Даниэль СвароМЃвски (нем. Daniel Swarovski; 24 октября 1862, чеш. JiЕ™etГn pod Bukovou, Чехия — 23 января 1956, Ваттенс, Австрия) — основатель австрийской хрустальной империи Swarovski.
Загадочную личность Даниеля Сваровски можно квалифицировать очень по-разному. Например, счесть его криминальным деятелем, мошенником и имитатором в духе знаменитого Жоржа Фредерика Страсса. Этот Страсс жил в просвещённом восемнадцатом веке и успешно подделывал драгоценные камни. Фальшивые бриллианты именно в его честь были названы "стразами". Но сам ювелир так и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски- преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.
Есть и другой подход. Сваровски - эстет, неудавшийся скрипач, романтик. А двигало им желание доказать окружающим, что в искусстве не так важен материал, с которым работаешь, сколько твоё собственное мастерство и мистические хрустальные миры, в которые погружается зритель. В имитации, кстати, присутствует довольно сильный богоборческий момент: разве не соблазнительно сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий? Неизвестно, правда, что думал об этом сам мастер, католик, человек, глубоко верующий.
Даниэль Сваровски родился на территории Австро-Венгерской империи, в горной деревушке JiЕ™etГn pod Bukovou, на севере горной Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. Тогда в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски- младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке.
Он стал всерьез мечтать о будущем великого скрипача. Но судьба распорядилась иначе, и по каким-то причинам музыку молодому человеку пришлось оставить. Вместо нее он выбрал более прозаическую профессию и в 1860 году покинул родную Богемию ради Парижа. Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. Вскоре Сваровски всерьез заинтересовался электротехникой и конструированием электроприборов и, дабы лучше познакомиться с новейшими разработками в этой области, в 1883 году отправился на Первую электрическую выставку
(нем. Internationale Elektrische Ausstellung) в Вене, где знакомится с машинами, изобретёнными Эдисоном, и видит возможности новых технологий в стекольной промышленности.
Daniel Swarovski 1892.
В начале 1890 годов Сваровски занимается проектированием машины для автоматической огранки кристаллов. В 1892 году он получает патент на первое своё изобретение — машину, обрабатывающую кристаллические камни с беспрецедентной точностью. Теперь производство «драгоценных» кристаллов можно было сделать массовым.
После изобретения машины для специальной массовой обработки хрусталя, в 1895 году, он и его сводный брат Франц Вайс, а также финансист Арманд Kосманн отправляются в Тироль, где в деревушке Ваттенс основывают завод по производству изделий из хрусталя.
Завод Swarovski.
Они руководствовались двумя соображениями: в Богемии был недостаток электроэнергии, а кроме того, Даниэль Сваровски боялся, что конкуренты в Богемии быстро поймут, какие преимущества сулит промышленная огранка и перейдут на нее, что заведомо могло лишить его определенных преимуществ. Первоначально фирма, образованная Даниэлем Сваровски совместно с деловым партнёром из Парижа, называлась «A. Kosmann, Daniel Swarovski & Co». Позже, после расширения завода, предприятие переименовывается на «Swarovski». Девизом компании, которого она придерживается до сих пор, Даниэль сделал фразу «Постоянно улучшать то, что и так хорошо».
В первые годы работы фирмы Сваровски занимался улучшением технологии огранки и шлифовки кристаллов, доведя её до совершенства. В 1911 году, со своими сыновьями Вильгельмом, Фридрихом и Альфредом, он сумел найти лучший состав исходных смесей для изготовления высококачественного хрусталя, обладающего высокой прозрачностью и блеском. Этот технологический состав до настоящего времени является тайной компании и хранится в строжайшем секрете.
Качество полученных хрустальных изделий позволило рассматривать их как альтернативу драгоценным камням и бриллиантам. С момента открытия производства, основателем компании было заявлено, что хрустальные «кристаллы» имитируют драгоценные камни. Первые образцы украшений, изготовленных на предприятии, были отправлены в Париж и Санкт-Петербург, где вызвали восторг публики и завоевали популярность модниц.
Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками.
Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.
Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.
Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.
Завод Swarovski Optik. 1950-е годы.
С 1931 года Swarovski стала производить текстильные материалы, отделанные стразами, и украшения для одежды. В 1939 году в компании Swarovski было сформировано новое направление бизнеса – производство оптических приборов и создана компания Swarovski Optik. Эмблемой новой компании стал ястреб. В 1950 году компания начала выпускать линию продукции Swareflex — это светоотражатели, рефлексивные и люминесцентные дорожные маркировки (разработкой этого направления в компании занимались с 1925 года).
Бинокль конструкции Вильгельма Сваровски.
Диджископинг набирает популярность во всем мире.
Даниэль Сваровски ушел из жизни в возрасте 94 лет — 23 января 1956 года, однако история созданной им компании на этом не закончилась. В 1965 году Swarovski стала выпускать хрустальные подвески для люстр, вскоре украсивших изысканные залы самых известных дворцов, театров и музеев мира. 1975: Swarovski разрабатывает технологию Hot Fix для быстрого закрепления кристаллов почти на любой поверхности. Многие фешенебельные бренды пользуются этой технологией по сей день.
Памятник основателю компании Swarovski в Ваттенсе.
1976: Открыта новая линия производства под названием Silver Crystal. Первые декоративные фигурки Swarovski завоевывают сердца покупателей. Начато производство кубического циркония. 1977: Создана первая коллекция ювелирных изделий Swarovski. 1987: Основано сообщетсво SWAROVSKI Crystal Society, которое сейчас состоит из 325 тысяч участников из 120 стран.
В 1988 году эмблемой Swarovski стал лебедь. До этого на логотипе компании красовался король альпийских лугов — эдельвейс. 1989: В честь основателя компании запущена модная линия Daniel Swarovski. 1993: SWAROVSKI разрабатывает материал Crystal Mesh — сетку тонкой работы из кристаллов, которую используют в своих коллекциях такие бренды, как D&G, Chanel и Louis Vuitton.
Компания Swarovski, так и оставшаяся семейным бизнесом, — ведущий мировой производитель ограненных кристаллов, выпускающий невероятно разнообразный ассортимент продукции. Ежегодно под этим брэндом выходит до 20 млрд камней и изделий, инструментов для шлифовки, оптических приборов, а также отражающих элементов для дорог. Это самое крупное частное предприятие в Тироле и одна из самых успешных компаний Австрии, на фабриках которой работает свыше 12 тыс. человек. Она имеет множество дочерних предприятий и десятки торговых компаний в ведущих странах мира.
Сегодня украшения с кристаллами Swarovski рассматриваются специалистами как самостоятельный вид ювелирного искусства. В 1995 году на родине компании, в Ваттенсе, открылась кристальная пещера- музей SWAROVSKI. С момента открытия в ней побывало более 9 миллионов посетителей. Но об этом в следующий раз...
Adelina.
Изделия Swarovski ещё тут.
Читать полностью:http://yablor.ru/blogs/hrustalnaya-imperiya-swarovski-chast-1/2420018 \из инета\
|
|