Вальсы Шопена ! |
Творчество Шопена - особое явление романтического искусства. Классическая ясность языка, лаконичность выражения, мудрая продуманность формы составляют неотъемлемые качества шопеновской музыки. Ему органически чужды романтические крайности, преувеличенность чувств, часто приводящие к ложному пафосу или излишнему многословию, расплывчатости. Романтическая свобода высказываний, импровизационность изложения всегда корректируются строгим логическим мышлением, организующим весь материал в отточенные, стройные формы, где каждая деталь, каждое построение находится в точных пропорциональных соотношениях с другими, в подчинении и зависимости от целого. Эти черты искусства Шопена придают его произведениям красоту, равную самым великим и совершенным творениям Моцарта, Бетховена, Глинки.
В творчестве Шопена вальс представляет сольную фортепианную пьесу, в которой бытовые корни и прикладное значение этого жанра стушёвываются. Поэтическое претворение получает самый ритм вальса, его кружащееся движение - то скользящее, воздушное, то вихревое, полётное. Вальсы Шопена, подобно его этюдам, перерастают в концертные пьесы, вдохновенные и глубокие, изящные и блестящие, в которых мастерски использован весь арсенал современной техники и виртуозного пианизма.
Вальсы Шопена разнохарактерны и различны по содержанию и средствам выражения. Среди них встречаются мечтательные, с поющей, широкого дыхания мелодией, как, например, a-moll, ор. 34 или f-moll, ор. 69; есть вальсы эстрадно-виртуозного типа, эффектные, темпераментные, как «большой блестящий вальс» Еs-dur, ор. 18 или As-dur, ор. 42. Вальс cis-moll, ор. 64 раскрывает тонкую поэзию скорбно-меланхолических образов Шопена. Поэзия вальсовой стихии, поднятая Шопеном, открыла неисчерпаемые перспективы развития этого жанра, который всесторонне разрабатывали Лист, Верди, Чайковский, Глазунов, Скрябин, советские композиторы.
Вальс - столь популярный танец, что рассказывать о нём ещё раз нет смысла. Надо только отметить, что в первой половине XIX века он был популярен по всей Европе.
Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы ещё были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьёзную музыку: вальс становится частью симфонии, появляются концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме.
В творчестве Шопена вальсы тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приёмы пианизма.
Вальсы Шопена разделяются на две основные группы. Одна из групп - полные огня и блеска виртуозные произведения, передающие атмосферу многолюдного праздничного бала. Пьесы другой группы навеяны поэтичными лирическими настроениями, связанными с этим танцем.
Рубрики: | музыка интересное культура искусство певцы.композиторы |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |