от Игоря Семятича
Праздник Песах занимает центральное место в жизни еврейского народа. Это торжественное событие имеет принципиальный и назидательный характер, одинаково вечный для всех исторических периодов, как и всё заповеданное Библией. Отсюда следует, что каждый оттенок, каждая деталь этого праздника призваны служить серьёзным наставлением. Вне всякого сомнения данный праздник имеет ключевую роль и в христианстве, ведь заповедь о Песахе исполнял сам Иисус и Нём Песах получил своё наполнение и исполнился. Нам остаётся лишь дождаться полного завершения данной заповеди.
Зажигание свечей
До начала седера женщины, девушки и маленькие девочки зажигают свечи и произносят молитву:
Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам зажигать свечу в честь праздника.
Благословен, Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до этого времени!
6) Эта трапеза - в честь агнца закланого за нас!
7) Приготовьтесь к трапезе в честь истинной веры, чтобы доставить радость Святому Владыке. Приготовьте трапезу в честь Иисуса Христа.
АМИНЬ
-----------------------------------------------
Все рассаживаются за столом.
Седер в переводе означает порядок.
В этот вечер на каждого возлагаются 4 обязанности:
есть мацу, рассказывать об Исходе из Египта, выпить 4 бокала вина и есть горькую зелень. Все эти обязанности должны выполнять как мужчины, так и женщины.
Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы "И скажи сыну твоему" следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом (или тот, у кого вообще нет детей), должен рассказывать всем присутствующим. Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе – тем самым мы вспоминаем всё то что сделал для нас Господь и исполняем заповедь Иисуса «Итак идите, научите все народы...(Матф.28:19)»
Египетская часть
1. Кидуш и связанные с ним благословения.
Первая чаша — чаша кидуш (освящение)
Каддеш (посвящение) – читают Киддуш (освящение праздника) над бокалом вина (вспоминают кровь на косяках – кровь завета)
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.(Исх.12:13,14)
14 И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним,
15 и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания,
16 ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.
17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою,
18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие.(Лук.22:14-18)
Молитва над вином:
Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы! (все говорят Аминь)
После того как выпили чашу освящения.
Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, сотворивший плод земли! (все говорят Аминь)
Карпаз – обмакивают кусочек лука или картофеля в соленую воду, затем его съедают. Вспоминают как народ Израиля жил в рабстве.
19 И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание.(Лук.22:19)
Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, вырастивший хлеб из земли! (все говорят Аминь)
Яхац – разламывают на две не равные части, среднюю из трех мацу. Большую часть «прячут» для Афикомана, который съедают в конце трапезы. Вторую возвращают на праздничный стол между двумя целыми.
Три листа мацы
Одно из названий мацы - .хлеб веры.
Следуя указу Всевышнего, наши предки отправились из Египта в пустыню. Тесто для хлеба, который они собирались испечь, не взошло. Так же закваска является символом греха.
Три мацы на пасхальном столе напоминают нам об этом.
Три листа мацы так же символизируют три периода нашей жизни.
1. Это рабство греха и жизнь в этом рабстве.
2. Это обещание искупления и поиск Спасителя.
Имено этот лист преломил Иисус. Здесь так же лежит глубокий смысл, в том, что Иисус как этот хлеб, мы принимаем лишь видимую его часть, но вторая которая спрятана, она более благословенна, так как найдя её ничего уже не нужно есть, но об этом позже.
3. Это освящённая жизнь в этом и будущем веке.
Откидывают салфетку, немного приоткрывая мацу, и произносят:
Вот скудный хлеб, который ели наши предки в стране Египетской. Всякий, кто голоден.ю пусть войдёт и ест, всякий кто нуждается, пусть войдёт и празднует Песах. В этом году мы здесь, в будущем году — в стране Израиля; в этом году мы рабы, в будущем году мы — свободные люди.
Прикрывают мацу и наливают второй бокал вина
Затем один из детей задаёт 4 вопроса:
Я хочу вам задать четыре вопроса
Чем отличается эта ночь от других ночей.
1)В иные ночи мы едим либо квашеный либо пресный хлеб, а в эту ночь только мацу.
2)В иные ночи, мы едим разную зелень, а в эту ночь только горькую.
3)В иные ночи мы ни разу не обмакиваем, а в эту ночь макаем дважды, первый раз карпас в солёную воду и второй раз марор в харосет дважды.
4)В иные ночи мы ужинаем сидя или возлегаем, а в эту ночь все возлегаем
Ответ:
Рабами мы были у фараона в Египте, но Бог, Всесильный наш, вывел нас оттуда рукою крепкою и мышцею простёртою. И если бы Пресвятой Господь, благословен Он, не вывел наших предков из Египта, то мы, и дети наши, и дети детей наших, остались бы рабами у фараона в Египте. И даже если мы все мудрые, разумные, знатоки Библии, тем не менее заповедано нам рассказывать об Исходе из Египта.
(для христиан; и всякий кто умножает повествование свидетельством, о личном освобождении из рабства греха, достоин похвалы)
7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги [его] были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
8 и есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
9 Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, (Втор.4:7-9)
1 Наблюдай месяц Авив, и совершай Пасху Господу, Богу твоему, потому что в месяце Авиве вывел тебя Господь, Бог твой, из Египта ночью.
2 И заколай Пасху Господу, Богу твоему, из мелкого и крупного скота на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его.
3 Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей;(Втор.16:1-3)
3 И сказал Моисей народу: помните сей день, в который вышли вы из Египта, из дома рабства, ибо рукою крепкою вывел вас Господь оттоле, и не ешьте квасного:
4 сегодня выходите вы, в месяце Авиве.
5 И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце;
6 семь дней ешь пресный хлеб, и в седьмой день - праздник Господу;
7 пресный хлеб должно есть семь дней, и не должно находиться у тебя квасного хлеба, и не должно находиться у тебя квасного во всех пределах твоих.
8 И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь сделал со мною, когда я вышел из Египта.
9 И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими, дабы закон Господень был в устах твоих, ибо рукою крепкою вывел тебя Господь из Египта.
10 Исполняй же устав сей в назначенное время, из года в год.(Исх.13:3-10)
Написано: «дабы ты помнил день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей». Мудрецы указали, что значение: «дни жизни твоей» - это нынешнее время, а «все дни жизни твоей» - включают также время Машиаха, то есть Христа.
Благословен Вездесущий, благословен Он! Благословен, давший Тору народу Своему, благословен Он!
О четырёх сыновьях говорит Тора: один — мудрый; один — грешный; один — несмышлёный; и один — неспособный задать вопрос.
26 И когда скажут вам дети ваши: что это за служение?
27 скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.(Исх.12:26,27)
Мудрый — что он говорит?
«В чём свидетельства, уставы и законы, которые заповедал вас Бог, Всесильный наш?» И ты ему объясни все законы Песах и то, что «не едят ничего после вкушения пасхального агнца».
А что говорит грешный?
«Что это за служение у вас?» «У вас», а не у него! А ты отвечай ему: «За исполнение этой заповеди сотворил для меня Бог чудеса, когда я выходил из Египта» - для меня, а не для него.
А несмышлёный, как он выражает свой вопрос?
«Что это?» Ему ты скажи: «Мощною Рукою Своей вывел нас Бог из Египта, из дома рабства».
А неспособному задать вопрос ты сам начни объяснять. Как написано: «И скажи в тот день сыну своему так: «За исполнение этой заповеди сотворил для меня Бог чудеса, когда я выходил из Египта»
Магид - повествование о порабощении:
13 И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет,
14 но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом,
15 а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй;
16 в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась.(Быт.15:13-16)
1 И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем.
2 И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону.
3 И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.
4 И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.
5 И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе;
6 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.
7 И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона.
8 Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей?
9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.
10 И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.
11 И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон.
12 И снабжал Иосиф отца своего и братьев своих и весь дом отца своего хлебом, по потребностям каждого семейства.(Быт.47:1-12)
Это показывает, что Иаков, не отправился в Египет, чтобы устроится там на долго.
27 И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились.
28 И жил Иаков в земле Египетской семнадцать лет; и было дней Иакова, годов жизни его, сто сорок семь лет.(Быт.47:27,28)
21 И сказал Израиль Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших;(Быт.48:21)
24 И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.(Быт.50:24)
5 Всех же душ, происшедших от чресл Иакова, было семьдесят, а Иосиф был [уже] в Египте.
6 И умер Иосиф и все братья его и весь род их;
7 а сыны Израилевы расплодились и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та.
8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа,
9 и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас;
10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].
11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов.
12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.
13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам
14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.(Исх.1:5-14)
23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу.
24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом.
25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.(Исх.2:23-25)
7 и возопили мы к Господу Богу отцов наших, и услышал Господь вопль наш и увидел бедствие наше, труды наши и угнетение наше;
8 и вывел нас Господь из Египта рукою сильною и мышцею простертою, великим ужасом, знамениями и чудесами,(Втор.26:7,8)
«И вывел нас Господь из Египта» - не при помощи ангела, и не при помощи серафима, но Пресвятой Бог, благословен Он, Сам лично — во славе Своей, как написано: «12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.»(Исх.12:12)
И вывел нас Господь из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами. Это десять казней, которые Пресвятой, благословен Он, навёл на египтян в Египте;
20 И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке превратилась в кровь,
21 и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской.(Исх.7:20,21)
5 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую.
6 Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.(Исх.8:5,6)
16 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персмь] мошками по всей земле Египетской.
17 Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской.(Исх.8:16,17)
5 И назначил Господь время, сказав: завтра сделает это Господь в земле сей.
6 И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.(Исх.9:5,6)
8 И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона;
9 и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской.
10 Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте.(Исх.9:8-10)
22 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской.
23 И простер Моисей жезл свой к небу, и Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле; и послал Господь град на землю Египетскую;
24 и был град и огонь между градом, [град] весьма сильный, какого не было во всей земле Египетской со времени населения ее.(Исх.9:22-24)
12 Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападет саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную [и] все, что уцелело от града.
13 И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, [продолжавшийся] весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.
14 И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;
15 она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.(Исх.10:12-15)
21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма.
22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня;
23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.(Исх.10:21-23)
-----------------------------------------------------------------------------------------
1 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря:
2 месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.
3 Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство;
4 а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца.
5 Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз,
6 и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером,
7 и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его;
8 пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его;
9 не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями;
10 не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.
12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
13 И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.(Исх.12:1-14)
О, сколько благодеяний оказал нам Вездесущий!
6 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным.(1Тим.6:6)
Если б Он вывел нас из Египта, но не совершил бы суда над египтянами, - нам и этого было бы достаточно!
Если б Он совершил над ними суд, но не над их богами, - нам и этого было бы достаточно!
Если б Он совершил суд над богами их, но не поразил бы их первенцев, - нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он поразил их первенцев, но не отдал бы нам их имущества, - нам и этого было бы достаточно!
Если бы Он отдал нам имущество, но не раздвинул бы море перед нами, - нам и этого было бы достаточно!
Если бы раздвинул Он перед нами море, но не провёл бы нас посреди моря по суше, - нам и этого было бы достаточно!
Если б Он провёл нас по суше посреди моря, но не потопил бы в нём врагов наших, - нам и этого было бы достаточно!
Если б Он потопил в нём врагов наших, но не снабжал бы нас всем необходимым в пустыне сорок лет, - нам и этого было бы достаточно!
Если б Он снабжал нас всем необходимым в пустыне сорок лет, но не кормил бы нас манною, - нам и этого было бы достаточно!
Если б Он кормил нам манною, но не дал бы нам Тору, - нам и этого было бы достаточно!
Во сколько же умножена милость Вездесущего к нам!
Поэтому мы обязаны благодарить, петь гимны, восхвалять, славить, превозносить, воздавать почести, благословлять, возвеличивать и воспевать Того, Кто совершил все эти чудеса для предков наших и для нас: вывел нас из рабства — на свободу, от грусти — к радости, от скорби — к празднику, из мрака — к великому свету, от порабощения — к освобождению. Провозгласим же перед ним: «Славте Бога!». Поют псалом 116:1,2
1 Аллилуия Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.
2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.
3 От восхода солнца до запада [да будет] прославляемо имя Господне.
4 Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.
5 Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,
6 приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;
7 из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,
8 чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;
9 неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!(Пс.112:1-9)
Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, Который нас и наших предков освободил из Египта и дал нам дожить до этой ночи, чтобы вкушать мацу и горькую зелень. Так доведёт нас Бог, Всесильный наш и Всесильный отцов наших, и до других праздников и торжественных дней, с миром идущих нам на встречу. Радоваться нам в Небесном Твоём Иерусалиме и веселиться в служении Тебе. И мы будем благодарить Тебя песнью новой за освобождение наше и за избавление душ наших. Благословен Ты, Бог, Избавивший нас.
Произносят благословение: «Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.
Выпивают вторую чашу
Вторая чаша — чаша страдания
Это именно та чаша о которой Он говорил ученикам:
38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;
40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня [зависит], но кому уготовано.(Мар.10:38-40)
Именно эту чашу испил за нас Иисус:
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты(Матф.26:39)
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.(Матф.26:42)
Моци
Берут в руки три мацы(включая преломленную между ними) и произносят благословение:
Благословен Ты, Бог, Всевышний наш, Владыка вселенной, вырастивший хлеб из земли.
Опускают нижнюю мацу на блюдо и, держа верхнюю и преломленную, произносят следующее благословение:
Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам есть мацу.
Затем отломив от верхней и средней мацы кусочки съедают оба куска вместе.
Во имя чего мы едим эту мацу? Во имя того, что тесто у наших предков не успело ещё заквасится, когда явился к ним Владыка, Царь царей, Пресвятой, благословен Он, и освободил их, как написано:
39 И испекли они из теста, которое вынесли из Египта, пресные лепешки, ибо оно еще не вскисло, потому что они выгнаны были из Египта и не могли медлить, и даже пищи не приготовили себе на дорогу.(Исх.12:39)
Так и мы теперь едим потому что написано:
2 Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения (2Кор.6:2)
Марор
Берут растёртый хрен с салатом обмакивают в «харосет» и произносят следующее благословение:
Благословен Ты, Бог, Всесильный наш, Владыка вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам есть горькую зелень.
Едят марор
Во имя чего мы едим эту горькую зелень? Во имя того, что египтяне огорчали жизнь наших предков в Египте как написано:
14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.(Исх.1:14)
Так и мы были рабами
20 Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.(Рим.6:20)
Корех
Делают себе подобие сендвича из двух кусков мацы(для этого преломляется нижняя маца) и прокладывают между ними «хазерет» омакивая в «харосет»
Также съедается мясо омакивая его в солёную воду.
Во имя чего наши предки ели пасхального ягнёнка? Во имя того, что Вездесущий прошёл мимо домов наших праотцов в Египте, как написано:
27 скажите: это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил. И преклонился народ и поклонился.(Исх.12:27)
29 На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира.(Иоан.1:29)
4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились.
6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас.
7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих.(Ис.53:4-7)