Её дарование признавал даже находившийся
за океаном Чарли Чаплин -
"Фаина - гений!"

Как только в телевизоре замелькали сюжеты и реклама о фильме про Раневскую, я уже определенно знала, обязательно буду смотреть.
Итак премьера многосерийного фильма о жизни Фаины Раневской состоялась. Не могу не восхититься этим фильмом, этими актёрами и этой темой.
Новая «Раневская» - это пятое киновоплощение жизни актрисы и первое, где на нее направлено всё внимание.
В художественном кино Раневскую пытались отобразить 4 раза. Первой героиню, прообразом которой была знаменитая актриса, сыграла Инна Чурикова в фильме «Благословите женщину». В 2005-м Раневскую сыграла Татьяна Васильева в сериале «Звезда эпохи», затем - Елена Бондарева-Репина в «Анне Герман», в 2015-м Фаину Георгиевну сыграла Юлия Рутберг в сериале «Орлова и Александров».
Мне о ней интересно всё.
Фаина Раневская запомнилась не только блестяще сыгранными в театре и кино ролями, но и жгучим сарказмом, пронзительной мудростью и ошеломительной точностью высказываний.
Она показывала такой уровень правдоподобности в кадре и на сцене, что ее дарование признавал даже находившийся за океаном Чарли Чаплин.
Однако острый язык и буйный характер создавали ей немало проблем в общении с режиссерами.
На закате лет, в последнем видеоинтервью за четыре года до смерти Фаина Георгиевна призналась, что сделала в искусстве слишком мало.
Она сыграла 25 ролей в кино, из которых была только одна главная в картине «Осторожно, бабушка».
В театре ей удалось сыграть вдвое больше, но настоящего удовлетворения от собственного применения она так и не получила.
По воспоминаниям друзей и дневниковым записям актрисы, всё в жизни Раневской совершалось на преодоление. Она не терпела равнодушие и фальшь, ненавидела лицемерие и вранье. А этого с избытком хватало как в актерской профессии начала XX века, так и на протяжении всей ее жизни. Оттого спустя почти 40 лет после смерти ее афоризмы не перестают цитировать, а актерские работы - разбирать на занятиях в театральных вузах.
Афоризмы и меткие высказывания Фаины Раневской
О женщинах.
Эта дама может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление.
• Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и - глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
• Такая задница называется "жопа-игрунья".
• Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
• Напора красоты не может сдержать ничто! (Глядя на прореху в своей юбке)
• Критикессы - амазонки в климаксе.
• Когда у попрыгуньи болят ноги, она прыгает сидя.
• С такой жопой надо сидеть дома!
О здоровье.
• На вопрос: "Вы заболели, Фаина Георгиевна?" - она обычно отвечала: "Нет, я просто так выгляжу".
• Чем я занимаюсь? Симулирую здоровье.
•Я себя чувствую, но плохо.
• Здоровье - это когда у вас каждый день болит в другом месте.
• Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
О старости.
• Старость - это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
• Я как старая пальма на вокзале - никому не нужна, а выбросить жалко.
• Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество бога, когда он позволяет доживать до старости.
• Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
• Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.
• Мысли тянутся к началу жизни - значит, жизнь подходит к концу.
• Когда я умру, похороните меня и на памятнике напишите: “Умерла от отвращения”.
• Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
• Старость - это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.
О работе.
• Деньги съедены, а позор остался. (О своих работах в кино)
• Сняться в плохом фильме - все равно что плюнуть в вечность.
• Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.
• Я - выкидыш Станиславского.
• Я провинциальная актриса. Где я только ни служила! Только в городе Вездесранске не служила!..
• Я, в силу отпущенного мне дарования, пропищала как комар.
• Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.
• Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать, что сегодня актеры играли как никогда!
• Успех - единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
• Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актеров.
• Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
• Получаю письма: "Помогите стать актером". Отвечаю: "Бог поможет!"
• Перпетум кобеле. (О режисере Ю. Завадском)
• Он умрет от расширения фантазии. (О режисере Ю. Завадском)
• Пи-пи в трамвае - все, что он сделал в искусстве.
О себе и жизни.
• Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
• Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом. Вы меня можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в купальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
• Жизнь моя...Прожила около, все не удавалось. Как рыжий у ковра.
• Спутник славы - одиночество.
• Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
• У меня хватило ума глупо прожить жизнь.
• Кто бы знал мое одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной. Но ведь зрители действительно любят? В чем же дело? Почему ж так тяжело в театре? В кино тоже Гангстеры.
• В Москве можно выйти на улицу одетой, как бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение - это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная “скупость” - ибо в бедность никто не верит.
• Одиночество как состояние не поддается лечению.
• Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
На разные темы.
• Орфографические ошибки в письме - как клоп на белой блузке.
• Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
• Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
•Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
• Пусть это будет маленькая сплетня, которая должна исчезнуть между нами.
• Мне попадаются не лица, а личное оскорбление.
• Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.
• Настоящий мужчина - это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет - это ее муж.
• Мне всегда было непонятно - люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
• Понятна мысль моя неглубокая?.
• Толстой сказал, что смерти нет, а есть любовь и память сердца. Память сердца так мучительна, лучше бы ее не было… Лучше бы память навсегда убить.
• Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.
(О Ленине)
• Это не комната. Это сущий колодец. Я чувствую себя ведром, которое туда опустили.
© Перлы