-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Юрий_Дуданов


Драгоценные фонтаны или стеклянный фейерверк...

Пятница, 02 Сентября 2022 г. 06:20 + в цитатник

Жирандоль на шесть свечей. Петербург, конец XVIII века. Итальянский павильон музея-заповедника «Останкино».
 
В середине XVII столетия пышные празднества при дворе короля Франции Людовика XIV были немыслимы без огромного количества осветительных приборов, украшавших великолепные дворцовые торжества. Именно в это время среди них появляется одна из интереснейших разновидностей привычных канделябров – «жирандоль» (франц. «girandole» - «сноп или букет искр», «фонтан», «фейерверк»). Жирандоли как нельзя лучше отвечали духу и подчеркивали самую суть культуры короля-солнца. Не случайно аналогично называли висячие серьги и броши эпохи барокко с подвесками в виде капель из бриллиантов или драгоценных камней, имеющие похожую форму.
 
 
Жирандоль на три свечи с хрустальными подвесками в виде ромбов, розеток и дубовых листьев. Середина XVIII века. Петербургский стеклянный завод. ГЭ
 
В конце XVII столетия новый вид светильников распространился в других странах Европы. В частности, они весьма полюбились в Италии. Здесь они иногда представляли собой настоящую драгоценность Известно, что над ними работали прославленные мастера (например, Бенвенуто Челлини). Их основания часто украшали мозаикой. В России эти нарядные канделябры вошли в моду при дворе императрицы Елизаветы Петровны и были в ходу вплоть до эпохи Екатерины II. «Елизаветинские» жирандоли были украшены крупными хрустальными подвесками, а «екатерининские» - мелкими подвесками, свободно висящими или собранными в гирлянды. 
 
 
 
Жирандоль на три свечи. 1780-е годы. Мастерская Иоганна Адама Симона Фишера, Санкт-Петербург. ГЭ
 
Бытовали они и в XIX столетии, но облик их стал более упрощенным. В большом количестве они стояли в парадных залах усадебных дворцов и городских особняков. Самая большая их коллекция находится в усадьбе графов Шереметевых – Останкино. Второе по количеству собрание храниться в Государственном Эрмитаже. Как правило, стеклянные «фонтаны» выписывали из Санкт-Петербурга, где и изготавливали на заводах Иоганна Адама Симона Фишера, Пьера Филиппа Томира, Гатчинском заводе и Петербургском стеклянном заводе.
По своей конструкции жирандоли рассчитаны по большей части на круговой обзор, поэтому являлись нарядным украшением праздничного стола. Однако иногда они могли иметь полукруглую форму, тогда их ставили на специальные пристенные столики-консоли напротив или по сторонам зеркал (в этом случае использовали парные светильники), подчеркивавших искрящееся великолепие стеклянных «фейерверков» и создававших иллюзию кругового обзора. Менее распространены были напольные жирандоли-канделябры. Они могли иметь большую высоту – на уровне человеческого роста. Их размещали в залах и картинных галереях между колоннами на специальных постаментах – геридонах. Специалисты обычно выделяют три вида жирандолей в зависимости от особенностей стеклянного декора: жирандоли с балясиной, жирандоли с вазочкой, завершающиеся тонкими, напоминающими дождевые струи, хрустальными нитями или тарелкой и жирандоли со стержнем в виде трубочки, с хрустальной корзинкой и восходящими гирляндами.
 
 
 
Жирандоль на четыре свечи. Последняя четверть XVIII века. Петербург. Литературный музей А.С. Пушкина в Москве
Основную роль в облике этих светильников играло их стеклянное или хрустальное убранство. Металлический каркас из золоченой или патинированной бронзы сложной композиции при этом старались сделать как можно менее заметным. Только в поздний период в конструкцию стали включать мраморный постамент.
Художественное решение жирандолей было необыкновенно разнообразным. Для стержней использовали как цветное стекло, так и матовое или прозрачное в виде граненых балясин и пирамид в обрамлении пышного убора из нитей или гирлянд из стразов вычурной формы. В период раннего классицизма стекло стержней делали розового цвета, чуть позже – бирюзового, а в конце XVIII века – синего или красного.
 
 
 
Жирандоль. XVIII век. Италия. Частное собрание
Сверкающие гирлянды – главное крашение жирандолей – состояли из стразов и подвесок, похожих на дубовые листья или капли, многолучевые звезды или цветы. В помещениях, где было большое движение воздуха – бальных залах, вестибюлях, парадных галереях, вблизи от каминов и зеркал отблески света, преломлявшиеся хрустальными каплями и листьями, создавали эффект по истине сказочного великолепия.
 
 
Жирандоль. XVIII век. Потемкинский завод. ГЭ
 
 
Жирандоль. Вторая половина XVIII века. Императорский стеклянный завод. ГЭ
 
 
Жирандоль. Конец XVIII века. ГРМ
 

 
Жирандоль. Конец XVIII века. Подставка - XIX век. Западная Европа. ГИМ
 
 
Жирандоль. Конец XVIII века. Стекло, бронза, мрамор. ГРМ
 
Рубрики:  Антиквариат


Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

natali_mogileu   обратиться по имени Пятница, 02 Сентября 2022 г. 09:13 (ссылка)
БЛАГОДАРЮ
Ответить С цитатой В цитатник
Ceslava2009   обратиться по имени Суббота, 03 Сентября 2022 г. 07:11 (ссылка)
Хммм....вроде и живу долго....но не встречала такую красоту..... Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 11:09ссылка
В начале 90-х ,друг с Польши мне привёз.В зале висит!Очень красивая!
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 17:04ссылка
я полагала.....она должна стоять....
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 17:12ссылка
Да.Были и напольные и висячие.
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 18:15ссылка
Хмм...висячие....не представляю.....
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 18:22ссылка
Тоже что и напольные,только с потолочной розеткой!Товарищ у меня в 90-е челноком был,возил с Польши и Турции товары,по заказу,шубы,вот люстры красивые.вот нам и то и другое,тогда нутриевые шубы в моде были и вот такую люстру красивую,там пять рожков с стаканами вверх,и от потолочной розетки свисают вот такие хрустальные бусики,и дополнительно такие ледышки и сосульки.У меня жена на фотке и то обалдела, а в натуре ещё лучше оказалась, вот с 90-х и висит радует глаз.В прошлом году сымали,потолки натяжные делали везде и во всех комнатах меняли светильники а вот в зале так и оставили.Потому что очень красиво!
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 19:07ссылка
Я вот ещё посмотрела....на жирандоли....свечи только с внешней стороны....на задней стенке их нет....а если есть и на задней....- то это люстра....аль я ничё в этом не понимам......
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 19:18ссылка
Их ставили и на камины и на столы и у стен и на подставки и подвешивали ,по разному ,подсвечникНапольня жирандоль, или торшер/samovarchiki.ru/wp-content/uploads/2020/12/torcher-napolnaja-zhirandol-300x300.jpg" target="_blank">https://samovarchiki.ru/wp-content/uploads/2020/12...apolnaja-zhirandol-300x300.jpg 300w, https://samovarchiki.ru/wp-content/uploads/2020/12...apolnaja-zhirandol-150x150.jpg 150w, https://samovarchiki.ru/wp-content/uploads/2020/12...apolnaja-zhirandol-768x768.jpg 768w, https://samovarchiki.ru/wp-content/uploads/2020/12...-napolnaja-zhirandol-70x70.jpg 70w, https://samovarchiki.ru/wp-content/uploads/2020/12/torcher-napolnaja-zhirandol.jpg 1200w" sizes="(max-width: 512px) 100vw, 512px" />Всё-таки люстра, но не жирандоль. Эдинбург. Резиденция премьер-министра Шотландии
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 19:22ссылка
Воооть...на первых двух....понятно....подставка и всё прочее....это стоит ,где поставили....на третьем -люстра...
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 19:25ссылка
В Польше люстра это тоже жирандоль Исключение из этого правила – Польша. В тех местах слово «yrandol» обозначает осветительный прибор или подсвечник, крепящийся к потолку комнаты. То есть для поляков жирандоль – это обычная люстра. Если зайти в храм и найти взглядом главный потолочный светильник, то для русского человека он будет называться «паникадило» («многосвечие»), а для поляка – жирандоль. Именно в Польше зародился национальный стиль «Pajk» - люстры, чьи рожки напоминают паучьи ножки.https://www.monetnik.ru/obuchenie/antikvariat/zhirandol-kandelyabr/
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 19:20ссылка
А вот кстати о Польше ,именно там их и начали подвешивать!:))
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 19:26ссылка
А подставку куды дели?... она же как то не смотрится в висячем положении
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 19:28ссылка
У меня вместо подставки хрустальный шарик с детский кулачёк и от него идёт бронзовая сосулька, а к ней от рожков тоже идут бусики.Как и от потолочной розетки к рожкам,так и от рожков к этому шарику.
зуева_татьяна   обратиться по имени Суббота, 03 Сентября 2022 г. 08:30 (ссылка)
Какая же красотища!! Представляю, как при зажженных свечах все эти жирандоли играют многочисленными отсветами!!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 11:05ссылка
Точно!Очень красиво!
Sofija_Dubrovina   обратиться по имени Суббота, 03 Сентября 2022 г. 17:21 (ссылка)
БЛАГОДАРЮ. Очень красивые люстры.
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Суббота, 03 Сентября 2022 г. 17:33ссылка
Это точно!Пожалуйста!
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку