-Цитатник

Портретный вернисаж | Claude-Marie Dubufe - (0)

Claude-Marie Dubufe (French, 1790-1864) сын художника Edouard-Louis ...

Виктория и Альберт: история королевы, умевшей любить - (1)

Англия Коронационный портрет кисти Джорджа Хейтера 24 мая 1819 года родилась ...

Пауль Эмиль Якобс , 1803—1866, Германия - (0)

Пауль Эмиль Якобс (Paul Emil Jacobs), 1803—1866. Германия.   ...

Генри Уильям Пикерсгилл (Henry William Pickersgill), 1782-1875. Англия - (1)

      ...

МИРИАМ ХАСКЕЛЛ: путеводная звезда для многих женщин в ювелирном дизайне - (1)

Как дочь эмигрантов из России заставила американок влюбиться в бижутерию - Мириам Хаскелл. ...

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Оксана_Лютова

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.12.2009
Записей: 57642
Комментариев: 278030
Написано: 365841


Преполовение. Праздник Живой воды

Среда, 29 Мая 2013 г. 20:45 + в цитатник
prepolovenie (400x506, 46Kb)
Преполовение означает половину пути. В этом смысле в каждом большом промежутке времени есть середина.

В жизни человека тоже есть середина, известная как кризис среднего возраста. Середина - всегда в известном смысле кризис.

Преполовение в христианстве отмечается особым образом только дважды: в предпасхальный и постпасхальный периоды.

Середина предпасхальных семи недель строгого поста отмечается крестопоклонной неделей.

Середина постпасхальных семи недель - по симметрии - праздником с одноименным названием - Преполовение.

Порядок и строгая симметрия, к которой тяготеет православие, требовали установления такого праздника. Преполовение должно было возникнуть именно в этом месте – на двадцать пятый день после Пасхи, день который делит отрезок от Пасхи до Троицы на два равных отрезка и одновременно соединяет великие праздники.

Этот день можно назвать и Преполовением Пятидесятницы (Троицы) и Преполовением Пасхи. Но праздник появился не сразу, а только в конце IV века, что отражает постепенность развития христианской праздничной традиции. Название праздник получил от слова, которое используется в Евангелии от Иоанна.

Евангелие рассказывает, как Иисус в третий год своего общественного служения втайне от сводных братьев, которые насмехались над Ним, не веря в Его Божественность, пришел в Иерусалим в преполовение великого еврейского праздника – праздника поставления Кущей.
Войдя в синагогу, Он в беседе с книжниками и фарисеями впервые открывает Свою Божественность, Посланничество и Мессианство:

«Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня».

И в последний день праздника возглашает:

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». И евангелист уточняет «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него…» .

Надо сказать, что у евреев было три великих праздника. Пасха - в воспоминание о переходе через Красное море после бегства из Египта. Пятидесятница, установленный в честь дарования в пятидесятый день пребывания в пустыне десяти заповедей - Декалога. Третий – поставление Кущей – установлен в честь сорокалетнего блуждания в пустыне и возведения скинии или палатки, устройство которой было дано Моисею самим Богом. Она была первым походным храмом евреев.


Еврейский праздник Кущей

Но Преполовение точнее было бы назвать праздником Живой воды. В названии праздника эхом звучит слово «вода» - "переплывание" и "полынья". И в народе среда четвертой недели по Пасхе всегда связывалась с водой. Считалось, например, что в этот день Иисус Христос переплыл море, и потому Преполовение открывает купальный сезон, который длится вплоть до Ильина дня – второго августа.

На празднике Кущей тема воды, о которой возгласил Спаситель, возникла не случайно. Дело в том, что еврейский праздник Кущей сопровождался особым ритуалом. В один из дней праздника первосвященник шел к Силоамской купели, у которой Иисус исцелил расслабленного, а потом и слепого, что вспоминается позднее - в в шестую неделю по Пасхе.


Силоамская купель

Священник набирает воду из Силоамского источника в золотой сосуд и, возвратясь в храм, смешивает ее под звуки труб и кимвалов с вином. Потом он каждое утро возливает ее на западную часть жертвенника со словами

пророка Исайи: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения».

Иносказательно речь шла о времени прихода Мессии. Возлияние воды напоминало и о том, как Моисей из камня извел воду, когда евреи умирали в пустыне от жажды. Вода – прообраз благодати, гора, из которой потекла вода, прообраз Мессии, т.е. самого Христа. Поэтому Иисус и выбрал этот праздник, чтобы открыть Себя как Источник жизни и как Мессию.

Силоамский источник тоже имеет свою иносказательность. Вода в него поступает из подземного источника тихо и незаметно. Силоамская вода – прообраз не шумного водопада, а тихого и смиренного источника, который постепенно, но неизменно наполняет купель водою. Этот источник - образ Самого Иисуса Христа, смиренного и кроткого сердцем.

Поэтому праздник Преполовения неизменно связан с освящением воды. Священники крестным ходом вместе с народом идут на источники для их освящения. В народе этот праздник открывает период празднования Русалий, которые длятся вплоть до праздника Ивана Купалы – Рождества Иоанна Предтечи. Преполовение – это встреча Русалий, а день так и называется Русальная среда.

Начало Русалий

Преполовение празднуется восемь дней и заканчивается празднованием в среду следующей, пятой, недели по Пасхе – недели самарянки. Рассказ о встрече самарянки с Иисусом Христом у колодца Иакова тоже связан с водой. Так три седмицы постпасхального периода – четвертая, пятая и шестая – так или иначе связаны с водной стихией, олицетворяющей Духа Святого, который изобильно будет изливаться на всех.

Тема Святого Духа начинает звучать с двадцать пятого дня и звучит параллельно с пасхальными мотивами вплоть до самого праздника Вознесения и Троицы или Пятидесятницы.

Богослужение праздника Преполовения очень мощное. В нем звучит яркая и обличающая речь Иисуса в Его беседе с фарисеями. Он снова и снова говорит им о том, что не надо судить только по внешнему обличию и по лицу, а проникать вглубь событий, понимать, что за Его словами и Делами стоит Тот, Кого евреи так долго ждали – Мессию.

Иисус обвиняет евреев, что они не признали в Нем Царя и Бога, дотошно требуя от Самого Царя исполнения мелочей – соблюдения субботы и всех предписаний, которые они выдумали. Слова Иисуса полны горечи, негодования и восклицаний:


Икона. Греция. Середина 20 в.

«Если словам не веруете, делам веруйте! Что прельщаетесь, отметая Святого, о Котором написал Моисей!?»

«Если Мессии подобает прийти, иудеи, то ныне пришел Мессия - Христос. Что прельщаетесь, отметая праведного, о Котором написал в Законе Моисей!?»

«Если Мессии подобает прийти, то Мессия - Христос есть, беззаконные, что не верите Ему! Вот пришел и свидетельствует тем, что делает: воду в вино претворил, расслабленного словом восставил».

Исцеление расслабленного у Силоамской купели

«Не знаете писаний, прельщаетесь все вы, беззаконные евреи: потому что воистину пришел Христос, и всех просветил, и среди вас показал многие знамения и чудеса, и всуе отрицаетесь истинной Жизни».

«Дела сотворил многие, и ради какого из них хотите камнями побить Меня?» - взывает к иудеям Христос. Он хочет докричаться до их сердец, открывая Свою Славу перед иудейским собранием и предъявляя свое Родство с Отцом, но все напрасно.

Судебный приговор уже вынесен…




(НА РУССКОМ)
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

(ENGLISH)
O Heavenly King -- the Comforter, the Spirit of Truth, Who art everywhere present and fillest all things, The Treasury of blessings and the Giver of Life. Come and abide in us, and cleanse us from every impurity, and save, O Gracious One, our souls.

(НА СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ)
Царь Небесный, Утешитель (Советник, Наставник), Дух истины, везде сущий (находящийся) и все наполняющий (присутствием Своим), Сокровище благ и Податель жизни, прииди и поселись в нас, очисти нас от всякого греха и спаси, Преблагий, души наши.

(РАЗЯСНЕНИЕ)
В этой молитве мы молимся Святому Духу, третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром.
Называем его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастиях.
Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он, как Дух Святой, научает всех только одной истине, правде, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, и Он везде находится и все Собою наполняет: Иже везде сый и вся исполняяй.
Он, как управляющий всем миром, все видит и, где что нужно, дает. Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, что только нужно иметь.
Мы называем Духа Святого -- жизни Подателем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь, и особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов.
Мы обращаемся к Нему с просьбой: «Приди и поселись в нас», то есть постоянно пребывай в нас, как в своем храме, очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достойными Твоего в нас пребывания, и Спаси, Добрый Источник высшего добра, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.

источник
Рубрики:  Календарь/Народный календарь
Метки:  

Процитировано 5 раз
Понравилось: 6 пользователям

Плерома   обратиться по имени Среда, 29 Мая 2013 г. 21:35 (ссылка)
Оксана_Лютова, Спасибо большое)))))))) Очень интересный материал собран, почитала с удовольствием, СПАСИБО!
Ответить С цитатой В цитатник
сандро_пятый   обратиться по имени Четверг, 30 Мая 2013 г. 11:39 (ссылка)
О! И снова-супер!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку