Жирандоль на шесть свечей. Петербург, конец XVIII века. Итальянский павильон музея-заповедника «Останкино».
В середине XVII столетия пышные празднества при дворе короля Франции Людовика XIV были немыслимы без огромного количества осветительных приборов, украшавших великолепные дворцовые торжества. Именно в это время среди них появляется одна из интереснейших разновидностей привычных канделябров – «жирандоль» (франц. «girandole» - «сноп или букет искр», «фонтан», «фейерверк»). Жирандоли как нельзя лучше отвечали духу и подчеркивали самую суть культуры короля-солнца. Не случайно аналогично называли висячие серьги и броши эпохи барокко с подвесками в виде капель из бриллиантов или драгоценных камней, имеющие похожую форму.
Жирандоль на три свечи с хрустальными подвесками в виде ромбов, розеток и дубовых листьев. Середина XVIII века. Петербургский стеклянный завод. ГЭ
В конце XVII столетия новый вид светильников распространился в других странах Европы. В частности, они весьма полюбились в Италии. Здесь они иногда представляли собой настоящую драгоценность Известно, что над ними работали прославленные мастера (например, Бенвенуто Челлини). Их основания часто украшали мозаикой. В России эти нарядные канделябры вошли в моду при дворе императрицы Елизаветы Петровны и были в ходу вплоть до эпохи Екатерины II. «Елизаветинские» жирандоли были украшены крупными хрустальными подвесками, а «екатерининские» - мелкими подвесками, свободно висящими или собранными в гирлянды.
Жирандоль на три свечи. 1780-е годы. Мастерская Иоганна Адама Симона Фишера, Санкт-Петербург. ГЭ
Бытовали они и в XIX столетии, но облик их стал более упрощенным. В большом количестве они стояли в парадных залах усадебных дворцов и городских особняков. Самая большая их коллекция находится в усадьбе графов Шереметевых – Останкино. Второе по количеству собрание храниться в Государственном Эрмитаже. Как правило, стеклянные «фонтаны» выписывали из Санкт-Петербурга, где и изготавливали на заводах Иоганна Адама Симона Фишера, Пьера Филиппа Томира, Гатчинском заводе и Петербургском стеклянном заводе.
По своей конструкции жирандоли рассчитаны по большей части на круговой обзор, поэтому являлись нарядным украшением праздничного стола. Однако иногда они могли иметь полукруглую форму, тогда их ставили на специальные пристенные столики-консоли напротив или по сторонам зеркал (в этом случае использовали парные светильники), подчеркивавших искрящееся великолепие стеклянных «фейерверков» и создававших иллюзию кругового обзора. Менее распространены были напольные жирандоли-канделябры. Они могли иметь большую высоту – на уровне человеческого роста. Их размещали в залах и картинных галереях между колоннами на специальных постаментах – геридонах. Специалисты обычно выделяют три вида жирандолей в зависимости от особенностей стеклянного декора: жирандоли с балясиной, жирандоли с вазочкой, завершающиеся тонкими, напоминающими дождевые струи, хрустальными нитями или тарелкой и жирандоли со стержнем в виде трубочки, с хрустальной корзинкой и восходящими гирляндами.
Жирандоль на четыре свечи. Последняя четверть XVIII века. Петербург. Литературный музей А.С. Пушкина в Москве
Основную роль в облике этих светильников играло их стеклянное или хрустальное убранство. Металлический каркас из золоченой или патинированной бронзы сложной композиции при этом старались сделать как можно менее заметным. Только в поздний период в конструкцию стали включать мраморный постамент.
Художественное решение жирандолей было необыкновенно разнообразным. Для стержней использовали как цветное стекло, так и матовое или прозрачное в виде граненых балясин и пирамид в обрамлении пышного убора из нитей или гирлянд из стразов вычурной формы. В период раннего классицизма стекло стержней делали розового цвета, чуть позже – бирюзового, а в конце XVIII века – синего или красного.
Жирандоль. XVIII век. Италия. Частное собрание
Сверкающие гирлянды – главное крашение жирандолей – состояли из стразов и подвесок, похожих на дубовые листья или капли, многолучевые звезды или цветы. В помещениях, где было большое движение воздуха – бальных залах, вестибюлях, парадных галереях, вблизи от каминов и зеркал отблески света, преломлявшиеся хрустальными каплями и листьями, создавали эффект по истине сказочного великолепия.
Жирандоль. XVIII век. Потемкинский завод. ГЭ
Жирандоль. Вторая половина XVIII века. Императорский стеклянный завод. ГЭ
Жирандоль. Конец XVIII века. ГРМ
Жирандоль. Конец XVIII века. Подставка - XIX век. Западная Европа. ГИМ
Жирандоль. Конец XVIII века. Стекло, бронза, мрамор. ГРМ