-Метки

* имена на все времена... 1950- Власть авто-история автомобиль автомобильный салон актёры и роли актеры театра и кино аналитика анекдот анекдоты антиквариат антология фотографии армия байки библиотека биографии и судьбы блюда из мясных изделий бродилки в мире интересного весёлые картинки весёлый роджер взгляд видео видеоклипы военная история военный архив военный вестник война 1941- 1945 вооружение вторая мировая война вторые блюда глобальный конфликт города россии дача дискурс достопримечательности россии женские образы женский образ живопись живопись и графика жизнь замечательных людей жизнь и радость заготовки на зиму закуски зарубежные художники здоровье земные технологии знаменитые династии россии знаменитые женщины и в шутку и в серьез из инета имена на все времена... интересно интересные факты ирония искусственный разум истории исторические параллели история история СССР история в фотографиях история и культура россии картинки компьютер для чайников компьютер и всё для него красотки кулинария кулинарная книга литературные чтения лица из прошлого личность люди мастера искусств мастера ню машины медицина и здоровье меню разных рецептов мир мир вокруг нас мнение музыка музыка на века музыкальный портал мятеж на мировой арене нескучные заметки нечто непонятное общество оружие пейзажи по волнам нашей памяти позитив позитифф... полезная информация политика политпросвет: в россии поэзия правопорядок православие прикол природа промышленность - техника и технологии просто вспомним противостояние размышлизмы растительный мир ретро в фотографиях рецепты российская империя российские художники россия рф рыба рыбные блюда сарказм сатира смешно и не очень смеяться разрешается события события в россии и в мире союз советских социалистических республик ссср стёб старые фотографии стихи суперхит xx века таланты тематические подборки транспорт уютный дом фауна фото фотосет фразочки в картинках художник художники разных стран художники россии цветы швейные машинки шутки экономика эротика это интересно юмор

 -Рубрики

 -Цитатник

Много лет оттачивала свое мастерство засолки грибов. - (0)

Много лет оттачивала свое мастерство засолки грибов. Много лет оттачивала свое мастерство засолк...

За какие преступления, человек приговаривался к расстрелу при Сталине. Зачем Хрущев амнистировал бандеровцев, власовцев и коллаборационистов. - (0)

За какие преступления, человек приговаривался к расстрелу при Сталине. Зачем Хрущев амнистировал бан...

Красавицы на службе. - (0)

Красавицы на службе Форма, неважно, военная, полицейская, лётная, железнодорожная, медицинская, п...

С ума сходит не климат, как утверждают многие, с ума сходит человек, климат всего лишь отражает его внутренний мир. - (0)

С ума сходит не климат, как утверждают многие, с ума сходит человек, климат всего лишь отражает его ...

ОНА ПРОСНУЛАСЬ... - (0)

Она проснулась... Она проснулась, потянулась, И голой подошла к окну. Полсотни мужиков свихнуло...

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в ALEXANDR_RUBTSOV

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 5) Искусство_войны H_B Школа_Иггдрасиль Авто-Любитель Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.08.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 18529


Тарелки Речного вокзала.

Четверг, 25 Сентября 2014 г. 01:07 + в цитатник
Тарелки Речного вокзала.


Оригинал взят у ig_kuv в Тарелки Речного вокзала

А вы когда нибудь их разглядывали?

СЏ 1 (700x435, 305Kb)
Речной вокзал (он же Химкинский речной вокзал, он же Северный речной вокзал) был построен в 1937 году по проекту архитектора Алексея Михайловича Рухлядева (1882-1946) и его многолетнего соавтора Владимира Фёдоровича Кринского (1890-1971). Несмотря на то, что Алексей Михалович успешно построил и другие объекты, от наземного вестибюля станции метро "Комсомольская-радиальная" до памятника Христофору Колумбу на острове Сан-Доминго, Речной вокзал оказался самым ярким, самым запоминающимся проектом.

Успех проекта Рухлядев также обязан и небольшим, но важным художественным деталям, в том числе и 24-м фарфоровым медальонам, закреплённым на западном (выходящем на Химкинское водохранилище) и восточном (выходящем на парк и Ленинградское шоссе) порталах.

Созданием фарфоровых медальонов (а в просторечии тарелок) занималась скульптор-керамист Наталья Яковлевна Данько-Алексеенко (1892-1942). Получив классическое художественное образование, она ещё до революции 1917 года занималась скульптурным украшением зданий, построенных преимущественно в Санкт-Петербурге. Из известных работ, выполненных после революции, стала серия фигурок, до сих пор украшающая станцию метро "Театральная":
СЏ 2 (250x389, 77Kb)
СЏ 3 (250x402, 88Kb)
СЏ 4 (250x381, 86Kb)Во время войны Наталья Яковлевна оказалась в блокадном Ленинграде. В феврале 1942 года она с сестрой и матерью эвакуировалалсь в Ирбит (Свердловская область). По пути от истощения умерли мать и сестра. Сама же Наталья Яковлевна добралась до Ирбита, но вскоре, в марте 1942 года, тоже умерла.



Мой коллега по проекту Moskva-Volga.Ru с ником Crazy Hamster этим летом как раз сфотографировал все "тарелки" восточного портала. Результатами его труда я незамедлительно воспользовался. Фотографировал он на Fuji Х-Е1 с объективом 55-200.


Первый медальон - танк довольно оригинальной конструкции. Если внимательно присмотреться, то можно разлядеть вторую башню.

СЏ 5 (700x692, 508Kb)

Двубашенные танки разрабатывались в СССР в 1930-х годах и носили наименования Т-35, КВ-5, Т-100 и СМК. Что точно изображено на медальоне понять сложно, но подобный танк Т-35 выглядел так:

СЏ 6 (700x361, 183Kb)



Следующий объект идентифицируется гораздо проще. На нём даже написано "И.Сталин". Это легендарный паровоз серии ИС20 ("Иосиф Сталин"). С небольшими модификациями его выпускали с 1932 по 1942 год и было сделано 649 единиц.

СЏ 7 (687x700, 497Kb)
В жизни паровоз ИС20 выглядел несколько иначе:

СЏ 8 (700x329, 167Kb)
И даже выпускался на марке:

СЏ 9 (700x481, 597Kb)
Что изображено на следующем медальоне сказать затруднительно. Очень похоже на доменную печь металлургического комбината:

СЏ 10 (675x700, 478Kb)
Героями первых пятилеток были два метталургических завода: Магнитогорский и Кузнецкий. Оба очень большие, значимые и запущенные в эксплуатацию примерно в одно время. Нашлось фото, сильно напоминающее изображение на медальоне. Это доменный цех Кузнецкого металлургического завода (1934 год):

СЏ 11 (600x354, 164Kb)
На следующем медальоне абстрактный усреднённый дирижабль, один из десяти с небольшим аппаратов, выпущенных к тому времени в Долгопрудном на Дирижаблестое. И хотя каждый из них был уникален, художественная интерпретация Данько стёрла все отличительные детали:
СЏ 12 (651x700, 476Kb)
Однако пейзаж, среди которого летит могучий аппарат лично мне напоминает карельский. Сосны, скалы, озёро, вдали заснеженные горы - наверно Хибины... И тут начинает попахивать мистикой. Дело в том, что дирижабли и Карелию связывает единственный аппарат - В-6 "Осоавиахим":

СЏ 13 (700x384, 164Kb)
Связывает печально - невдалеке от Кандалакши, что чуть севернее Карелии, В-6, самый большой советский дирижабль тех времён, разбился, врезавшись в тумане в склон Небло-горы. Большая часть экипажа погибла. А летели они спасать экипаж арктической экпедиции "Северный Полюс - 1".
В чём же мистика? В том, что В-6 разбился в феврале 1938 года, спустя почти год после постройки Речного вокзала.
Фото места гибели дирижабля и памятного знака, 1988 год:

СЏ 14 (640x426, 217Kb)
Нашёл у своих друзей вот такое замечательное фото в тему - дирижабль В-8 над Речным вокзалом, без всякой мистики, примерно 1938 год:

СЏ 15 (640x426, 163Kb)
Со следующим медальоном не возникает никаких проблем. Вид на Московский Кремль с Большого Каменного моста, арка в набережной на уровне воды (интересно, а почему её так выделили?) - впадение реки Неглинки в Москву:

СЏ 16 (630x700, 453Kb)
В реалиях недавнего прошлого это место выглядело вот так:

СЏ 17 (700x488, 321Kb)
Здесь тоже легко узнаваемое здание. О котором много говорили, писали, начинали строить, но так и не построили. Проект, который никогда не был осуществлён в жизни - Дворец Советов архитектора Бориса Михайловича Иофана (1891-1976):

СЏ 18 (662x700, 481Kb)
Вот так выглядела бы Москва, если Дворец Советов всё-таки был посторен:

СЏ 19 (700x541, 455Kb)
Подробнее об объекте лучше почитать у masterok в посте "История Дворца Советов в Москве", откуда я и стырил фотоколлаж.


Вестибюль станции метро Киевская (радиальная):
СЏ 20 (636x700, 436Kb)
Московское метро - одна из самых важных и значимых строек сталинской эпохи. К проектированию и строительству относились очень серьёзно и тщательно. Проект Киевской-радиальной был выполнен архитектором Дмитрием Николаевичем Чечулиным (1901-1981), автором множества зданий в Москве - гостиниц "Пекин" и "Россия" (снесена), Дома Советов РСРСР (ныне Белый Дом) и многих других. Поучаствовал он и в конкурсе на проект уже упоминавшегося Дворца Советов, но проиграл.Однако с метро Чечулину повезло больше и по его проекту была построена Киевская-радиальная.Так станция метро выглядит в наши дни:

СЏ 21 (700x490, 384Kb)
Ленин - наше всё. Мавзолей и Кремль. И немного авиации:

СЏ 22 (642x700, 446Kb)
Вид примерно с того же ракурса, из здания Исторического музея (бывшего музея Ленина), примерно 1934 год. Обратите внимание, на Спасской башне ещё установлен двуглавый орёл:

СЏ 23 (700x510, 297Kb)
На следующем медальоне изображён стратостат. Почему изображён именно этот тип воздухоплавательных аппаратов - не очень понятно. В принципе они бесполезны. Наверно на них возлагались большие надежды по исследованию "дальней" атмосферы. Или с их помощью можно было устанавливать рекорды поднятия на высоту, доказывая всему миру, что мы лучшие...

СЏ 24 (641x700, 444Kb)
Что за модель стратостата изображена - даже представить не могу, хотя к 1937 году их было построено всего штук пять. И участь большинства из них была весьма печальна.
Пример судьбы стратостата Осоавиахим-1. Совершил первый и одновременно последний полёт зимой 1934 года. Был поставлен рекорд высоты - 22000 метра над уровнем земли. За рекорд заплатили жизнью все три члена экипажа: командир Павел Фёдорович Федосеенко, бортинженер Андрей Богданович Васенко и научный сотрудник Илья Давыдович Усыскин.

СЏ 25 (700x250, 206Kb)
Хоронил прах стратонавтов лично Сталин:

СЏ 26 (450x283, 78Kb)
Тоже легко узнаваемый объект - Театр Советской армии архитекторов К. Алабяна и В. Симбирцева.

СЏ 27 (651x700, 433Kb)
Но не построенное здание, которое строилось с 1934 по 1040 года, а проект, на котором театр обильно украшен скульптурными группами везде, куда только можно их было установить. Сравните с "натуральным" видом тетатра в нынешнее время:

СЏ 28 (700x436, 350Kb)
По моему личному и частному мнению это чрезвычайно помпезное здание нерационально спланированно и плохо приспособленно к театральным нуждам вследствие того, что архитекторы насильно вписывали его в пятиконечную звезду:

СЏ 29 (421x426, 87Kb)Характерная форма здания сыграла неприятную роль во время войны. Театр пришлось тщательно маскировать, потому что он являлся очень хорошим ориентром для немецких лётчиков.
Но есть в здании театра и одна особенность, недоступная ни одному театру в мире. Благодаря своей конструкции на сцену театра прямо с улицы может въехать.... танк. По специальному танковому въезду. Только вряд ли это помогает при показе "Гамлета" или "Севильского цирюльника".
Подробнее о Театре Советской (теперь Российской) армии можно прочесть у architip в соответствующем посте.


На этом медальоне однозначно изображён ДнепроГЭС:

СЏ 30 (652x700, 438Kb)
Первая серьёзная электростанция в СССР. Была задумана ещё в 1920 году, ещё при создании плана ГОЭЛРО, но строительство началось только в 1927. Первый агрегат был запущен в 1932 году, на проектную мощность электростанция вышла в 1939. А 18 августа 1941 года была взорвана нашими отсупающими войсками:

СЏ 31 (700x450, 182Kb)
Восстановление и перевооружение началось в январе 1944 и было закончено к 1950 году.
Современный вид электростанции и восстановленной плотины:

СЏ 32 (700x465, 260Kb)

Очень пероснифицированный медальон. На борту самолёта можно легко различить отчётливую надпись "СССР - Н-171":

СЏ 33 (648x700, 442Kb)
АНТ-6, заводской номер 22700, бортовой номер Н-181, знаменитый самолёт советской полярной авиации, который в мае-июне 1937 года под командованием Василия Сергеевича Молокова (1895-1982) достиг Северного полюса и совершил высадку людей и оборудования экспедиции "Северный полюс - 1" под управлением Ивана Дмитриевича Папанина.

СЏ 34 (700x458, 230Kb)Полёт совершался группой самолётов, но выдержали полёт над арктикой только два борта - Н-171 Молокова и Н-170 Михаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938). Второй самолётик на медальоне наверно и есть Н-170.


Фарфоровым медальонам Натальи Яковлевны Данько-Алексеенко и повезло, и не повезло одновременно.
Повезло потому, что они выставлены на всеобщее обозрение, о них многие знаю, кто-то видел воочию, а некоторые, к которым теперь относимся и мы, их внимательно рассмотрели и немного изучили.
А не повезло из-за того, что уже скоро 80 лет произведения искусства подвергаются воздействию воды, солнца, мороза, жары, ветра, загрязнённого воздуха и прочая, прочая, приводя их в плачевное состояние. В отличие от более благополучных, но менее узнаваемых фарфоровых вещиц Натальи Яковлевны, хранящихся в музеях, частных коллекциях или просто "под крышей" метрополитена.
Рубрики:  МИР ВОКРУГ НАС/Архитектура
Архитектура
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК/История СССР
История СССР
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку