Шторм и гроза — очень выразительные образы для музыкальных сочинений!
С чем ассоциировали грозу и штормы разные композиторы от Рамо до Рихарда Штрауса в опере, оратории и инструментальной музыке.
Мощь стихии:
«Гроза» - пьеса цикла «Годы странствий» Ференца Листа
Фортепианная пьеса, в которой порывистая
и энергичная тема окружена сокрушительными,
как штормовой ветер, виртуозными пассажами.
Лист использует всю мощь фортепиано от самых
низких до самых высоких звуков, чтобы передать
дух стихии.
«Гроза» — пятая пьеса цикла «Годы странствий.
Первый год, Швейцария, S. 160» Ференца Листа.
Согласно описанию, «Гроза» величава и страшна в своём величии. В пьесе изображается разыгравшаяся стихия: с гор низвергаются ревущие потоки, увлекая за собой огромные глыбы камней, молния раскалывает небо, освещая стонущие под яростным натиском ветра деревья.
Природа как душа главного героя:
фрагмент из «Пиковой дамы» Чайковского
Рассказ о трех картах, услышанный в кругу
друзей, вызвал бурю страстей в душе
страдающего от любви Германа, и эта буря
затмевала для него ту, что происходила за окном.
Грому и молнии Герман дал клятву: он будет с
Лизой или же умрет.
***
Начало симфонической фантазии «Буря» П.И.Чайковского – это картина спокойного, но полного скрытой могучей силы моря, следующий эпизод – буря.
'Буря' Симфоническая фантазия Op.18
II. Allegro moderato
***
Увертюра «Гроза» П. И. Чайковского
Гроза становится символом тяготеющего над судьбой Катерины неумолимого рока.
В начале композиции звучат лёгкие и слегка пугающие звуки, которые символизируют начало грозы. Затем следует раскат грома и тишина. Далее — ожидание следующего раската и озарения небосвода яркими вспышками.
Карающий шторм:
«Лето» из «Времен года» Вивальди
Каждому из концертов во «Временах годах»
Вивальди предпосланы стихи. Из них слушатель
узнает содержание по частям. В третьей части
концерта «Лето» представлен образ бури,
ниспосланной людям как небесная кара.
Грозный шторм в горах:
«Альпийская симфония» Штрауса
Альпы - это не только прекрасные луга,
водопады и яркое солнце, но и опасные бури.
Рихард Штраус, чтобы показать масштаб
альпийского шторма, добавил в большой
симфонический оркестр орган и необычный
шумовой инструмент - ветряную машину.
Гроза и ураган – Спуск с горы
Непогода в сельской местности:
Шестая симфония Бетховена
Шторм в Шестой симфонии Бетховена яркий,
но не пугающий: он короткий, не лишен просветов
и завершается идиллией. Для картины грозы
Бетховен добавил в оркестр яркие и необычные
для симфонии в то время инструменты -
тромбоны и флейту пикколо.
Шторм вселяет людям страх:
хор из «Сотворения мира» Гайдна
Буря - это гнев природы, который отчаявшимся
людям порой кажется концом света. Ветры
так сильны, молнии так ярки, а гром такой
оглушающий, что остается только молить
небеса о скорейшем спасении.
Гроза как гнев Юпитера: сцена
из «Платеи» Ж.-Ф. Рамо
Комическая история с участием болотной нимфы
Платеи началась так: бог Юпитер разгневан. Гнев
свой в виде неистовой бури он направил на
землю, во владения горного царя Киферона.
Вместе с бурей Юпитер послал и Меркурия,
чтобы тот объяснил испуганному Киферону
причину непогоды: Юпитера ревнует его жена
Юнона.
«Гроза» — фрагмент из I акта оперы «Платея»
Жана-Филиппа Рамо
Гроза несет тревогу: прелюдия
к «Валькирии» Р.Вагнера
Измученный Зигмунд среди грозной непогоды
и сверкающих молний ищет приюта - такой
образ навевает вступление к «Валькирии» с
трепетанием струнными и грозными пассажами
в низком регистре.