Радость! Дивной искрой Божьей
Ты слетаешь к нам с небес!
Мы в восторге беспредельном
Входим в храм твоих чудес!
(из "Оды к Радости"
Ф. Шиллера)
Он был богат, знаменит, востребован. Что еще нужно человеку для счастья? Кому – что. А великолепному пианисту еще хотелось видеть счастливыми других.
Владислав Тетерин не только одаренный музыкант, но и человек с щедрой душой и большим добрым сердцем. Настолько большим, что однажды он отказался от уже состоявшейся карьеры знаменитого пианиста и посвятил себя детям. Не простым детям, а тем, кого судьба не наделила здоровьем. Но, отняв одно, она преподносит им что-то иное…
Это была японская школа для детей-инвалидов. Меня попросили выступить в нем, но я никак не представлял, что меня здесь ждет. Зрителей в зал буквально вносили: кого на колясках, кого на кроватях. Я вышел на сцену, и от увиденного на глаза навернулись слезы. Пришлось взять себя в руки. Мое ощущение: я играл так, как никогда в своей жизни не играл.
И лишь сойдя со сцены, Владислав Тетерин разрыдался… Концерт в японской школе для больных детей заставил Тетерина задуматься о судьбе детей-инвалидов. Он стал интересоваться, как живется детям, обреченным всю жизнь провести в коляске или ходить, постукивая перед собой палочкой.
В конечном решении Он бросил собственную карьеру и стал заниматься организацией концертов, в которых талантливые дети, не мечтавшие даже учиться в школе, поют и играют на одной сцене с великими музыкантами ВМЕСТЕ (а не на утреннике инвалидов), которых не мечтали увидеть: Монтсеррат Кабалье, Дмитрием Хворостовским, Владимиром Спиваковым, Эвелин Гленни.
Он дает многим детям достойное место в жизни!
Сегодня хор музыкально одаренных детей-инвалидов Владислава Тетерина выступает с гастролями по всему миру. Хор Юнеско.
Размышляя о талантах с трудной судьбой, я решила напомнить о тех, кто помогает этим талантам без корысти, которые вместе с подвижниками, святыми, преподобными жили и поныне живут.
Благодетели. Это Люди, живущие для блага чужих, обездоленных, больных и сирых.
Благотворительный фонд "Мир искусства", созданный Владиславом Тетериным, собирает по всей стране музыкально одаренных детей-инвалидов и учит музыке.
Владислав Тетерин делает то, что в России называется словом подвижничество и чувствует себя счастливейшим человеком. Он смог помочь не просто выжить, а реализовать свой талант Олегу Аккуратову, Людмиле Васильевой, Елене Гагариной, Даше Ульихиной, Денису Бусову…
Слепому мальчику из Армавира Олегу Аккуратову нашли хороших педагогов в его родном городе, он много раз приезжал брать мастер-классы в Москву и дважды ездил в Лондон учиться в Королевской академии музыки.
Телеканал "Россия" снял эксклюзивный документальный фильм "Мальчик из Армавира. Необыкновенные вундеркинды" о детях этого хора и о его руководителе. Скриншоты и видеонарезка из этого фильма расходятся по всему Интернету.
Вы многое приобретете, но не в коем случае не потеряете напрасно времени, если посмотрите этот материал (видео прилагается).
Семь нот надежды
Отдельно об Олеге Аккуратове мной упоминалось
ЗДЕСЬ и
здесь.
* * * * *
Алексей БАТАЛОВ, патрон фонда "Мир искусства":
— Я чудом оказался близким к этому делу. Славу Тетерина я встретил в тот момент, когда все его считали сумасшедшим — как ребенок, скованный коляской, плохо видящий или совсем незрячий, будет петь, играть на фортепьяно, выступать на сцене… А сегодня уже дети из ста городов участвуют в этой затее Славы и поют в разных странах мира.
Справа на фото в зале -
Гитана-Мария Баталова, дочь актера Алексея Владимировича Баталова и цирковой актрисы Гитаны Баталовой, с рождения прикована к инвалидной коляске (не говорит, может только писать клавиатурой компьютера).
Мария: "Вы знаете, что такое ДЦП? И как выкручивает? Хуже, чем Квазимодо из балета "Собор Парижской Богоматери"! И как забираться по бесконечным лестницам? А потом петь со сцены? Года два назад с этим хором, организованным Владиславом Тетериным, пела великая Чечилия Бартоли, и на сцене стояли кровати...
А вы знаете, что лифт в консерватории соорудили из-за Монтсеррат Кабалье? Вы расспросите Тетерина, как он с помощниками тягает кровати и коляски на верхний этаж консерватории. А Мироненко носил меня на руках в Большой театр. Но... Мы с приятельницей лет пять назад пришли туда на "Раймонду", и меня тоже на руках поднимали в ложу. И билетерши ворчали: "Зачем притащили?.." - такова жизнь инвалида..."
Вл.Тетерин в одном из последних интервью: "Программа "Тысяча городов России" возникла 25 лет назад. Мы создали ее с академиком Лихачевым и народным артистом СССР профессором Алексеем Владимировичем Баталовым. Сейчас, за эти 25 лет, поверьте, мы перешагнули рубеж этой цифры уже давно. Благодаря этому появилась возможность приехать в Сочи в завершающий год Культурной Олимпиады и во время Паралимпийских игр выступить здесь в Органном зале."
Из статьи ведущего программы
ЖИЗНЬ Валерия Панюшкина:
"Я был на Тетеринских концертах несколько раз. Был на репетициях. Это впечатляет. Даже не огромный оркестр. Даже не хор в четыреста человек. Даже не действительно по-настоящему талантливые дети. Меня больше всего впечатляет общение с детьми за кулисами. Понимаете, я вижу детей-инвалидов довольно часто. Собственно, вся моя работа состоит в общении с детьми-инвалидами.
И мне кажется, что для ребенка-инвалида нет ничего страшнее, чем талант. Талант и для здорового-то человека — тяжелое бремя. А для человека в инвалидной коляске — проклятие. Здоровый нереализовавшийся певец может петь, хотя бы стоя под душем. Инвалиду нельзя и этого. Он никогда не моется один.
Всякий раз, когда я разговаривал с Тетеринскими детьми, они говорили мне одно и то же: что музыкальные способности мучали их, раздирали их изнутри. И нельзя было поступить в музыкальную школу. Нельзя было направить этот зуд таланта на бесконечное повторение гамм. Но тут появлялся Тетерин с его педагогами, и начиналась новая жизнь. И спустя полгода деревенский мальчишка, родившийся без рук, но с чудесным тенором выходил на сцену Большого зала Консерватории с Чечилией Бартоли или с Эвелин Гленни.
Музыкальные критики ворчали, что во время своих концертов Тетерин произносит слишком длинные и пафосные речи, вместо того, чтобы дать публике спокойно послушать великое сопрано. А Тетерин просто занимал время, пока придет в себя и перестанет плакать от волнения сирота с детским церебральным параличом, которой надо выйти на сцену и петь с Кабалье.
Благотворительные гуру ворчали, что благотворительные деньги, дескать, надо направлять исключительно на оплату педагогов, а пафосные концерты со звездами совсем не нужны. Пусть учатся, поступают в консерваторию, становятся томасами квастхоффами, и вот тогда…
Но Тетерин знал, что многие его музыкально одаренные дети просто не доживут до поступления в консерваторию или академию хорового искусства. Что они либо выйдут на большую сцену сейчас, либо не выйдут никогда и никогда не узнают, что талант приносит не только страдания, но и восторги.
Я и сам ворчал на Тетерина, что нельзя, дескать, финансировать такой огромный благотворительный проект из одного источника. Я говорил: "Слава, у тебя больше тысячи детей по всей стране! Нельзя, чтобы за обучение этих детей, за лечение их, за их путешествия и концерты платил один человек. А вдруг он откажется?"
Так и случилось. Почти восемь лет всю деятельность Тетеринского фонда "Мир искусства" оплачивал Алишер Усманов. А потом вдруг отказался. Имел полное право. Это же его деньги. Но…
В октябре 2012-го на сцене Большого зала московской Консерватории Тетеринские дети исполняли "Реквием" Моцарта со Светлановским оркестром и с хором в четыреста человек.
Чтобы провести этот концерт, чтобы до октября учить и лечить тысячу музыкально одаренных детей-инвалидов по всей России, Тетерин заложил свою квартиру и квартиру зятя.
Я спрашивал его:
"Славочка, что же ты будешь делать после октября?"
И он отвечает: "Я умру"...
* * *
Благотворительный концерт в поддержку реализации программы строительства православных храмов в городе Москве.
Может быть, я самый счастливый человек. Я могу то, что не под силу ни родителям, ни педагогам. Много-много детей, чьи таланты запрятаны глубоко, скрываются за тяжелой болезнью. Эти таланты надо найти, развить. Когда мне это удается, я чувствую себя счастливым человеком.
(Владислав Тетерин)
N.B. ***
Самая знаменитая 9-я симфония Бетховена была написана уже совершенно оглохшим композитором
в 1824 году. На премьере зал был покорен мощной кульминацией в конце симфонии с ее хоровым финалом на текст оды Шиллера "К Радости", публика неистовствовала, но Бетховен не слышал публику (он стоял лицом к оркестру). Пришлось одному из певцов взять его за рукав и повернуть лицом к слушателям, чтобы композитор поклонился.
Этот фрагмент, "Ода к радости", в аранжировке Герберта фон Караяна используется как Гимн Евросоюза.
***
Серия сообщений ""слепая музыка"":
Часть 1 - Последняя любовь Людмилы Гурченко...
Часть 2 - Игра в четыре руки...
Часть 3 - Семь Нот Надежды, Милосердия и Любви.
Часть 4 - Синкопа
Часть 5 - Хоакин Родриго - Маркиз садов Аранхуэса