Могила Баха. Даниил Гранин |
...Утром я пришел в церковь Святого Фомы посмотреть на могилу Баха. В соборе не было ни души. Играл орган, наверное, органист репетировал.
Собор был огромный, я ходил по притворам, там лежали могильные камни священников, епископов, князей, герцогов. Могила Баха оказалась почти посредине собора, совсем отдельно. Ее перенесли сюда недавно. Лежала чугунная доска с надписью: «Иоганн Себастьян Бах. 1685–1750».
Часть этого маленького тире, в котором заключена вся трагическая жизнь Баха, занимала служба в соборе. Двадцать семь лет, изо дня в день, он приходил сюда и играл на органе.
На могиле лежал маленький букетик свежих гвоздик. Когда Бах был жив, все эти герцоги и епископы не ставили его ни в грош: подумаешь, какой-то жалкий органист, без орденов и званий, с пустым кошельком. И когда он умер, тоже еще десятки лет никто не вспоминал о нем. И все эти знатные особы были уверены, что они-то и есть исторические личности, слава и гордость страны. А теперь никто не помнит о них, и нужно рыться черт знает в каких архивах, чтобы узнать, кто из них что делал.
Я сел на скамейку рядом с могилой, чтобы послушать орган. Я подумал о том, как странно, что поколения за поколениями эти сиятельные ничтожества сходили в могилы, так ничего и не поняв, и если бы они сейчас ожили, то были бы поражены, что никто о них ничего не помнит, зато все в мире знают имя этого нищего музыканта, который лежит здесь среди них, и все приходят в эту церковь ради него.
Но вся штука в том, что они никогда не узнают об этом, и всю свою жизнь они прожили, уверенные в своем величии.
Меня разбирала досада, и было смешно и грустно, потому что такое творилось не с одним Бахом и, наверное, повторяется и сейчас.
Трубы органа гремели, перекликались, повторяя без конца одну и ту же простейшую тему и всякий раз находя в ней что-то другое, более глубокое. Уже вроде извлечено все, но нет, там есть еще, и вот еще новое, и так, пока не убеждаешься в неисчерпаемости этой самой простоты. Таков человек, такова жизнь, такова материя с уходящей невесть куда сложностью ее элементарных частиц.
Как никто другой, Бах современен: возможно, он один из наиболее передовых композиторов нашего времени, его музыка словно обнажает сущность вещей, и чувств, и сегодняшних размышлений. В ней звучат неустанные поиски человека, идущего в глубь Вселенной, туда, где он прикасается к первоосновам жизни, чтобы (в который раз!) оказалось, что это всего лишь граница нового бескрайнего мира.
Какие бы ни строить догадки, все же остается тайной — каким образом этот старый немецкий музыкант, работавший двести с лишним лет назад, открывает нам сегодняшний день, как он не только пережил, но и опередил стольких гениальных композиторов двух веков? В чем секрет долголетия и молодости его музыки? Почему одно произведение искусства живет годы, другое — столетия? Талант? Гениальность? Но ведь сами по себе это всего лишь слова, обозначения, они ничего не могут объяснить.
Может быть, и не надо стараться объяснить и узнать. Не так-то уж много осталось у человека секретов.
Вскоре я перестал философствовать, я просто слушал.
Баха надо, конечно, исполнять на органе, а орган надо слушать в соборе. У нас в Филармонии тоже есть орган, но там это не то. Мне трудно объяснить, в чем тут дело. Может быть, тут какой-то секрет акустики. В соборе весь воздух дрожал, звучало все здание, вибрировали стены, могильные плиты, звуки органа пронизывали меня, я ощущал их физически — кожей, сердцем, — казалось, мое тело, весь я состою из этой музыки.
Справедливо, что могила музыканта была тут же, перед его органом. В пустом соборе музыка исполнялась словно специально для него одного.
Когда музыка смолкла, я обернулся и посмотрел на органиста. Там, наверху, где когда-то сидел Бах, спиной ко мне сидела девушка. Удивленный, я стоял и смотрел на нее. Она взглянула в зеркало, висевшее над ее головой, улыбнулась и кивнула мне. Я тоже улыбнулся и неохотно вышел на улицу....
==================
большое спасибо блогеру ли.ру и профессиональному музыканту Светлане_Крымской, недавно напомнившей об этом удивительном эссе Даниила Гранина (я только фотки добавил в текст)
Серия сообщений "музыка":
Часть 1 - Abba - кудесники звука
Часть 2 - Адажио Альбинони
...
Часть 10 - И.С. Бах Suite 3 In D Major. Air
Часть 11 - трио Маренич
Часть 12 - Могила Баха. Даниил Гранин
Часть 13 - вальс из кф "Мой ласковый и нежный зверь"
Часть 14 - маэстро Гергиев - Болеро. Равель
...
Часть 48 - Антиформалистический раёк. Шостакович смеётся
Часть 49 - финал Голоса - мы ждем перемен!
Часть 50 - Елена Камбурова. Маленький принц
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Исходное сообщение Agnieszka75Все идет по кругу... мало что дает душе, прочитанное в юности (я тоже когда то читал это эссе потому, что очень люблю Гранина, но забыл про это эссе)... лишь к возрасту когда берешь в руки Достоевского начинаешь по настоящему понимать, ценить и других больших мастеров слова...
И Вам спасибо, что напомнили...Мне помнится смутно, что в "Литературке" впервые прочитала... Уже забылось в нашей круговерти.
Исходное сообщение Светлана_Крымскаявот не решился я включить в эссе что то из Баха... пусть лучше у каждого в голове зазвучит своя любимая мелодия... Это как картина, на которой женщина изображена со спины - каждый мужчина видит лицо своей женщины
Отлично, Сашенька. А теперь, как фон к эссе можно вставить музыку Баха. Я именно так всегда и делала, его музыка сразу усиливает эмоциональное впечатление. Только не клип, а аудио. Молодчина!!! И ещё есть потрясающее эссе у Эдуардаса Межелайтиса о Бетховене. У меня оно тоже есть, но название уже не помню. Поищу у себя. Если найду - пришлю. У Гранина ещё есть небольшая повесть "Кто-то должен..." После неё сразу понятно кто такие наши чиновники от науки были... Гранин - настоящий советский интеллигент, а нынешние истерические провокаторы всего лишь симулякры. Спасибо! Успехов!!любовь!
(Добавил ссылку к себе в дневник)
Исходное сообщение tashka24Вновь очень приятно с Вами совпасть... из перечисленного Вами многое читал (и надо бы перечесть)
Гранин неподражаем... Истинный петербуржец... И в советские времена его "Иду на грозу" читалась на одном дыхании. И позднее "Дождь в чужом городе", "Повесть об одном ученом и одном императоре", "Сад камней...", "Картина"... Ряд можно продолжать бесконечно. Примерно такие рассказы писал о людях из прошлого Юрий Нагибин.
Вам спасибо за кусочек хорошей прозы...
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |