В этот день, 23 января ровно 20 лет, во время вывозного тренировочного полета над Японским морем, неподалеку от Владивостока, в воздухе произошло столкновение двух самолетов СУ-17УМ, учебно боевой, на авиационном сленге "спарка", погибли экипажи обоих самолетов, Командир корабля ст. л-т Белинский В.Н., летчик-инструктор, к-н Кобзарев, борт-95: Командир корабля, ст. л-т Бессонов А.Н., летчик-инструктор Баландэу А.М.
В эти дни я впервые почувствовал леденящее чувство близости и осязаемости смерти.
Начнем с начала
Мой отец военный летчик, истребитель-бомбардировщик, один из лучших в эскадрилье. В связи с этим мое детство очень тесно связано с авиацией и со всем, что ее окружает: запах керосина, звук истребителей на форсаже, хлопки от перехода на сверхзвук... да что там говорить мы во время полетов ползали по аэродрому, соседи по подъезду, летчики махали нам из фонарей своих истребителей, вместо санок у нас были алюминиевые панели от самолетов... а трофей в виде какого нибудь аэронавигационного прибора или летных часов, не был чем-то необычным.... Это было особое детство. Я и сейчас болею авиацией, чем старше, тем сильнее это чувство. Для когото может это и кажется глупым, но не для меня, по тому что авиация - это неотъемлемая часть моей жизни.
Так случилось, что борт 95 - был из летного звена, командиром которого был мой отец.
Один из членов погибших экипажей, Александр Бессонов, стал достаточно близким другом моего отца, отец был ему учителем и наставником, а Саша для него был любимым учеником. Он еще не успел завести детей, но мы часто ходили в гости к молодой семье военного летчика, жившей в соседнем доме. Помнится даже отмечали новоселье молодого лейтенанта, когда им дали квартиру в только что выстроенной малосемейке. Отец как командир и наставник...помогал молодому пополнению освоится и обжиться. Александр очень хотел достичь высокого мастерства. "Борисыч научи!" - просил его Саша. Да и вообще, наш маленький гарнизон, как в песне Варум "Городок", это была одна большая и дружная семья, по этому такие трагедии воспринимались наравне с потерей близкого родственника.
Мне особенно залег этот человек в душу, я был маленький и не скрывал своих слез, что говорить и отец плакал... Я первый раз в жизни видел слезы на его глазах.
Дядя Саша за 23 дня до гибели, на Новый 91 год переоделся Дедом Морозом и пришел к нам домой, он по жизни был человек веселый и компанейский, даже сейчас помню его подарок - это была пластмассовая дудка.
Еще я помню как он любил небо. Я всегда восхищался огромной моделью истребителя которая занимала все пространство между шкафом и потолком. Это была единственная декорация негусто обставленной квартиры, неуспевшего обжиться офицера. Еще посреди комнаты стоял японский мопед.
По рассказам отца, я сам пару раз чуть было не остался сиротой и оба раза с ребятами, которые погибли в этом полете, возможно Бог миловал...
Один раз в полете на спарке с Александром (в качестве командира корабля, отец был инструктором) отец буквально в считанных метрах от столкновения с водой вывел самолет из пикирования, тогда, помню он пришел домой белый как смерть... ни чего особенно не говорил, что-то сказал матери, после чего она села на стул... Тот полет отец до сихпор считает своим вторым днем рождения.
Второй раз был полет с Кобзаревым и опять мой отец был инструктором, в парном полете отец увел самолет от столкновения с другой спаркой.
В этот раз судьба распорядилась по другому... летчик - это опасная профессия и иногда за любовь к небу, летчики платят жизнью...Как говорил Тимур Апакидзе: "Летчик платит за свою ошибку жизнью"
Остальных погибших в катастрофе я так хорошо уже не помню, но лица, запечатленные на фото, до боли знакомы и кажутся родными.
Трагедия произшла 23 января 1991, и это был наверное первый раз когда название гарнизон Пристань прозвучало на всю страну по центральному телевидению.
Катастрофа 2-х самолетов, ВВС Тихоокеанского флота, аэродром Пристань
Первый экипаж - командир корабля, военный летчик без класса, старший лейтенант Белинский В.Н.
инструктор -командир звена, военный летчик 2-го класса, капитан Кобзарев
Второй экипаж - командир корабля, военный летчик без класса, старший лейтенант Бессонов А.Н.
инструктор - зам. командира аэ, военный летчик 2-го класса, майор Баландэу А.М.
День, ПМУ (простые метеоусловия).
Вывозной полет в боевых порядках пары над морем на малой высоте.
Обстоятельства АП
Через 15 мин после взлета, в пилотажной зоне, на экране РЛС КДП пропала отметка от целей. После пропадания отметок на экране РЛС, по команде РП (Руководителя полетов) в зону был выведен, возвращавшийся с маршрута, самолет командира авиаполка. При осмотре с воздуха было обнаружено на воде флюоресцирующее масляное пятно на расстоянии 66 км от аэродрома, тела двух летчиков, отдельные детали самолетов, а также облако дыма на высоте 1000м.. Через 50 мин после взлета пары Су-17 (через 35 мин после пропадания отметки на экране РЛС), вертолет-спасатель Ми-14пс прибыл в район падения и, на 42 мин поиска, на его борт были подняты тела ст. л-та Бессонова и майора Баландэу.
Расследованием установлено: летчики произвели взлет в 13ч 48 мин.. При следовании пары в зону пилотажа на высоте 1200м РП дал команду ведущему группы освободить зону в 14ч 05 мин, т.е. ограничил время полетного задания. По прибытии в зону летчики выполнили упражнение и произвели смену мест в боевом порядке, т.е. ведущим стал самолет ст. л-та Бессонова с инструктором майором Баландэу. В этом боевом порядке летчики выполнили пикирование и горку. При выполнении второго пикирования, наиболее вероятно, ведомый самолет допустил столкновение с ведущим. В результате столкновения самолеты разрушились, упали в море и затонули. Летчики погибли.
Истинные причины АП установить не представилось возможным из-за отсутствия самолетов, СОК(систем объективного контроля) и очевидцев.
До последнего момента надеялись, что второй экипаж катапультировался, и ждали результатов поисковой операции, но этого не случилось..., экипаж ушел под воду вместе с самолетом, который на целый год стали их братской могилой... через год тела погибших летчиков выловил рыболовный траулер. У ребят практически не было шанса покинуть самолет. Только ночью сообщили семьям... В профессии летчика, возможно, самое сложное, не только сохранить самообладание при гибели товарища, но еще и суметь сообщить это родственникам и оказать им моральную поддержку, это действительно требует сильного духа. Эта доля выпала на моего отца.
С тех самых пор каждый год у нас дома по старой летной традиции, известной всем по фильму "В бой идут одни старики", их из последнего полета ждали боевые 100 и корка хлеба...
Это была не единственная потеря в нашем полку, и в нашем гарнизоне, всего базировалось три полка (истребители-бомбардировщики, палубники и торпедоноссцы) и в каждом были потери:
1985 году, спарка СУ-17УМ отправилась на разведку погоды и столкнулась с водой при не выясненных обстоятельствах, экипаж погиб. члены экипажа: Арсений Валдаев, Валерий Бондаренко (этого я помнить не могу, т.к. мне тогда было всего 2 года, но помню, что родители их поминали)
В этом же году ТУ-16 во время воздушной разведки японских кораблей в районе японского острова Садо ведомый увидел яркую вспышку в месте ведущего, затем самолет без крыла объятый пламенем вошел в штопор и упал в море. Экипаж погиб. Скорее всего был сбит (это мои догадки, но по другому объяснить эту ситуацию врядли возможно), огласки эта трагедия не получила, т.к. вполне могла обернуться международным скандалом.
В декабре этого же года ЯК-38 пропал ночью над морем (Оситнянко и Хапокныш)
Это был самый тяжелый год для гарнизона Пристань
Еще одну спарку наш полк потерял позже, но все закончилось не так трагично:
Зимой после разгона на сверхзвук при уборке РУД на малый газ двигатель выключился. Было три попытки запуска и на высоте 400-600 метров лётчики катапультировались.
пояснение: чтобы запустить ТРД, необходимо вводить самолет в пикирование для увеличения набегающего потока, т.е. с неизбежной потерей высоты
Летчики никогда не употребляют слово "последний", они всегда говорят - крайний полет, по тому что из последнего полета не возвращаются....
Светлая память погибшим в этой трагедии ребятам, и всем летчикам гарнизона Пристань, отправившимся в последний полет...
Марк Бернес - Огромное небо
Фотографии Белинского к сожалению найти не смог, они с Бессоновым были оба выпускники Ейского ВВАУЛ одного года выпуска - 88
А. Бессонов (Выпускник: Ейского ВВАУЛ, 1988г.)
|
А. Баландэу (Выпускник: Ейского ВВАУЛ, 1981г.)
|
С. Кобзарев (Выпускник: Ейского ВВАУЛ, 1982г., однокашник отца)
|