Цитата сообщения Felisata
Живопись... - М.А.Врубель
"...Он мечтал добиться предела в воплощении совершенства, сказать последнее слово о красоте и её беспредельности. Осуществить задуманное помогла обычная раковина.
Странной формы с особенной внутренней поверхностью, покрытой сияющим перламутром, это фантастическое создание природы было панцирем моллюска, жившего в далёких чудесных странах. Он увлёкся причудливо сложной, совершенной по изгибам поверхностей чудесной формой, созданной морем в течение веков, а может быть, и тысячелетий.
Врубель в поисках изощрённой техники для изображения "волшебства" формы, неутомимо рисовал и писал итальянским карандашом, углём, пастелью, гуашью и акварелью свою пепельницу – перламутровую раковину, на которую многие годы прежде смотрел только как на предмет в обиходе курильщика.
![0_1184fd_ad9795ef_orig (700x559, 559Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/116/754/116754028_0_1184fd_ad9795ef_orig.jpg)
Почему? Почему недоступное, почему очевидную красоту не замечают и переступают зачастую так же равнодушно, как и через брошенный на берегу камень... Всплывает в памяти очерк из книги воспоминаний Константина Коровина о творчестве Врубеля и "непонятости"его работ современниками...
"Савва Иванович Мамонтов только в конце жизни понял Врубеля. В.И.Суриков был поражен работами Врубеля. Прочие долго не понимали его. П.М.Третьяков приехал ко мне в мастерскую.... и спросил меня об эскизе Врубеля "Хождение по водам Христа". Я вынул этот эскиз, который когда-то приобрел у Врубеля и раньше показывал его Павлу Михайловичу в своей мастерской на Долгоруковской улице, где мы жили вместе с Врубелем. Павел Михайлович тогда не обратил на него никакого внимания и сказал мне , что не понимает таких работ. Помню, когда вернулся Врубель, то я сказал ему: - Как странно...Я показал твои эскизы, вот этот - "Хождение по водам", а также иллюстрации к "Демону" он сказал, что не понимает. Врубель засмеялся. Я говорю: - Чему ж ты рад? - А знаешь ли, я бы огорчился, если бы он сказал, что он его понимает.
Я был удивлен таким взглядом. Теперь снова достал эскиз Врубеля и поставил его на мольберт перед Третьяковым. - Да, - сказал он, - я не понял раньше. Уж очень это как-то по-другому."
Н. К. Рерих, наблюдавший за работой Михаила Александровича, писал в своём очерке: «Врубель мало выезжал теперь; мало видел кого; отвернулся от обихода и увидал красоту жизни; возлюбил её и дал «Жемчужину», ценнейшую».
«Жемчужина» (1904) – это своего рода галактика, увлекающая взгляд по спирали вглубь. Тема картины выражает мысли Врубеля, воспринимать действительность, как «мир бесконечно гармонирующих чудных деталей». Раковина – панцирь моллюска – рождена в море и отражает его причудливый «лик», его волшебную бездонность. Вся она с переливающейся поверхностью связывалась в воображении Врубеля со сказочными существами, которые воспел в своих операх Римский-Корсаков, что придавало ей колдовской характер. И, как бы сами собой, из игры перламутра возникли нимфы.
В капле воды отражается весь мир, а в «Жемчужине» воплощено представление о том, что в раковине, если приставить её к уху, слышатся звуки океанской бездны. А если картину поставить вертикально, то изображение морского чуда точно воспроизводит конфигурацию человеческой ушной раковины. Мы слышим шум водных стихий и представляем глубинные красоты океана.
Из ЖЖ:
http://ochendaje.livejournal.com/473279.html