Настроение сейчас - Удрученное...Дворец Гуэля (Palau Güell) в Барселоне — это один из первых крупных проектов великого Антонио Гауди, заказанный известным промышленником Эусебио Гуэлем. Особняк, расположенный на Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла (Carrer Nou de la Rambla), должен был стать парадной резиденцией. Сегодня это одна из самых заметных достопримечательностей города. Строительство и оформление внутренних помещений заняло три года, работы велись с 1886 по 1889 год. Гауди получил прекрасную возможность проявить свою фантазию и изобретательность, чтобы реализовать все желания заказчика.
Гуэль был непростым человеком, выбившимся из низов, знающим цену своему богатству, и точно знал, что хотел получить в итоге. Он вызывал немалое уважение Гауди, поэтому архитектор вложил всего себя в создание «здорового практичного организма с красивыми формами», который хотел получить клиент.
Выбор места для постройки весьма необычен. Шикарный Дворец Гуэля в Барселоне должен был вырасти на бедной улочке Конде дель Асальто (Conde del Asalto) (такое название она носила ранее) в довольно-таки злачном районе. Но Гуэль, следуя семейной традиции, хотел построить особняк именно здесь, на месте старой маслобойни, соседствующей с домом родителей. Гауди смог удовлетворить этот каприз, и к концу работ особняки соединялись через крыши крытым мостом-коридором.
Работа над проектом была достаточно сложной, потому что владелец и архитектор пытались найти общее решение, объединяющие разные цели. Гуэль хотел опередить время, сохранив при этом старинные традиции, а Гауди мечтал управлять пространством и формами.
В итоге Дворец Гуэля стал своеобразным ноу-хау, современным венецианским дворцом, заключенным в маленькое пространство. И это действительно достижение, потому что участок между двумя соседними домами, на котором рос особняк, составлял площадку 22 на 18 метров. Еще более удивительно то, что Гауди смог создать при этом огромную гостиную 9 на 9 метров в сердце дома, а высота потолка, увенчанного красивым куполом, составляет 20 метров.
Фасад получился весьма необычным, архитектор отошел от эклектики, создав проект здания из серого геррафского мрамора устремленного к небу в стиле неоготики и арт нуво. Для въезда и выезда экипажей предназначали две арки, закрывающиеся массивными металлическими воротами. Эта претенциозность, соседствующая с бедностью, высмеивалась барселонцами. Настоящим чудом стал огромный стальной герб с орлом, размещенный между арками. Весь фасад усеян окнами, поэтому Дворец Гуэля кажется пронизанным солнечным светом.
Преобразования внутреннего пространства до сих пор вызывает восхищение посетителей. Параболический купол, пронизывающий несколько этажей, связывает воедино дом. Великолепная лестница ведет на самый верх, а за резными деревянными панелями скрыты входы в жилые и служебные помещения.
Гауди экспериментировал с конструкциями, и знаменитый купол стоит на четырехугольном основании из обычных чугунных балок с судоремонтного завода. С самого начала было предусмотрено центральное отопление, включенное в одну схему с системой вентиляции. Только так во влажном климате можно было создать комфортные условия.
Гениально и одновременно с тем просто освещается Дворец Гуэля. В куполе, венчающем гигантскую гостиную, проделаны небольшие отверстия, через которые рассеиваются солнечные лучи. Практически везде в интерьерах встречаются параболические арки, ставшие как самостоятельной, так и объединяющей фигурой интерьера. Чтобы породить ассоциации с восточным рынком, здесь перемешаны декоративные изделия разных материалов и текстур.
Находясь в гостиной, невозможно не заметить гигантские двойные двери с поразительной красоты инкрустацией. За ними Гауди спрятал домашнюю часовню. К сожалению, орган Исабель Гуэль и неглубокую молельню уничтожили во время войны. Сама же часовня — это живое воплощение благочестия и моральной чистоты. Фантазия архитектора придала ей сходство с арабским хамамом(турецкая баня), только вместо наблюдения за прекрасными купальщицами зрителю доводилось присутствовать на богослужении.
Так как Каррер-Ноу-де-ла-Рамбла сильно застроена, полностью обозреть весь Дворец Гуэля нельзя ни с одной точки, оценить всю роскошь и гений Гауди можно только приблизительно. Для того чтобы впечатлить зрителей, находящихся на приличном расстоянии от здания, были созданы яркие и причудливые башни-дымоходы. Архитектор в других своих проектах пользовался этой находкой, превращая крышу в сад чудес.
Дворец Гуэля выполнен очень профессионально, но в нем еще не угадывается особый почерк мастера. Здесь пространство не перетекает и живет своей жизнью, а поэтапно раскрывается перед зрителем, подобно актам пьесы. Просчитаны не только параметры комнат, но и впечатление зрителей. Так, центральная гостиная нередко ассоциируется с красиво звучащим церковным колоколом.
Гений Гауди не только упорядочивает пространство, но и предлагает увидеть «мировой порядок» с толикой католицизма. Так, погреб символизирует ад, а крыша, соответственно, — рай. Просторная гостиная — слияние неба и земли. Всюду присутствуют элементы символизма, повествующие о воскресении и искуплении. Именно так архитектор видел Дворец Гуэля — обиталище для земного князя.
Гауди строил именно королевский дворец, поэтому благородный вид создавал с помощью королевских аллюзий. Обилие колонн, которых в здании более 120, — напоминание о Педро Жестоком. Деревянные потолки стали отражением эпохи Фердинанда и Изабеллы. Мрачность геррафского мрамора — отражение суровости Эскориала Филиппа II. Великолепная фреска с Геркулесом — прямое указание на мадридский Salon de Reinos Филиппа IV. При взгляде на нее вспоминаются конные портреты Веласкеса, изображающие Габсбургов, потому что они находятся в окружении картин повествующих о подвигах полубога.
Дворец Гуэля в отличие от более поздних творений Гауди, не отличается большой оригинальностью расположения внутренних помещений. Здесь использовалось традиционное размещение залов на бельэтаже, спален — на втором этаже, подсобных помещений — на третьем. Зато интересны конструкции комнат, использование колонн, в подвале они имеют форму грибов.
В 1975 году во время реставрационных работ было обнаружено нововведение Гауди, которое нигде не было задокументировано. При создании декоративного потолка третьего зала бельэтажа мастер использовал сложную конструкцию, своеобразную решетку из вертикальных и горизонтальных декоративных стержней. Этот прием стали использовать только многие годы спустя, так что архитектор, в который раз опередил время.
Дворец Гуэля поражает своей внешней скромностью и внутренним многообразием, получившимся при смешении стилей. Здание внесено в список ЮНЕСКО.