникшим в следствии любого вида творческого воображения.
Однако часто значение сна не исчерпывается личным бессознательным, и корнями уходит в бессознательное коллективное. И метод обхождения здесь оказывается бессилен. В этом случае анализирующий должен снабдить данное сновидение как можно большим количеством параллелей из общечеловеческого наследия: мифов, сказок, легенд, и.т.д. Это называется амплификация. Если сновидец достаточно образован в мифологи, то по мере обхождения неизбежно будут появляться ассоциации связанные с архетипическим значением сновидения.
Рассмотрим примеру один сон, который я наугад выбрал из своей богатой коллекции: Я нахожусь на окраине Калуги район тайфун. Еду на машине в аэропорт по запретному району. Я понимаю, что могу не прорваться, но делаю попытку. Внезапно перед моими глазами начинает происходить действие. Я вижу, что недалеко от меня ученые открыли дыру в пространстве, войдя в которую сразу оказываешься на Марсе. В эту дыру ученые посылают очень рискованные экспедиции — температура на Марсе +200º и полное отсутствие кислорода. Ученые отправили туда аппараты наблюдения и установили, что сам мир Марса имеет магические возможности и способен исполнять желания тех, кто там оказался. Однако все это оказывается палкой о двух концах — через какое-то время происходит расплата. Так, например, одна женщина захотела быть самой красивой в мире, и это было выполнено, но через год умерла от рака кожи. Ещё один мужчина захотел получить научную славу во всём мире, но через год погиб в своей лаборатории в ходе безобиднейшего эксперимента. Однако все, чей интерес к Марсу был бескорыстен, выжили, причем получили сверхспособности.
Прежде чем приступать к анализу динамики сновидения необходимо установить значение места где происходит действие сна. Почему то из всех районов Калуги бессознательным было выбрано для действия именно Тайфун, а в мире сновидений ничего случайным не бывает. Покопавшись в памяти я вспомнил, что место где происходило главная динамика сна, это то место где живёт моя первая любовь, отношения с которой закончились для меня крайне драматично. Она представляла первый образ моей анимы, и следовательно само место действия можно определить как «мир моей анимы». При чем это достаточно ранняя Анима, которая достаточно давно ушла в бессознательное. Как мы знаем одной из самых важных функций Анимы является функция психопома, проводника. Однако она обретает эту функцию, только после того, как Эго сознание приложит массу усилий к преодолению собственных неврозов и достигнет понимания уровня личной тени. В сновидении этот район является «закрытым», «запретным», то есть те чувства, которые были мною некогда пережиты блогкируются изо всех сил. Однако проникновение в запретные районы, как всегда дают новые возможности. Весь дальнейший сюжет достаточно сильно напоминает сюжет Фильма Тарковского «Сталкер». Появление Телепорта, кстати прямо около дома первой любви, говорит, что активное взаимодействие с Анимой позволило пробить ход между сознанием и бессознательным.
Таким образом благодаря сну мы восстановили часть сложной психической динамики посредством которой начинает пробиваться ось между сознанием и бессознательным. В некотором смысле данное сновидение является первым опытом столкновения с Самостью в чистом виде, и бессознательное предупреждает об опасности злоупотребление этим опытом. Пока в исследовании бессознательного тебя ведёт интерес, любопытство и инстинкт индивидуации – ты защищён, и даже получаешь сверхспособности, (которые как знает всякий, кто соприкасался с Самостью являются не метафорой сновидения, а объективным психическим фактом), но стоит начать злоупотреблять и использовать на реализацию инфантильных желаний – расплата будет неизбежной. Ключевой принцип взаимодействия сознания и бессознательного можно выразить следующий фразой: «Сними шляпу, поклонись, до земли, но не в коем случае не вставай на колени».
Часто бывает так, что по одному сну бывает сложно сказать что-то определённое, и необходимо проследить цепочку сновидений. Серии сновидений на определённой временной последовательности особенно хороши для понимания внутренней динамики данного сновидца. Наблюдая за снами мы можем составить впечатление о главных внутренних персонажах действующих в его психике, и о природе того конфликта, который происходит в его психике.
Существует некоторый список наиболее распространенных мотивов сновидений которые в большинстве случаев имеют примерно один смысл. Хочу сразу предупредить, что типические сновидения в некоторых случаях могут нести и другое значение, в зависимости деталей сновидения интерпретация может значительно варьироваться. Однако есть некоторая азбука сновидений, которую стоит знать. К примеру сновидения о участие в военных действиях могут носить значение активности тени – что бы понять суть такого сновидения необходимо как можно подробнее выяснить у сновидца каких именно качества носит в себе противоборствующая сторона. Например одному ярко выраженному интроверту часто снилась война России и Америки. Америка – страна денег и бизнеса, где предприимчивость доведена до крайности и превращается в одержимость успешностью, а экстравертная установка доведена до полного абсурда. Очевидно, что активная тень готовилась к прорыву и как показало время все мои предположения оказались верны. Так же на мотив тени указывает и тема преследования сновидца, враждебной фигурой того же пола. Эта тема отличается от темы войны, тем что происходящее является более близким к сознанию и более локальным, чем глобальным психическим процессом. Так же бессилие против агрессивного нападающего может указывать на вытесняемую агрессию и перфекционисткие установки сознания ориентированного на суперэго. Так же на перфекционизм указывают те сновидения где тень предстаёт в образе чего то очень грязного и омерзительного – читая сны викиторианских дам, трудно не содрогнуться от омерзения. Участие животных в сновидении говорит что конфликт происходит не столько в сфере идей и концепций, сколько инстинктивной сфере – инстинкт проявляется в своём изначальном виде. Кошка, в большинстве вариантов будет представлять сексуальность, волк - агрессию, корова - инертность сознания. Народные присказки крайне метко определяю символическое значение тех или иных животных, и нам вовсе не обязательно заглядывать в словарь символов, чтобы понять, что лиса скорей всего представляет животную хитрость.
Распостранёным мотивом в сновидениях является смерть сновидца. Если речь идёт не о самоубийце, то в большинстве случаев подобные сны можно интерпретировать как позитивный знак, грядущего радикального преобразования, трансформации личности. Даже в картах Таро 13 аркан Смерть, крайне редко представляет смерть как смерть физического тела, напротив как правило речь идёт о редикальной трансформации и изменении в судьбе данного индивида. Незадолго до главного переживания в своей жизни – пробуждения кундалини, мне приснился следующий сон: Я нахожусь в том же районе (дачи) и понимаю, что пришло время смерти. Я знаю, что дачный домик — это нечто вроде газовой камеры, и, как только я войду в него, будет пущен смертельный газ. Я вхожу в дом с чувством священного ужаса. Всё моё существо готово выбежать, но я из последних сил сдерживаюсь, ибо «предначертанное должно исполнится». С поступлением газа действительно приходит смерть: я ощущаю, как немеет тело, как перед глазами появляется поочерёдно разные цвета радуги, мне становится ясно — всё кончено, пути назад нет. Сознание начинает растворяться в потоке. В тот миг, когда растворение кажется полным, я просыпаюсь». Важно, что смерть в этом сне всецело добровольная и служит некоему высшему процессу, когда речь идёт о искусственной, принудительной смерти, трансформация может быть не так приятна и даже принудительно навязано бессознательным, сопротивляющемуся, консервативному сознанию.
Достаточно сложной темой является секс в сновидениях. Мотив секса имеет огромное поле значений, и в меньшинстве случаев является прямым указанием нереализованного сексуального желания. Принято считать, что секс в сновидении указывает на объединение, интеграцию с какой то частью своей души, но мой опыт говорит, что это не всегда так.
А вот полёты в снах, в большинстве своём имеют именно сексуальную подоплёку, хотя когда речь идёт о сложном сюжетном сне, где полёт является лишь одним из эпизодов, то столь категорично говорить не стоит.
На мотив инфляции указывает сновидения с кражей, нехваткой денег на жизненно нужную покупку, сдувание того что вначале казалось великим (например Мерседес вдруг превращается в игрушечную машину). Инфляция, вопреки распространенному мнению является неизбежной теневой стороной развития и расширения поля сознания – как говорил Юнг «Войти в бессознательное и избежать инфляции, так же невозможно как войти в море и не намокнуть». Однако одержимость инфляцией, грозит неизбежным обратным процессом и возвращением на ту же точку с которой и начинался путь самопознания. Переживая инфляцию, нужно найти в себе силу хотя бы частью своего я оставаться отстранённым наблюдателем процесса стараясь сохранить объективное видение.
Одно из самых распространенных сновидений – мотив опоздания на поезд и сдача экзамена который был давно сдан (или не сдан) в прошлом. Такие сны говорят, что сновидец живёт ниже своего потенциала, и недоволен своим положением по жизни. Что-то в жизни срочно надо менять, говорят такие сны, со всей убедительностью. Так же они могут означать, невозможность расстаться с детством «уехать от него во взрослую жизнь».
Плохо, если действие сновидений происходит в декорациях давно оставленных мест – пейзажи детства, квартиры с которых вот уже десять лет как переехали, и всё тому подобное. Это говорит о том, что вы во многом остаётесь инфантильны (вообще, либо в данной жизненной ситуации из-за трудностей регрессировали), и не можете расстаться со своим прошлым.
Распространенной темой сновидений является смерть кого-то из близких и друзей. Фрейд интерпретировал это как подсознательное желание смерти, но на наш взгляд это грубое упрощение. Смерть близких означает потерю значимости данного человека для вас, (распространенное выражение – «он умер для меня»), либо напротив, слишком сильную на этом человеке зацикленность (что бессознательное пытается скомпенсировать).
Ориентируясь на типичные мотивы мы ни в коем случае не должны отказываться от разбора сна на этом основании – в любом самом типичном и обычном сне могут вскрыться совершенно неожиданные глубины, которые могут привести сновидца к инсайту.
Напоследок я приведу пару примеров из своего опыта, когда сновидения оказываются предсказывающими реальные события. Первый пример был на заре моего анализа у Сергея. я увидел во сне своего старого знакомого Сергея, по кличке SS. Само по себе это уже показалось мне любопытным, ибо он никогда не был для меня эмоционально значимым – ни в позитивном ни в негативном смысле. Так вот мне снилось что этот самый SS, познакомил мня с новой компанией которая представляла собой откровенных хулиганов. И во сне наслаждаясь хаосом в в чьём то доме, я очень боялся, что в этой компании появится некий Андрей и они узнают о моём прошлом.
Юмор в том, что буквально через неделю сон сбылся почти до буквы. Мне позвонил SS и пригласил в некую компанию, которая называлась “Ген сек». Это была тусовка, где некий Владимир, играющий сверхтяжелый металл воз6намерился на основе своей музыки, явно переоценив свою харизму, решил объединить всех неформалов города. Атмосфера на его собраниях была в точности такая как в этой компании в сновидении. Более того – сбылать и вторая часть сна, и скоро об этом круге общения узнал Андрей и оказавшись в этом кругу общения изрядно подпортил мне крови.
Однако не стоит пытаться заранее предсказать будущее на основе своих сновидений – вы наверняка потерпите на этом поражение. В любом случае – сновидение прежде всего отражает психологический процесс, и если согласно закону всесвязности этот процесс будет отыгран вовне, по большому счёту это не особо меняет дело. Сны – это та точка опоры, поняв которую можно перевернуть себя.