Узор Ушки. Схема и описание (УЗОРЫ СПИЦАМИ) — Журнал Вдохновение Рукодельницы - (0)
Видео-урок по вязанию красивого перехода от основания вверх на боковую деталь (Вязание крючком) – Журнал Вдохновение Рукодельницы - (0)
Шапка-шлем связана из пуха норки с подкладом из мериноса с хлопком (Вязание спицами) – Журнал Вдохновение Рукодельницы - (0)
Джeмпep кpючком | Клубок - (0)
Вязание для начинающих в технике пэчворк спицами - Modnoe Vyazanie ru.com - (0)
=Палитра вкуса: самые популярные специи мира= Тысячелетия назад люди в разных концах света нач...
Возвращаем молодость и здоровье ногам: японское упражнение "тростник на ветру". - (0)Возвращаем молодость и здоровье ногам: японское упражнение "тростник на ветру". У вас ест...
МИХАИЛ ЗОЩЕНКО : печальный человек, знавший, как писать смешно и женатый холостяк - (0)МИХАИЛ ЗОЩЕНКО : печальный человек, знавший, как писать смешно и женатый холостяк Он вскоре со...
Гениальный турецкий суп "Балык Чорбасы" с 2 видами рыбы (фото и видеорецепт)! - (0)Гениальный турецкий суп "Балык Чорбасы" с 2 видами рыбы (фото и видеорецепт)! Этот рецеп...
ПРИПРАВА ДЛЯ КОРЕЙСКИХ САЛАТОВ: 3 АРОМАТНЫХ РЕЦЕПТА. - (0)ПРИПРАВА ДЛЯ КОРЕЙСКИХ САЛАТОВ: 3 АРОМАТНЫХ РЕЦЕПТА Специи уже неотъемлемый элемент любого блю...
"... ради обезьянничанья… я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты" |
Оперы Римского-Корсакова, непревзойденного мастера музыкального пейзажа, как и другие его сочинения, стали бессмертными произведениями.
Старший брат Ники, морской офицер, рассказал ему, что один из Маршалловых островов в Тихом океане назван в честь их дяди, вице-адмирала Римского-Корсакова. Мальчик был пленен мыслью продолжить семейную традицию и стать моряком. В 12 лет отец определил его в Морской кадетский корпус в Петербурге. Впечатлительный подросток, Николай страдал от бессмысленной муштры и невежества. Отдушиной для него стали воскресные посещения оперы, а композитор Михаил Иванович Глинка стал его кумиром на всю жизнь.
Будучи кадетом Морского корпуса, Николай в начале 1860-х годов познакомился со знаменитым музыкантом Милием Балакиревым, который ввел его в свой кружок «Могучая кучка». Музыка полностью заслонила интерес Римского-Корсакова к морскому делу. Он решил подать в отставку, но по настоянию старшего брата все же отправился в кругосветное плавание. Три года службы на клипере «Алмаз» стали для Николая отличной проверкой серьезности его увлечения музыкой. В свободное от вахты время он работал над своей Первой симфонией. И труд этот увенчался успехом: дебютную симфонию морского офицера Римского-Корсакова исполнил оркестр под управлением самого Милия Балакирева.
В 27-летнем возрасте у Римского-Корсакова появилась возможность преподавать: его пригласили профессором композиции и оркестрового письма в Санкт-Петербургскую консерваторию. Будучи больше музыкантом-практиком, чем теоретиком, Николай Андреевич параллельно со своими студентами сел за парту и начал штудировать музыкальную теорию. Не оставил он и морскую службу. Его, дирижирующего в офицерском мундире, еще долго можно было увидеть в столице или Кронштадте, главной базе флота.
В 1880 году в Мариинском театре публике была представлена опера, над которой Римский-Корсаков начал работать еще в 1877 году, «Майская ночь», написанная по мотивам его любимой книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение имело успех, но, увы, краткосрочный. Оперу исполнили всего один раз, а потом сняли с репертуара.
Непростая судьба была и еще у одной знаменитой работы композитора — «Садко». От первого замысла до желаемого результата ушло около пятнадцати лет. Когда же произведение было предложено дирекции Мариинского театра, оно встретило холодный прием. Император Николай II собственноручно вычеркнул его из репертуара. В итоге «Садко» был поставлен на сцене Московской частной оперы.
Триумфу не помешали даже некоторые сложности произведения. В одной из его частей автор использовал сложнейший тактовый размер, 11/4. Хор и музыканты постоянно сбивались. Выкрутился дирижер, который на этот размер сочинил строчку-подсказку: «Рим-ский Кор-са-ков со-всем с у-ма со-шел». Только проговаривая про себя эту фразу, некоторые исполнители могли не сбиваться.
Римский-Корсаков-композитор сочинил 15 опер, несколько симфоний, великолепную симфоническую сюиту «Шехерезада». Однако нельзя не отметить, что не меньше сделал он для России и в качестве педагога. Среди его воспитанников Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Анатолий Лядов, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский — целая музыкальная школа.
Напряженная композиторская и педагогическая деятельность сказалась на здоровье Римского-Корсакова. Большим потрясением стало для него «Кровавое воскресенье» 1905 года. Композитор поддержал требования студентов временно прекратить занятия и исключить из консерватории тех вольнослушателей, солдат музыкальной команды, которые участвовали в расправе над демонстрантами. За это Николая Андреевича, педагога с тридцатилетним стажем, уволили из консерватории. За ним был учрежден полицейский надзор, а сочинения запрещены к исполнению. Через несколько месяцев его все же попросили вернуться, но волнения обострили давнюю болезнь сердца. В 1908 году мастера не стало.
«Церковь была переполнена. Масса прибывших разместилась вне церкви в залах и коридорах, масса публики на площади у консерватории, где находился катафалк и колесница для венков. <…> Во втором часу печальная процессия двинулась в сторону Новодевичьего монастыря. <…> Процессию сопровождало более 10-ти тысяч человек». Таков был некролог в газете «Русское слово», посвященный смерти русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова. Весь музыкальный мир страны оплакивал эту потерю.
Рубрики: | Знания/Это интересно |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |