IX. И снова я, Иоанн, спросил Господа: «Может ли человек спастись через крещение Иоанново, без Твоего крещения?» И ответил мне Господь: «Если Я не окрещу во избавление от грехов, через крещение водное никто не сможет увидеть Царство небесное, ибо Я – хлеб жизни, нисшедший с седьмого неба, и те, кто едят плоть Мою и пьют кровь Мою, те назовутся детьми Божьими». И спросил я Господа, и сказал: «Что значит «есть плоть Мою и пить кровь Мою»?» И сказал мне Господь: «Прежде чем отпал Диавол со всем его воинством от славы Отца, они в молитвах своих прославляли Отца такими словами: «Отче наш, который на небеса», - и все их песнопения восходили к престолу Отца. А когда пали они, уже не могли славить Бога этой молитвой».И спросил я Господа: « Почему все принимают Иоанново крещение, Твое же крещение принимают не все?» И ответил Господь: «Ибо дела их злы и не проходят они к свету. Ученики Иоанна вступают в брак и организуют браки, Мои же ученики не делают ни того, ни другого, но пребывают как ангелы Божьи на небе». Я же сказал: «Ведь если от женщины грех, то человеку нет пользы от брака». Господь же сказал мне: «Не все вмещают эти слова, только те, кому дано, ведь есть скопцы, которые таковыми рождаются из материнского лона; есть скопы, которых оскопили люди; и есть скопцы, которые сами себя очистили для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит».
X. Я же спросил Господа о дне судном: «Каким будет знамение пришествия Твоего?» И, отвечая, сказал Он мне: «Когда составится число праведных, то есть праведных бренных царей, тогда будет выпущен из темницы своей Сатана, гнев великий имеющий, и начнет борьбу с праведниками, и воззовут они ко Господу великим гласом. И тотчас повелит Господь ангелу, чтобы запела труба. Трубный глас архангела небесного будет услышан до преисподней. Тогда затмится солнце, и луна не даст свой свет, звезды падут, сорвутся четыре ветра с оснований своих и заставят одновременно трепетать землю и море, горы и холмы. Тотчас затрепещет и небо, и затмится солнце, которое будет светить до четвертого часа. Тогда явится знамение Сына Человеческого и с Ним все святые ангелы, и утвердит престол Свой над облаками, и воссядет над семью славами величия Своего с двенадцатью апостолами на двенадцати престолах славы Своей. И явятся книги, и будет судить Христос весь мир, и исполнится то, что было предсказано.тогда пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут они избранников Его от четырех ветров, от высших небес, вплоть до пределов их, и низойдут ангелы, чтобы их искать, и вознесут с собою на воздух над облаками. Тогда пошлет Сын Божий злых демонов, чтобы прислали они к Нему все народы, и скажет им: «Придите те, кто говорил: будем есть и пить, стяжаем блага мира сего». И потом вновь они будут позваны, и предстанут все перед судом – все народы, объятые страхом. Явятся книги жизни, и станет явным бесчестие всех народов. И прославит Христос справедливых за их терпение и добрые дела, славу, честь и непорочность, когда окружали их гнев и возмущение, несчастье и нужда. И выведет Сын Божий избранных Своих из средоточия греховного и скажет им: «Придите, блаженные Отца Моего, владейте Царством, уготованным для вас от основания мира». Затем грешникам скажет: «Отойдите от Меня, злоречивые, в вечный огонь, уготованный Диаволу и ангелам его». А остальные, видевшие последнее разделение людей, прогонят грешников в преисподнюю по велению невидимого Отца. Тогда выйдут духи из темниц неимоверных, и будет услышан голос Мой, и станет одна овчарня и один Пастырь. Выйдет из недр земных мрачная тьма – тьма геенны огненной, и выгорит Вселенная от недр до воздуха тверди небесной. И Господь пребудет в тверди вплоть до недр земных. Глубина же бездны огненной, где будут обитать грешники, такова: если человек тридцати лет от роду поднимет камень и бросит вниз, он едва через два года достигнет дна.
XI. И тогда будут связаны Сатана и все воинство его и посланы в бездну огненную. И сойдет Сын Божий с тверди небесной, и заключит Сатану, сковав его крепкими оковами, не разрываемыми. Тогда грешники в рыдании и скорби скажут: «Поглоти нас, земля, укрой нас, смерть», праведники же воссияют как солнце в Царстве Отца своего. Приведет их Христос к престолу невидимого Отца и скажет: «Вот Я и дети Мои, которых дал Мне Бог. О Праведный! Мир Тебя не познал; Я же познал тебя воистину, ибо Ты послал Меня». Тогда ответит Отец Сыну Своему: «Сын Мой возлюбленный! Сядь одесную Меня, пока не повергну врагов Твоих к подножию Твоему, тех кто отвергал Меня и говорил: «Мы – боги, и нет другого Бога, кроме нас» ; тех, кто пророков Твоих убивал и преследовал праведников Твоих; и Ты прогонишь их во тьму внешнюю. Там будет плач и скрежет зубов». Тогда воссядет Сын божий одесную Отца Своего, и Отец даст повеление ангелам Своим, поведет их и расположит их хорами ангельскими, чтобы одеть их одеянием непорочным, и даст им неувядаемые венцы и престолы непоколебимые, а Бог посередине пребудет. И не будут они испытывать ни голод, ни жажду, солнце не зайдет над ними и никакой зной не будет их мучить. Бог осушит каждую слезу на их глазах, и Сын воцарится с Отцом на веки веков».
Как мы видим, это совершенно иное, неортодоксальное понимание веры: и рождается дух от духа и плоть от плоти. Плоть – это то, что мешает духу достичь совершенства. Крещение дается не водой, а светом. Ради достижения света человек мог полностью отказаться от «своего греховного тела». Поэтому мученическая смерть на костре инквизиции воспринималась катарами не как смерть, а как освобождение духа от плоти. Духовное крещение принимали неофиты – это был ритуал вступления в тайное общество. Но то общество, которое было истинной церковью, а не сектой, и неофит в ней становился полноправным членом. Такое крещение у катаров называлось consolament и производилось оно через возложение рук. Старший обращался к неофиту: «…желаете ли Вы получить духовное крещение и святое Слово через возложение рук добрых людей, посредством которого в Божьей Церкви нисходит Святой Дух? О крещение этом Господь наш Иисус Христос говорит своим ученикам в Евангелии от Матфея (28:19-20): « Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века». Ритуал духовного крещения, это своего рода передача Святого Духа от тех, кто уже приобщен, тому, кто только начинает духовный путь. Духовное крещение – это наследие иудейской древности.
Мы узнали, кто такие катары и на чем строилась их религия и вера. Теперь вернемся к поэме Вольфрама.
Свой рассказ о главном герое Парцифале Вольфрам ведет из далекого прошлого, из предыстории семьи Парцифаля. Оказывается, отец его был рыцарь, который воевал в Палестине. Вскоре отцу наскучил прекрасный Восток и страсть к битвам потянула его на север, где он обрел жену и сына Парцифаля. Только увидеть сына ему не удалось – во время одного из походов отец погибает. Мать воспитывает ребенка в лесной глуши, ребенок ничего не знает о внешнем мире. Парцефаль вырос и однажды в лесу ему повстречался рыцарь. Парцефаль решил, что он бог и преклонил перед ним колени. Вскоре появились другие рыцари, они рассказали юноше о себе. Парцифаль решил отправиться с ними в путь и тоже стать рыцарем. Мать дает ему наставление об этикетах и смысле веры, имени Христа в ней мы не находим. С крохотным багажом сведений о большом мире юноша пускается в путь. На пути к королю Артуру с ним происходят всевозможные происшествия, в которых он выглядит нелепо. Но он быстро обучается, совершает подвиги. А потом наступает время похода к Граалю, это предначертано юноше судьбой. Он оказывается в замке Грааля, где видит богатую обстановку, больного хозяина замка. За трапезой вносят Грааль, он лежит на зеленом бархате (цвет посвящения) и освящает все ярчайшим светом. По Вольфраму видеть Грааль, владеть им может только «чистый, честный, кто сердцем кроток и беззлобен». Юноша хочет задать много вопросов о Граале хозяину дома, но не задает ни одного.
Утром он просыпается в пустом замке, нет ни хозяина дома, ни слуг. Он седлает коня и уезжает из замка, но его мучает то, что он не задал своих вопросов хозяину замка. Далее нам рассказывают, что он скитается в поисках подвигов, встречается с королем Артуром, видит странную деву – пророчицу, которая обвиняет его в том, что он не задал вопросов хозяину замка Грааля, поэтому хозяин замка будет продолжать болеть. Парцифаль решает отыскать замок Грааля и исправить свою ошибку. На своем пути он встречает паломников, которые говорят ему, что сегодня Пасха и все должны в этот день каяться. Паломники указывают ему дорогу к пещере святого отшельника, где можно покаяться. Парцифаль находит отшельника и сразу же признается тому, что уже пятый год объезжает окольными дорогами все святые храмы, только бы не видеть лица того бога, который над ним издевается. На что ему отшельник отвечает, что бог не может не помочь, и отшельник постиг это своим умом, изучив святые писание. Отшельник объясняет Парцифалю, что такое Бог.
«Бог – это Верность…Посему Будь верен Богу своему. Бог – Истина…к безбожью Идут, спознавшись с ложью…
Бог есть – Добро. А суть Добра В том, чтоб душа была добра. Что ни произошло бы – Все восприми без злобы.
Свой разум злобой осквернишь – Тем самым Бога очернишь… Добро – есть свет, а зло – есть тьма. И коль ты не сошел с ума, Внемли сему совету: Вернись к Добру и к Свету!»
Парцифаль спрашивает у отшельника о Граале, отшельник очень удивлен и говорит юноше:
«Каким путем ты, грешник, Мог прознать о нем? Лишь в небесах определяли, Кто смеет ведать о Граале. За что б тебе такая честь – Знать, что Грааль священный есть?!»
Парцифаль рассказывает свою историю и отшельник, успокоившись, рассказывает юноше о Граале: замок Мунсальвеш – священный замок, его охраняют избранные из избранных рыцари – храмовники, а сам
«Грааль, он тем и знаменит, Что человечью жизнь хранит… Исполнен к людям доброты, Грааль сохраняет их черты
До самой старости молодыми, Вот только делает седыми С теченьем лет их волоса – Знать, здесь бессильны все чудеса!.. В ночь на пятницу страстную Грааль, о коем повествую, Из – под заоблачных высот Белоснежного голубя на землю ждет. По заведенному порядку На камень дивную облатку Небесный голубь сей кладет. Так повторяется из году в год … Облаткою Грааль насыщается, И сила его не истощается, Не могут исчерпаться никогда Ни его питье, ни его еда, Ни сокровища недр, ни сокровища вод, Ни что на суше, в реке или в море живет.»
Грааль охраняет Братство Грааля. Временами на поверхности Грааля появляются письмена, в которых указано имя человека, призванного в Братство, его род, племя, пол. И вся жизнь этих людей – служение Граалю, за это они после смерти попадают в рай. По преданию, когда небеса сотрясла война сынов света и сынов тьмы, ангелы сберегли Грааль «для лучших, избранных чад земли». Все, кто приходит служить Граалю, - все они отважные воины. На седле твоего коня вышит голубь, а это знак Мунсальвеша. Голубь был любимым знаком катаров. Они нередко делали в стенах изображения летящих голубей, замечательные, сквозные изображения в мощных стенах. Они расшивали голубями одежду, рисовали голубей. Голубь был для них знаком святого Духа, сходящего с небес и касающегося крыльями веры человека.
Теперь читателям становится понятно, что голубь, спускающийся с небес к Граалю, - это сам святой Дух. Голубь кладет на Грааль облатку. «Облаткой (что-то наподобие хлебца, который дается при причастии) Грааль насыщается и сила его не истощается». Отшельник излагает некоторые факты из семьи хранителей Грааля, к которой Парцифаль принадлежит по рождению. Ему открывают тайну болезни хозяина замка Грааля. Сам отшельник в юности тоже был рыцарем, но пришло время, и он отказался от «военных забав», и дал обет уйти от мира. По описанию Вольфрама Братство Грааля больше напоминает военно-монашеский орден со строгим уставом. Один такой нам известен – тамплиеры, второго такого не было. Братья Грааля не имеют права воевать ради забавы или славы, только защищая права обездоленных. Братья Грааля служат ему, чтобы мир становился лучше.
В поэме Кретьена де Труа Грааль предстает перед нами в виде золотой чаши, богато украшенной камнями. У Вольфрама Грааль – это драгоценный камень. Был и алхимический Грааль (Философский камень) и Грааль Завета (Ковчег). Во времена Средневековья был отмечен бурным всплеск интереса к Граалю, а затем эта тема была предана глубокому забвению. С чем же это связано? Римская Церковь выступила Крестовыми Походами против еретиков. После 1250 года с югом Франции все было кончено, а после 1314 года было кончено и с теми, кто им сочувствовал.
Продолжение следует.
http://yugsegodnya.ru/enio/content/view/1134/73/