-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ALEXANDR_RUBTSOV

 -Метки

* имена на все времена... 1950- Власть авто-история автомобиль автомобильный салон актёры и роли актеры театра и кино аналитика анекдот анекдоты антиквариат антология фотографии армия байки биографии и судьбы блюда из мясных изделий бродилки в мире интересного весёлые картинки весёлый роджер взгляд видео видеоклипы военная история военный архив военный вестник война 1941- 1945 война в xxi веке - 2 вооружение всемирная история вторая мировая война вторые блюда глобальный конфликт города россии дача девушки деревья и кустарники дискурс для себя достопримечательности россии женские образы женский образ живопись живопись и графика жизнь замечательных людей закуски зарубежные художники здоровье земные технологии знаменитые династии россии знаменитые женщины и в шутку и в серьез из инета имена на все времена... интересно интересные факты инфографика информеры ирония истории исторические параллели история история СССР история в фотографиях история и культура россии картинки компьютер для чайников компьютер и всё для него кулинария кулинарная книга литературные чтения лица из прошлого личность люди малина мастера искусств мастера ню машины медицина и здоровье меню разных рецептов мерседес - бенц мир мир вокруг нас мировая авиация мнение мобилизация москва на старых фотографиях музыка музыка на века музыкальный портал мятеж на мировой арене нескучные заметки нечто непонятное новости общество оружие пейзажи по волнам нашей памяти позитив позитифф... полезная информация политика политпросвет: в россии польза каш поэзия пригожин прикол природа промышленность - техника и технологии просто вспомним противостояние размышлизмы растительный мир ретро в фотографиях российские художники россия рф рыба рыбные блюда сарказм сатира смешно и не очень смеяться разрешается события события в россии и в мире средневековье ссср стёб старые фотографии стихи су-57 суперхит xx века таланты тематические подборки транспорт уютный дом фото фотосет фразочки в картинках художники разных стран художники россии цветы швейные машинки шутки экономика эротика это интересно юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

НИКТО НЕ СКАЗАЛ, ЧТО ЭТО ПРОСТО... - (0)

Никто не сказал, что это просто...   ...

Лучшие фото жанра Ню. - (0)

Лучшие фото жанра Ню. Сегодня представляю вам подборку работ отечественных фотохудожников. Есть з...

Что сделал Иван Грозный для страны и почему он - один из самых выдающихся наших правителей? - (0)

Что сделал Иван Грозный для страны и почему он - один из самых выдающихся наших правителей? ...

Д/с «Неизвестные сражения Великой Отечественной» - (0)

Д/с «Неизвестные сражения Великой Отечественной» Представлять Великую Отечественную войну только ...

Он её проповедовал | В. Ободзинский не просто пел про любовь. - (0)

Он её проповедовал | В. Ободзинский не просто пел про любовь. Валерий Ободзинский не просто пел п...

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2014
Записей: 17117
Комментариев: 1085
Написано: 18518


Екатерина, ты была права.

Пятница, 03 Мая 2019 г. 22:40 + в цитатник
Цитата сообщения liudmila_leto Екатерина, ты была права

290 лет со дня рождения
Екатерины Великой


Женщина на троне в домостроевской, крестьянской, бесконечно воюющей стране — это
же невероятно. Но только на первый, самый поверхностный взгляд. В русской истории в разные времена очень ярко проявили себя облеченные властью княгиня Ольга, Елена Глинская,другие замечательные представительницы «слабого» пола. А у Екатерины имелась величественная предшественница:Елизавета Петровна правила империей более двадцати лет.Последняя, правда, являлась «природной» царицей и «дщерью Петровой» звалась не зря.Дочери же скромного штеттинского губернатора пришлось доказывать свои претензии на власть совершенно иными путями и средствами.


Д. Левицкий. «Екатерина II — законодательница в храме Правосудия». 1783


Бескрайняя бездорожная держава по сравнению с тогдашней лоскутной Германией выглядела пустынно. И обычаи мало чем напоминали «просвещенную» Европу. Но юная Фике (в детстве будущую Екатерину Великую называли именно так) быстро поняла, что Россия для заштатной герцогини — единственный шанс занять свое почетное место в истории. Сразу определила, что эта северная империя — страна великих возможностей.

Не случайно цепкость ее ума еще в то время отмечал такой ушлый политик, как Фридрих II, король прусский. При этом Софью Фредерику пригласили в Россию всего лишь на роль невесты возможного наследника престола — не более того. Жили они бедно. Деньги на дорогу прислала русская императрица. Но Фике уже в ту пору видела себя в ряду тех, кто перекраивает карту мира, вершит судьбы. Ее любимой книгой были Плутарховы жизнеописания великих и знаменитых людей, а равнялась она на Юлия Цезаря. Страсть к чтению (и писательству) не угаснет в ней и на троне.

С первых дней пребывания в Петербурге молодая европейка впитывала дух и традиции огромной, во многом непонятной для нее страны, разительно отличавшейся от тесной Германщины. Как-то раз, когда она тяжело заболела, мать хотела прислать к ней пастора. Фике решительно отказалась, потребовала к себе православного священника — архимандрита Симона (Тодорского), учившего ее основам русской веры. Новые соотечественники высоко оценили этот жест.

Екатерина изучала наши древности, читала Остромирово Евангелие, интересовалась жизнью святых — Сергия Радонежского, Александра Невского, очень тепло относилась к своему духовнику отцу Иоанну. Хотя от иерархов церкви политически не зависела и в свой черед провела секуляризацию монастырских земель — считала это полезным для государства.


«Великий князь Петр Федорович и Великая княгиня Екатерина Алексеевна с пажом». 1756


Петербургский двор дал ей жесткое воспитание. Когда умер отец Екатерины, царственная Елизавета строго наказала: «Великой княгине не подобает долго оплакивать родителя, который не был королем». И после каждой неудачи неумолимый голос провидения как бы одергивал: «Знай свое место!» Но всякий раз она находила в себе силы и побеждала.

Уйма иностранцев «понаехала» к нам в постпетровские годы. Многие стали видными вельможами, сановниками. Однако мало кто сумел так полюбить и понять Россию, как Екатерина. Она не просто шутила, когда говорила лекарю: «Ну, братец, выпускай из меня всю немецкую кровь, чтобы одна русская осталась». О себе же рассуждала: «Я годна только для России». Изучала историю Руси и даже видела себя прямым потомком Рюрика. У прислуги научилась народным выражениям, пословицам, часто вворачивала их в разговорах. Язык второй Родины ее пленил. В письмах к Вольтеру бывшая немка выражала философу искреннее сочувствие: мол, при редком богатстве мыслей ему приходится пользоваться не русским, а французским.

коронац (700x458, 409Kb)
С. Торелли. «Коронация Екатерины II». 1784


Никогда не тосковала по Германии, а нашу державу объездила не раз, поклонилась древним монастырским святыням, увидела Казань и Астрахань, Крым и Новороссию... Ее путешествия сплачивали страну.

Екатерина пришла к управлению государством благодаря офицерам гвардии, устранившим ее мужа Петра III, который так и не научился не то что думать, но и говорить по-русски. Это властвование должно было продолжаться до совершеннолетия сына — Павла Петровича. Именно его, цесаревича, воспитывали для трона. Но когда он повзрослел, оказалось, что матушка столь крепко держит бразды правления в своих нежных руках, что ни о каком воцарении наследника не могло быть и речи. Екатерина пресекала все его попытки вмешиваться в государственные дела и надолго превратила Павла в гатчинского отшельника. Одного из сыновей цесаревича, будущего императора Александра, она фактически отняла у родителей и воспитала на свой лад. Павел не смог противиться, только затаил обиду.

По-настоящему Россию открыли для нее знатоки и приверженцы народного стиля братья Орловы: показали красоту природы, пьянящую удаль быстрой езды на птицах-тройках, объяснили достоинства боярского костюма... Известный дипломат и мемуарист Федор Головкин считал, что как раз тогда, в первые годы правления, у Екатерины родился тайный план «снова обнародить народ» и поднять русских в их собственных глазах. Государыню коробило, что в Европе было принято считать наших соплеменников «низшей расой» (к концу ее царствования мало кто решился бы на подобные отождествления). Возродились патриотические устремления и в аристократической среде, которая после смерти Петра переболела галломанией.


В. Серов. «Выезд Екатерины II на соколиную охоту»


Екатерине удалось разбудить Россию, разглядеть и выдвинуть лучших ее представителей. Одно из первых знаковых решений — производство в полковники великовозрастного, уже зарекомендовавшего себя подвигами в годы Семилетней войны Александра Суворова.

Императрица всей душой полюбила наши пространства, видела в них залог будущего расцвета государства и нации. Отбросив европейский снобизм, по достоинству оценила богатырскую мощь вверенной ей страны, научилась этой силой руководить. Сама стала намного сильнее и благодарила за это державу, коей правила 34 года. Екатерина говорила: «Русский народ — особенный народ в целом свете, русский народ отличается догадливостью, умом, силою. Я знаю это по опыту моего царствования. Бог дал русским особенное свойство».

Высшее искусство правительницы — верная кадровая политика. Государыня наставляла приближенных: «Изучайте людей, старайтесь пользоваться ими, не вверяясь им без разбора; отыскивайте истинное достоинство, хоть бы оно было на краю света: по большей части оно скромно и прячется где-нибудь в отдалении». Она, как никто иной, умела давать дорогу способным.


Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге


Михаил Микешин избрал для петербургского памятника царице удивительно точный сюжет: улыбающаяся Екатерина возвышается над Россией, а вокруг ее пьедестала, у ног Северной Семирамиды, собрались исполины — Петр Румянцев, Григорий Потемкин, Александр Суворов, Гавриил Державин, Александр Безбородко, Иван Бецкой, Василий Чичагов, Алексей Орлов — екатерининские орлы и одна орлица, Екатерина Дашкова. Хотя этот ряд можно было бы и продолжить, вспомнить многих других знаменитых сограждан: просвещенного генерала Александра Бибикова, умершего в разгар борьбы с пугачевщиной, непреклонного и неподкупного генерал-прокурора Сената Александра Вяземского, искусного дипломата Якова Булгакова (ему мы во многом обязаны присоединением Крыма); недооцененного в XIX столетии, но оттого не менее выдающегося — непобедимого адмирала Федора Ушакова; политического гуру Никиту Панина, художников Владимира Боровиковского и Дмитрия Левицкого, драматурга Дениса Фонвизина... Их взаимоотношения с царицей не были безоблачными, но каждому екатерининская эпоха придала подлинно исторический масштаб. Все вместе они превратили Россию в настоящую империю — с великой армией, первоклассным чиновничеством, с плеядой настоящих патриотов у власти.

Первым среди равных был, конечно же, Потемкин. Его переписка с Екатериной исполнена не столько романтики, сколь простодушия. В раскрепощенной манере они судачили о государственных делах, клялись друг другу в вечной любви, рассказывая о «побочных» амурных увлечениях. Но главным для обоих всегда было служение Отечеству. Поразительно, что им удавалось держать фронт от Швеции до Турции без перенапряжения сил. В самые тяжелые месяцы войн под ружьем находилось не более 200 тысяч человек. Поистине побеждали не числом, а умением.

До Екатерины Россия была страной по преимуществу хаотической. Известно высказывание генерал-фельдмаршала, немца на русской службе Христофора Миниха: «Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует». В этих словах можно увидеть и восхищение, и разочарование: дескать, бессмысленно пытаться упорядочить эдакую громаду. Екатерина II не стала мириться с таким status quo, стремилась поддерживать все здравое, перспективное, что было в государстве. И в то же время — терпимее относиться к человеческим слабостям-порокам. Репрессий, в отличие от Петра Великого, она старалась избегать. «Я хвалю громко, а порицаю вполголоса», — говорила императрица. Хотя добиться ее расположения было весьма непросто.

Так или иначе, задуманное ею великое дело сдвинулось. Ожили губернские города, заработали мануфактуры, открылись школы. В стране возникло нормальное судопроизводство, появилась живая и задиристая журналистика. Царица сама принимала участие в дискуссиях на страницах литературных журналов. Отличительной чертой империи стала всеобщая целеустремленность.

По сравнению с Елизаветой Петровной нрава Екатерина была довольно скромного. Ценила умеренность, хотела, чтобы уважали верховную власть не из-за роскошных нарядов и чертогов. Надеялась, что вспоминать ее станут как труженицу и собеседницу философов. «Не хочу коленопреклонений: между друзьями так не водится. Если Вы меня полюбили, то прошу Вас, не обращайтесь со мною, как будто я персидский шах», w— таково было кредо этой ни на кого не похожей правительницы.


Неизвестный художник. Портрет Екатерины II в русском наряде


По меркам того времени, в ней не было самодурства. Она не любила варварских забав с шутами и грандиозными фейерверками. «Золотой век Екатерины» ныне представляется как сплошное празднество и непомерное расточительство в барочном стиле. Однако государыня вела вовсе не праздную жизнь, лучшим развлечением считала непринужденный разговор с остроумными собеседниками. Нередко — за карточной игрой. Такие дискуссии помогали познавать людей. Екатерина не поощряла лесть. Другое дело — утонченные комплименты, сдобренные юмором.

XVIII век требовал отточенного рационализма и уважения к наукам, в том числе медицине. «Свой» прежде рассказывал в одном из номеров, как императрица первой в России сделала себе прививку от оспы.

Готовность пожертвовать собой ради прогресса сочеталась в этой сильной женщине с умением трудиться системно, педантично, выдерживая сложившийся распорядок. По утрам анализировала затребованные документы, наслаждаясь первыми глотками кофе. Доклады секретарей и министров частенько выслушивала за вязанием или вышиванием. И в продолжение дня работу чередовала с развлечением, пассивным отдыхом — это помогало сохранять эффективность, необходимую трудоотдачу.

В советские времена ее было принято клеймить за крепостное право, подавление пугачевского восстания, череду фаворитов, лицемерие, коварство... В обвинительном перечне есть некоторые зерна правды. Тем не менее у писателей и историков во все времена прорывалось вольное или невольное уважение к знаменитой правительнице. У великой эпохи неизбежно отыщется трагическая, а порой и неприглядная изнанка. Однако история не знает безупречных времен, а из ХХI века достижения «премудрой Фелицы» видны яснее, четче.


«Апофеоз Екатерины II». Неизвестный художник


Выдающиеся полководцы, ее современники, относились к ней как к матушке, олицетворению образа России, и от этого их рвение удесятерялось. Ей удалось сплотить воинскую элиту, честолюбивых, часто обидчивых людей — тех самых «екатерининских орлов». Гавриил Державин этот период в жизни страны воспел в своем вдохновенном гимне:

Гром Победы, раздавайся,
Веселися, храбрый Росс!

...Славься сим, Екатерина,
Славься, нежная к нам мать!


Россия действительно переживала время великих побед, а таковых вопреки решениям высшего руководства просто-напросто не бывает. Кагул, Очаков, Измаил, Крым, губернская и прочие административные реформы — почти все далось малой кровью. Похудела казна? Зато освоение новых земель превратило Россию в аграрную и морскую сверхдержаву.

Батальные и внешнеполитические триумфы вселяли гордость в сердца подданных. Рулевой российской дипломатии Безбородко говаривал: «Не знаю, как при вас, а при нас ни одна пушка в Европе без соизволения нашего выстрелить не могла». Конечно, вельможа несколько преувеличивал, однако, по сути, был прав. Ведь еще в 1781 году он же набросал для императрицы «Инвентарь ея деяний за девятнадцать лет царствования», согласно которому губерний по новому образцу создано 29, городов построено — 144, конвенций и трактатов заключено — 30, военных побед одержано — 78, прогрессивных постановлений издано — 88, указов для облегчения жизни народа — 123. А сколько было сделано после составления «инвентаря»!

Давно выглядят беспочвенными все попытки представить эпоху рассудительной правительницы в остро критическом либо карикатурном духе. Екатерина стала одним из символов русской истории, особенно ее триумфальных страниц. Образ великой императрицы неизменно притягивает — как барочная громада Смольного собора, неувядаемые, мощные эпитеты старинных од и гимнов, как блеск суворовской шпаги, разящей любого врага России.


Русская музыка времен Екатерины Великой


У нас не было Хасса, Сешаса, Граупнера, Триклера, Хаммера и тем более Боккерини. Зато у нас творили Василий Алексеевич Пашкевич, Осип Антонович Козловский, Михаил Матвеевич Соколовский, Степан Аникиевич Дегтярев.

Василий Алексеевич Пашкевич учился у Винченце Манфреддини, имел титул "камер-музыканта" Екатерины II, руководил придворным оркестром. На либретто императрицы написал несколько опер, в том числе и "Февея", сюитой из которой открывается программа.

В.А.Пашкевич (1742-1797). Сюита из оперы «Фивей»



*


Осип Антонович Козловский - любимец Потемкина в первую очередь прославился сочинением Екатерининского гимна "Гром победы раздавайся" на слова Г.Р.Державина.




Многочисленные полонезы композитора пользовались огромной популярностью, в том числе и при дворе императрицы.

О.А.Козловский (1757-1831)
Полонезы



*


Михаил Матвеевич Соколовский - скрипач, дирижер, начинал свою музыкальную карьеру у графа Разумовского, затем ставил музыкальные спектакли и в Эрмитажном театре, сведения о нем скудны, но о его высоком музыкальном даре свидетельствует вступление к опере "Мельник, колдун, обманщик и сват".

М.М.Сокловский (1730-е-2-я пол. XVIII в.)
Вступление к опере «Мельник, колдун, обманщик и сват»

*


Со Степаном Аникиевичем Дегтяревым, учеником Сарти, связана музыкальная слава театра и капеллы графа Н.П.Шереметева, где композитор был художественным руководителем. Дегтярев неоднократно был возим графом в Петербург и при императорском дворе звучала его музыка. Композитор - автор ораторий "Минин и Пожарский", "На освобождение Москвы в 1812 году". Его перу принадлежат многочисленные "кончерто-гроссо", именно этот жанр у нас практиковался в то время, но вместо оркестра - звучал хор! Полифония хорового духовного концерта вполне заменяла оркестр. Мы услышали чудные звуки "кончерто-гроссо" в лучших европейских традициях.

С.А.Дегтярев (1766-1813)
Концерт для оркестра



*


Звучит незатейливая и очень гармонично-ритмичная сюита танцев, исполнявшихся на придворном бале.

Неизвестный автор 2-й пол. XVIII в.
Танцы


Творчеству наших композиторов можно искать аналоги у европейских композиторов, строить различные параллели истоков их сочинительства, но при этом с ними всегда остается их необыкновенная самобытность.

Испол.- камерный ансамбль Владимирской филармонии, Виктор Корначев
Запись 1983 г.

источник
источник
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку