Липецкий тракторный завод был одним из крупнейших в Советском Союзе - всего с 1945 года было произведено более 1.500.000 тракторов разных типов.
Об одном из них - наш рассказ.
Универсально-пропашной трактор ЛТЗ-155 тягового класса 2.0 был запущен в опытное производство в 1988 году. Это была уникальная по тем временам машина - трактор интегральной схемы с четырьмя управляемыми колесами.
Но затем началась "перестройка", и в новых экономических условиях этот замечательный трактор оказался не нужен новому руководству завода.
Зато он нужен был в Европе: даже президент одной немаленькой немецкой компании несколько раз пытался договориться с руководством завода об экспорте ЛТЗ-155, доведенного до европейских стандартов. Речь шла о поставках тысяч тракторов в год. Но не срослось, как говорится...
Правда, в 1990-е годы трактор выпускался малой серией, вплоть до окончательного банкротства Липецкого тракторного завода в 2004 году...
***
Главным конструктором этой модели был Александр Сергеевич Дурманов, который в 2014 году написал и издал книгу об истории создания этого уникального трактора.
Потрясающая по откровенности и боли книга. Рекомендуем всем интересующимся историей советского трактора.
Мнение о книге и тракторе доктора технических наук Л. Бакулева (цитата):
«Создание интегрального трактора в практике сельхозмашиностроения страны — событие уникальное. Нарушены традиции, попраны авторитеты, получены существенные результаты, которые невозможно проигнорировать... Создан трактор, преобразующий недостатки существующих пропашных тракторов в преимущества, превращающий трактор в энергоблок, что позволяет по-новому формировать машинно-тракторные агрегаты...»
Трактор ЛТЗ-155 был не только уникальным в силу особенной компоновки, но и действительно универсальным трактором. Он мог использоваться, помимо сельского хозяйства, на лесозаготовках и дорожно-строительных работах, в нефтяной и газовой отрасли народного хозяйства, а также для коммунальных работ.
На ЛТЗ-155 устанавливался четырехцилиндровый дизельный двигатель Д-442-47 мощностью 150 л. с., а также шестицилиндровый ЯМЗ-236Д-2 мощностью 160 л. с.
Коробка передач с ходоуменьшителем имела 16 скоростей вперед и 8 - назад. Грузоподъемность навесной системы составляла 2500 кг и 5000 кг (передней и задней, соответственно). Минимальный радиус разворота - 4,5 метра, при этом задние колеса копируют след передних.
С 2004 по 2009 годы по программе "Уральский трактор" АО Уралвагонзавод выпускало аналог трактора ЛТЗ-155, который назывался РТМ-160, и который даже получил в 2008 году диплом и серебряную медаль на Международном салоне изобретений и новой техники в Женеве. Всего за эти годы было произведено 800 единиц РТМ-160.
Но это уже совсем другая история...
P.S. К сожалению, Александра Сергеевича Дурманова уже нет с нами: он покинул этот мир год назад, оставив о себе славную память.