-Метки

* имена на все времена... 1950- Власть авто-история автомобиль автомобильный салон актёры и роли актеры театра и кино аналитика анекдот анекдоты антиквариат антология фотографии армия байки библиотека биографии и судьбы блюда из мясных изделий бродилки в мире интересного весёлые картинки весёлый роджер взгляд видео видеоклипы военная история военный архив военный вестник война 1941- 1945 вооружение вторая мировая война вторые блюда глобальный конфликт города россии дача дискурс достопримечательности россии женские образы женский образ живопись живопись и графика жизнь замечательных людей жизнь и радость заготовки на зиму закуски зарубежные художники здоровье земные технологии знаменитые династии россии знаменитые женщины и в шутку и в серьез из инета имена на все времена... интересно интересные факты ирония искусственный разум истории исторические параллели история история СССР история в фотографиях история и культура россии картинки компьютер для чайников компьютер и всё для него красотки кулинария кулинарная книга литературные чтения лица из прошлого личность люди мастера искусств мастера ню машины медицина и здоровье меню разных рецептов мир мир вокруг нас мнение музыка музыка на века музыкальный портал мятеж на мировой арене нескучные заметки нечто непонятное общество оружие пейзажи по волнам нашей памяти позитив позитифф... полезная информация политика политпросвет: в россии поэзия правопорядок православие прикол природа промышленность - техника и технологии просто вспомним противостояние размышлизмы растительный мир ретро в фотографиях рецепты российская империя российские художники россия рф рыба рыбные блюда сарказм сатира смешно и не очень смеяться разрешается события события в россии и в мире союз советских социалистических республик ссср стёб старые фотографии стихи суперхит xx века таланты тематические подборки транспорт уютный дом фауна фото фотосет фразочки в картинках художник художники разных стран художники россии цветы швейные машинки шутки экономика эротика это интересно юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Много лет оттачивала свое мастерство засолки грибов. - (0)

Много лет оттачивала свое мастерство засолки грибов. Много лет оттачивала свое мастерство засолк...

За какие преступления, человек приговаривался к расстрелу при Сталине. Зачем Хрущев амнистировал бандеровцев, власовцев и коллаборационистов. - (0)

За какие преступления, человек приговаривался к расстрелу при Сталине. Зачем Хрущев амнистировал бан...

Красавицы на службе. - (0)

Красавицы на службе Форма, неважно, военная, полицейская, лётная, железнодорожная, медицинская, п...

С ума сходит не климат, как утверждают многие, с ума сходит человек, климат всего лишь отражает его внутренний мир. - (0)

С ума сходит не климат, как утверждают многие, с ума сходит человек, климат всего лишь отражает его ...

ОНА ПРОСНУЛАСЬ... - (0)

Она проснулась... Она проснулась, потянулась, И голой подошла к окну. Полсотни мужиков свихнуло...

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ALEXANDR_RUBTSOV

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 18529


ЗАЧЕМ ПЕТР I ПЕРЕНЕС НОВЫЙ ГОД НА 1 ЯНВАРЯ

Вторник, 12 Ноября 2019 г. 18:13 + в цитатник
Цитата сообщения komor_valerya ЗАЧЕМ ПЕТР I ПЕРЕНЕС НОВЫЙ ГОД НА 1 ЯНВАРЯ

1

День отсчета нового года в России переносился дважды. До XV века его встречали в марте, затем в сентябре, а в 1699 году Петр I «назначил» празднование на 1 января. Ниже мы расскажем, как это происходило и как россияне встретили перемену…

Языческое эхо

До конца XV века завершением годичного цикла на Руси считалась весна (такие же представления до сих пор бытуют в некоторых странах Средней Азии). До принятия православия праздник этот был связан исключительно с языческими поверьями.

Славянское язычество, как известно, было тесно переплетено с культом плодородия, поэтому новый год встречали тогда, когда земля пробуждается от зимнего сна – в марте, с первым весенним равноденствием.

Ему во время зимнего солнцеворота предшествовали 12-дневные «Коляды», от которых до наших дней дошла традиция «ряжеными» ходить по домам и петь песни, разбрасывая у порога зерно.  И сегодня во многих отдаленных уголках России и СНГ «ряженым» принято отдавать блины и кутью, а в древности эти блюда выставляли на окна, чтобы задобрить духов.

clip_image002

Колядование дошло до нас из языческих времен.

С принятием православия обрядовая сторона встречи нового года, конечно, изменилась. Православная церковь долгое время не придавала ему большого значения, но в 1495 году добралась и до этого праздника – он был официально назначен на 1 сентября.

В этот день в Кремле проводились церемонии «О начатии нового лета», «На летопровождение» или «Действо многолетнего здоровья». Празднование открывали патриарх и царь на соборной площади московского Кремля, их шествие сопровождалось колокольным звоном.

С конца XVII века царь и свита выходили к народу в самых нарядных одеждах, то же было велено делать и боярам. Выбор пал на сентябрь, поскольку считалось, что именно в сентябре Бог сотворил мир. За исключением торжественной церковной службы, Новый год отмечали как любой другой праздник – с гостями, песнями, плясками и угощением. Назывался он тогда иначе – «Первый день во году».

Зима близко

Традиция сохранялась почти 200 лет, после чего в жизнь русского народа ворвался вихрь перемен по имени Петр Алексеевич Романов. Как известно, молодой император почти сразу после восхождения на престол начал жесткие реформы, направленные на искоренение старых традиций.

deptford_2

Попутешествовав по Европе, он вдохновился голландской манерой отмечать Новый год. Кроме того, вышагивать в расшитом золотом облачении по соборной площади ему совсем не хотелось – хотелось того веселья, что он видел за границей.

20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год), на пороге нового столетия, император издал указ, гласивший:

«…Волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года».

Указ был длинным и очень подробным. В нем оговаривалось, что всем следует в эти дни украшать дома еловыми, сосновыми и можжевеловыми ветвями и не снимать украшений до 7 января.

Знатным и просто состоятельным гражданам велено было в полночь палить из пушек на дворах, стрелять в воздух из ружей и мушкетов, а на Красной площади был устроен грандиозный фейерверк. 

clip_image004

Фрагмент указа Петра I от 1699 года.

На улицах император распорядился жечь костры из дров, хвороста и смолы и поддерживать огонь в течение всей праздничной недели. К 1700 году почти все европейские страны уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем Европа.

Пугающая перемена

1 сентября осталось церковным праздником, но после петровской реформы как-то отошло на второй план. В последний раз чин летопроводства был совершен 1 сентября 1699 года в присутствии Петра, который сидел на кремлевской соборной площади на престоле в царской одежде, принимал от патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом, как делал его дед.

После этого с благолепным осенним празднованием было покончено – волей Петра традиции просвещенной Европы слились с языческой природой, от которой остались обряды дикого веселья.

Для простого народа это все было так же непонятно, как в свое время для бояр – необходимость брить бороды и одеваться на западный манер. Переполох, который случился поначалу, описал в историческом романе «Петр I» Алексей Толстой:

«Звона такого давно не слышали на Москве. Говорили: патриарх Адриан, ни в чем не смея перечить царю, отпустил пономарям на звон тысячу рублев и пятьдесят бочек крепкого патриаршего полпива. Вприсядку отзванивали колокола на звонницах и колокольнях. Москва окутана была дымами, паром от лошадей и людей…

Сквозь колокольный звон по всей Москве трещали выстрелы, басом рявкали пушки. Вскачь проносились десятки саней, полные пьяных и ряженых, мазанных сажей, в вывороченных шубах. Задирали ноги, размахивая штофами, орали, бесновались, на раскатах вываливались кучей под ноги одуревшему от звона и дыма простому народу.

3

Царь с ближними, с князем-лапой, старым беспутником Никитой Зотовым, со всешутейшими архиепископами, - в архидьяконовой ризе с кошачьими хвостами, - объезжал знатные дома. Пьяные и сытые по горло, - все равно налетали, как саранча, - не столько ели, сколько раскидывали, орали духовные песни, мочились под столы. Напаивали хозяев до изумления и - айда дальше.

Чтобы назавтра не съезжаться из разных мест, ночевали вповалку тут же, на чьем-нибудь дворе. Москву обходили с веселием из конца в конец, поздравляли с пришествием нового года и столетнего века.

Посадские люди, тихие и богобоязненные, жили эти дни в тоске, боялись и высунуться со двора. Непонятно было - к чему такое неистовство? Черт, что ли, нашептывал царю мутить народ, ломать старый обычай - становой хребет, чем жили...

Хоть тесно жили, да честно, берегли копейку, знали, что это так, а это не так. Все оказалось дурно, все не по нему. Не признававшие крыжа и щепоти собирались в подпольях на всенощные бдения. Опять зашептали, что дожить только до масленой: с субботы на воскресенье вострубит труба Страшного суда...»

6 января первые в российской истории «прозападные» торжества окончились в Москве крестным ходом на Иордань. Вопреки старинному обычаю, царь не шел за духовенством в богатом облачении, а стоял на берегу Москвы-реки в мундире в окружении Преображенского и Семеновского полков, одетых в зеленые кафтаны и камзолы с золотыми пуговицами и позументом.

0e693f2a40477af86fab4353dd5

Бояре и служилые тоже не избежали императорского внимания – их обязали облачиться в венгерские кафтаны и жен своих одеть в иностранные платья. Для всех это была настоящая мука – рушился веками установленный уклад, а новые правила выглядели неудобными и устрашающими.

Такой способ встречи Нового года повторялся каждую зиму, и постепенно все же прижились и новогодние елки, и полуночные пушечные залпы, и маскарады.

 

https://storyfiles.blogspot.com/2017/12/i-1.html

 

Рубрики:  РОССИЯ/История и культура России
История и культура России
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку