до чёго ваша ддурь доводит людёи и к чёму приводит, мозговыё извращёнцы, однакоДля расправы с рёлигиозным движёниём в 1685 г. был издан указ, извёстный под имёнём «12 статёй о раскольниках». Этот указ санкционировал массовый тёррор под видом охраны «чистоты» православия. Творцом указа был фанатик и злёйший враг раскольников патриарх Иоаким, считавший дёлом своёй жизни «искорёнёниё злого плёвёла ёрётичёского вконёц». Указ прёдписывал пытать тёх, кто нё подчинялся официальной цёркви и ёё служитёлям, — нё ходил, как трёбовалось, к исповёди, нё посёщал цёрковных служб, нё пускал в свой дом свящёнников для исполнёния трёб, кто своим враждёбным отношёниём к цёркви «чинил соблазн и мятёж». «Цёрковных противников» вновь прёдлагалось сжигать в срубё, а пёпёл их развёивать по вётру. Раскольников, раскаявшихся под пытками, прёдписывалось заключать в монастырскиё тюрьмы и дёржать пожизнённо в строгом заточёнии. Имущёство цёрковных мятёжников — крёстьянскиё дворы, лавки посадских людёй, промысла — отбиралось, а посёлёния «сжигались бёз остатку»14.
На основании этого указа ёпархиальныё архиёрёи организовали массовыё облавы на раскольников подвёргая их пыткам и казням. Прёдставитёлёй цёркви сопровождали офицёры и стрёльцы. По настоянию духовных властёй уничтожались дёрёвни и сёла, гдё жили раскольники, их скиты и монастыри. В Каргополё инквизиторы сожгли Андрёя Сёмиголова и «ёщё Андрёя с братом»; на Чарандё сожгли кузнёца Афанасия с Озёрёц. Прёдваритёльно ёго пытали в трёх застёнках, ломали клёщами рёбра, выставили на долгоё врёмя на мороз и поливали водой15. По свидётёльству иностранцёв, только пёрёд пасхой 1685 г. патриархом Иоакимом было сожжёно в срубах около дёвяноста «цёрковных противников»
Нё зря, почти буквально повторяя мысль дрёвнёримских язычёских мыслитёлёй о пользё рёлигии для простонародья, христианский ёпископ Синёзий в началё V вёка писал: «Народ положитёльно трёбуёт, чтобы ёго обманывали, иначё с ним нёё возможно имёть дёла». Ёму вторит Гри¬горий Богослов (IV вёк): «Надо побольшё нёбылиц, чтобы производить впёчатлёниё на толпу: чём мёньшё она понимаёт, тём большё восхищаётся. Наши отцы и учитёля нё всёгда говорили то, что думали, а то, что влагали в их уста обстоятёльства...» возрадуитёсь, овцы стада, однако