-Рубрики

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Кошкины_Мысли

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 4) АРТ_АРТель Pinacoteca Кошачье_Царство О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.06.2012
Записей: 3385
Комментариев: 3232
Написано: 8681


Царские забавы

Среда, 07 Января 2015 г. 20:18 + в цитатник

Канун Рождества прошлых веков щедро дарил петербуржцам разнообразный и активный досуг. К развлечениям при дворе и в свете относились более чем серьезно, почти как к дипломатии или политике. Ведь, если не считать расходов, иному в праздники давали редкий шанс быть представленным ко двору — на новогодней елке в Зимнем дворце, столь любимой русскими царями.

 
Под залпы фейерверка

Салюты советского времени, праздничные фейерверки — «огненные забавы» и «огненные потехи» устраивались еще во времена царствования Алексея Михайловича, отца Петра I. «Потешные огни» стали символом петровской эпохи: со времен потешных полков царь сам изготавливал пиротехнические составы, шутихи и ракеты. На Масленицу 1690 года, например, юный Петр устроил фейерверк в селе Воскресенском, который длился три часа. В дальнейшем Петр I придавал фейерверкам, прославляющим Отечество, победы армии и флота, государственное значение.

Любой фейерверк петровского времени начинался с пушечного залпа, а завершался большим «букетом» из многих ракет. Действом руководил главный фейерверкер, под началом которого трудилось от нескольких десятков до нескольких сотен рядовых фейерверкеров. Иногда фейерверкеры направляли в публику мелкие шутихи, «ради смеха», в результате нередко случались ожоги, травмы и даже гибель людей.

31 декабря 1700 года в Петербурге состоялись торжества по случаю введения Петром I Юлианского летоисчисления в России. Отмечать начало нового года по нему предписывалось в ночь с 31 декабря на 1 января (а не 1 сентября, как ранее) и в течение всей последующей недели. В городе впервые была применена иллюминация: большие щиты с эмблемами, надписями и картинами, выполненные из фитилей, пропитанных медленно горящим составом, загоревшись, превращались в сплошные огненные линии. Огненные щиты и фейерверки были устроены и на специальных плавучих площадках на Неве. Всю неделю по всему Санкт-Петербургу проходили богослужения, парады, были произведены салюты из 200 орудий.

В правление Анны Иоанновны самым зрелищным стал грандиозный фейерверк в честь свадьбы царицы с герцогом Курляндским. Это был мастерски задуманный и исполненный спектакль в трех действиях. Для представления на Неве были сооружены плоты, на которых установили щиты: первым загорелся изображавший две колонны с княжескими венцами, второй осветил две пальмы со сплетшимися концами, над которыми горела надпись prJnCJpes a Morjs foe Dere JUnCtJ — «Принцы, соединенные узами любви». Из сложения прописных букв визуально образовывался год свадьбы римскими цифрами: MDCCX. В последнем действии огненного шоу на площадке с декорациями Купидон сковывал на наковальне два сердца, надпись на которой гласила: «Из двух едино соединяю»…

 

Царь горы

Популярностью в череде зимних развлечений российской аристократии пользовалось и катание с ледяных и снежных гор. Прекрасные ледяные горы и катки были устроены в Таврическом саду, разбивкой которого занимался знаменитый садовник Джон Гульд. Мать Николая II, императрица Мария Федоровна, будучи цесаревной, однажды так неудачно скатилась с тамошней горки, что, по свидетельствам современников, потом ходила с «порядочным синяком на лице». Были ледяные горы на Большой Неве и на Дворцовой площади — недалеко от Александровской колонны. Вокруг невских гор обычно строили балаганы, в которых показывали экзотических и дрессированных животных, кукольные комедии, театр «китайских теней», пляски на канате.

Катание на горках было любимой забавой двора — во времена Елизаветы Петровны, к примеру, в парке Большого Царскосельского дворца соорудили шикарную «Катальну гору». В Ораниенбауме при Екатерине II также построили павильон «Катальная горка» — аттракцион был не только зимним, но и летним развлечением самодержцев, катавшихся с горы на специальных тележках. Высота екатерининской горки в Ораниенбауме составляла 33  м (с 12-этажный дом), сам скат горки находился на высоте 20  м, что было экстремальным для того времени. По преданию, императрица Екатерина II так и не рискнула скатиться летом с этой рукотворной горы.

Деревянные горки в дворцовых залах появились при Павле I, у которого было большое семейство. Они были выполнены из древесины с безупречно гладкой поверхностью, кататься с них было принято на специальных войлочных ковриках. Первое упоминание об этих сооружениях относится к 1805–1807 годам — мемуаристка так описывала Арсенальный зал Гатчинского дворца: «Бывало, мы бежим туда с радостью после своих уроков, чтобы покататься на горе то на ногах, то на сукне, то в тележке». Упоминала о «гатчинской горке» в своих записях от 1818 года и будущая императрица Александра Федоровна, которая, будучи молодой девушкой, «попробовала скатиться с деревянной горы стоя». Судя по акварелям Э. П.Гау, горка в Арсенальном зале сохранялась вплоть до начала 1880‑х годов, деревянная горка была и в одном из залов Зимнего дворца.

Еще одну подобную горку из полированной древесины возвели в одном из парадных залов Александровского дворца в Царском Селе. Сооружение занимало примерно половину помещения, которое вполне официально стало именоваться Залом горы. Сохранился рисунок А.Чернышева «Развлечения при Высочайшем дворе в Царском Селе в 1846 г.», где изображены катающиеся с горы дети, юноши, девушки и снисходительно наблюдающие за ними взрослые рядом, обсуждающие свои дела. Конечно, в этом зале находились и многочисленные хрупкие произведения искусства, и для служителей дворца было очень сложно уберечь их от расшалившихся на горке детей. Надо сказать, что именно на этой горке катались все дети Николая I, Александра II и Александра III. Императоры же сами, даже став «большими», периодически скатывались с любимой с детства горы. По воспоминаниям одной из придворных дам, она ребенком получила приглашение посетить Александровский дворец, войдя в залы, она повстречала самого государя. Александр II предложил девочке покататься с деревянной горы, но поскольку она смущалась, то царь «сам, для примера, скатился с внуком на руках»… Примечательно, что внуком этим был будущий царь Николай II, самому же Александру II на тот момент было по меньшей мере 50 лет…

 

В круженьи масок

Маскарады, любимые русским светом за атмосферу безудержного веселья, также появились в петровскую эпоху – первое костюмированное шествие, посвященное победе в войне со шведами, состоялось в Петербурге в 1700 году. Царь Петр сам был страстным любителем рядиться, но, безусловно, по‑настоящему преуспела в искусстве переодеваний его дочь Елизавета Петровна. На ее маскарадах, называемых «метаморфозами» и проводимых два раза в неделю, дамам предписывалось быть облаченными в мужские панталоны и камзолы, а мужчинам – одетыми в женское платье с корсетом.

Маскарады со временем становились масштабнее, изменялись и правила. Например, при дворе Екатерины II, которая, кстати, сама придумывала костюмы для придворных, маски можно было надевать по желанию, а первый и последний гости, прибывавшие на бал инкогнито, подавали государыне записочки: она была очень любопытна. При Александре I были распространены куртаги – кулуарные придворные маскарады, на которых полагалось проходить мимо коронованных особ, не снимая шляп, как бы не замечая их. Однако, именно Александр I, продолжатель реформ Екатерины Великой, первым устроил «народный маскарад». Бал собрал более 30 тысяч человек и… достаточное количество денег в казну, представители высшего света наблюдали за весельем с верхних балконов…

31 декабря 1852 года в Зимнем впервые была организована и публичная костюмированная елка. Во дворец прибыло более 3 тысяч нарядно одетых вельмож и дам, офицеров, послов, купцов и мещан, по описанию современников, высокая фигура Николая I выделялась среди гостей, так же как и его треугольная шляпа, украшенная развевающимися перьями: по правилам, монархи на бал являлись в праздничных мундирах и без масок…

Проводились в России костюмированные балы по типу римских карнавалов и проводимых в Ницце, позднее стали устраиваться балы художников. Оформление их препоручалось студентам Императорской академии художеств, а составление «композиции» и создание пригласительных билетов – граверам Н.Герардову и В.Быстренину, ученикам В.Матэ. Огромной популярностью на рубеже XIX‑XX веков пользовались и ретроспективные маскарады К.Сомова, балы вызвали множество подражаний.

При Александре III было положено начало традиции исторических балов, которые проходили в залах Зимнего дворца. Первый такой бал состоялся в 1883 году – великий князь Владимир Александрович и великая княгиня Мария Павловна, хозяева бала, встречали гостей в придворных костюмах XVII века, тканных золотом и серебром, украшенных драгоценными камнями, жемчугом, соболями и горностаями. Cозданные искусными портными, одежды с максимальной достоверностью повторяли одеяния времен царя Алексея Михайловича и были воссозданы по архивам Императорской академии художеств. На маскараде присутствовали Александр III с супругой. Всем запомнилась ее парчовая шубка русской царицы XVII века – с разрезными рукавами, изукрашенная рубинами и жемчугом и отороченная соболиным мехом…

Невероятный фурор в свете произвел и устроенный в ночь на 13 февраля Николаем II «Бал 1903 года». Участие в нем приняли 65 офицеров в мундирах XVII века, в одном из залов за позолоченной решеткой на подиуме играл оркестр – музыканты были одеты в костюмы трубачей царя
Алексея Михайловича. Николай II и Александра Федоровна прибыли в Зимний в «подлинных» одеждах царя и царицы эпохи правления первого из рода Романовых, великий князь Александр Михайлович в платье сокольничего, граф Сергей Дмитриевич Шереметев в мундире, детально повторяющем изображенный на портрете фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметева, хранящемся в усадьбе Кусково. Уникальные костюмы создавались по эскизам художника Сергея Соломко, каждый стоил целое состояние. Год спустя был издан «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце» с 21 гелиогравюрой и 174 фототипиями, распространенный с благотворительной целью платно среди всех участников бала…

 

ИсточникЖурнал «Салонъ Недвижимости»

 

 

Серия сообщений "Россия":
Часть 1 - Жизнь ребенка в СССР глазами японского фотографа
Часть 2 - Семь отличий девицы от мужней жены на Руси
...
Часть 6 - Ледяной дом Анны Иоановны
Часть 7 - Зимние праздники в царской России
Часть 8 - Царские забавы
Часть 9 - Катальная горка в Екатерининском парке
Часть 10 - Катальная горка в Ораниенбауме
...
Часть 15 - Русский генерал Антон Деникин об «украинстве» и Украине
Часть 16 - День снятия блокады Ленинграда
Часть 17 - Город помнит. 10 блокадных адресов Петербурга

Рубрики:  Праздники/Новый Год, Рождество
История
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку