Мы рассмотрим историю рождения Аполлона, как он стал владыкой Дельфийского оракула и одержал победу в музыкальном конкурсе с Марсием. Можно ли считать бога гармоничным и совершенным, если он проявляет редчайшую жестокость к побеждённому? Но всё это было бы невозможно, если бы не рождение Аполлона от Лето, принявшей вид перепелки, и Зевса, ставшего на какой-то момент перепелом. Читать далее
В мифах многих народов большое место занимают птицы. Не является исключением в этом смысле и греческая мифология. В сказаниях этого народа присутствуют различные представители пернатого мира: кукушки, совы, вороны, перепёлки, цапли. Но в центре внимания, разумеется, орлы. Огромная статья этой птице посвящена в энциклопедии «Мифы народов мира». Орёл считается атрибутом Зевса, он часто изображается рядом с ним. Существует миф, что однажды царь богов послал двух орлов с двух краёв земли и они встретились в Дельфах возле камня, называемого омфал. Вот как об этом сказано в схолиях к недошедшему до нас гимну Пиндара «К Аполлону Дельфийскому»:Читать далее
Кентавры — любопытнейшие персонажи древнегреческой мифологии. Оригинальный внешний вид их вызывает живой интерес к ним у любителей и знатоков мифологии. Существует несколько версий об их происхождении. Одна из них связывает их рождение с Иксионом, сыном Флегия. Этот последний являлся отцом Корониды, матери Асклепия. Вместе с тем Иксион был отцом Пиритоя, царя лапифов и друга Тесея. Таким образом два родственных племени лапифы и кентавры, столь различные по внешнему виду, имеют одного предка — Иксиона. Как это стало возможным? Эти племена населяли Фессалию, северную часть Греции. Здесь же возле горы Пелион жил самый известный из кентавров Хирон, учитель Ахилла и Асклепия. Читать далее
В сознании современных людей мифология живёт значительно сильнее, чем об этом принято думать. Это происходит почти незаметно через культурное наследие, религиозное воспитание, воздействие окружающих. Так в многих музеях мира находятся картины разных мастеров о похищении Европы Зевсом. Сюжет с таким названием был уже известен античным мастерам. Художники в деталях немного по-разному представляют события мифа. Но обычно посетители музеев видят прекрасную молодую женщину, сидящую на спине огромного быка, который плывёт в открытом море. Экскурсоводы рассказывают зрителям легенду, как дочь финикийского царя Агенора вышла на берег моря поиграть со своими подругами. К ним подошёл бык, который удивлял всех своей мощью и красотой. Он был очень ласков, и девушки стали играть с ним. Внезапно животное опустилось на колени словно приглашая сесть на него верхом, и дочь царя села верхом на спину. И вдруг бык поднялся на ноги, бросился в Средиземное море и поплыл к Криту. Это сам Зевс принял образ быка, чтобы похитить финикийскую царевну Европу. Как и откуда появилось такое представление о похищении Европы Зевсом? Ответ прост: из рассказа древнегреческого мифографа Аполлодора и других древнегреческих авторов. Прочитаем его, чтобы выяснить все детали этого сюжета. Читать далее
Спор Геракла и Аполлона за обладание дельфийским треножником широко представлен в памятниках искусства Древней Греции. На протяжении многих веков этот сюжет пользовался большой популярностью среди эллинских мастеров. Треножник использовался Пифией при гадании. Это имя (древнегр. Πῡθία, лат. Pythia) происходит от дракона Пифона (Питона) — хранителя (или жреца) Дельфийского оракула. По сообщениям разных хронистов гадание происходило по определённому ритуалу. Непосредственно перед прорицанием жрица жевала лист лаврового дерева и возлагала лавровый венок на голову. Сидя на треножнике из жёлтой меди, который стоял над расщелиной в скале, откуда выходили газы, она впадала в экстаз от их вдыхания и пророчествовала. Жрецы Аполлона придавали смысл её бессвязным словам и экстатическим видениям. Вот за этот треножник и возник спор между Аполлоном и Гераклом сразу после того, как последний убил Ифита в Тиринфе. Вследствие этого его постигла тяжёлая болезнь и он вынужден был обратиться к Пифии за оракулом. Читать далее
Понедельник, 30 Декабря 2024 г. 12:00
+ в цитатник
Люди тянутся к знанию, так как уверены, что с их помощью они решат свои проблемы. Но к знанию нужен опыт и умение применять эти знания. Людей, которые много знают и умеют, называют мудрецами. Однако, если внимательно присмотреться к тому, что люди называют мудростью, то мы увидим большие различия у разных народов. С одной стороны это понятно, условия жизни всех людей довольно разные, поэтому и опыт будет различный. Нечто подобное мы можем наблюдать и в природе, где существуют десятки или даже сотни месторождений полезных ископаемых, которые имеют уникальные характеристики, поэтому и делятся на множество сортов каменные угли, нефть, газ и т. д. Все они соседствуют с другими элементами и содержат их пусть даже в небольших долях, потому, например, мышьяк встречается в природе в составе около 200 минералов. Причём его можно использовать и как яд, например, против мышей и в производстве многих металлов, кожи, химических веществ. Это очень интересное свойство, когда одно и то же вещество можно использовать как во благо, так и во вред людям. Но не происходит то же самое и с мудростью? Природная соль тоже бывает разной, она отличается не только по вкусу, но иногда и по цвету. Вот и народы в зависимости от окружения имеют свой уникальный опыт и свою историю. Посмотрим на примере древних греков и индусов, что они думают о мудрости.Читать далее
Персонажи древнегреческих легенд живут в странном мире — с одной стороны их поступки очень реалистичны, мысли и желания почти совпадают с мыслями и желаниями обычных людей, а с другой стороны мы постоянно сталкиваемся с какими-то загадками: то крылатый конь с всадником, то собаки, поедающие своего хозяина, то кони, питающиеся мясом, то орёл, клюющий печень Прометея. Таким образом в мифах мы сталкиваемся с поведением хорошо знакомых нам животных, но совершенно с не характерным для них поведением. Наличие огромного количества животных в мифах мифологи называют зооморфизмом. И эту загадку нам предстоит разрешить. Если значительная часть этих преданий реалистична, то почему возникают подобные сюрреалистические представления? Что это — вымысел? Но зачем? Символ? Но чего? А, может, это пересказ неправильно понятых событий или неверное их истолкование? Но есть ли у них реалистичное объяснение? Рассмотрим легенду о Сизифе и попытаемся найти ей рационалистическое истолкование. В этом случае и камень какой-то необычный, и гора удивительная, но ещё более странно ведёт себя царь Коринфа. Попытки филологов и философов дать хоть какое-то объяснение тоже очень спорны. Такое впечатление словно здравый смысл оставил всех. Читать далее
После убийства Немейского льва следующим деянием Геракла было уничтожение им Лернейской гидры, обитавшей недалеко от Аргоса. История этого подвига представлена в многих сообщениях греческих мифографов. Само описание деяния Геракла носит почти сказочный характер, в нём много волшебных элементов. Это животное обитало в болоте возле города Лерны (по другим данным — в озере), похищало скот и уничтожало посевы жителей местности. Отцом гидры мифы называют Тифона, а матерью Ехидну. По сообщениям разных мифографов у неё было 1, 7, 9, 50 голов, одна из них была бессмертной. Диодор Сицилийский называет даже число 100. Вместе с Иолаем Геракл прибыл в Лерну. Логовище гидры располагалось у истока реки Амимоны. Геракл сбивал дубиной её головы, но вместо одной головы вырастало сразу две. На помощь гидре поспешил рак, но сын Амфитриона убил его. Иолай оказывал ему помощь. Он прижигал факелом основания голов гидры и таким образом они перестали вырастать. В конце этого сражения Геракл срубил бессмертную голову гидры и закопал её в землю. Разрубив тело животного на части, герой обмакнул в желчь свои стрелы. С этой поры они стали разящими насмерть всех его противников. Но Эврисфей отказался засчитать этот подвиг Геракла, так как ему оказывал помощь Иолай, а по условию он должен был совершать свои подвиги в одиночку.Читать далее
Победа богов над гигантами не установила мир. Новый этап непрекращающихся схваток начался с интриг Геи. В мифах Древней Греции женщины принимают активное участие в битвах богов, героев, титанов, драконов и змей. Гея побудила титанов восстать против своего мужа Урана. Ей обязан Крон своим восшествием на трон. Дочь Океана Метида дала Крону выпить зелье, в результате чего он потерял власть. После восшествия на трон Зевса Гея продолжила плести свои политические комбинации. Она явно сочувствовал титанам, а потом и гигантам.
Аполлодор, «Мифологическая библиотека», книга I. VI. (1):
«(1) Гея, негодуя по поводу того, что произошло с титанами, родила от Урана гигантов, обладавших огромным ростом и необоримой силой». Читать далее