-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278032
Написано: 365843


«…Я готова была с ним хотя все земные пропасти пройти”.

Воскресенье, 07 Декабря 2014 г. 22:50 + в цитатник
источник
Поразила у Лотмана история Натальи Борисовны Долгорукой, урожденной Шереметьевой.
Ее жизнь была очень сложной, но она прошла все испытания достойно, стойко все вынесла, что удивительно для избалованной, изнеженной девочки, воспитанной в роскоши, "княгиньюшки", которой в 15 лет кланялись самые сановитые вельможи, чтобы через месяц перестать ее даже узнавать....

Когда Наталье исполнилось 5 лет, умер ее отец, в 14 она осталась круглой сиротой. Однако мать успела дать дочери прекрасное образование и воспитание: «я росла при вдовствующей матери моей во всяком довольстве, которая старалась о воспитании моем, чтоб ничево не упустить в науках, и все возможности употребляла, чтоб мне умножить достоинств».
После смерти матери, пишет Долгорукая, «пришло на меня высокоумие, вздумала себя сохранять от излишнева гуляния, чтоб мне чево не понести какова поноснова слова — тогда очень наблюдали честь… Я свою молодость пленила разумом, удерживала на время свои желания в разсуждении о том, что еще будет время к моему удовольствию, заранее приучала себя к скуке».

Каков язык! Вообще записки Натальи Борисовны очень живы, интересны, эмоциональны, талантливы.
Петр Алексеевич, внук Петра Первого, наследник престола, был очень дружен с Иваном Долгоруким, будущим женихом Натальи. В сентябре 1729 года Долгорукие увезли Петра II на 1.5 месяца из Москвы на охоту в свое подмосковное имение, а по возвращении была объявлена помолвка его с 17-летней Екатериной Долгорукой, сестрой его любимца Ивана.
Через месяц после императорского обручения состоялось обручение Натальи Борисовны Шереметевой с Иваном Алексеевичем Долгоруким.
Долгорукий был веселый повеса. Князь М.М. Щербатов писал, что «князь Иван Алексеевич Долгоруков был молод, любил распутную жизнь и всеми страстями, к каковым подвержены молодые люди, не имеющие причины обуздывать их, был обладаем».
В юной же Шереметевой Долгорукий нашел свою судьбу – конечно, не подозревая, какие испытания их ждут.
Наталья Борисовна полюбила Долгорукого со всем пылом первой любви. В ее чувстве было возмещение раннего сиротского одиночества, богатство неистраченных сил. Описывая торжественную церемонию своего обручения и обилие подарков, которые она получила, Долгорукая с горечью заметит потом: «Казалось мне тогда, по моему малодумию, что это все прочно и на целой мой век будет, а тово не знала, что в здешнем свете ничево нету прочнова, а все на час».
Семейство Долгоруких готовится сразу к двум свадьбам: Екатерины с Петром II и князя Ивана Долгорукого с Шереметевой. Внезапно в ночь перед свадьбой императора с Екатериной Долгорукой с 18 на 19 января 1730 года Петр скончался от оспы.
На русский престол возвели племянницу Петра I, дочь его старшего брата, Анну Иоанновну, вдовствующую герцогиню курляндскую. От недавних всесильных фаворитов отвернулись все.
Наталья Борисовна в своих воспоминаниях рассказывает, как, едва узнав о кончине императора, к ней немедленно съехались все родственники и стали отговаривать от замужества с Долгоруким: она-де еще молода, можно этому жениху отказать, будут другие, не хуже его, да и сватается уже отличный жених. «Войдите в рассуждение, - пишет дочь «благородного Шереметева», - какое это мне утешение и честная ли эта совесть, когда он был велик, так я с радостию за нево шла, а когда она стал нещаслив, отказать ему».
Высокое нравственное сознание и зрелость понятия о женской чести у едва достигшей 16 лет девушки поразительны: «Я такому безсовестному совету согласитца не могла, а так положила свое намерение, когда сердце одному отдав, жить или умереть вместе, а другому уже нет участие в моей любви. Я не имела такой привычки, чтоб севодни любить одново, а завтре — другова. В нонешний век такая мода, а я доказала свету, что я в любви верна: во всех злополучиях я была своему мужу товарищ. Я теперь скажу самую правду, что, будучи во всех бедах, никогда не раскаивалась, для чево я за нево пошла».
После венчания в церкви всего 3 дня было покоя, а на третий день приехал в Горенки сенатский секретарь и объявил указ императрицы ехать в дальние пензенские деревни и там ждать дальнейших указов. Тяжко пришлось Наталье Борисовне, слишком молода была для таких испытаний, только вошла в незнакомую семью и принуждена была ехать с ними в ссылку. Не было у нее и практического опыта, не взяла с собой ничего дорогого, все подарки, шубы, драгоценности отослала брату на сохранение. Никто не научил ее, как собраться. Золовки прятали золото, украшения, она же только ходила за мужем, «чтобы из глаз моих никуда не ушел». Брат прислал ей 1000 рублей на дорогу, она же взяла себе только 400, остальные отослала назад, приготовив еще мужу тулуп, себе шубу и одно черное платье. После поняла она свою глупость, да было поздно. Взяла еще с собою царскую табакерку, на память о государевой милости. Дорогою узнала княжна, что едет на своем коште, а не на общем. Из ее родных никто не приехал проститься с ней. Так что на долгие-долгие годы родной ей стала семья Долгоруких, такая не похожая на ее собственную. По дороге к пензенским деревням случилось много всякого: ночевали в болоте, муж чуть не погиб... Но это было только начало горестей. Не прожили они и 3 недель в деревнях, как вдруг прибыли офицер гвардии и солдаты. Не успели опомниться, объявлено было о новой ссылке, в дальний город. Но куда - не сказали. После этого известия - и когда выяснилось, что везут их в Березов, который отстоит от столицы на 4 тысячи верст - Наталья Борисовна ослабела и лишилась чувств. Князь Иван испугался, что она умрет, и всячески ухаживал за ней. Но Наталья Борисовна собрала все силы свои. Любовь спасла ее от отчаяния.
Семья Долгоруких была недружная, грубая, жадная. Долгоруких привезли в Березов, куда незадолго до того был сослан Меншиков с семьей.
Именным приказом императрицы Долгоруким было строжайше запрещено общаться с местными жителями, иметь бумагу и чернила и выходить куда-либо из острога, кроме церкви, да и то под надзором солдат.
В Березове им под жительство отведен был острожный сарай, где не было даже полов. По утрам, чтобы набрать воды для чая, Наташа пробивала корку льда в стоявшей здесь кадке. Потом бежала в дом, где поселились остальные Долгоруковы. Там суше, теплее, но воздух отравлен семейными распрями. С утра до вечера молодая невестка крутилась по дому: мыла, готовила, стирала, ломала голову, как поддержать быстро угасавших свекра и свекровь.В Березове они прожили 8 лет, а место это было гиблое, где «зимы 10 месяцев или 8, морозы несносные, ничево не родитца, ни хлеба, никакова фрукту, ниже капуста. Леса непроходимые да болоты; хлеб привозют водою за тысячу верст. До таково местечка доехали, что ни пить, ни есть, ни носить нечево; ничево не продают, ниже калача».
Общительный и веселый от природы князь Иван завел дружбу и знакомство с офицерами гарнизона, с местным духовенством и городскими обывателями. Всем интересно было послушать рассказы о житье при царском дворе столь именитого в прошлом вельможи. Особенно он сошелся с флотским поручиком Овцыным, через которого и принял свою погибель. Они часто вместе кутили, и вино развязывало язык князя. Он проговаривался о многом, неосторожно и резко отзывался об императрице, о цесаревне Елизавете Петровне, о придворных.
Он был взят под стражу и увезен в Тобольск, а затем в Центральную Россию, в Новгород. Там его судили и казнили четвертованием. Братьям «урезали» язык, били кнутом и сослали на каторжные работы. Сестер разослали по монастырям. Бывшую царскую невесту Екатерину Долгорукую заключили в томском Рождественском монастыре. В Березове, где были уже могилы Меншикова и его несчастной дочери Марии, а также стариков Долгоруких, осталась одна Наталья Борисовна с двумя малолетними сыновьями, рожденными в этом унылом краю. Долго ничего толком не знала она о судьбе неизвестно куда увезенного мужа.
Наталья Борисовна Долгорукая вернулась из ссылки молодой женщиной: ей едва исполнилось 28 лет. Можно было начинать жизнь заново. Но Долгорукая осталась верна любви и памяти покойного мужа.
Наталья отклонила усиленные приглашения ко двору Елизаветы Петровны и отказала всем женихам. Родной брат ее Петр Шереметев, один из самых богатых людей в России, владелец выстроенных им усадеб Кусково и Останкино, не отдал сестре, вернувшейся из ссылки, законной части отцовского наследства. Обделили ее и родственники мужа. Наталья Борисовна поселилась скромно в Москве, целиком посвятив себя воспитанию сыновей. А когда дети подросли, перебралась в Киев, где и приняла пострижение во Флоровском монастыре.. Младший ее сын скончался в 1769 году. Мать пережила сына лишь на 2 года и умерла на 58-м году жизни, в 1771 году. Вероятно, она скончалась от чахотки.

http://www.clubochek.ru/prose.php?id=26729
http://rostislava.livejournal.com/5046.html
http://www.peoples.ru/family/wife/sheremetieva-dolgorukaya/

Единственное, что помогло Наталье вынести это все,- безмерная любовь к мужу: « Вот любовь до чего довела! Всё оставила: и честь, и богатство, и сродников, и стражду с ним, и скитаюсь. Этому причина — всё непорочная любовь, которой не постыжусь ни перед Богом, ни перед целым светом, потому что он один в сердце моём был. Мне казалось, что он для меня родился и я для него, и нам друг без друга жить нельзя. И по сей час в одном рассуждении и не тужу, что мой век пропал, но благодарю Бога, что он мне дал знать такого человека, который того стоил, чтоб мне за любовь жизнию своею заплатить, целый век странствовать и великие беды сносить, могу сказать — беспримерные беды!»

Рубрики:  ЖЗЛ, биографии, судьбы
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 13 пользователям

trunk_66   обратиться по имени Понедельник, 08 Декабря 2014 г. 02:10 (ссылка)
я однажды прочитал на клинке надпись на старо-французском, мне перевели, - потеряно всё, но не честь! Это важное понятие в любые времена!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Понедельник, 08 Декабря 2014 г. 03:10ссылка
Согласна с этими словами... Спасибо)))
Перейти к дневнику

Среда, 17 Декабря 2014 г. 22:59ссылка
согласна тоже на все сто. Но..... Любовь зла...Ведь недостоин был он такой любви.
Ipola   обратиться по имени Понедельник, 08 Декабря 2014 г. 18:45 (ссылка)
Благодарю! Приятного вечера!
Ответить С цитатой В цитатник
olga53   обратиться по имени Среда, 17 Декабря 2014 г. 23:03 (ссылка)
имел маленьких детишек, ходил по шинкам и язык распускал... Князь блин..
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку