-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Apelsinka-66

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.02.2010
Записей: 2674
Комментариев: 154
Написано: 2847


Какова нить, такова и жизнь. Духи и рукоделие

Вторник, 08 Мая 2012 г. 18:03 + в цитатник
Цитата сообщения Самазнаю
 (622x550, 60Kb)

По сей день некоторые рукодельницы неохотно демонстрируют неоконченную работу, стараются аккуратно свернуть ее или спрятать подальше от чужих глаз. А ведь этому обычаю уже много тысяч лет

 (409x500, 52Kb)

Мифические существа любят заниматься прядением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит. В пословице говорится: «От кикиморы не дождешься пряжи». Есть много примет и поверий, связанных с частым персонажем сказок кикиморой: видеть прядущую кикимору — к близкой смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками — быть беде. Но есть и другие, «добрые» приметы. Если за прялку садится дух, то и последствия бывают благоприятными — дух может «напрясть» богатство, здоровье, удачу. Чаще всего занимаясь прядением, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чаруя пряжу, домочадцев, скот. Для того, чтобы «не рисковать», старались не оставлять рукоделье на видном месте, вовремя заканчивать работу, и, по большому счету, не ссориться с духами. Кстати, и по сей день рукодельницы стараются аккуратно свернуть или спрятать неоконченную работу.

 (384x500, 40Kb)


В добрых духах, занимающихся рукоделием (прядущих, вяжущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих), часто узнаваемы божества, которые предопределяют судьбу, будущее.

 (493x640, 128Kb)


Среди богинь-прях наиболее известна Мокошь (предположительно связь со словом «mokos» — «прядение»). По другой версии имя Ма-кош означает “Мать жребия”. Считалось, что рожаницы (богини «предопределенности»), вместо пряжи прядут судьбу людей, наделяя их счастливой или несчастливой долей. Так одна дева меряет жизнь, другая отрезает нить судьбы, а третья, самая старшая, произносит слово судьбы. Иногда мифическим рожаницы изображались в легендах и сказаниях в виде девиц-прях: «три девицы… прядут, выпрядают, узоры набирают».

 (365x492, 55Kb)

Так изображали Макошь в вышивке

 (450x440, 88Kb)

Мара (так называли призрак, привидение, наваждение, выглядящая как маленькая, «запечельная» старушка) по преданиям появлялась лунной ночью. Иногда она принимала вид колеса прялки, которое рвет кудель и пряжу. Это была нехорошая примета, считалось, что мара пришла забрать душу, а значит, кто-то скоро умрет.

 (699x458, 145Kb)

Кстати, не всегда появление кикиморы было плохим знаком. Например, в народе поговаривали, что кикимора любит прясть в одиночестве, иногда помогая хорошим хозяйкам. А попав в горницу к нерадивой хозяйке, кикимора всю пряжу запутает, да еще и прялку испортить может. Именно поэтому, заканчивая прясть, женщина обязательно должна была благословить свою прялку.

Вообще, можно сказать, что боялся народ прядения. Смерть называл птицей Веретеном. Бабам запрещалось крутить прялку (судьба) и нити (жизнь) по большим праздникам. А вот кикиморам эти правила не указ. Да и бабы, считающиеся ведьмами, непременно пряли в самые Святки (с 7 по 19 января), т.е. именно когда закладывается год со всем его добром и лихом.

 (426x640, 61Kb)

Менее популярные героини народного эпоса, так называемые, «лесные жены» при встрече дарят людям клубки «неубывающих» ниток. Именно поэтому в сказках разных народов часто встречается сюжет о старухе или, наоборот, юной деве, вручающей путнику клубок нескончаемой нити, способной привести в нужное место.
В роли пряхи народ представлял и комоху, которая, якобы, заражала лихорадкой.
После прихода на Русь христианства языческую Мокошь заменила Параскева Пятница.

 (540x677, 43Kb)

Она стала покровительницей ткачества, прядения и другой женской домашней работы. Ее образ, вероятно, слился в устном народном творчестве и с Бабой Середой, помогающей прясть и белить холсты, и с Ничкой, популярной героиней украинских сказок, которая именно по пятницам приходила в хаты и пряла оставленные суеверными хозяйками специально для нее кудели.

Параскева-пятница. Скульптура, XVII век. Рязанский историко-архитектурный музей

 (450x607, 77Kb)

До наших времен дошли сказания, в которых встречается мифическая пряха, живущая в «избушке на курьей ножке, на веретенной пятке… шелк прядет, нитки длинные сучит, веретено крутит…». Пряха веретено крутит, избушка вертится, нить в клубок скручивается. А тот клубок, в свою очередь, помогает преодолеть пространство и время герою, ищущему свою судьбу. В более поздних сказках этого персонажа заменила Баба-Яга или старуха-ведунья.
 (394x500, 48Kb)

Кстати, предполагается, что изначально каждый день недели связывался с каким-либо существом, занимающимся прядением или ткачеством. Даже слово «сутки» является однокоренным с глаголом «ткать». Сутки (с’тки) — «то, что соткано». А дни, недели, месяца и сезоны, составляющие полный год, зашифрованы в старинной русской загадке на «прядельную» тему:
Стоит дом в 12 окон
В каждом окне по 4 девицы
У каждой девицы по 7 веретен
У каждого веретена свое имя».

 (640x401, 53Kb)image031 (640x401, 53 Kb)

автор
Понравилось, но нет времени на комментирование? Жмем "Понравилось!")))
 (125x70, 29Kb)



Серия сообщений "История вещей":

Часть 1 - Забытый смысл русских поговорок
Часть 2 - Антирелигиозная азбука
...
Часть 9 - Astro Fighter Sunred 49 [Over-Time]
Часть 10 - 1928 год: долой буржуазные названия блюд
Часть 11 - Какова нить, такова и жизнь. Духи и рукоделие
Часть 12 - Соблюдайте технику безопасности!
Часть 13 - О том, чего многие из вас не застали!!!!
...
Часть 45 - Открытки в стиле Ретро (от tatyaro)
Часть 46 - Стеклянная тюрьма, скрывающая аромат.
Часть 47 - Ретро-находка. Утренняя радио-гимнастика 1960-х годов!


Рубрики:  Интересное
История
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку