-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в liudmila_leto

 -ѕодписка по e-mail

 

 -»нтересы

 -—ообщества

”частник сообществ (¬сего в списке: 61) ји‘_я_не_понимаю ћо€_дача –ецепты_домохоз€ек Magic_Forest Ќародные_советы “оска_по_»нтеллекту —таринные_открытки –усска€_живопись про_искусство ¬аш_дизайн полезные_игрушки Ћица_сквозь_века ƒетство_в_картинках Ќаши_рецептики Live_Memory ћода_ушедших_лет ƒом_ укол Ћучшие_схемы_на_Ћ»-–” јудиокниги мир_красивых_поделок_и_изделий јрт_ алейдоскоп Ў ќЋј_–јƒќ—“» ƒекупажный_Ѕум Ћучшие_рецепты_интернета  ”Ћ»Ќј–Ќјя_ѕјЋ»“–ј —ообщество_“ворческих_Ћюдей ћир_леса √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… ќбречены_на_—частье —екреты_здоровь€ Ёксклюзивный_дизайн ƒиабеткафе ѕривет_ѕодружка ќ—≈Ќ№_и_«»ћј совиные_истории Ћи–у —≈–≈Ѕ–яЌџ…_¬≈  ¬округ_—вета  нижный_Ѕ”ћ —тихи_любимых_поэтов ¬куснотища_и_только A_Propos ASA_ART_Gallery Camelot_Club enjoy_this Decor_Rospis Ўкола_кулинара playcast_ru Point-to-Point ѕойдем_поедим pro_Chtenie —ама_овца »— ”——“¬ќбез√–јЌ»÷ ћо€_кулинарна€_книга ћирова€_ улинари€ »скусство_звука √оворим_пишем_спорим “олько_дл€_женщин  нига-лучший_друг  луб_‘отопутешествий Questions_LiveInternet
„итатель сообществ (¬сего в списке: 16) ћы_на_диете ћой_цитатник Ќаши_схемы ј–“_ј–“ель ÷итаты-из-книг притчи_мифы_сказки √јЋ≈–≈я_—“»Ћ≈… ћегј-јр“ H_B ”мелые_ручки eau_de_source  ино-¬идео-Ќа-Ћиру –елакс_и_вдохновение solnechnolunnaya WiseAdvice ќ_—амом_»нтересном

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 12.11.2010
«аписей: 16174
 омментариев: 2457
Ќаписано: 26401



»нтересно...

—уббота, 04 ‘еврал€ 2012 г. 07:18 + в цитатник
÷итата сообщени€ “ангейзер –ассказы о музыке:  ак слушать музыку? CD - "за" и "против"...

4000491_SD (590x550, 30Kb)

јнтон √опко:(–ќ)

Ѕлеск и нищета компакт-дисков

03.02.2012

 

јнтон √опко

 

 

 

¬ прошлый раз € писал о том, как интересно порой бывает ходить на концерты. ќднако мы живЄм в странную эпоху, когда – впервые за многотыс€челетнюю историю музыки – «живое» исполнение €вл€етс€ не единственным и даже не основным (!) источником музыкальных впечатлений человечества. “еперь мы потребл€ем музыку главным образом у себ€ дома в виде «музыкальных консервов».

4000491_CD1 (450x435, 68Kb)

¬сЄ началось примерно полвека назад, когда производители виниловых грампластинок сумели добитьс€ высококачественного стереофонического звука. Ќаступил так называемый «золотой век hi-fi». ¬ доме практически любой культурной семьи 60-80-х гг. на видном месте гостиной красовалась стереосистема, компоненты которой были либо любовно и придирчиво подобраны друг к другу, либо же куплены одним комплектом (менее престижный и более «бюджетный» вариант). ¬ ≈вропе наличие дома hi-fi аппаратуры (даже если хоз€ева вовсе не были меломанами) считалось в то врем€ таким же признаком благополучи€ и принадлежности к определЄнному культурному слою, как, скажем, зимний отдых на горнолыжных курортах.

4000491_CD2 (640x632, 40Kb)

ѕлюсы и минусы

Ќу что ж, лично € не вижу ничего плохого в том, чтобы слушать музыку, тем более в хорошем качестве, дома на диване. я человек сердобольный, знаете ли. Ќапример, когда €, наход€сь в опере, знаю, что певице или певцу скоро предстоит неудобна€ высока€ нота, то € уже минут за п€ть начинаю переживать, нервничать и отвлекатьс€ от музыки и от действи€. ј после того, как опасный момент благополучно (или неблагополучно) пройден, ещЄ минут дес€ть прихожу в себ€. ј в записи € знаю, что можно не беспокоитьс€ – все ноты уже давно вз€ты, и потому слушаю не ноты, а музыкальное произведение, все ноты которого – высокие и низкие, удобные и неудобные – имеют абсолютно одинаковую важность и ценность.

4000491_CD3 (300x296, 17Kb)

Ўутки шутками, а звукозапись выполн€ла, да и выполн€ет, важнейшую культурную миссию. ќна значительно уравнивает в правах всех любителей музыки, независимо от их финансового благососто€ни€ и места проживани€. Ѕилеты на концерт порой сто€т немалых денег, особенно если речь идЄт о концерте какой-то знаменитости. ¬ —оветском —оюзе это не было дорого, но зато на концерты известных исполнителей было не так просто попасть. “еперь же, благодар€ развитию звукозаписи, дл€ того чтобы составить мнение об искусстве самых выдающихс€ музыкантов, человеку вовсе не об€зательно жить в одной из «музыкальных столиц» и посто€нно иметь в кармане лишнюю пару сотен долларов. «а одно это уже стоит считать звукозапись одним из прекраснейших человеческих изобретений.

4000491_CD4 (618x618, 93Kb)

“акже благодар€ звукозаписи мы имеем возможность познакомитьс€ с искусством великих мастеров прошлого. » если о том, как звучала скрипка в руках Ќикколо ѕаганини или голос ћарии ћалибран, мы можем только примерно догадыватьс€ по описани€м, то об искусстве легендарных музыкантов XX века – скажем, об игре √оровица или о пении ћарии  аллас – у нас есть достоверные документальные свидетельства, возможно, делающие этих музыкантов, увы, чуть-чуть менее легендарными…

¬ слушании музыкальных записей есть и ещЄ одно несомненное преимущество перед концертами. ѕримерно то же преимущество, которое отличает чтение новостей в интернете от просмотра программы «¬рем€»: ты сам активно выбираешь, что тебе читать, а не пассивно потребл€ешь нав€зываемую тебе информацию.   примеру, представьте, что кому-нибудь сейчас позарез захотелось послушать —едьмую симфонию Ѕетховена. »менно —едьмую, именно симфонию, именно Ѕетховена и именно сейчас. ѕохвальное желание, и удовлетворить его, благодар€ звукозаписи, проще простого. ј раньше приходилось бы ждать, когда составители программы местных симфонических концертов соблаговол€т поставить это произведение в афишу.

≈сть, впрочем, и минусы. —амый главный, на мой взгл€д, – это постепенное исчезновение культуры домашнего музицировани€. ¬ прежнее врем€ на каких-нибудь музыкальных инструментах умели играть если не все, то практически все. ’от€ бы немножко. ќдни – на клавикордах и флейтах, другие – на гармошках и балалайках. Ќо все. »ли, по крайней мере, очень многие. —егодн€ же подавл€ющее большинство населени€ умеет играть только на музыкальных центрах. “о есть в этом отношении человек стал, наоборот, музыкально более пассивен, чем раньше.

ƒругой минус – это даже не минус, а просто странность: сегодн€ мы можем прослушать сложное музыкальное произведение несколько раз подр€д, не спеша разобратьс€ в его структуре, попривыкнуть к нестандартному музыкальному €зыку автора, и в конце концов – полюбить. ”вы, композиторы прошлого не могли позволить себе такой роскоши. „тобы иметь успех не только у специалистов, их музыка должна была захватывать слушателей сразу – второго шанса ей могли просто не дать. я иногда задаюсь вопросом: а уж не €вл€етс€ ли звукозапись одной из причин сложности музыкального €зыка современных академических композиторов? ”ж не рассчитывают ли они (возможно, даже подсознательно) на то, что если слушатель во что-то «не врубитс€», то просто переслушает ещЄ раз. Ѕлаго, в наше врем€ это несложно. ѕопробовали бы они рассчитывать на такое, скажем, при дворе Ћюдовика XIV. »х бы быстро упекли в Ѕастилию! Ѕлаго, в то врем€ она ещЄ была.

4000491_CD5 (450x450, 23Kb)

ёбилей или похороны?

«олота€ эра винила продлилась недолго – всего около двадцати лет. “ридцать лет назад, в 1982 г., произошло событие, кардинально изменившее всю индустрию звукозаписи. ¬есной того достопам€тного года фирма Philips представила публике первый в мире проигрыватель компакт-дисков. ј уже осенью фирма Sony выпустила в продажу две первые коммерческие записи. «ѕопул€рную» музыку представл€л альбом группы ABBA, а «классическую» - «јльпийска€ симфони€» –ихарда Ўтрауса в исполнении Ѕерлинского филармонического оркестра под управлением √ерберта фон  ара€на.

“акой вот славный юбилей мы отмечаем в этом году! ѕоздравл€ю с этой важной датой всех меломанов, а прежде всего – самого юбил€ра, кругленького, блест€щего, достигшего к своему тридцатилетию возмужани€ и зрелости, но нисколько при этом не растер€вшего первозданной красоты и свежести.

ƒа, признаюсь честно. я люблю компакт-диски. ћне нравитс€ держать их в руках, разгл€дывать их, наблюдать, как они с тихим скрипом уезжают в глубину чрева проигрывател€, чтобы там раскрыть своЄ невидимое дивное содержимое.  огда на 16-летие родители подарили мне мой первый проигрыватель компакт-дисков, € был, несомненно, самым счастливым существом во вселенной. ЎЄл 1993 г., и в –оссии, особенно на периферии, многими это воспринималось ещЄ как диковина и даже роскошь. ѕомню, как примерно в то же врем€ попул€рный тележурналист ”рмас ќтт брал интервью у генерального директора одного из самых крупных промышленных предпри€тий нашей страны и спросил, какую музыку тот любит слушать. √ость программы важно ответил, что любит иногда послушать «хороший компакт-диск».

ќт всей души поздравл€€ дорогого юбил€ра, € желаю ему, прежде всего, долгих лет жизни. ”вы, это дл€ него сейчас актуально. ѕродажи компакт-дисков год от года стремительно и неуклонно падают. ѕричЄм враги наступают со всех сторон.

¬ысокие технологии звуковоспроизведени€ переживают врем€ странное – смутное и недоброе.

 

”гроза из будущего

Ќе так давно на рынке по€вились проигрыватели нового поколени€, рекламируемые как «проигрыватели XXI века», сто€щие безумных денег и не предусматривающие вообще никакого физического носител€ звука! ¬сЄ, что у них есть, - это USB-порт и беспроводна€ св€зь. Ќужную вам музыку они воспроизвод€т пр€мо из вашего компьютера, или даже из вашего смартфона, или даже непосредственно из интернета. ѕричЄм поддерживают огромный набор различных форматов – от убогонького mp3 до новых «навороченных», намного превышающих по точности старый добрый CD.

Ќу, именно эту альтернативу лично € особенно опасной как раз не считаю. ќна – лишь отражение другой, давно известной, опасности. ѕризнание производител€ми высококачественных воспроизвод€щих устройств нынешнего положени€ дел – неконтролируемого и неуправл€емого распространени€ цифровых аудиофайлов. “ут уж ничего не попишешь. “енденци€ така€. ћой старенький Sony, подаренный в 1993 г., упорно отказываетс€ воспроизводить «переписанные» диски. “олько магазинные ему подавай. ≈го последователи были менее щепетильными. ѕотом фешенебельные бренды как-то незаметно смирились с совсем уж пиратским форматом mp3. ј теперь перешли на выпуск таких вот супер-пупер проигрывателей, сто€щих под дес€ть тыс€ч евро. „тобы, видимо, те, кто качает музыку на торрентах, расстались с сэкономленными на покупке дисков средствами иным образом.

“ем не менее, мне трудно поверить, что меломаны (по крайней мере, значительна€ их часть) когда-нибудь смогут отказатьс€ от физического носител€ – красиво оформленного, нар€дно изданного, с интересным и содержательным буклетом. ƒа, продажи компакт-дисков стремительно падают, но всЄ же пока ещЄ по-прежнему исчисл€ютс€ миллиардами. ќпасно делать какие-либо прогнозы, но мне кажетс€, что нынешний кризис угрожает скорее благососто€нию некоторых (может быть, даже многих) игроков на рынке CD, нежели феномену компакт-диска как такового.

 

”гроза из прошлого

”дивительный и непостижимый факт! ¬ то врем€ как продажи компакт-дисков стремительно сокращаютс€, продажи виниловых пластинок так же стремительно лезут вверх. — чего бы это вдруг?! ¬едь одно врем€ казалось, что винил уже окончательно отправлен на свалку истории. » вдруг, откуда ни возьмись, началс€ такой ренессанс! Ќа страницах специализированной прессы вовсю идЄт нескончаема€ дискусси€ о том, какой способ звукозаписи лучше – аналоговый или цифровой. ћне стало любопытно, и € вз€л на себ€ труд немножко разобратьс€ в вопросе. Ќе буду подробно излагать аргументацию обеих сторон – €, к сожалению, не настолько силЄн в физике, чтобы сделать это кратко, попул€рно и корректно. ѕоэтому перейду сразу к своим выводам – глубоко субъективным и на истину в последней, и даже в предпоследней, инстанции не претендующим.

“ак вот, дыма без огн€ не бывает. —лухи о том, что цифрова€ запись уступает аналоговой, поползли практически сразу. ƒело в том, что первые компакт-диски, а также первые проигрыватели компакт-дисков были далеки от совершенства. «вук был неестественно «блест€щим» и «металлическим», а порой он даже «плавал», как у магнитофонной кассеты, крут€щейс€ с неравномерной скоростью. Ќо сравнивать виниловую грамзапись – технологию, котора€ имела на тот момент почти вековую историю и уже достигла своего «потолка» - с технологией принципиально новой, делающей самые-самые первые шаги, было даже как-то, € бы сказал, нечестно. ¬се «родовые травмы» цифрового звука были довольно быстро если не устранены, то сведены до не воспринимаемого обычным человеческим ухом минимума, а те из первых, технически неудачных, цифровых записей, которые имеют серьЄзную художественную ценность, теперь нередко переиздаютс€ в отреставрированном виде.

Ќа сегодн€шний день и аналогова€, и цифрова€ звукозапись способны при наличии качественной воспроизвод€щей аппаратуры давать очень точный звук, практически не отличимый от естественного. » та, и друга€ при этом не идеальны и имеют свои у€звимые места. “ак, ахиллесова п€та компакт-дисков – высокие частоты. ќбертоны частотой выше 20 килогерц на них просто не записываютс€. ѕравда, ухо обычного взрослого человека эти частоты всЄ равно не улавливает. ј вот животные с другим диапазоном слышимости – например, собаки или летучие мыши – почти наверн€ка чувствуют в звучании компакт-дисков и виниловых пластинок колоссальную разницу.

ѕо-моему, тут пахнет хорошим сюжетом дл€ научно-фантастического рассказа. ѕредставьте себе: какие-нибудь инопланетные союзники земл€н не узнали условные позывные сигналы, проигранные им в цифровой записи, поскольку прежде слышали их только «живьЄм», и это изменило весь ход межгалактической войны.

—лабое место винила, напротив, низкие частоты. «десь уже начинают сказыватьс€ неизбежные помехи, вызываемые трением иглы звукоснимател€ о пластинку. Ќо, оп€ть-таки, при наличии качественного, устойчивого проигрывател€ с качественной и хорошо отрегулированной иглой эти помехи расслышит разве что специальна€ чувствительна€ аппаратура.

≈сть у каждой из соперничающих технологий и р€д других «врождЄнных недостатков», которые тоже на сегодн€шний день так или иначе преодолены благодар€ хитроумию инженеров. –езультаты слепых тестов (то есть таких, где испытуемый не знает, аналоговую или цифровую запись он в данный момент слушает) показали, что на современном этапе развити€ техники статистически достоверных различий в звучании CD и винила дл€ человеческого уха нет. ƒл€ мен€ лично это служит вполне строгим и убедительным доказательством того, что спорить больше не о чем. ќднако €ростные поклонники аналогового звука категорически отказываютс€ принимать результаты подобных исследований.

 

¬иниловые обвинители

—оветский —оюз начал выпускать первые компакт-диски довольно рано – ещЄ в середине 80-х, но поначалу – вот она, загадочна€ русска€ душа! – производил их исключительно на экспорт. ќднако виниловые пластинки с пометкой «÷«» (цифрова€ запись) по€вились на прилавках советских магазинов почти сразу. Ќа конвертах этих грампластинок мелким шрифтом было написано, что их отличает более высокое качество звука, и что предназначены они дл€ проигрывани€ на хорошей звуковоспроизвод€щей аппаратуре. ¬ одной из первых советских публикаций, рассказывавшей о компакт-дисках, € прочЄл, что нова€ технологи€ даЄт более высокое качество звука, чем грампластинка и даже магнитофонна€ лента. ѕолучаетс€, что цифрова€ революци€ поначалу воспринималась как технологический прорыв, а до по€влени€ CD грамзапись казалась (по крайней мере, некоторым) менее перспективной отраслью, чем запись магнитофонна€. „удеса!

 ому же верить?  то же говорит правду? “огдашние обозреватели, поднимавшие на щит «цифру», или нынешние, отдающие предпочтение «благородному скрипу винила»?  онечно, прав доктор ’аус – «все врут», но попробовать докопатьс€ до истины всЄ-таки стоит.

ќсновные аргументы поборников возврата к винилу свод€тс€ к следующим.

1)  —тарые аналоговые записи при переводе в «цифру» нередко тер€ют в качестве. ¬ частности, €кобы голоса Ёлизабет Ўварцкопф и ћарии  аллас никогда ещЄ не были удовлетворительным образом оцифрованы.

я, как и подавл€ющее большинство ныне живущих людей, никогда не слышал этих великих певиц «вживую», а значит, вр€д ли имею право компетентно судить, на каких носител€х их голоса звучат более приближенно к реальности. Ќо этот аргумент по крайней мере теоретически может быть не надуманным. », возможно, тем меломанам, которые предпочитают слушать записи 50-х – 60-х гг., действительно, имеет какой-то смысл обзавестись «вертушкой».

’от€ € не уверен, что незначительные преимущества винила (если только они в данном случае вообще есть) могут компенсировать удовольствие послушать ћарию  аллас, скажем, во врем€ утренней пробежки. ѕредставьте себе утреннюю пробежку с портативным проигрывателем виниловых дисков за спиной!

Ќо это хот€ бы разумный аргумент – независимо от того, сильный он или слабый. ¬се остальные известные мне аргументы «винильщиков» нос€т совсем уж мистический характер. ¬от парочка дл€ примера.

2)  ÷ифровой звук по своей природе дискретен – состоит из конечного, пусть и очень большого, набора сигналов. √рубо говор€, из определЄнного набора единиц и нулей. ј аналоговый звук, подобно «живому» звуку, непрерывен, количество градаций и нюансов в нем не поддаЄтс€ никакому исчислению.

«абавно, что те, кто высказывает этот довольно распространЄнный аргумент, обычно не подозревают, что сами €вл€ютс€ продуктами цифровых технологий, созданными по инструкци€м, записанным в дискретном четырЄхбуквенном коде ƒЌ . „то порой совершенно не мешает их глупост€м иметь бесконечное количество градаций и оттенков.

Ѕолее того, любой звуковой сигнал, попадающий в наши уши, прежде чем будет передан на обработку в головной мозг, об€зательно перекодируетс€ в набор дискретных электрических импульсов, называемых потенциалами действи€. ƒа-да, наш мозг – это прибор, работающий на основе цифровых технологий! Ќе верите – спросите у любого физиолога, да хот€ бы просто у любого квалифицированного учител€ биологии.  ак бы мы ни слушали музыку – на концерте или в записи, на пластинке или на CD, - наш мозг всЄ равно первым делом еЄ оцифровывает, а уж потом воссоздаЄт на основе этой дискретной информации целостный музыкальный образ. –овно такое же воссоздание осуществл€ет и цифро-аналоговый преобразователь, встроенный в любой проигрыватель компакт-дисков.

3)  ÷ифровой звук «убивает» музыку. Ѕудучи формально неотличим от аналогового, он, тем не менее, делает музыку «бездушной», вытравливает из неЄ все эмоции.

Ќу, тут €, при всЄм уважении к чужому мнению, склонен больше верить своим собственным ушам. ћногие музыкальные шедевры впервые произвели на мен€ неизгладимое эмоциональное впечатление именно на CD.   их числу относ€тс€, например, все скрипичные и многие фортепианные концерты ћоцарта, ¬тора€ и “реть€ симфонии Ѕрамса, « ольцо нибелунга» ¬агнера и многие другие шедевры. ѕомню, как-то мы с моим другом детства вместе слушали (на компакт-диске) «’аффнер-симфонию» и в одном месте вдруг перегл€нулись и расхохотались – настолько остроумным показалс€ нам неожиданный поворот музыкальной мысли ћоцарта. “ак что, если не настраивать себ€ специально на плохое, то эмоций от цифровых записей может быть хоть отбавл€й!

 

»щите того, кому выгодно

—даЄтс€ мне, что всю полемику, противопоставл€ющую аналоговую музыкальную продукцию цифровой, раздувают не потребители музыкальной продукции, а еЄ производители. ¬едь если слушать виниловую пластинку и лазерный компакт-диск одинаково при€тно (а компакт-диск при этом ещЄ и несоизмеримо удобнее), то вот продавать их – удовольствие совершенно различное.

ѕосудите сами. ¬иниловую пластинку послушаешь раз двадцать – и надо идти покупать новую, особенно если ты аудиофил и ценишь идеальное качество звука (а современные производители винила ориентированы именно на эту аудиторию).  омпакт-диск же, если обращатьс€ с ним аккуратно, переживЄт как продавца, так и покупател€. ќбидно…

 роме того, не исключено, что современные гиганты звуковой индустрии, внедрившие компакт-диск в массы (и неплохо на нЄм подзаработавшие) теперь начинают жалеть о том, что так неосмотрительно выпустили цифрового джинна из бутылки. ¬инилова€ пластинка – предмет индивидуального пользовани€. ≈Є можно дать послушать разве что близким друзь€м (что существенно ускорит еЄ изнашивание). ј компакт-диском € могу поделитьс€ сразу с миллионами пользователей интернета всего за несколько щелчков мыши. ¬сем хорошо, страдают только производители, а также, косвенно, и все люди, работавшие над диском – музыканты, игравшие музыку, звукорежиссЄры, записавшие еЄ, инженеры, работавшие над улучшением точности звукопередачи, художники, оформл€вшие буклет, и т. д. ѕо этой причине €, кстати говор€, стараюсь по возможности не скачивать бесплатную музыку из интернета, а если уж скачиваю, то частным образом – то есть из коллекций тех моих друзей, которые наверн€ка бы мне и виниловую пластинку не пожалели дать послушать.

4000491_CD_ (450x303, 38Kb)* * *

¬ общем, € обеими руками за компакт-диск! —читаю его прекрасным изобретением, а ретроградский возврат к винилу – одним из тех мифов современности, которые нав€зываютс€ нам извне с отнюдь не бескорыстными цел€ми.

≈сли у вас есть какие-то неизвестные мне разумные аргументы в пользу винила, то было бы чрезвычайно интересно с ними познакомитьс€!

 

—ери€ сообщений "Ћюбима€ классика":
„асть 1 - Ћюбима€ классика: ‘редерик  емпф даЄт мастер-класс
„асть 2 - ƒва одноимЄнных музыкальных шедевра..."‘ранческа да –имини" :симфоническа€ фантази€ ѕ.».„айковского и опера —.¬.–ахманинова
...
„асть 4 - ќсновоположник: ћихаил √линка - ƒень пам€ти
„асть 5 - –ассказы о музыке: ћихаил јркадьев о музыке,с музыкой и не только...
„асть 6 - –ассказы о музыке:  ак слушать музыку? CD - "за" и "против"...
–убрики:  музыка



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку