В 1911 году Васнецов написал для Вятского городского общественного управления икону, где служил его младший брат, наверное, самого любимого в России святого - Николая Мирликийского. Создана эта работа была в модерновом стиле, но несмотря на современную живописную форму, она отражала традиции древнерусской иконописной школы. Брат Васнецова Аркадий, будучи искусным столяром-резчиком, собирался вырезать для этой иконы киот. Вероятно, благодаря ему икона была сохранена и отдана в музей после революции 1917-го года.
В конце жизни Васнецов мужественно признался: «Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и что я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг - это уж от гордости - технику этого старого времени. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того времени был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и нам далеко до их техники, до их живописного эффекта. Моя живопись - это только слабое отражение, притом еще выхолощенное, очень богатого мира древней русской иконы».
А теперь вопрос: вы знаете, что православные крестятся тремя сложенными перстами, староверы - двумя. Почему в благословляющем жесте Николая Чудотворца участвуют все 5 пальцев правой руки?
__________________
Ответ на вопрос из поста про Крест-распятие работы Васнецова: 4 буквы в верхней части креста традиционно обозначают слова: "Иисус Назорей, Царь Иудейский".
В Евангелии от Иоанна 19:19-22 рассказано, откуда появилась над крестом эта табличка: "Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский».
Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я — Царь Иудейский».
Пилат отвечал: что я написал, то написал".