Цитата сообщения lj_foto_history
Типы 1930-х гг. №2. Киномеханик
На фотографии из семейного альбома городской киномеханик (г.Артемовск). Фотография датирована октябрем 1930 г.

Но разумеется новым и особенным типом 1930-х гг. был сельский киномеханик, работавший на кинопередвижке. Я
нашел в сети и прилагаю к фотографии рассказ одного из первых сельских киномехаников России В.А.Александрова (рассказ относится к 1947 г.):
"- В дореволюционные годы в сельских местностях Петроградской губернии, как и всей царской России, кино не было. Насколько я помню, впервые в 1926 году, в деревню Чудово, приехала первая кинопередвижка и состоялся первый киносеанс — демонстрировался фильм "Чудотворец". Здесь крестьяне увидели подлинное чудо: полотно ожило, на нем двигались люди. Вскоре после приезда передвижки меня направили по путёвке комсомола на курсы киномехаников, которые я окончил накануне 10-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Первый сеанс я давал около 30 лет назад, в 10-ю годовщину Октября, на небольшой железнодорожной станции в здании вокзала. Других помещений для показа фильмов тогда там не было. Зрителей собралось очень много, и я сильно волновался, так как впервые работал самостоятельно.
Демонстрировал я в те годы фильмы "Красные дьяволята", "Дворец и крепость", "Стачка", "Коллежский регистратор", "Крест и маузер", "Закройщик из Торжка", "Броненосец "Потемкин", "Мать", "Процесс о трех миллионах” и другие.
Моя передвижка была вооружена кинопроектором и динамомашиной "ГОЗ", киноэкраном в специальном футляре, художественным и агитационными фильмами. Транспорта тогда никакого не было. На небольшие расстояния киноаппаратуру и фильмы механики переносили сами или с помощью любителей кино, а на далёкие расстояния нанимали лошадь у местного крестьянина. Часто предоставленная нам подвода оказывалась "бедой" (так называлась двуколка — небольшая телега с двумя колесами), на которой с трудом помещались аппаратура и ящики с фильмами. Возница и мы по 30—40 вёрст шли за этой "бедой" пешком по непролазной грязи - нередко под сильным дождём. А зимой — в пургу, метели и сильные морозы — мы пользовались дровнями. Крепко привязав аппаратуру и фильмы и пристроившись где-нибудь сбоку, едешь, бывало, каждый день в новое, незнакомое место.
Киносеансы приходилось начинать сразу же, как только прибудешь в село. Иногда это было рано утром; и тогда работали до поздней ночи. Порой случалось, что приедем в 11 часов вечера, а публика ждёт и требует показать картину. Мы, конечно, шли навстречу зрителям и проводили киносеанс. Передвижек тогда было мало, и мы в один день обслуживали 2—4 деревни и давали 6 сеансов. Маршрут был трёх месячный, и на эти 3 месяце выделялась одна картина. Помню, я показывал 3 месяца фильм "Мать", переезжая из одной волости з другую. Обслужил я около 300 сел. Потом одну и ту же картину демонстрировали в течение 2 месяцев, позднее самым коротким стал месячный маршрут.
Так как фильмы в те годы были немые, а в деревнях было много неграмотных, киномеханик не только демонстрировал, но и читал надписи (текст). Приходилось давать разъяснения и по ходу фильма, чтобы зрители лучше воспринимали те или иные кадры, а перед сеансом рассказывать краткое содержание картины.
Хотелось как-то, и "озвучить" фильм. Мы стали привлекать н этому молодёжь, умеющую играть на гармони, гитаре, балалайке, домре. Сначала вместе подберём и распишем, когда и что играть, потом устроим небольшую репетицию, а когда начинался сеанс, самодеятельное "трио" исполняло наш заказ. Случались и комичные эпизоды: там, где требовалась грустная музыка, вдруг раздавалась лихая плясовая. Кино вызывало большой интерес у сельских жителей, и люди приезжали на просмотр фильмов целыми семьями за 20— 30 вёрст. Нас буквально разрывали на части, приглашая то в одно, то в другое село, не предусмотренное маршрутом.
В деревне Заполье, Плюсского района (ныне Псковская область), ко дню показа фильма в школе крестьянской молодёжи разбирали две стены и из трёх классов делали один зал, который вмещал до 600 человек. Потом стены восстанавливали. Деревня тогда очень отличалась от современной. Там было много “темных” людей, и в религиозные праздники они устраивали дикие драки, возникала поножовщина. Кино вносило свежую струю.
Местные организации оказывали нам в работе необходимую помощь и заботились об улучшении культурно-бытовых условий: механику выдавали на зиму полушубок, валенки и шапку-ушанку, а на лето сапоги и комбинезон.
Жители многих сел сами проявляли инициативу в приобретении киноаппаратуры и оборудовании мест кинопоказа. Так, Красиооктябрьское сельскохозяйственное училище организовало кинотоварищество, с каждого вступившего взимались вступительный взнос и ежемесячные членские взносы. На эти средства (основной капитал кинотоварищества) мне было поручено приобрести новую киноаппаратуру, на которой я проводил сеансы не только в деревне Ретени, но и систематически выезжал в соседние села. Затем, здесь же, в сельском клубе, созданном местной молодёжью, без помощи государства, была оборудована первая в районе стационарная киноустановка. В другой деревне колхоз "Крестьянская, правда" методом народной стройки соорудил глинобитный клуб на 150 мест, что позволило уже тогда, в 1929 году, еженедельно демонстрировать фильмы и проводить культурно-массовую работу.
Киномеханик в то время был самым почётным человеком на селе. Нас ждали всюду, даже учителя сельских школ относились к нам, как к работникам интеллектуального труда.
В июле 1930 года меня выдвинули на работу механиком-инструктором по деревенской работе агентства "Союзкино", а через год назначили заведующим межрайонным отделением.
Мне удалось сколотить хороший коллектив кинофикаторов и мы принимали меры к широкому развитию сельской киносети. Регулярно выходила стенгазета "За кинофикацию!" Здесь же был начат выпуск световых газет на кинопленке, проводилась разнообразная интересная культурно - массовая работа вокруг фильмов.
В 1929 году началась большая работа по внедрению звукового кино. На смену "великому немому" пришло, как тогда говорили, "говорящее кино". Я был одним из организаторов первого в Ленинградской области звукового кинотеатра в районном центре Луге. В Лужском кинотеатре мы показали первые звуковые советские фильмы "Путевка в жизнь" и "Златые горы". На год раньше намеченного срока заговорило кино. Каждая кинокартина держалась на экране около месяца. В 1931 году меня командировали на Первое Всесоюзное совещание по кинофикации, где я впервые в жизни выступал со всесоюзной трибуны. Было это 16 лет назад в Колонном зале. Я вспомнил об этом на Всероссийском совещании работников культуры, которое проходило в апреле этого года также в Колонном зале.
В 1934 году, когда вышел на экран фильм "Чапаев", мы снаряжали первую автозвуковую кинопередвижку. Дело было новое, и нам хотелось организовать его получше. Хлопот было немало. Кинопередвижки везли с собой фильмы "Чапаев", "Крестьяне", "Юность Максима", "Весёлые ребята" и другие. Это были первые шаги сельской кинофикации. Интересное, хотя и трудное время! Теперь мы стали зрелыми людьми. Далеко шагнула вперёд и кинофикация села. Ленинградская область сейчас — область сплошной кинофикации. Здесь работает около 1000 государственных, профсоюзных; и ведомственных киноустановок, из них только 186 передвижных, остальные 85 как стационарные.
Теперь на 436 колхозов, 160 совхозов и 43 МТС, т. е. на 639 сельских организаций области приходится 693 сельских киноустановки, в среднем более одной на колхоз. За прошлый год на киносеансах побывало 9,5 миллиона сельских зрителей.
http://foto-history.livejournal.com/6080904.html