ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ |
«Великим немым» ныне именуют кинематограф «дозвуковой» эпохи. Резонно предположить, что это наименование появилось, когда эпоха немого кино ушла в прошлое. Однако в 1991 году киновед Юрий Цивьян указал, что наименование «великий немой» возникло в России в 1910-е годы, а предшествовало ему выражение Леонида Андреева «Великий Кинемо».
Но чему противопоставлялся «великий немой», коль скоро «говорящего» кино еще не было?
Начнем с начала – «С письма о театре» Л. Андреева, опубликованного в конце 1912 года в альманахе «Маски». Последний раздел «Письма» повествовал о будущем кинематографе – «будущем Кинемо»:
"Это будет зеркало во всю пятисаженную стену, но зеркало, в котором будете отражаться не вы. (…) Чудесный Кинемо! (…) Не имеющий языка, одинаково понятный дикарям Петербурга и дикарям Калькутты, – он воистину становится гением интернационального общения, сближает концы земли и края душ, включает в единый ток вздрагивающее человечество.
Великий Кинемо!.. – все он одолеет, все победит, все даст. Только одного он не даст – слова, и тут конец его власти, предел его могуществу. Бедный, великий Кинемо-Шекспир! – ему суждено начать собой новый великий род Танталов!"
Очень скоро «Великий Кинемо» стало настоящим крылатым выпажением, и не только в кинематографической печати. А 24 марта 1914 года в газете «Новое время» появилось объявление:
«Сегодня в Литейном театре под председательством бар. Н. Дризена диспут: “ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ” (кинематограф и театр)».
Судя по всему, эту дату и следует считать датой рождения термина «великий немой».
Кинокритик М. Браиловский так прокомментировал это событие: «На смену андреевскому “великий кинемо” петербуржцы (…) придумали новое выражение – великий немой». «Великий», поясняет Браиловский, – это «любезный реверанс перед сторонниками кинемо», а «немой» – «тонкая уступка болезненному самолюбию изнервничавшихся театралов» (статья «Великий немой» в журн. «Сине-фоно», 1914, № 13).
В тогдашних диспутах «немой театр» (кинематограф) противопоставляли «говорящему театру», т. е. театру драматическому. Критик В. Ермилов иронизировал над актерской оппозицией кинематографу:
– Театр и Кинемо – враги.
– Актер! Не продавай себя врагу – Немому за чечевичную похлебку! (…)
Актер должен служить театру, – только театру, не «Великому Немому», как величают Кинемо, а «Великому Говорящему», великому искусству!
(«Неравный брак», журн. «Сине-фоно», 1914, № 3)
Некоторое время «Великий Немой» (с прописных букв) и «Великий Кинемо» сосуществовали в печати на равных, но в конце концов «Немой» победил.
Стоит заметить, что во Франции (да и в других странах), кроме России, кинематограф никогда не называли «великим немым».
Фрагмент из книги Константина Душенко "История знаменитых фраз".
Описание книги:
"Популярные цитаты – одна из важных частей культуры; нередко это формулы нашего мышления. Знать, откуда они появились и что они означали в разное время, – дело вовсе не лишнее.
Позволю себе предположить, что даже осведомленный читатель узнает немало нового о том, что он считал хорошо известным.
А кроме того, выяснение этого – занятие необычайно увлекательное…" (К. Душенко)
Из отзывов:
"Эта прекрасная книга – результат большого труда, кропотливого, тщательного. История цитат описана исчерпывающе. Книга очень познавательная, расширяет кругозор и впечатляет объемом проделанной работы" - Мария Дмитровская
" Книга напоминает энциклопедию или справочник, поэтому её лучше читать не от начала до конца, а по тематическим фрагментам. Она может заинтересовать всех, кто регулярно повышает уровень самообразования. Мы часто говорим крылатые фразы, не догадываясь об их изначальном смысле или о настоящем авторстве. Уникальность книги заключается в восхождении к первоисточнику того или иного тезиса. Константин Душенко всё расставил по своим местам. И у нас есть познавательное знакомство с ресурсом, отсылающим к исходным данным" - Галина Аста
Серия сообщений "Познавательно":
Часть 1 - НЕ ПУТАЕМ ЭТИ ТОПОНИМЫ
Часть 2 - РУССКАЯ АЗБУКА 1868 года
...
Часть 8 - ОТКУДА ЭТО ПОШЛО
Часть 9 - БАРХАТНЫЙ СЕЗОН
Часть 10 - ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ
Часть 11 - ЭВОЛЮЦИЯ ЛАМП НАКАЛИВАНИЯ
Часть 12 - ПЕРВЫЕ КАРМАННЫЕ ЧАСЫ
...
Часть 25 - МИСТИЧЕСКИЕ МЕСТА РОССИИ
Часть 26 - ПУЛОВЕР? ДЖЕМПЕР? КОФТА? ИЛИ КАРДИГАН?
Часть 27 - АНОМАЛЬНЫЕ ЗОНЫ РОССИИ
Серия сообщений "Откуда это пошло":
Часть 1 - ОТКУДА ЭТО ПОШЛО
Часть 2 - БАРХАТНЫЙ СЕЗОН
Часть 3 - ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ
Часть 4 - ПРОЩЕ ПАРЕНОЙ РЕПЫ
Рубрики: | Люботытно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |