КОНСПЕКТ СЕМИНАРА проф. МАРШАЛЛА РОЗЕНБЕРГА
«Ненасильственное общение»
Санкт-Петербург, Московский пр., д.80, 9 декабря 1991г.
Почему люди испытывают трудности при взаимных контактах? Что надо сделать, чтобы реализовывалось общение сопереживания (эмпатии), особенно когда человеку трудно?
Сопереживание - радость от радости другого человека. 
При контактах очень важен язык(стиль). Есть язык, при котором плохо общаться, даже если есть цель сочувствовать.
Язык Волка - язык персонажа, который хочет выяснить, кто же прав, кто будет вознагражден, а кто наказан. Язык Волка разрушителен, если ставится цель коммуникации. Это язык построения иерархии отношений. Это язык всевозможных табу. Когда Волк говорит, он классифицирует, оценивает, так говорят люди с нарушенными эмоциями.
"Не могу";
"Не профессионал";
"Это опасно";
"Это неправильно".
Волк разговаривает близко к земле. Волк-учитель:
"Вы плохо соображаете";
"У вас плохое произношение";
"Вы не можете работать".
Что будет с человеком, если он будет испытывать от общения с нами страх, вину, стыд -разрушение коммуникации. Волк-учитель. Его представления: Учитель - большая дойная корова, а ученики - пустые сосуды. Обучение - учитель наполняет из вымени стаканчик каждому мальчику. А потом - экзамен: и из стаканчиков молоко обратно сливается в вымя. В результате остаются грязные стаканчики.Волк-родитель хочет получить результат от своих детей, заставить вести себя так, как ему хочется.
Язык Жирафа (самое большое сердце). Никого не оценивает и не навешивает ярлыков, но реагирует на то, что происходит. Жираф видит перспективу общения, им движет доброта и сила. Говорит ясно, отчётливо, прямо. Открытость к партнеру, даёт увидеть, что творится в сердце. Открывается жизни. При этом тоже могут быть проблемы:
Есть риск - потому, что открываешь себя.
Перестроиться трудно на Жирафа, если Волк. Переход на язык Жирафа требует наблюдения за изменением ценностей, на основе которых происходит общение. Жирафский язык часто безмолвный: процесс в голове важнее того, что вылетает из рта. Словесная коммуникация вторична. Мы несём ответственность за все наши действия. Другие люди не обязаны содействовать нам в наших целях.
Волк скрывает ответственность,не несёт ответственность за свои действия:
"Босс приказал";
"Так получилось".
Только мы отвечаем за наши действия и чувства (Жираф). Волк обвиняет за свои чувства:
"Ты, ты ответственен за то, что я чувствую";
"Ты меня бесишь".
В то же время я не беру ответственность за Ваши чувства - я сопереживаю. Если же я беру ответственность за Ваши чувства - я виноват, коммуникация нарушается. Жираф отвечает за поступки и избегает действий, слов, которые могут разрушить взаимопонимание.Жираф не берет ответственность за боль, которую причиняет честность. Рассмотрим модель ненасильственного общения (см. Приложение). В этой модели 2 столбца.Правый - структура общения с целью продемонстрировать партнеру Ваше понимание его чувств и намерений. Левый - структура общения с целью познакомить партнёра с Вашими чувствами и намерениями.
Ситуация.
Не осуждение, не критика,просто констатация. Под влиянием критики человек может изменить поведение (но это плохо - стыд и вина не сопереживание). 
- Хотелось бы, чтобы вы по-другому сказали своему ребёнку...
Мы должны быть готовы к любому ответу. Родитель: 
- Кто ты такой, чтобы критиковать меня?
Волчьи уши. Пойдём обратно к эмпатии [правый столбец]. 
- Вас раздражает это? Вы хотите, чтобы я свои мысли держал при себе? 
- Все пытаются поучать меня. Этот ребёнок совершенно ничего не понимает! 
- Вы действительно безнадёжно смотрите на эту ситуацию 
- Да. 
- Мне очень грустно, что то, что я сказал, вы приняли за критику. Я не хотел увеличивать ваши проблемы.
Если вы Волк, то вы обычно знаете, что должны делать другие люди.
Трудно заставить человека делать то, что он не хочет. Зато легко заставить человека страдать за то, что не хочет делать. Но к чему это может привести? Он использует свои возможности, чтобы и вас заставить страдать.
Дети. Со своими труднее, чем с чужими. Толкаем на подчинение или восстание. И то, и другое - разрушение коммуникации. Жираф не навязывает себе и другим "что должно".
Рассказ:
Женщина пришла домой и объявила, что больше не будет готовить. Позднее профессор встретился с сыном женщины, который сказал ему: 
- Хорошо, что мама перестала готовить. 
- Почему? 
- Она перестала ругаться каждый день.
Другая ситуация. Подростки. Не удаётся убедить их убирать комнату, чистить зубы, приходить не поздно. Я исследовал мотивы такого поведения.
Знают ли дети, что хотят родители? - Да.
Знают ли дети, почему надо это делать? - Да.
"А ты разделяешь ли эти ценности? - Да. Конфликт. Ребёнок знает что, почему, разделяет установки.
"Почему ты не выполняешь?" 
"Мне не нравится, как мне об этом говорят!"
Не нравятся требования! Уважение к личностной автономности, иначе сопротивление. Заколдованный круг. Борьба. Давление вызывает сопротивление, а сопротивление вызывает давление.
Ситуация.
Сын начинает смотреть в потолок. Ожидает длинную нотацию. Родитель останавливается. Переходит на правый столбец модели. 
- Я вижу, что ты уже раздражаешься, потому что ожидаешь нравоучение. 
- Да. 
- Я хочу поговорить по-другому. А хотел бы ты поговорить по другому? 
- Ну, давай. 
- Я хотел бы, чтобы ты приходил в 10. Как ты на это смотришь? 
- А что? 
- Что ты думаешь?
Ребёнок слышит требование.Разрыв в коммуникации. Ребёнок не понимает. Ребёнок слышит как Волка. Как нам построить взаимоотношения? 
- Это мне нужно, чтобы ты приходил в 10. 
- Ты сказал, что я могу приходить, когда я хочу? 
- Нет, я сказал, что я хотел бы, чтобы ты приходил в 10.
Иногда нужно повторить. 
- Ты со мной обращаешься, как с ребёнком!
Спорить нельзя. Нельзя сказать"Нет, это неправда". Жирафьими ушами не слышим критики. 
- Тебе не нравится, когда тебе кажется, что с тобой обращаются, как с ребёнком?
- Меня злит, что вы мне не доверяете. Мои друзья приходят ещё позднее.
Это ложь, но спорить нельзя.
Надо выбирать: хотим ли быть счастливы или хотим быть правы?
Жираф вздыхает глубоко и пытается понять чувства ребёнка. 
- Когда ты видишь, что твои друзья остаются позже, то тебе не хочется уходить? 
- Да, а ты не доверяешь! 
- Я хотел бы, чтобы ты был дома ночью, потому что это более безопасно. Что ты понял? 
- Что я должен приходить в 10. 
- Нет, я не то сказал. Я беспокоюсь, когда ты не приходишь в 10. Ты понял?
Возможно, ребёнок будет приходить в 10. Не потому, что его заставили. Или родитель поймёт своего сына и согласится, что сын может приходить позже. Жираф не вносит в ситуацию прошлого.Только то, что чувствует сейчас. Доверяет. Любит процесс коммуникации. Надо слушать. Мешает образ. Существенно только то, что происходит.
Допустим, партнёр целенаправленно разрушает коммуникацию. Надо осознать, что он манипулирует, но реагировать только на конкретные поступки и высказывания. Не осуждать, а восстанавливать коммуникацию.
Ситуация, предложенная участниками семинара. Глупый босс. Критикует подчинённого: 
"Ваша работа некомпетентна"
Это все идеи Волка. Нет глупого босса. Это само собой. Жираф не ищет скрытых причин, почему боссу не нравится. Он не слышит критики. 
- Что именно вас не устраивает в этой работе? 
- Это не соответствует стандартам - Волк склонен к огромным обобщениям.
Надо уточнить детали. Жираф всегда конкретен. 
- Что же надо изменить и как? 
- Надо сделать более компетентно. 
- Да я вижу, что разочаровал вас, босс, и я вижу, что надо сделать по-другому,но я никак не могу понять, что надо по-другому. Волк не любит уточнять, а заставляет угадывать, что же он хочет. Жираф не анализирует своего босса. Он только выражает свои чувства и потребности. Можно подумать, что для того, чтобы быть Жирафом, надо быть идеальным человеком. Нет у Жирафа тоже есть чувства, но он обращается с ними по-другому. Нужно сообразить, что очень зол. Не прятать чувства. Следует понять свою злость.
Ситуация.
Ситуация.
Ребёнок слышит приказ и не воспринимает второй части. Ребёнок из сочувствия может сделать так, как хотят.Разница между просьбой и требованием - принципиальная разница - как я отреагирую, если откажут. Волки считают, что любовь надо доказывать. Доказывать так: давать им то, что они хотят. Если ребёнка отрывают от дел, игнорируют его потребности, то он воспринимает как приказ, а не как просьбу. 
- Принеси, пожалуйста, попить. 
- Ой, я смотрю телевизор! 
- Но я сказал: принеси воды!
Ребёнок тоже начинает игнорировать потребности взрослых. Не надо осуждать ребёнка за бесчувственность. Надо сочувствовать ребёнку. 
- Тебе показалось, что я тобой командую? 
- Да.
Волк говорит: 
"Я понимаю ваши чувства".
Жираф не говорит:"Я понимаю", он демонстрирует понимание.
Ситуация.
Участница семинара предложила продолжение разговора: 
- Мне очень неприятно, что тебя дразнят! Поэтому ты не хочешь идти в школу?
Женщина дала ответ. Хороший ответ. Нет такого впрыгивания на сцену, попытки сразу дать совет и разрешить проблему. Сосредоточенность на чувствах. Следует дать ребёнку возможность развить разговор о чувствах. Его высказывания могут быть верхушкой айсберга.Понимание чувств важнее, чем чем попытка немедленно разрешить ситуацию. Не следует уверять в любви и давать советы. Надо сначала продемонстрировать понимание чувств. Возможно, высказывание ребёнка означает: 
"Я не хочу обсуждать ситуацию, я не хочу слышать, что она не так плоха. Я хочу просто понимания моих чувств".
Ситуация.
Неправ. Совет Будды: не делай стандартных поступков. Будь просто рядом. Не торопись снимать боль.
История с сыном.
Я спросил сына: 
- Ты понял, почему он так сказал? 
- Да, из-за моих длинных волос. 
- А ты понял, почему ему не понравились твои длинные волосы? 
- Да, папа, и мне стало его жалко. Он ведь совсем лысый!
Меня разочаровал учитель, но я почувствовал гордость за сына. В потенциально конфликтной ситуации он не стал культивировать чувство обиды, а постарался в меру своих сил"оправдать" партнёра. Жирафьи уши. Для Жирафа нет Волков. Волки - это Жирафы с лингвистическими проблемами.
Ситуация.
Вы не слышите атаки. Только боль и неудовольствие. Что же он хочет этот Волк? 
- Вам неинтересно?
Дальше. Жираф никогда не оправдывается. Оправдывается тот, кто виноват. 
- Да, а ты считаешь, что всегда прав, и никого не слушаешь! 
- Ты чувствуешь раздражение, потому что ты хотел бы, чтобы я больше слушал тебя.
Сосредоточенность на чувствах другого, а затем на его потребностях. И никакой вины. Когда я слышу обвинение,это для меня нехорошо и для другого тоже. Надо слышать чувства и потребности, а не чувства и мысли. 
- Ты ничтожное, бездарное существо! 
- Ты рассержен, потому что моё мнение не совпало с твоим?
Когда мы говорим по-Жирафьи,мы говорим и слышим только две вещи: "пожалуйста" и"спасибо". Волки говорят странно. Их суждения выглядят как атака, а на самом деле это "пожалуйста". Трагедия Волчьего языка - эти люди ущемлены, а говорят "пожалуйста" так, что это воспринимается как атака.
Спасибо Волка: 
"Ты сделал хорошую работу"; 
"Ты хороший мальчик"; 
"Ты хорошо играешь".
Я оцениваю тебя = я выше тебя.
Жираф не высказывает оценочных, даже положительных, суждений. Женщина (после курса семинаров в Женеве): 
- Вы были великолепны! 
- Благодарю вас, но что я сделал такого, что улучшило жизнь для вас? - Жирафья конкретность.
Женщина не может сформулировать. 
- А как вы себя чувствуете после учёбы? 
- Я стала спокойней. 
- А какие потребности я удовлетворил своим выступлением? 
- Мне нужно улучшить свои отношения со старшим сыном.
Это Жирафья благодарность.Волк боится получать благодарность, он сомневается. Боится: надо соответствовать. Жираф старается точно понять, что он сделал, какие потребности удовлетворил. Мы советуем создавать центры поддержки Жирафов. Очень трудно осваивать эту методику в одиночку.