Эдуард Асадов - Пока мы живы Пока мы живы, можно все исправить, Все осознать, раскаяться, ...
Слова которые меняют жизнь до неузнаваемости - (0)Слова которые меняют жизнь до неузнаваемости 2 ВОЛШЕБНЫХ СЛОВА, КОТОРЫЕ МЕНЯЮТ ЖИЗНЬ ДО Н...
Давайте на денёк слетаем в 1989 год - (0)Давайте на денёк слетаем в 1989 год Американского туриста больше интересовали советские л...
Когда в любви начну тонуть и задыхаться от желаний... - (0)Когда в любви начну тонуть и задыхаться от желаний... ...
ДЕНЬ ПОБЕДЫ! - (0)ДЕНЬ ПОБЕДЫ! Выпьем, папа, за твою победу!.. Петр Давыдов Отгремят салюты и ...
О, одиночество... Художник Andrew Newell Wyeth / Эндрю Ньюэлл Уайет (США, 1917-2009) |
Модные и влиятельные критики его не признавали, публика толпами валила на его выставки, музеи втихаря покупали его картины... и только художники точно знали, что имеют дело с мощным и загадочным даром. Он начинал с акварелей, но перешел на древнюю темперу – порошковые краски, размешанные яичным желтком...
____________
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Белла Ахмадулина, 1959
Ides of March. 1974
Эрнесто Кортасар - Одиночество
Эндрю Уайет родился в 1917 г., в Пенсильвании, пятым в семье художника-иллюстратора Ньюела Уайета. Его отец, иллюстрировавший книги Стивенсона, Вальтера Скотта и Фенимора Купера, стал в 20-х годах так знаменит, что в доме Уайетов гостили не только художники, но и Скотт Фицджералд, и Мэри Пикфорд и другие звезды. Поля и рощи вблизи дома были уставлены мольбертами.
Праздники отмечались театрально. На Халлоуин появлялись такие монстры, что младшие дети дрожали от страха, пока не узнавали под маской знакомого художника. На Рождество отец, изображая Санта Клауса, топал ночью по крыше и спускал подарки в дымоход. Отец разрисовывал костюмы, и дети увлеченно играли в индейцев Фенимора Купера, в «Робин Гуда» и «Остров сокровищ».
Дневные грезы (из серии "Хельга"). 1980
ОТЕЦ
Вспоминая об отце, Эндрю рассказывает: «Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему». Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир».
Полуденная любовь. 1992
Уайет стал опытным рисовальщиком еще до того, как научился правильно читать. Отец заставлял его рисовать с гипсовых слепков и Анатомии Риммера, учил его изучать модель, а затем поворачиваться к ней спиной и рисовать по памяти. Он говорил: «Энди, я хочу, чтобы ты научился рисовать так, чтобы когда тебе захочется выразить себя на бумаге, ты не колебался».
Подмороженные. 1962
Он также тренировал сына рисовать натюрморты, говоря: «Когда ты рисуешь эту форму и тень, помни, что это не просто тень, это то, что никогда не повторится в таком виде, как в этот момент. Пытайся выразить это качество, этот ускользающий характер предметов». Такие усердные тренировки природного дара создали исключительные способности рук и глаз запечатлевать окружающий мир с необыкновенной легкостью.
Несущиеся по воздуху. 1996
ПЕРВЫЕ УСПЕХИ
Эндрю, который представлял свои ранние работы под именем отца, начал работать в акварельной технике, а со временем и в технике яичной темперы. В 1936 году Эндрю Уайет впервые выставил свои работы в Арт Аллианс штата Филадельфия, а в 1937 году, в возрасте 20 лет, представил дебютную персональную выставку акварелей в Галерее Макбет в Нью-Йорке, на которой все его работы были сразу раскуплены.
Далекое. 1952
БЕТСИ
Когда Уайету был 21 год он встретил в Мейне 18-летнюю Бетси Джеймс, девушку из старинной уважаемой семьи. Она устроила ему тест – повела знакомиться с парализованной Кристиной Олсон и инквизиторски следила за его реакцией. Он тоже провел тест – пригласил Бетси на свою небольшую выставку, и спросил, понравилось ли ей что-нибудь. «Эта», - сказала Бетси и показала на ту единственную картину, которой Эндрю гордился. На следующий день он сделал Бетси предложение, которое она приняла.
Сборщик ежевики. 1943
Она была такой красивой, такой обаятельной, веселой, живой... Время, проведенное с ней, всегда было наслаждением. Для Эндрю самым важным было то, что она абсолютно понимала его работу. У нее была еще редкая способность анализировать и обсуждать картины - с поразительной проницательностью. Она стала менеджером и агентом Эндрю, она давала названия его работам. Ее влияние и вклад в его творчество исключительно важен.
Морское дно, 1980
Но будучи сама свободной и смелой душой, Бетси, похоже, не заметила, как поработила тоже рвущийся к свободе, эльфовский, причудливый дух художника. Она энергично и умело продавала и распространяла его картины, каталогизировала их, создавала архив, пока не вызвала у Уайета ощущение (как он пишет), что он – «предмет купли-продажи». Отношения между супругами постепенно напрягались, Эндрю все чаще исчезал с мольбертом.
Портрет Генриетты. 1967
Уайет проводил долгие часы на натуре: в доме Олсонов, в доме соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал, часы - на берегу ручья, на жаре, часы - под деревом, на морозе. Никто в доме не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был. Художники удивлялись, зачем он мучается и не рисует по фотографиям...
Мир Кристины
«МИР КРИСТИНЫ» И ИЗВЕСТНОСТЬ
В 1948 году Уайет написал свою самую известную картину, «Мир Кристины», которая стала американской иконой искусства. Он видел как Кристина, парализованная полимиелитом ниже пояса, чтобы никого не утруждать, в течение 60-ти лет ползала – по дому, по огороду... Для него она была образцом достоинства, отказавшаяся пользоваться инвалидной коляской и предпочитавшая жить в нищете, чем быть обязанной кому-либо.
Ветер с моря. 1947
После «Мира Кристины» слава Уайета стремительно выросла. В 1949 году Уинстон Черчилль попросил у Уайета акварельные работы для декорирования его комнаты в Ритц-Карлтон в Бостоне. Гарвардский университет дал Уайету почетную степень в 1955 году. В 1963 он был на обложке Таймз, после того как президент Джонсон наградил его Президентской Медалью Свободы.
На краю. 2001
Он рисовал портреты президентов Эйзенхауэра и Никсона, выставки его работ гастролировали по стране в 1966 и 1967, привлекая огромные толпы в Пенсильванской Академии изобразительного искусства в Филадельфии, Музее Уитни и Художественном Институте Чикаго. В 1971 году был открыт музей искусств Брэндивайн Ривер в Пенсильвании, его главной достопримечательностью стала коллекция картин Уайета, пожертвованная женой художника Бетси Уайет.
Угли. 2000
Цены на его темперы взлетели до 100 000 долларов в 1962 и утроились к 1980. Позже, в восьмидесятых годах, японские коллекционеры платили больше 1 000 000 долларов за его картины.
Индюшиный пруд. 1944
ТЕХНИКА РАБОТЫ
Несмотря на то, что Уайет восхищался энергией своего отца, его воображение отличалось от отцовского. Работы Н.К. Уайета были полны действия и драматизма, а в работах Эндрю зачастую не было людей вообще. Он рисовал снежные пейзажи под свинцовым небом, сарай с приоткрытой дверью, опустелый дом, свадебный шатер в пустом поле, следы шин, рыбацкие сети, вывешанные сохнуть на ветру.
Ночной сон. 1979
Он любил писать картины отсутствия, изолированности, тишины, покинутости, но также ожидания чего-то. Ему нравилась идея того, что всех персонажей можно было бы исключить из его картин. Он даже предположил, что «Мир Кристины» мог быть намного лучше, если бы он «нарисовал просто поле и дал вам почувствовать Кристину без ее присутствия на картине».
Ниже Довера. 1950
Уайет рисовал яичной темперой и акварелью. Его техника работы темперой была очень детальной, с прорисовыванием малейших элементов, как например, травы на картине «Мир Кристины». Эта техника яичной темперы, техника, в которой начальный слой покрывается структурой точек и линий различных дополняющих или противоположных цветов, отразилась на его технике работы сухой кистью.
Парящие. 1950
Уайет разделял свои акварельные работы на обычные акварельные и на работы сухой кистью. Он мог начать писать в обычной акварельной технике, но в процессе работы техника на некоторых из его картин частично или полностью менялась на сухую кисть. Его сухая кисть была уникальна. Иногда Уайет использовал кисть с кончиком всего из одного соболиного волоска.
Длинная ветка. 1999
В одном из интервью Эндрю Уайет сказал: «Я работаю сухой кистью, когда мои эмоции достаточно глубоко затрагивают предмет изображения. Я беру кисть меньшего размера, окунаю ее в краску, пальцами отжимаю влагу и краску с кисти так, чтобы на ней осталось только небольшое количество краски. И когда я наношу на бумагу мазки сухой кистью, сразу создаются различные отчетливые мазки и я начинаю постепенно создавать форму предметов, пока они не начнут приобретать реальное тело… Сухая кисть это работа слой за слоем. Это то, что вы могли бы назвать процессом ткачества. Вы плетете слои сухой кистью поверх общих слоев акварели».
Лунное безумие.1982
Ричард Мериман, автор книги «Эндрю Уайет: тайная жизнь», так описывал процесс работы Уайета: «Каждая акварель была как бой, исход которой постоянно вызывал сомнения. Его дыхание учащенно, он разговаривает сам с собой, его очки забрызганы краской, он с остервенением атакует бумагу, царапая ее концом своей кисти, соскабливая с нее лезвием бритвы и промокая салфетками».
Троицын день. 1989
Уайет рассказывал: «Я работаю импульсивно. Я использую 11 видов кистей, из верблюжей шерсти или соболя или кисти, использовавшиеся для покраски старых домов. Иногда использую скребущую щетку. Я разрываю картины напополам, пытаясь глубоко проникнуть в них, добиться структуры и объема и формы, сочности и страсти».
Косы (из серии "Хельга"). 1977
ХЕЛЬГА
В 1986 году разгорелся скандал, после того как известный публицист Леонард Эндрюс выкупил за 6 миллионов долларов 240 картин Уайета, ранее никогда не выставлявшихся. Это были изображения женщины, обнаженной и одетой, по имени Хельга Тесторф, о которых ничего не знала даже его жена. Большие деньги, сексуальный подтекст и известность Уайета вознесли Хельгу на обложки Таймс и Ньюсвик. Эндрюс быстро сориентировался и продал коллекцию японскому коллекционеру предположительно за 45 миллионов долларов.
Любовники (из серии "Хельга"). 1981
Однажды у Кёрнеров Уайет услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых хозяина дома, которую наняли помогать по хозяйству. Она была молодой, красивой, естественной и в ней было обаяние иностранки... Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и всё – неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин «Хельга». Своим близким друзьям он сказал: «Если со мной что-нибудь случится, на чердаке у Кёрнеров – коллекция картин».
Переполнение (из серии "Хельга"). 1978
Секретные сессии продолжались почти десятилетие. Об отношениях художника со своей новой моделью можно только догадываться. Но когда Бетси увидела, наконец, картины, она была ранена сильнее, чем Эндрю мог предположить. Журналисты привыкли обращаться к Бетси, как к представителю Эндрю Уайета, и когда на открытии выставки они замучили ее вопросом «Что всё это значит?», она коротко ответила: «Любовь»...
Яркий ветер (из серии "Хельга"). 1978
Мудрая Бетси самоотверженно заявляла, что «искусство важнее отношений». Тем не менее, сделав это мудрое заявление, она практически ушла из дома. Она проводила все время или в Нью-Йорке или в Мейне, где устроила дом по своему вкусу. Они чаще перезванивались, чем виделись. Уайет писал Хельгу еще 5 лет, то есть, всего – 15, но... В конце концов он исчерпал этот источник, появились другие модели... и он вернулся к пейзажам.
Барак (из серии "Хельга"). 1976
Но Хельга – не Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, заброшенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу, и в конце концов съехался с ней. «У меня теперь две жены, - говорил он другу. – В моем возрасте я могу делать все, что хочу». Он жил то с Хельгой, в своей студии, в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию.
Осень (из серии "Хельга"). 1982
Мучимая чувством вины, Бетси решила навестить Хельгу в ее заброшенной школе. «Помещение выглядело, как незастеленная кровать. Все завалено пустыми пакетами из-под картофельных чипсов и крекеров. На постели в углу вдруг медленно приподнялась какая-то фигура. Я сказала: «Боже правый, вы - Хельга?.. Миллионы людей не поверили бы в это». Она не ответила, но все-таки подошла поближе. В ее лице была такая глубокая печаль, что мне сразу стало стыдно».
В саду (из серии "Хельга"). 1973
В последние годы своей жизни Уайет был самым критикуемым художником Америки. Он потерял легкое, пережил смертельную болезнь и операцию на бедре, но продолжал работать, черпая энергию в основном в презрении к своим недоброжелателям. Он часто говорил: «Я не позволю им испортить мою старость». Уайет умер в январе 2009 года, в возрасте 91 года, в своем доме в Чаддс Форд. О его жизни и работах написаны легионы книг, многие из которых стали бестселлерами...
Спальня хозяев. 1965
Остров Тайл. 1954
Ботинок в песке
Зимние поля. 1942
Рождественское утро. 1944
Индийское лето. 1970
Индюшиная бухта. 1939
Северный берег. 1942
Ловец лобстеров. 1937
Остров Литтл Колдуэлл. 1940
Подборка работ с сайтов 1, 2, 3.
Текст составлен по материалам 1, 2
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |