Эсхатология – учение о конце света
Есть много примет: Евангелие будет проповедано по всей земле, глады, охладеет в людях любовь, люди будут ценить мир и безопасность.
Христос говорит ученикам, что не знает, когда будет Его второе пришествие.
Если кто-то назвал себя Христом, то это не Он. Мы должны бдить каждую минуту. В древности то же все время ждали гибели мира, это придавало им трезвости. У нас в Церкви есть две крайности: одни подсчитывают дни до конца света, а другие считают, что это будет нескоро. А ждать нужно всегда. Но не прихода антихриста, а прихода Христа. Есть борцы с ИНН, те, кто уходит в леса. Ко всему надо относиться трезво. Нельзя насильно повергнуть человека в рабство дьяволу. Никого механически осквернить нельзя ИНН или тремя шестерками.
До конца света времени становится все меньше и меньше. Мы приближаемся к страшному суду каждый день. То, что сейчас происходит – очень это напоминает.
То, что делает западная цивилизация – это выравнивание систем, глобализация, рост демократии, борьба за материальное благополучие каждого – все это выглядит очень привлекательно. Нам хочется, чтобы у нас было и Православие, и жить не хуже, чем они. Но, мне кажется, они платят большую цену за свое благополучие.
Экономические законы работают, но это законы падшего мира: подстежка материального и подстежка тщеславия – не стремление улучшить мир, а стяжание. Современная экономическая цивилизация на этом построена. У нее в этом большие успехи. Но экология ухудшается, безусловно уровень вооружений растет, люди погибают не от оспы, а от автомобильных катастроф. И в материальном отношении эта цивилизация себя не оправдала, а в духовном – она совсем далеко отошла от Бога.
Хилиазм – ересь, учение, что должны наступить золотые годы. Но этого никогда не будет. Эта система не учитывает греховной природы человека, невозможность искоренить грех внешними условиями.
Современная цивилизация, которая строится на гуманизме, когда человек строит свои отношения на личной выгоде. Мира и благоденствия не будет, не будет всеобщего счастья.
Западная цивилизация гедонистическая, она построена на постоянных удовольствиях. Наша культура, наши ценности – христианские, но сейчас они не имеют под собой никакой основы.
Современная цивилизация не может сопротивляться Исламу, где каждый готов умереть за свои святыни. Они не дадут нам отсидеться в кустах.
Абсолютного счастья, благоденствия не будет. С этим нужно смириться. В нас находится смерть, вокруг много несчастий, всех не осчастливишь. Господь нам не даст материального благополучия, Он заботится о нас, не дает нам стать успокоенными. Как только у нас все хорошо, безоблачно – нам перестает быть нужным Христос-Спаситель. Никто насильно нас к греху не может соблазнить. Если мы Божии, то кто против нас?
О смерти
Мы ничего про это не знаем. Про мир загробный, духовный. Описать это практически невозможно. Истина открывается нам по мере жизни. Нет оснований доверять тем, кто писал о своих загробных переживаниях. Большинство отцов о мытарствах блаженной Феодоры говорят, что это все символично.
Я думаю, что человек, не переборовший свои страсти здесь, не сможет справиться с ними и после смерти и будет мучиться ими. Наши собственные страсти и греховные привычки будут владеть нами в этом мире, и их неудовлетворение на том свете и есть мытарства.
Если нас страсти не мучают, значит, мы не видим своих болезней, и нам на том свете будет совсем тяжело. И только молитвы близких за нас смогут нам помочь.
Отношения христианина к смерти должно быть спокойное. Неспокойное – от маловерия. Для святых людей смерть – это второе рождение. Надо молиться.
По мат-лам Предтеченских катехизаторских курсов
Илл. Сурена Хондкаряна
репост